Основной бюджет предприятия
Основной бюджет предприятия – это совокупность документов, включающих показатели прогноза объема продаж, объема производства, производственной себестоимости, характеризующая эффективность основной деятельности предприятия.
Основной бюджет состоит из 2 частей:
1) Операционный бюджет, включающий:
· бюджет продаж;
· бюджет производства;
· бюджет производственных запасов;
· бюджет прямых затрат на материалы;
· бюджет производственных накладных расходов;
· бюджет прямых затрат на оплату труда;
· бюджет коммерческих расходов;
· бюджет управленческих расходов;
· прогнозный отчет о прибыли.
2) Финансовый бюджет, включающий:
· инвестиционный бюджет;
· бюджет денежных средств;
· прогнозный баланс.
Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы. Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.
|
|
Блок-схема формирования основного бюджета
Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции.
Бюджет продаж – это первый и самый важный шаг составления основного бюджета, поскольку оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.
В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:
· бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
· бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
· бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
· в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в определенный период времени (предоплата, оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, составит безнадежный долг).
Бюджет продаж
Наименование | … | Итого за год | ||||
1. Запланированные продажи, ед. - продукт А - продукт Б | ||||||
2. Цена за единицу, руб. - продукт А - продукт Б | ||||||
3. Запланированные продажи, тыс. руб. - продукт А - продукт Б | ||||||
Всего продажи |
Коэффициенты относительной оплаты продукции
|
|
1 период | 2 период | … | N период | |
Предоплата (оплата в месяце предыдущем отгрузке) | 7 % | 5% | … | 0% |
Оплата в месяце отгрузки | 65% | 75% | … | 80% |
Оплата в следующем за отгрузкой месяце | 25% | 15% | … | 17% |
Безнадежная задолженность | 3% | 5% | … | 3% |