Немецкая классическая философия

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - определенный период в развитии немецкой философской мысли - с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Одновременно Н.К.Ф. - это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма и т.н. философской классики.

Вещь - в - себе — философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей.

Трансцендентальный субъект – «высшее основоположение» априорных синтетических суждений.

Апостериори и априори — понятия, обозначающие соответственно знание, получаемое из опыта, и знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Категорический императив – базовое понятие в этике Канта, фиксирующее обозначение нравственное предписание, имеющий силу безусловного принципа человеческого поведения.

Абсолютный дух - высшая категория философской системы Гегеля, означающая наиболее развитую форму бытия абсолютной идеи, высшую конкретность; это сознающая себя абсолютная идея.

Антиномия — контрадикторное противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным или логически выводимым в рамках некоторой научной теории.

Марксизм.

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание, которой, составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Общественно – экономическая формация – конкретно исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества.

Способ производства —этап исторического развития, характеризующийся определённым образом жизни на основе определённых технологий.

Революция — резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности.

Диктатура — единовластное и безусловное правление одного лица (основное значение) или одной политической силы — олигархической группы, класса (диктатура буржуазии, пролетариата и др.).

Общественное бытие – вся материальная жизнь людей. В первую очередь матер. Производства и складывается в процессе этого отношения людей, а матер. Сторон жизни семьи, классов, наций и другие соц. Обществе.

Отчуждение — Объективация качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект воздействия.

Опредмечивание и распредмечивание - категории марксистской философии, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность. Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом». Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.

Общественное сознание - духовная жизнь общества.

Противоречие – единство взаимно исключаешься и одновременно взаимополагающеиеся друг другу противоположности.

Снятие — понятие философской системы Гегеля. Ее смысл раскрывается в контексте концепции развития, первый этап которого обосновывается тезисом, который затем снимается в антитезисе; такое снятие не означает абсолютного упразднения — последующая ступень развития вбирает в себя то позитивное, что содержалось в тезисе. Затем снимается и антитезис, позитивные элементы которого также сохраняются на более высокой ступени — в синтезе обеих предшествующих ступеней тезиса и антитезиса, так что снятие на этой последней ступени выступает как отрицайте отрицания. Т. о., снятие является одновременно как сохранением, так и упразднением: «...оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец»

Триада - превратил триаду в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание).

Абсолютная идея - центральное понятие философии Гегеля. В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание; 2) аспект активности, деятельности как проявление имманентно присущей ей способности к самосозиданию и саморазвитию; 3) «самосознание»: абсолютная идея как сознающая себя «тотальность». В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего.

Коперниканский переворот Канта. Канта пытается оценить имеющиеся у человека знания и идеи двумя путями. Исходя из того, что человек существует объективно от окружающего мира. Мир окружающий независим, но человек связан с этим миром через ощущения, благодаря которым он получает информацию об этом мире. Однако ощущения не могут давать достоверного знания, они несовершенны. Но существует такие вещи как материя естествознания, метофизика, которые большинство своей частью являются знанием достоверным, всеобщим и необходимым. И задаются вопросом: «тогда от куда эти знания?» Эти знания в человеке заложены оприорно, до опыта.

Феномен — явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

Человек — существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности.

Просвещение — особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 в. Отличается антифеодальной направленностью, стремлением создать программу социальных преобразований и cформировать новый идеал человека.

Монадология — концепция, согласно которой мир состоит из сущностей (монад), каждая из которых имеет все свойства целого.

Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

Методика, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату.

 

Иррационализм.

Иррационализм - Это совокупность философских течений, представители которых критически относятся к рационализму и отстаивают приоритет иррациональных источников и способов познания мира.

Философия жизни - общее обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, причем в большинстве случаев термин использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, но для прояснения отдельных ее аспектов.

Воля – у Шопенгауэра - «слепая бессмысленная, иррациональная первопричина мира, создающая и мир, и человека», когда речь идет о мире в целом, то подразумевается Мировая воля – всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего, каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека. Все, что существует в мире (природа, сам человек, его порывы и инстинкты) - все есть проявление этой воли – воли к жизни. В мире нет смысла, но человек обречен на то, чтобы искать себя и искать смысл своего существования. «Воля к жизни» - проявление Мировой воли применительно к человеку. Мировая воля представляет собой «вещь в себе», которая находится вне времени и пространства. В мире нет ничего, кроме проявлений Мировой воли.

Воля к власти - центральное понятие в философии позднего Ницше, обозначающее принцип истолкования и новое начало всемирного космического процесса, объяснение всего совершающегося в мире как таковом, его субстанциальную основу фундаментальную движущую силу.

Сверхчеловек – это особый тип людей, которые по своему могуществу должны превзойти существующего человека.

Экзистенциализм

Экзистенциализм (от позднелат. existentia — существование), или философия существования, — философское направление, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во

Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма еще во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С де Бовуар).

Экзистенция – понятие европейской философии, выражающее один из аспектов бытия.

Пограничная ситуация – момент глубочайшего потрясения (болезнь, авария, отчаяние, страх, страдание), наиболее ярко и полно раскрывает смысл бытия.

Осевое время – это время рождения философской веры - 8-3 вв. до н.э. В этот период в разных культурах древнего мира (Древняя Греция, Индия, Китай) появляются учения о едином начале мира. С этого времени человечество начинает мыслить о себе как о едином. В это время на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.

Dasein (Хайдеггер) -«Вот-Бытие», через это понятие Х. определяет человека как экзистенцию. Главная задача Х. – определить отношения человека к бытию. Важнейшим свойством бытия является открытость. Эта открытость обращена к сознанию человека (экзистенции).Dasein открыто для открытости бытия. Это означает, что человеческое призвание в мире – раскрывать смыслы бытия, отвечая на его зов.

Позитивизм

Позитивизм — Это направление в западной философии, утверждающее, что подлинное знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения.

Сцентизим — идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире.

Антисциентизм - идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру(э). - ф.направление, которое ищет опору в иррациональных и интуитивистских предпосылках и предположениях(л).

Принцип фальсификации(Поппер) – свидетельством научности теории является ее принципиальная опровергаемость: если теория построена так, что не допускает опровержения, то она стоит вне науки; противоположность принципу верификации - наука нуждается не в подтверждении, а в опровержении.

Верификация – понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Все предложения, которые не подвержены ей, не имеют значения для науки, бессмысленны (главный критерий научности знаний в неопозитивизме, не является универсальным и не всегда может быть использован). Принцип верификации - свидетельством научности теории является ее подтверждаемость.

Научно-исследовательская программа(Лакатос) –непрерывная последовательность теорий, объединяемых общим базисом неопровержимых, нефальсифицируемых положений («жесткое ядро» программы),вокруг которых выстраивается «защитный пояс» из гипотез и теоретических идей; пояс призван защищать жесткое ядро, он постоянно видоизменяется, а жесткое ядро остается неизменным.

Наука по Лакатосу- процесс конкуренции исследовательских программ.

Имплицитное знание(Полани) – личностное неявное, скрытое знание, невыразимое в словах; содержащееся в недоступном внешнему наблюдению практическом мастерстве, навыках. составляет мастерство творящего в науке человека.

Эпистемологический анархизм(Фейерабенд) – концепция, в основании которой лежит утверждение об абсолютной свободе научного твор­чества, в первую очередь свободе от претензий научной методологии на универсальность и объективность; провозглашает отсутствие каких-либо универсальных критериев истинности знания, а навязывание таких критериев рассматривает как препятствие для свободного развития науки.

Неопозитивизм – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений

философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр.

Пародигма (Куна) теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Стремясь построить теорию научных революций, Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию парадигмы, т. е. «...признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Смена парадигмы представляет собой научную революцию. Трактовка Куном понятия парадигмы вызвала дискуссию, в ходе которой отмечалась неоднозначность этого понятия. Неоднозначность понятия парадигмы, под которой у Куна понимается и теория, признанная научным сообществом, и правила и стандарты научной практики, и стандартная система методов и т. п., потребовала от него пересмотра и конкретизации этого понятия, что было осуществлено в понятии «дисциплинарная матрица» и ее компонентов.

Истина – это процесс движения от относительного знания к истинному.

Критерий научности знаний – логический, эмпирический, экстралогический и не эмпирический, праксеологический.

Русская философия.

Соборность- понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви.

София (по Соловьеву) — совокупность идей, концепций, учений о Софии Премудрости Божией, сложившихся в рамках эллинистической, ветхозаветной и новозаветной традиций.

Славянофильство и западничество — направление в русской философии и социальной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада.

ЗАПАДНИЧЕСТВО — течение русской общественно-политической мысли, окончательно оформившееся в 40-х гг. 19 в. в полемике со славянофильством.

Культурно исторические типы (По Данилевскому) – самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н. Я.Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге «Россия и Европа».

Русская идея — философский термин, введенный С Соловьевым в 1887—88. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества.

 

 

Сублимация(З.Фрейд) – процесс, в результате которого биологическая энергия, заключенная в бессознательных влечениях, реализуется в социально допустимых, одобряемых обществом формах. Энергия влечений отклоняется от их прямой цели – получения удовольствия, и направляется на более отдаленные, социально приемлемые идеи.

Архетипы(Юнг) - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: