Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:
· оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
· оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
· выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
· спрогнозировать положения предприятия на рынке капиталов.
Понятие "анализ" буквально означает декомпозицию изучаемого объекта на части, составляющие и элементы. Анализ финансового состояния преследует несколько целей:
· идентификацию финансового положения;
· выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
· выявление основных факторов, вызвавших изменение в финансовом состоянии;
· прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.
Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и результаты их использования. Содержание и основная целевая установка финансового анализа – это оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.
|
|
Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия и зависит от целого ряда производственно-финансовых факторов и обусловлено всеми видами финансовых отношений предприятия с бюджетом, налоговыми органами, банками, кредиторами и т.д.
Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критериями оценки финансового состояния оказываются ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. С позиции долгосрочной перспективы финансовое состояние предприятия характеризуется структурой источников средств, степенью зависимости от внешних инвесторов и кредиторов, эффективностью использования имеющихся ресурсов.
Субъектами анализа, т.е. теми физическими или юридическими лицами, которые проводят анализ, могут выступать как внешние (аудиторские фирмы, рейтинговые агентства и т.д.), так и внутренние (финансово-экономические отделы, инвестиционные отделы и т.д.) структуры. Субъекты анализа передают его результаты различным пользователям информации как непосредственно, так и косвенно заинтересованным в деятельности предприятия. К числу внешних пользователей следует отнести собственников предприятия, кредиторов (банки и другие кредитные предприятия), потенциальных инвесторов, поставщиков, потребителей, налоговые органы. К числу внутренних пользователей обычно относят топ-менеджмент компании и персонал, стоящий на более низких уровнях управления, профсоюзные организации. Каждый из потребителей аналитической информации оценивает ее исходя из своих интересов и представлений. Так, собственники интересуются оценкой роста собственного капитала компании, эффективностью использования ресурсов менеджментом предприятия, а также возможностями получения дивидендов. Кредиторы стараются понять сможет ли предприятие выполнить обязательства по уже полученным кредитам, целесообразно ли предоставлять новый кредит и на каких условиях. Потенциальные инвесторы пытаются определить, что они смогут получить вложив деньги в капитал предприятия. Наконец, покупателям и поставщикам не безразлично обанкротится предприятие или нет, можно ли сделать его более сговорчивым по продажным (покупным) ценам. Интерес в анализе со стороны высшего руководства предприятия объясняется в первую очередь желанием сохранить свою позицию или создать трамплин для прыжка в своем карьерном росте и увеличении благосостояния. Во многом схожие интересы преследует при оценке полученной информации персонал.
|
|
Следует отметить, что углубленный анализ финансового состояния может быть произведен только при наличии на предприятии адекватного управленческого учета и отчетности.
Таблица 5.1
Характеристика интересов и целей финансового анализа различных участников коммерческого дела
Группы участников | Вклад | Компенсация | Основные направления анализа |
Собственники | Вложения денежных средств в уставной капитал | Дивиденды, рост курсовой стоимости акций | Финансовые результаты, устойчивость положения, рост капитала |
Кредиторы | Займы, кредиты | Проценты | Ликвидность, Обеспеченность выполнения кредитных договоров |
Руководство (топ-менеджмент) | Знания, компетентность и время | Оплата труда, получение привилегированных акций | Аспекты деятельности фирмы, обеспечивающие сохранению позиций и карьерный рост |
Персонал | Труд и время | Заработная плата и отчисления на социальные нужды | Эффективность хозяйственной деятельности, возможность увеличения заработной платы |
Поставщики | Поставка товара | Цена продукции | Финансовое состояние |
Покупатели | Закупка товара | Цена продукции | Финансовое состояние |
Государственные органы | Создание инфраструктуры функционирования бизнеса | Фискальные платежи | Финансовые результаты |
Цели пользователей аналитической информации могут быть самыми различными, но все они сходятся в главном — это получение ключевых для себя показателей, позволяющих дать максимально точную оценку, как текущего состояния объекта, так и перспектив его развития. В табл. 5.1 дана примерная характеристика целей и интересов пользователей информации.
Субъекты анализа могут быть непосредственно заинтересованы или не заинтересованы в деятельности предприятия. Во втором случае они должны защищать интересы определенной группы потребителей отчетности. Не заинтересованных субъектов анализа называют независимыми. В качестве независимых субъектов анализа выступают аудиторские фирмы, консультанты, юристы, пресса и т.д..