Основные цели и задачи финансового анализа

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

· оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

· оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

· выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

· спрогнозировать положения предприятия на рынке капиталов.

Понятие "анализ" буквально означает декомпозицию изучаемого объекта на части, составляющие и элементы. Анализ финансового состояния преследует несколько целей:

· идентификацию финансового положения;

· выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

· выявление основных факторов, вызвавших изменение в финансовом состоянии;

· прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

 

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и результаты их использования. Содержание и основная целевая установка финансового анализа – это оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия и зависит от целого ряда производственно-финансовых факторов и обусловлено всеми видами финансовых отношений предприятия с бюджетом, налоговыми органами, банками, кредиторами и т.д.

Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критериями оценки финансового состояния оказываются ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. С позиции долгосрочной перспективы финансовое состояние предприятия характеризуется структурой источников средств, степенью зависимости от внешних инвесторов и кредиторов, эффективностью использования имеющихся ресурсов.

Субъектами анализа, т.е. теми физическими или юридическими лицами, которые проводят анализ, могут выступать как внешние (аудиторские фирмы, рейтинговые агентства и т.д.), так и внутренние (финансово-экономические отделы, инвестиционные отделы и т.д.) структуры. Субъекты анализа передают его результаты различным пользователям информации как непосредственно, так и косвенно заинтересованным в деятельности предприятия. К числу внешних пользователей следует отнести собственников предприятия, кредиторов (банки и другие кредитные предприятия), потенциальных инвесторов, поставщиков, потребителей, налоговые органы. К числу внутренних пользователей обычно относят топ-менеджмент компании и персонал, стоящий на более низких уровнях управления, профсоюзные организации. Каждый из потребителей аналитической информации оценивает ее исходя из своих интересов и представлений. Так, собственники интересуются оценкой роста собственного капитала компании, эффективностью использования ресурсов менеджментом предприятия, а также возможностями получения дивидендов. Кредиторы стараются понять сможет ли предприятие выполнить обязательства по уже полученным кредитам, целесообразно ли предоставлять новый кредит и на каких условиях. Потенциальные инвесторы пытаются определить, что они смогут получить вложив деньги в капитал предприятия. Наконец, покупателям и поставщикам не безразлично обанкротится предприятие или нет, можно ли сделать его более сговорчивым по продажным (покупным) ценам. Интерес в анализе со стороны высшего руководства предприятия объясняется в первую очередь желанием сохранить свою позицию или создать трамплин для прыжка в своем карьерном росте и увеличении благосостояния. Во многом схожие интересы преследует при оценке полученной информации персонал.

Следует отметить, что углубленный анализ финансового состояния может быть произведен только при наличии на предприятии адекватного управленческого учета и отчетности.

Таблица 5.1

Характеристика интересов и целей финансового анализа различных участников коммерческого дела

Группы участников Вклад Компенсация Основные направления анализа
Собственники Вложения денежных средств в уставной капитал Дивиденды, рост курсовой стоимости акций Финансовые результаты, устойчивость положения, рост капитала
Кредиторы Займы, кредиты Проценты Ликвидность, Обеспеченность выполнения кредитных договоров
Руководство (топ-менеджмент) Знания, компетентность и время Оплата труда, получение привилегированных акций Аспекты деятельности фирмы, обеспечивающие сохранению позиций и карьерный рост
Персонал Труд и время Заработная плата и отчисления на социальные нужды Эффективность хозяйственной деятельности, возможность увеличения заработной платы
Поставщики Поставка товара Цена продукции Финансовое состояние
Покупатели Закупка товара Цена продукции Финансовое состояние
Государственные органы Создание инфраструктуры функционирования бизнеса Фискальные платежи Финансовые результаты

 

Цели пользователей аналитической информации могут быть самыми различными, но все они сходятся в главном — это получение ключевых для себя показателей, позволяющих дать максимально точную оценку, как текущего состояния объекта, так и перспектив его развития. В табл. 5.1 дана примерная характеристика целей и интересов пользователей информации.

Субъекты анализа могут быть непосредственно заинтересованы или не заинтересованы в деятельности предприятия. Во втором случае они должны защищать интересы определенной группы потребителей отчетности. Не заинтересованных субъектов анализа называют независимыми. В качестве независимых субъектов анализа выступают аудиторские фирмы, консультанты, юристы, пресса и т.д..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: