Средневековая философия. – религиозная точка зрения в вопросе о сущности религии, ее происхождении, критикует религиозные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии

Апологетика

– религиозная точка зрения в вопросе о сущности религии, ее происхождении, критикует религиозные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.

Патристика — это доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия.

Теодицея (от греч. бог и справедливость) — «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств, управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом темных сторон бытия.

Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике.

Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой рассматривается как непосредственно созданный Богом.

Экзегетика (греч. истолковываю) — Раздел богословия, истолковываются библейские тексты, изъяснение библейских текстов, учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнен вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

Универсалии – слова, обозначающие все то, что по природе своей способно сказываться о единичных вещах, а именно свойства или отношения.

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Томизм — философское течение, основывающееся на учении Фомы Аквинского;

Неотомизм — наиболее авторитетное течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского.

Философия Возрождения.

Гуманизм – особое явление духовной жизни эпохи возрождения.

Счастье — понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Достоинство — характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

Макрокосмос и микрокосмос - большой мир и малый мир, под большим миром понимается вся Вселенная, под малым — организованное существо, животное или же человек как живая, мыслящая, обладающая душой ее часть.

Мировая душа — единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами.

Антропоцентризм — философское учение согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Детерминизм (от лат. determino — определяю) — общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.

Новое время.

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

Основные представители: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт (Барух) Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Дэвид Юм.

Рефлексия — понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека. Рефлексия в конечном итоге есть осознание практики, мира культуры и ее модусов — науки, искусства, религии и самой философии. В этом смысле рефлексия есть способ определения и метод философии, а философия — рефлексия разума. Рефлексия мышления над предельными основаниями знания и жизнедеятельности человека составляет собственно предмет философии.

Натурфилософия (философия природы) — область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека.

Природа — «совокупность всего сущего», и одновременно как «противостоящий человеку объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от него мир».

Закон — необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение.

Объект — то, на что направлена активность субъекта.

Субъект — носитель деятельности, сознания и познания.

Индукция — способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе ряда частных предпосылок.

Дедукция (от лат. выведение) — суждение частного случая выносится на основе общих правил.

Договор общественный - люди, находясь в естественном состоянии, по свободному соглашению создают такой институт, который силой закона надежно обеспечивает их естественные, данные им от рождения права и кладет начало их собственно гражданской жизни.

Анализ (от греч. разложение, расчленение) - процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношения между предметами на части.

Синтез (от греч. соединение) — соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Метафизика - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого – либо типа бытия.

Познание — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково—символических систем, опосредующих

взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: