Глава lXVIII. О четырех диалектических приемах

Следует иметь в виду, что существует четыре диалектических или логических приема: разделительный - который разделяет род на виды через промежуточные разности; определительный - который, исходя из рода и разностей, выделенных разделительным приемом, определяет подлежащий предмет; аналитический - разлагающий более сложный предмет на простейшие составные части, т.е. тело - на соки, соки - на плоды, плоды - на четыре стихии, стихии - на материю и форму; доказательный - который доказывает выставленное положение через посредство среднего термина. Например, мне нужно доказать что душа бессмертна. Я беру какой-нибудь средний термин, например, находящееся в постоянном движении, и строю такой силлогизм: душа находится в непрерывном движении; то, что находится в непрерывном движении, бессмертно; следовательно, душа бессмертна.

Следует иметь в виду, что силлогизмы составляют часть доказательства. Следует заметить, что анализ бывает трех видов. Есть анализ физический, наподобие того, о котором говорилось выше. Есть анализ логический, когда мы расчленяем данный силлогизм, подводя его под соответствующую фигуру. Есть анализ математический, когда мы, приняв искомое за известное, доходим до чего-либо несомненного, заключая отсюда к истине подлежащего доказательству положения. Пусть искомым будет у нас положение: бессмертна ли душа? Я принимаю это искомое за известное и говорю: если душа бессмертна, то существует воздаяние за дурные и добрые дела. А если существует воздаяние, то есть судимый и судящий. Если же есть судимый и судящий, то есть Промыслитель и промышление. Отсюда, наконец, соединяя все вместе, говорю: так как есть промышление и Судья, то есть и воздаяние; а так как есть воздаяние, то есть и судимый. Если же есть судимый, то необходимо, чтобы душа была бессмертной.

Объяснение слов

Необходимость есть причина силы.

Стихия вообще есть то, из чего что-либо первоначально происходит и в то же, наконец, разрешается. В частности же стихия есть то, из чего происходит тело и в то же разрешается, т.е. огонь, вода, воздух, земля. Огонь - тело тончайшее и самое горячее и самое сухое; земля - тело самое сухое и самое тяжелое; вода - тело влажное и очень холодное; воздух - тело самое влажное и мягкое. Рождение - движение по существу из не сущего к бытию. Рост - движение в количестве в отношении увеличения. Убыль -движение в количестве в отношении уменьшения. Перемена - движение в качестве для изменения. Ношение - движение с места на место, Обношение - движение на том же месте. Самодвижение - движение души и в животных. Время - мера движения и число раннейшего и позднейшего в движении. День есть ношение солнца над землей, или время, в течение которого солнце несется над землей. Ночь есть тень земного тела, или время, в продолжение которого солнце несется под землей. День и ночь есть обращение мира вокруг. Месяц - время от соединения луны с солнцем до следующего соединения. Год - время, в течение которого солнце проходит круг Зодиака. Благовремение (kairos) - время успеха. Безвременье есть отсутствие времени, необходимого для достижения предмета желаний ищущего. Время (ho|ra) - четвертая часть года или двенадцатая часть дня, цветущая пора души или расцвет тела. Весна - время, когда господствует влажность лето - время, когда господствует теплота, осень - время, когда господствует суша, зима - время, когда господствует холод. "Бородатая звезда" (Po|gonias, barbata stella) - звездовидное собрание огня. имеющее впереди лучи. Комета есть огневидное собрание звезд, наподобие волос на голове, испускающее вокруг себя лучи. Dokias есть звездоводный шест, или бревно, испускающее огненный луч вверх. Факел (lampas) есть пламя и собрание огня. Радуга (iris) есть священное отражение солнца на выпуклом и влажном облаке, являющееся на своде небесном в виде круга. Образуется она через сгущение воздуха.

"Побочное солнце" (pare|lios) есть круглое облако, плотное, подобное солнцу, или отражение солнца на плотном и ровном облаке. Гром есть спиралеобразный дух, производящий огненное движение, несущийся сверху вниз пламенным огнем и воспламеняющий кругом. Ураган есть спиралеобразное движение мрачного воздуха, направленное сверху на землю. Буря (pre|ste|r) есть спиралеообразное движение прозрачного воздуха, несущееся сверху. Гроза (ske|ptos) есть гром без облаков. Град (chaladza) есть замерзшая вода, сжавшаяся над землей. Лед есть вода, замерзшая на земле. Снег есть полузамерзшая вода, нисходящая из облаков на землю. Иней есть замерзшая вода, прикрепленная к земле другим влажным предметом. Ливень (ombros) есть масса воды, выделяющейся из облаков; дождь (huetos) есть собрание капель. Капля (psekas) есть влага множества мелких капель. Облако есть стечение туч. Пар есть множество испарений на земле. Озеро есть множество воды, приятной и собранной в одно место, благодаря скату и наклону находящейся в состоянии покоя. Море есть вода соленая и горькая, наполняющая углубления самой нижней земли. Ключ есть начало тайного источника или вода, появляющаяся и вытекающая при изменении земли. Землетрясение есть движение воздуха, происходящее под землей и принуждающее ее наклоняться. Огненный пирократ есть устье подземного огня, который течет наружу, и отдушина. Лира есть основа, снабженная струнами.

© Церковность


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: