Тема III. Структура научного знания (8 часов)

 

Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии и различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического познания. Задачи, объект, средства, процедуры, результат эмпирического познания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования фактов. Проблема теоретической нагруженности факта. Эмпирическое познание в социально-гуманитарных науках. Специфика наблюдения и эксперимента в социально-гуманитарных науках.

Структура теоретического познания. Задачи, объект, средства и процедуры теоретического познания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Гипотетико-дедуктивные концепции теоретических знаний и их ограниченность. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Возможности дедуктивных методов в социально-гуманитарном знании. Развертывание теории как процесс решения задач. Математизация теоретического знания. Математизация в социально-гуманитарных науках.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размеренность. Система идеалов и норм как схема метода действительности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (НКМ как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философские обоснования как условие включения научных знаний в культуру.

Динамика науки как процесс порождения нового знания. Проблемная ситуация как начало научного исследования. Проблема, задачи в структуре исследования. Формирование первичных гипотез, теоретических моделей. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретического знания. Механизмы развития научных понятий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Взаимодействие традиций и инноваций в возникновении нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Типы научных революций. Типы рациональности. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Глобальные революции и типы научной рациональности. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для становления новых типов рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: