Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин в структуре СГН в ХХ веке. Глобализация всех сторон общественной жизни и возрастание роли знания в обществе. Глобализация и локализация. «Общество знания». Общество риска. Роль научных экспертиз. Смена культурной парадигмы: от культуры модерна (Просвещения) и культуре постмодерна (Постпросвещения). Становление личностно ориентированной культуры, «культуры подиума». Проблема переориентации просвещенческой системы образования с обучения на воспитание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука и проблема диалога культур.
Рекомендуемая основная литература по Разделу II
1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. Соч.: в 7 т., Т. 5, М., 1996.
2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХI в. Новые направления исследования. М., 1998.
3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. // Избр. произведения. М., 1990.
|
|
4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
5. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995, № 10.
6. Дробницкий О.Г. Моральная философия / сост. А.Г. Апресян. М., 2002.
7. Культура: теории и проблемы. М., 1995.
8. Конев В.А. Социальная философия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006.
9. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
10. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.
11. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение – Историзм. М., 1998.
12. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
13. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.
14. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.
15. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
16. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.
17. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. / Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М., 2006.
18. Социальное знание и социальные изменения. Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.
19. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
20. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.
21. Философия социальных и гуманитарных наук. Под общей ред. проф. С.А. Лебедева. М.: 2006.
Дополнительная литература
1. Бек У. Общество риска. М., 2000.
2. Бергер П. Лукман Н. социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2995.
3. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.
|
|
4. Конев В.А. Философия хх века в поисках новой парадигмы // Философия, общество, культура. Самара, 2007.
5. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гумм анитарное знание. М., 1991.
6. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
7. Розов М.А. Проблема объяснения и понимания в гуманитарных науках // Философия, общество, культура. Самара, 2007.
8. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.
9. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
10. Сыров В.Н. Введение в философию истории. Своеобразие исторической мысли. М., 2006.
Темы практических занятий для аспирантов по курсу
"Философия и история науки"
Раздел "Философия науки"
Занятия 1. Семинар
Тема: Наука в историческом измерении.
1. Наука как предмет гносеологии от античности до современности. Основные гносеологические концепции науки: классическая и неклассическая.
2. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Наука как свободное искусство античности. Созерцательный концепт науки в средневековье. Наука как опытное знание в эпоху нового времени. Неклассический и постнеклассический этапы развития науки.