И методология деятельностного подхода

Проблема социальной обусловленности сознательной формы психики. П.Жане – принцип перехода внешних социальных отношений в структурные компоненты психики. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Две линии развития психических процессов – натуральная и культурная. Понятие знака. Проблема соотношения знака и его значения. Единство процесса овладения культурой и овладения собственной психикой. Роль знаковых систем как средств становления и развития психики человека. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Строение ВПФ. Понятие интериоризации. Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С.Выготского.

Категория деятельности в психологии. Совместная деятельность людей и возникновение сознания. Порождение и функционирование сознательных (психических) представлений в реальном процессе жизни людей. Принцип единства сознания и деятельности. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Развитие общественного и индивидуального сознания в условиях культуры. Символическая природа сознания. Конкретные характеристики индивидуального сознания. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

Понятие деятельности как предмета конкретно-научного анализа. Строение индивидуальной деятельности человека. Виды деятельности. Представление о ведущих деятельностях. Потребности и мотивы. Свойства потребностей, характеристика процесса их опредмечивания и распредмечивания. Основные функции мотива: побудительная, смыслообразующая и структурирующая. Понятие действия. Цель как регулятор действия. Соотношение действий и деятельности. Действие и операции. Виды операций.

Осознаваемые и неосознаваемые психические содержания и процессы. Классификация неосознаваемых процессов. Явление и понятие установки (Д.Н.Узнадзе). Закономерности динамики представленности содержаний в сознании, причины и механизмы осознавания неосознанных содержаний (феномен объективации, «решение задачи на смысл»).

Деятельностный подход к анализу различных видов активности человека.

 

Литература.

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания). Лекции 12, 7, 8.

2. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Главы 5 и 7.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М. – Юрайт: Изд., 2003. Глава 2.

4. Тихомиров О.К. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006, Лекции 3, 10-13.

 

Дополнительная литература:

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995 или 1997. Диалоги 9, 11.

 

Раздел 2. Регулятивные и познавательные процессы психики.

Тема 4. Мотивация.

Необходимость введения понятия «мотивация». Общая характеристика потребностей. Органические потребности: оптимальная температура, сон, жажда, голод, половая потребность. Надорганические потребности. Потребность в общении. Познавательная потребность. Эстетическая потребность. Потребность в достижении. Альтруистическая мотивация. Инстинктивное удовлетворение потребностей. Деятельностное удовлетворение потребностей. Иерархическая организация мотивационной сферы личности. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Закон Йeркса-Додсона о наличии оптимума мотивации. Динамический аспект мотивации. Психоаналитические концепции изменения мотивации. Динамика мотивации в гештальтпсихологии. Квази-потребности. Когнитивные концепции динамики мотивации. Деятельностный подход к динамике мотивационной сферы.

Литература.

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб., 2002.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М. – Юрайт:Изд., 2003. Глава 4.

4. Тихомиров О.К. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006, Лекции 36-40.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: