Распределение ответов на вопрос: «Какие темы вас больше всего интересуют в новостной ленте?»

Вариант ответа: Частота: %
Предстоящие концерты, фестивали   72%
Строительство новых архитектурных сооружений, памятников   34%
Праздники (День города)   57%
Известные личности Самарской области   16%
Состояние природной среды Самарской области   20%
Краеведческие конференции и круглые столы   4%
Археологические раскопки   16%
Общественные слушания по разным поводам   12%

 

По данным таблицы 3 можно выявить направленность интереса студентов в отношении Самары. Основными темами, интересующими респондентов в новостной ленте, являются предстоящие концерты и фестивали (72%). Также студентов интересуют праздники (День города), так ответили 57% - это второе место. Третье место занимает строительство новых архитектурных сооружений и памятников (34% опрошенных интересуются этой тематикой). Наименее востребованной оказалась тема, посвященная краеведческим конференциям и круглым столам (4%).

Диаграмма 8.

Данная диаграмма характеризует низкую активность студентов СГЭУ в освоении культурно-исторического, социального пространства города. Лишь 5 % опрошенных часто посещают самарские музеи и выставки. Опрос показал, что студенты СГЭУ хотели бы повысить свою активность в изучении культуры и истории Самары, их число составляет 41%. 15% респондентов вовсе не посещают подобные заведения.

Диаграмма 9.

Согласно данным диаграммы 9 наиболее популярными мероприятиями, в которых участвуют студенты, являются: городские праздники (30%), парады (16%) и на 3 месте: фестивали кино и искусств (10%). Около 25% опрошенных студентов вовсе не принимают участие в подобных культурно-досуговых мероприятиях.

Диаграмма 10.

Приобщение студентов к культуре Самарской области в большей степени осуществлялось в период обучения в школе, так как более половины опрошенных студентов (51%) совершали экскурсии по Самаре, когда учились в школе. 21% участвовали в экскурсиях по Самарскому краю в этом учебном году, в период обучения в вузе. 27% респондентов не принимали участие в последнее время.

Диаграмма 11.

Диаграмма 12.

Диаграмма 13.

Из данных диаграмм 11,12 и 13 мы видим, что информированность студентов о культурно-исторических особенностях Самары находится на среднем, преимущественно эмпирическом уровне. Так как 53% студентов имеют общие представления о достопримечательностях Самарского края, 58% знают только некоторые городские парки. В случае необходимости проведения экскурсии по городу, лишь 9% смогли бы сделать это без специальной подготовки, основываясь только на имеющемся уровне краеведческой культуры.

Диаграмма 14.

Диаграмма 15.

Диаграммы 14 и 15 отражают направленность интереса студентов в краеведении (архитектура, художественные достижения, история города). Более половины опрошенных не проявляют интерес к творчеству местных художников (63%), 16% посещают художественные галереи художников, 9% предпочитают изучать биографии местных художников. Говоря об архитектуре Самары, 43% студентов не занимаются специально изучением архитектуры, 44% интересуются общими фактами. Только 5% респондентов находят подробную информацию об архитектуре Самары в специльной литературе.

Диаграмма 16.

Диаграмма 16 отражает интерес студентов к судьбе конкретной группы исчезающих исторических объектов в городе. 70 % студентов СГЭУ не одобряет снос памятников деревянного зодчества в центре Самары, 20% безразлична судьба памятников истории Самары, 10% выступили в пользу сноса.

Диаграмма 17.

Исходя из данных диаграммы 17 готовность студентов СГЭУ защищать исторические ценности проявляется в достаточно активной форме. 43% респондентов готовы подписать петицию с целью помочь сохранению старинных домов Самары. 26% готовы привлечь общественность через социальные сети, 9% - собрать средства на реставрацию памятников культуры. Однако 18% студентов не хотят оказать помощь сохранению культурного наследия.

Заключение:

В данном исследовании рассматривался вопрос об уровне краеведческой культуры студентов СГЭУ, с помощью которого можно охарактеризовать заинтересованность современной молодежи городом Самара, выявить преимущественную направленность интереса, что именно их интересует и насколько они активны в освоении культурно-исторического социального пространства города. Чтобы выявить каналы получения краеведческой информации и факторы, оказывающие влияние на уровень культурной осведомленности, был проведен анкетный опрос среди студентов СГЭУ. Анкетирование прошли 175 человек, число представителей местного населения (45%) немного проигрывает категории приезжих студентов (55%). Результаты опроса по составленной анкете позволяют составить представление об информированности студентов о культурно-исторических особенностях Самарского края. В ходе проведенного социологического исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. В целом уровень осведомленности о различных аспектах культурного развития Самарского региона не очень высок. 42% опрошенных не могут конкретно отнести себя к знатокам города Самара, 17% вовсе не считают себя знающими город. Только 6% оценивают свою осведомленность на высоком уровне.

2. Информированность о городе зависит от биографической причастности студентов к Самаре. В связи с тем, что более 55% опрошенных студентов не являются местными жителями города Самара, уровень осведомленности о различных аспектах культурного развития Самарского региона не очень высок. 78 студентов (44%) затрудняются ответить на вопрос: «Связываете ли вы свою дальнейшую жизнь с Самарой?», остальные респонденты, 31 человек, (18%) не готовы остаться в Самаре. Это значит, что не все местные жители чувствуют привязанность к этому городу. Так как 53% студентов имеют общие представления о достопримечательностях Самарского края, 58% знают только некоторые городские парки. В случае необходимости проведения экскурсии по городу, лишь 9% смогли бы сделать это без специальной подготовки, основываясь только на имеющемся уровне краеведческой культуры.

3. Интерес к Самаре связан с уровнем эмоционального отношения к городу. 40% респондентов испытывают теплые чувства к Самаре, 40% скорее испытывают, чем нет. В этой связи степень заинтересованности студентов историей Самары довольно высока: 21% испытывает большой интерес к изучению истории Самары, 40% небезразлична судьба и исторические корни города. Лишь 2% студентов совершенно не проявляют интерес.

4. Социальное окружение студентов имеет значительный потенциал в повышении уровня краеведческой культуры студентов. Одним из факторов, влияющих на уровень краеведческой культуры является социальное окружение, способное заинтересовать студентов городом. Лидирующим фактором является система образования, а именно влияние преподавателей вуза (31%), как причины второго плана мы можем выделить систему воспитания - уровень культуры родственников (22%) и пример друзей (24%).

5. Одним из главных источников формирования осведомленности студентов о культуре и природе Самарской области является Интернет. 57% получают новости из социальных сетей. 8% студентов также используют интернет в качестве источника получения информации о городе, просматривая самарские сайты. 65% следят за информацией о культурной жизни Самары в интернете, однако просматривают интересующие темы вскользь, иногда не проявляя должного внимания. 27% респондентов внимательно следят за краеведческими новостями и подписаны на множество страниц.

6. Наименее популярным каналом получения информации о городе является краеведческая литература. Большинство респондентов (40%) практически не читают краеведческие книги.

7. Основной темой, интересующей респондентов в новостной ленте, являются предстоящие концерты и фестивали, городские праздники, в которых участвует 30% студентов.

8. Современную молодежь интересует судьба исчезающих исторических объектов в городе, на вопрос: «Одобряете ли вы снос памятников деревянного зодчества в центре Самары:»70 % студентов СГЭУ ответили, что не одобряют снос памятников деревянного зодчества в центре Самары.

9. Готовность студентов СГЭУ защищать исторические ценности проявляется в достаточно активной форме. 43% респондентов готовы подписать петицию с целью помочь сохранению старинных домов Самары. 26% готовы привлечь общественность через социальные сети, 9% - собрать средства на реставрацию памятников культуры.

В ходе данного исследования мы достигли поставленных задач и пришли к выводу о том, что уровень краеведческой культуры современных студентов СГЭУ находится на эмпирическом, характеризующемся наличием практических, житейских познаний о местности. Основная часть респондентов обладает общими поверхностными знаниями в области культуры, искусства, природы и истории Самарского края. Гипотеза о том, что осведомленность самарских студентов о современной жизни города превышает имеющийся уровень знаний о культуре, истории и традициях, о состоянии природной среды, подтвердилась.

А гипотеза о том, что социальное окружение студентов не имеет значительного потенциала в повышении уровня краеведческой культуры студентов, была опровергнута. Огромное значение имеет система образования (влияние преподавателей) и воспитания (уровень культуры родителей и друзей) на информированность студента и его активность в познании Самары.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: