Ознакомьтесь с приведенным ниже отрывком из произведения Фомы Аквинского «Сумма против язычников». Ответьте на следующие вопросы

а) В чем Фома видит различие способов познания философа и верующего?

б) Какому способу он отдает предпочтение и почему?

Если что-либо относящееся к творениям совместно наблюдают философ и верующий, то их объяснения будут исходить из различных оснований. Ведь философ будет опираться в своих рассуждениях на собственные причины вещей, верующий же – на первопричину, т.е. он будет говорить: «Так дано в откровении», или: «Это относится к славе божией», или «Могущество божие беспредельно». Отсюда вера, коль скоро она созерцает высочайшую причину, может быть названа высшей мудростью в соответствии со словами писания (Второзак., IV6): «Это есть мудрость ваша и разумение перед лицом народов». И потому человеческая мудрость берет на себя услужение этой мудрости, признавая ее превосходство. Отсюда понятно и то, почему божественная мудрость порой опирается на основоположения человеческой философии. В самом деле, даже у философов Первая философия пользуется показаниями всех наук, чтобы сделать свой предмет яснее.

Из сказанного следует и то, почему обе дисциплины излагаются в различной последовательности. Ибо в философском учении, которое рассматривает творения в них самих и от них восходит к богопознанию, в самом начале рассматриваются творения и лишь в конце бог; напротив, в вероучении, которое рассматривает творения лишь в их соотнесенности с богом, вначале рассматривается бог и затем творение. И такая последовательность более совершенна, ибо обнаруживает больше сходства с процессом познания самого бога; ведь бог, познавая самого себя, через это созерцает и остальное (Против язычн., II, 4).

Тема 5

Обратитесь к тексту произведения Ф. Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» (с. 108-122) и объясните, что он понимает под ошибками, встречающимися в научных исследованиях.

«Я хочу разделить на три категории все то бесполезное и ненужное в науке, что главным образом и дает повод для нападок на нее. Мы называем бесполезным то, что является либо ложным, либо вздорным, т.е. то, чему не хватает либо истинности, либо практической целесообразности... Три вида извращений, которые дискредитируют науку...: пустые мечтания, пустые пререкания, пустые аффектации».

2. В этом же произведении (с. 156-157) найдите ответ на вопрос об основаниях классификации человеческого знания и охарактеризуйте особенности основных разделов знания: истории, поэзии, философии (Бэконовская классификация познания дана в Примечаниях к первому тому сочинений).

3. В «Афоризмах об истолковании природы и царстве человека» Ф. Бэкон ратует за строгость научного исследования, критикует умозрительность схоластической науки и философии, размышляет о значении опыта для достижения истинного знания (с. 34-36). Ознакомьтесь с этим фрагментом текста и объясните, в чем суть этой критики.

«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте». В чем смысл высказываний Ф. Бэкона о плодоносном и светоносном опыте?

Тема 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: