КАИС в системе Министерства финансов России

Корпоративные автоматизированные информационные системы - КАИС

В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАИС в системе Министерства финансов России

В сфере экономики мощный пласт ее информационного ресурса составляет финансовая информация. Подавляющий объем финансовой информации и соответствующих информационных технологий относится к системе Министерства финансов России. Автоматизированная ИСМинистерства финансов (АИС«Финансы») — часть единой общегосударственной информационно-телекоммуникационной системы. АИС«Финансы» предназначена для автоматизированного сбора, учета, обработки, обобщения и анализа финансовой информации, обмена ею по каналам связи, а также для взаимодействия с государственными органами и другими внешними организациями и системами. АИС «Финансы» - территориально-распределенная ИС, которая обслуживает информационные потребности сотрудников центрального аппарата Министерства финансов, Главного управления Федерального казначейства, территориальных структурных подразделений на региональном и районном уровнях - финансовых органов, отделений Федерального казначейства, контрольно-ревизионных управлений и органов страхового надзора. Она имеет информационные связи и с прямыми получателями бюджетных средств. АИС «Финансы» взаимодействует с другими ИС органов государственной власти и управления. Она позволяет качественно, на основе формирования оптимальных макроэкономических пропорций осуществлять государственное финансовое планирование.

В настоящее время в базе данных (БД) системы Министерства финансов РФ хранятся большие объемы финансовой информации различного уровня обработки. Большая часть финансовых органов ведет обработку информации по бюджетным расчетам только на компьютерах. Значение этой информации трудно переоценить. Она востребована на всех уровнях управления народным хозяйством, во всех его отраслях.

Методы работы финансовых органов предусматривают взаимодействие и обмен информацией с внешними организациями, поэтому объемы информационных потоков резко возрастают. В связи с этим ведется постоянная работа по созданию общегосударственной системы учета и контроля бюджетных финансовых потоков, связанной с БД Министерства финансов, Пенсионного фонда, Центрального банка, МВД и других органов. Реализация такой системы невозможна без создания принципиально новых технологий на основе применения последних достижений в области компьютерных сетей, управления БД и разработки прикладного программного обеспечения (ПО).

Назначение АИС «Финансы». Такие масштабные системы, как АИС «Финансы», создаются для достижения сложных и исключительно важных целей. Перечислим основные задачи, для решения которых разработана АИС «Финансы:

повышение оперативности планирования и прогнозирования бюджета;

оптимизация управления доходами и расходами федерального бюджета;

усиление контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов,

находящихся в ведении бюджетных единиц и распорядителей средств;

поддержка стратегии маневрирования государственными финансовыми ресурсами, оптимизации и управления бюджетными потоками по территориям;

прогнозирование показателей исполнения бюджета и государственных финансовых ресурсов, совершенствование исполнения расходов бюджета.

Вследствие сложности, многовариантности задач и большой ответственности при принятии окончательных решений в таких ИС, как АИС «Финансы», ЭВМ выполняют экономические расчеты, предоставляют аналитическую информацию для финансистов, обеспечивают сохранность и достоверность огромных массивов данных. Важность задач, решаемых специалистами финансовых органов, требует проверки и подтверждения решений и выводов, генерируемых информационной системой.

Функции АИС «Финансы». Система обеспечивает автоматизацию следующих функций:

планирование, составление и исполнение бюджета, прогнозирование его показателей;

оптимизация и управление бюджетными потоками по территориям, учет и контроль перечисления и целевого использования бюджетных средств на всех уровнях;

сбор, хранение, контроль и обработка информации о доходной и расходной частях бюджета;

подготовка и выдача справочной, статистической и аналитической информации по вопросам планирования и исполнения федерального бюджета по утвержденному регламенту и по произвольным запросам;

сбор информации и формирование отчетов о доведении бюджетных средств до их распорядителей и отчетов о состоянии финансов, находящихся в ведении бюджетных единиц и распорядителей средств;

делопроизводство, финансово-хозяйственная деятельность министерств, управлений и отделений Федерального казначейства;

создание стратегии маневрирования государственными финансовыми ресурсами и управления доходами и расходами бюджета;

формирование, ведение и использование центральных и региональных БД, содержащих информацию, необходимую для обеспечения управления финансами страны, бюджетным процессом, аналитической деятельностью и другими финансовыми процессами;

информационное взаимодействие со всеми БД АИС в интерактивном режиме, обмен информационными сообщениями в ведомстве в режиме электронной почты.

Создание АИС «Финансы» позволяет поднять на новый уровень государственное финансовое планирование. Собранная в системе информация о всех государственных активах и пассивах позволяет правительству страны более эффективно использовать общегосударственные финансы при формировании оптимальных макроэкономических пропорций. Автоматизация процессов учета финансов позволяет в более полной мере реализовать принцип обязательной сбалансированности бюджета, компенсировать диспропорции, которые неизбежно возникают на этапе прогнозирования в условиях нестабильной экономической ситуации. АИС «Финансы» позволяет на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально и избирательно проводить оптимизацию бюджетных потоков и сделать процесс исполнения бюджета более устойчивым и плавным.

Структура АИС «Финансы». В структуре системы имеется несколько общесистемных модулей и обеспечивающих их подсистем. Информационное обеспечение реализует основной принцип взаимодействия всех частей АИС «Финансы» - общей информационной базы и унифицированных электронных форматов входных и выходных финансовых документов. Стандартизированные структуры данных обеспечивают полноценность и однозначность информации в режимах обмена данными по телекоммуникационным каналам связи и на магнитных носителях. В обеспечивающей части структуры АИС «Финансы» значительное место занимает техническое обеспечение системы. АИС «Финансы» распределена по трем уровням управления - местному, региональному и федеральному. В ее состав входят технические средства (ЭВМ, ЛВС, электронные каналы связи и др.), утвержденные протоколы обмена данными, системы и специализированные программные пакеты, реализующие функции аппаратных средств АИС. Техническую основу информатизации в Министерстве финансов составляют локальные вычислительные сети (ЛВС) на базе персональных компьютеров IBM PC.

Структуру программного обеспечения составляют ОС и комплекс прикладных программ, обеспечивающих решение задач финансовых органов Министерства финансов. Основное системное ПО составляют ОС фирм Microsoft (MS DOS и Windows для рабочих станций) и Novell (NetWare для локальных сетей). В некоторых регионах применяются ОС UNIX и Windows NT. В качестве программных инструментов обработки информации используются различные системы управления БД (СУБД) - FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access, Informix, Огас1е, Pick и др.

Большие объемы и ценность информации, имеющейся в БД АИС «Финансы», определяют необходимость создания специальных программ экспертного анализа АИС «Финансы». В качестве эксперта может выступать работник финансового органа, обладающий большим опытом контрольной работы, имеющий навыки работы с компьютерными системами. В состав соответствующего ПО входят следующие аналитические модули:

запросные системы;

генераторы произвольных отчетов;

модули визуализации и хранения аналитических результатов в табличном и графическом представлении.

При работе с указанными модулями необходимо обеспечить разграничение доступа конкретных пользователей к той или иной информации, а также защиту конфиденциальной информации. Для этих целей также используются методы, позволяющие хранить «трафик» (все действия пользователя в компьютерной системе и его манипуляции с БД) и результаты работы эксперта - выходные аналитические отчеты, таблицы, диаграммы и различные справки.

Большую перспективу имеют автоматические компьютерные системы выявления нарушений в расходовании бюджетных средств. Они особенно необходимы для использования в контрольно-ревизионных управлениях. Для создания таких систем необходимы следующие условия:

относительная стабильность финансового законодательства, возможность его формализации для целей выявления нарушений финансовой дисциплины;

наличие развитых средств автоматического информационного взаимодействия со всеми организациями, имеющими какие-либо данные о хозяйственной и иной деятельности бюджетополучателей;

наличие мощных технических и общесистемных платформ, способных эффективно обрабатывать большие объемы информации;

надежность, достоверность и конфиденциальность информации в базах данных.

При разработке этих систем необходима точная формализация методик автоматического отбора бюджетополучателей для контрольных проверок и выявления нарушений. ПО должно быть дополнительно защищено от считывания и декодирования. При технической реализации указанных автоматических компьютерных систем возможно внедрение элементов эмпирического анализа и искусственного интеллекта.

В настоящее время основные прикладные программные продукты функционируют по технологии «файл - сервер». В информационных комплексах этой технологии имеется локальная сеть с одной или несколькими центральными ЭВМ-серверами, на которых хранятся БД в виде обычных файлов ОС. На каждой рабочей станции устанавливается прикладное ПО, непосредственно воздействующее на БД, расположенные на сервере. Повышение быстродействия возможно только за счет серьезного и дорогостоящего технического переоснащения - установки высокоскоростного сетевого оборудования в этом случае в системе целесообразно задействовать более современную технологию, функциональную по принципу «клиент - сервер». На сервер устанавливается специальная мощная СУБД, которая хранит и обрабатывает данные в своем внутреннем представлении, а не в формате ОС. СУБД имеет собственные средства защиты от несанкционированного доступа и хранения информации. Прикладное ПО, устанавливаемое на рабочее место - клиентскую станцию, воздействует на БД только через специальные команды, подаваемые на сервер. В основном это операторы языка SQL - Structured Query Language (структурированный язык запросов). Кроме того, могут применяться встроенные в БД, прикладные программы, которые отрабатываются непосредственно на сервере при воздействии на БД со стороны ПО клиентской станции. При подобной организации информация защищена более надежно и обрабатывается быстрее при практически полном отсутствии ограничений объема БД.

В подсистеме организационного обеспечения АИС «Финансы» значительное место занимают вопросы внедрения информационных технологий. Доминирующую роль в процессе внедрения информационных технологий и ведения АИС «Финансы» играет Информационно-технический департамент Министерства финансов. Под его руководством проводятся все основные взаимосвязанные рабочие процедуры функционирования и развития ИС, в частности:

централизованная разработка и развитие программных продуктов, предназначенных для автоматизации функций территориальных органов;

прием программных продуктов комиссией Минфина в опытную эксплуатацию;

проведение опытной эксплуатации централизованных разработок;

рассмотрение ведомственной комиссией результатов опытной эксплуатации, принятие решения о сертификации программных средств и передаче их в Фонд алгоритмов и программ Министерства финансов.

Для внедрения информационных технологий в территориальных (региональных и местных) финансовых органах организованы подразделения по информатизации и автоматизации, которые занимаются:

внедрением нового системного ПО и средств электронно-вычислительной и иной офисной техники;

эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств компьютерной техники;

оказанием консультационной помощи по информационным технологиям и ППП и др.

В территориальных финансовых органах используется прикладное ПО, разрабатываемое в основном двумя организациями: АО «Финтех» и Региональным вычислительным центром в Чувашской Республике. Другие разработки предназначены для автоматизации отдельных локальных функций и используются только в тех финансовых органах субъектов РФ, в которых они созданы. Разработки АО «Финтех» и Региональный вычислительный центр включены в Отраслевой фонд алгоритмов и программ Министерства финансов России. Внедрение в территориальных финансовых органах централизованно разработанных проектных решений позволяет обеспечить методологическое единство процессов составления и исполнения территориальных бюджетов. Особое внимание в Министерстве финансов уделяется внедрению информационных технологий в территориальные органы Федерального казначейства.

Кроме обеспечивающих подсистем в структуре имеются и функциональные подсистемы АИС «Финансы». Каждая подсистема может решать несколько задач, но на основе единой информационной концепции, принятой в системе.

В этих подсистемах автоматизируются следующие основные виды технологических операций:

планирование, прогнозирование и экстраполяция финансовых показателей бюджета;

информационно-справочные операции;

информационно-аналитические операции;

корпоративное делопроизводство и документооборот;

бухгалтерский учет финансов;

формирование сводных и других видов отчетов в различных разрезах и в соответствии с разной классификацией (бюджетной, ведомственной, экономической и др.).

В силу масштабности АИС «Финансы» таких подсистем довольно много. Рассмотрим только основные из них.

Подсистема «Бюджетный процесс» представляет собой корпоративную систему документооборота, связанную с общесистемными модулями анализа и прогноза информации об основных финансовых показателях. Подсистема обеспечивает автоматизацию информационно-аналитических и технологических процессов на всех стадиях планирования, составления и исполнения государственного бюджета:

планирование и прогнозирование бюджета:

- организация составления финансовых планов, их согласование с общей

финансовой программой государства на предстоящий год;

- установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным министерствам, ведомствам и отраслям хозяйства, административно-территориальным единицам;

- определение общих финансовых связей, необходимых соотношений между централизованными и децентрализованными финансовыми планами, установление степени участия каждого из финансовых планов в финансовом обеспечении потребностей расширенного воспроизводства, развития экономики и культуры;

- предоставление в распоряжение органов государственной власти централизованного фонда денежных средств для финансирования общегосударственных мероприятий и развития территорий;

- осуществление государственного финансового контроля за ходом выполнения бюджета;

составление бюджета;

рассмотрение и утверждение бюджета;

исполнение бюджета;

составление и утверждение отчета об исполнении бюджета - автоматизируется работа по созданию отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год. Информация для этого процесса собирается на основании учета исполнения бюджета, ведущегося в органах Федерального казначейства, и отчетов исполнительных органов субъектов РФ, а также всех учреждений, участвующих в исполнении бюджета. Отчет составляется по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов) и расходования средств.

Средствами подсистемы «Доходная часть бюджета» АИС «Финансы» производится детальный учет доходов по категориям бюджетной классификации, что позволяет ежедневно получать информацию о поступивших доходах и своевременно регулировать денежные потоки, обеспечивая финансирование предусмотренных в бюджете расходов в максимально возможном объеме. Основная часть автоматизации этого процесса при переходе на казначейскую систему исполнения бюджета приходится на подсистемы АИС в территориальных органах Федерального казначейства. В этих подсистемах ведется ежедневный учет поступивших на основные счета управлений и отделений Федерального казначейства сумм налогов и других платежей от налогоплательщиков. Такой порядок учета доходов в системе казначейства помогает сократить сроки прохождения платежных документов от налогоплательщика до зачисления средств на счета доходов федерального бюджета.

Подсистема «Расходная часть бюджета» АИС «Финансы» обеспечивает планирование, учет и анализ расходов бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Существующая казначейская система исполнения бюджета предполагает, что в ИС должны регистрироваться все этапы расходования средств их получателями - главными распорядителями и иными бюджетными единицами. Средствами этой подсистемы формируется и поддерживается информационная БД обовсех бюджетных и внебюджетных операциях.

Средствами подсистемы «Государственное кредитование» осуществляется контроль за всеми этапами выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг и долговых обязательств. В подсистеме проводится обработка данных по планированию и погашению государственного долга, подготовке предложений относительно формирования финансового рынка, совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами. Кроме того, проводится обработка данных по обеспечению валютно-кредитной политики и использованию централизованных валютных ресурсов, ведению Единого реестра инвестиционных фондов, регистрации лицензий на производство бланков ценных

бумаг, разрешений на проведение всероссийских лотерей и др.

Подсистема «Финансовый контроль бюджета» - это база информационно-аналитической экспертной системы оценки финансовых результатов реализации того или иного решения. Подсистема автоматизирует функции предварительного контроля, предшествующего расходованию финансовых ресурсов, выбора наиболее экономичных решений, обеспечивающих оптимальную сбалансированность стоимостных и натурально-вещественных пропорций и показателей экономического и социального развития общества.

Текущий финансовый контроль бюджета в подсистеме осуществляется посредством всестороннего анализа всех финансовых операций, осуществляемых с рублевыми и валютными бюджетными средствами, проверки соблюдения финансовой дисциплины. Последующий автоматизированный финансовый контроль проводится либо при условии наступления отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эффективности. По итогам этого контроля формируются сведения для анализа и оценки не только эффективности использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой работы, применения конкретных финансовых норм и нормативов. Работа подсистемы «Финансовый контроль бюджета» тесно интегрирована со всеми другими подсистемами АИС, в особенности с подсистемами учета финансовых операций, информационно-аналитической обработки финансовой информации и управления документооборотом.

Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» служит для планирования и учета выделения средств по отраслям народного хозяйства - народному образованию, культуре, науке, здравоохранению, социальному обеспечению, оборонному комплексу, государственному аппарату и др. Средствами подсистемы обеспечивается технология автоматизированной обработки и выдачи специалистам информации для планирования финансовых показателей использования бюджетных средств отраслями народного хозяйства, подготовки и составления планов финансирования отраслей на следующий бюджетный период, доведения до сведения бюджетополучателей объемов бюджетных назначений и гарантированных лимитов финансирования, анализа эф- фективности использования средств бюджета, выделенных дотаций и ссуд и др.

Технологические решения АИС «Финансы». Выполнение функций вышеуказанных подсистем АИС «Финансы» осуществляется на базе информационных технологических процессов и процедур.

Защита данных от несанкционированного доступа и разграничение доступа обеспечивается путем наделения конкретных пользователей определенными правами по отношению к ОС. Определяются права пользователя в файловой системе, доступ к режимам использования системы печати и др. Кроме того, устанавливаются права пользователей на доступ кподсистемам АИС, в частности права доступа котдельным частям информационной базы и режимам работы.

Надежность и безопасность хранения информации обеспечивается:

общесистемными и специальными средствами путем автоматического копирования частей БД на внешние носители информации, создания и загрузки резервных копий, использования дополни- тельных средств оперативного хранения информации и др.;

организационными методами - проведением мероприятий по поддержанию целостности информации администратором БД.

Архивация данных, утративших актуальность, производится на внешние носители - магнитные диски, стримерные магнитные ленты или лазерные диски. Специальная процедура архивирования обеспечивает считывание информации с внешних носителей на жесткий диск для последующего анализа при решении прикладной задачи.

В рамках интерфейса АИСи пользователя реализован генератор входных форм. Технологические пользователи, используя генератор, могут создавать или изменять формы для ввода данных по документам и передавать их конечным пользователям.

Система модификации структуры БД позволяет технологическому пользователю добавлять, изменять или удалять полностью элементы БД(таблицы, реквизиты и др.), связанные с общей БД АИС.

Поиск информации в БД АИСпо запросу пользователя выполняется средствами автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС). Документы в БД описаны и специфицированы в терминах и понятиях информационно-поисковый язык – предметная область (ИПЯ ПрО). Документы могут быть идентифицированы степенью доступа кним пользователей (уровнем секретности) и принадлежностью к тому или иному подразделению или группе пользователей. Система допускает создание личных архивов электронных документов пользователей, картотек группового доступа подразделений финансового органа и общей картотеки финансового органа. Поисковые образы запроса (ПОЗ)создаются в интерактивном режиме с применением терминов и понятий ИПЯ, при необходимости проводится модификация запросов также средствами ИПЯ. Запросы загружаются и хранятся в библиотеке запросов. При проведении сеанса поиска они вызываются из библиотеки, при этом шаблоны поиска могут постоянно находиться внутри запроса или уточняться пользователем после каждого вызова запроса из библиотеки. Результат запроса выводиться на экран, распечатывается или передается в архивы АИПС. Для формирования выходных форм ответа на запрос используется генератор произвольных отчетов. Возможно отображение результатов запросов по различным разрезам в виде аналитических диаграмм.

Генератор выходных форм предназначен для создания и вывода произвольных отчетных документов. Генерируемые формы загружаются и по мере необходимости вызываются из библиотек выходных форм. Выходная форма содержит обычные компоненты документа - заголовки, таблицы, строки, графы и т.д. Каждая форма содержит специфический состав реквизитов, связанных логически или арифметически. Формы могут разделяться на части - разрезы и группировки.

Для лучшего отображения результатной информации существует система построения аналитических диаграмм. Она позволяет в удобной, поддающейся анализу и осмыслению форме представить результаты запросов или специальных процедур сбора сводной информации. Результаты могут быть отображены в виде прямоугольных гистограмм, круговых диаграмм и др.

Справочная система помощи выполняет две функции: технологическую помощь - освоение собственно программы АИС и режимов ее работы, а также методическую помощь - поиск и получение официальных документов по финансам.

Система технологической помощи построена по принципу контекстной зависимости, т.е. поясняется именно тот режим или та часть программы, с которыми пользователь в данный момент работает. Организация данных в системе помощи иерархическая. В выдаваемой подсказке имеются главы, разделы, абзацы и т. д. По всем частям системы помощи предусматривается свободный просмотр всей информации, заложенной в гипертексты с подсказками. Возможно создание текстов собственных подсказок пользователей или групп пользователей, например подразделения финоргана.

Система методической помощи предполагает связь с АИПС для взаимодействия с БД по законодательству.

Для оценки активности использования БД и функций работы с запросной системой создана система статистики обращений к БД АИС и ее подсистемам. Эта статистика помогает администратору АИС управлять средствами повышения быстродействия работы за счет увеличения объемов служебной информации, выявлять, оптимизировать и делать более рациональными часто используемые запросы к БД. Эта статистика может применяться также разработчиками комплексов АИС «Финансы» для оптимизации и повышения быстродействия определенных программ.

В системе проводится сбор информации по сбоям и отказам. Эта информация необходима для анализа работоспособности системного программного обеспечения и аппаратуры объектов АИС, а также прикладных программных комплексов. Данные по статистике дефектов работы АИС направляются разработчикам для устранения выявленных ошибок и повышения надежности программных средств.

Технология обмена данными в АИС базируется на использовании унифицирован-ных структур данных, циркулирующих в системе электронной связи. Она обеспечивает полноценность и однозначность информации при ее передаче и приеме. Система сбора и ввода информации в интегрированную БД АИС выполняет процедуры по минимизации вводимой информации, устраняет дублирующиеся данные. На этапе ввода анализируются входные документы, проводится их контроль и оформляется протокол статистики приема и контроля информации, который затем пересылается в адрес источника данных, т.е. в финансовый орган. В целях проведения последующего анализа дефектов в технологии обмена данными система обмена сохраняет соответствующие информационные массивы и формализованные запросы. В последующем на основе анализа проводится корректировка настроек протоколов приема-передачи данных.

Система ввода, контроля и обработки входных документов АИС служит для обеспечения интегрированной непрерывной технологии обработки данных. Совокупность этих данных обозначена в унифицированной системе документации. Система обрабатывает как унифицированные документы, настроенные на технологию автоматизированной обработки информации, так и неунифицированные документы, имеющиеся в документообороте финансовых органов.

Использование ресурсов Интернет позволяет на качественно новом уровне передавать в территориальные подразделения информацию о внедряемых ППП и их обновлениях. Министерство финансов имеет собственный веб-сервер - http://www.minfin.ru. Доступ финорганов к находящимся на сервере прикладным программам открывается по заявкам территориальных органов, направляемым в Информационно-технический департамент Министерства финансов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: