Тема IV. Место и роль СГН на современном этапе истории (4 часа)

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин в структуре СГН в ХХ веке. Глобализация всех сторон общественной жизни и возрастание роли знания в обществе. Глобализация и локализация. «Общество знания». Общество риска. Роль научных экспертиз. Смена культурной парадигмы: от культуры модерна (Просвещения) и культуре постмодерна (Постпросвещения). Становление личностно ориентированной культуры, «культуры подиума». Проблема переориентации просвещенческой системы образования с обучения на воспитание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука и проблема диалога культур.

 

 

Рекомендуемая основная литература по Разделу II

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. Соч.: в 7 т., Т. 5, М., 1996.

2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХI в. Новые направления исследования. М., 1998.

3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. // Избр. произведения. М., 1990.

4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

5. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995, № 10.

6. Дробницкий О.Г. Моральная философия / сост. А.Г. Апресян. М., 2002.

7. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

8. Конев В.А. Социальная философия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006.

9. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

10. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

11. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение – Историзм. М., 1998.

12. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

13. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.

14. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

15. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

16. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

17. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. / Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М., 2006.

18. Социальное знание и социальные изменения. Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.

19. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

20. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

21. Философия социальных и гуманитарных наук. Под общей ред. проф. С.А. Лебедева. М.: 2006.

 

Дополнительная литература

 

1. Бек У. Общество риска. М., 2000.

2. Бергер П. Лукман Н. социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2995.

3. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

4. Конев В.А. Философия хх века в поисках новой парадигмы // Философия, общество, культура. Самара, 2007.

5. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гумм анитарное знание. М., 1991.

6. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

7. Розов М.А. Проблема объяснения и понимания в гуманитарных науках // Философия, общество, культура. Самара, 2007.

8. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

9. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

10. Сыров В.Н. Введение в философию истории. Своеобразие исторической мысли. М., 2006.

 

 

Темы практических занятий для аспирантов по курсу

"Философия и история науки"

Раздел "Философия науки"

Занятия 1. Семинар

Тема: Наука в историческом измерении.

1. Наука как предмет гносеологии от античности до современности. Основные гносеологические концепции науки: классическая и неклассическая.

2. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Наука как свободное искусство античности. Созерцательный концепт науки в средневековье. Наука как опытное знание в эпоху нового времени. Неклассический и постнеклассический этапы развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: