Философия - особая форма общественного сознания и познания мира вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу, духовной жизни.
Мировоззрение – система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксеологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительной сущности природного и социального мира.
Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективно-системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.
Научно-философское мировоззрение- это система понимания мира, места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой, оказывает активное влияние на развитие науки.
Религия – мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ — духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность и магических действий (культ религиозный), обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих.
Знание — форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.
Вера —мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов); во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в-третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдает себя.
Онтология — учение о бытие.
Бытие – это материальная или идеальная реальность, имеющая свои формы существования.
Социальная философия - автономная исследовательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и соцкультурных взаимодействий.
Рационализм –философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Практика — материально или предметно-практическая целенаправленная деятельность людей, в процессе которой человек познает, преобразовывает мир и самого себя.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающий, что все знание основано на опыте.
Метод — путь или способ познания.
Идеализм — категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм).
Интуитивизм — философско-методологическая установка, признающая «последним основанием» бытия и познания непосредственное «живое» отношение человека и мира, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект.
Материализм — монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе.
Пантеизм — религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог и мир суть одно.
Дуализм – параллельное независимое существование двух начал.
Теизм — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им.
Аксиология — часть философского учения, изучающая, что такое ценность, значение ценностного отношение человека к миру, его влияние на развитие общественных отношений и природы.
Страдание — претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги.
Совесть — способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние.
Праксеология – изучает роль практики как цели, основы и истинности познания.
Этика – Учение о морали и нравственности, о добродетельном человеческом поведении.
Познавательные отношения – соотношение объекта и субъекта в познании.
Мифология - (от греч. цш&ос, — предание, сказание и Aoyoç — слово, понятие, учение) — форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних этапов развития общества.
Античная философия.
Архе — начало, принцип, термин древнегреческой философии.
Космос – упорядоченная закономерность мира в целом. Это целостность первоначала мира всего.
Гармония - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.
Логос (греч. Xofoç — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) — понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы.(закон, разум, идея, порядок)
Душа – Духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющая жизнь, способности и личность человека.
Идея – форма постижения мира в мысли.
Движение — понятие философского дискурса, направленное на описание и объяснение онтологических характеристик природы и предполагающее определенную концептуальную схему или научно-исследовательную программу, в которых по-разному интерпретируется связь движения с пространством, временем, материей.
Мышление — процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата.
Форма — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. Время — форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития.
Хаос – противоположность космосу, неограниченность, отсутствии гармонии (неупорядоченное первовещество).
Ум – есть форма всех форм, предельное понятие бытия.
Диалектика - (греч. оихАяктисп — искусство вести беседу, спор) —логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.
Объективная диалектика – развитие, изменчивость самого материального объекта, при этом развитие понимается как независимое от сознания субъекта.
Субъективная диалектика – учение о закономерности развития бытия человеческого сознания.
Субстанция - (substantia — подлежащее, лежащее в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, или свойств, существующих в другом и через другое.
Энтелехия — понятие древнегреческой философии, означающее действительность и завершенность всякой вещи, прежде всего живого существа, а также то, что приводит вещь из потенциального состояния к действительному существованию и удерживает ее в бытии, т. е. форму или душу.
Категории — фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий. Категории по своей функции, будучи общими родами высказывания, отличаются от первоначал бытия и от принципов, лежащих в основании философского и научного знания, хотя нередко, особенно в древней философии, первоначала бытия отождествлялись с категориями как всеобщими определениями бытия.
Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия;
Количество — философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях.
Качество — философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет.
Отношение — связь между некоторой сущностью и тем, что с ней соотнесено.
Положение – местонахождение, как положение в пространстве.