Спортивные площадки и сооружения

Каждой школе отводят специальный земельный участок, который предназначен для строительства спортивных сооружений. Размеры этих участков могут быть самыми различными, в зависимости от месторасположения школы и числа учащихся. В больших городах участки эти обычно невелики, в небольших городах и селах могут достигать размеров стадиона. Отсюда и выбор строительства тех или иных сооружений на спортивной школьной площадке. Для учебных и секционных занятий спортплощадки могут быть следующих видов. На комплексной спортплощадке размещают: футбольное поле с твердым или травяным покрытием размером 90 на 60м, баскетбольную площадку, две волейбольные площадки, беговую дорожку на 100 м, круговую беговую дорожку на 350м, сектор для прыжков в высоту, место для прыжков в длину с песчаной ямой 6 на 4м, секторы для толкания ядра и метания диска и гимнастическую площадку 20 на 15м. для зрителей вдоль футбольного поля устанавливаются скамейки.

Комбинированная площадка включает: круговую беговую дорожку длиной 100м, дорожку разбега длиной 22 м с песчаной ямой 4 на 5м, игровую площадку 18 на 9 м, 20 пролетов гимнастических стенок, брусья, махового коня, гимнастический городок, бревна, перекладины, прыжковые снаряды и гимнастические скамейки.

 

44. собенности самостоятельных занятий для женщин Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. В отличие от мужского у женского организма менее прочное строение костей, меньшее общее развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов. Особенно важно развитие мышц тазового дна.Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студенток и работниц умственного труда является малоподвижный образ жизни.При положении сидя мышцы тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними органов. В связи с этим мышцы теряют свою эластичность и прочность, что может привести к нежелательным изменениям положения внутренних органов и ухудшению их функциональной деятельности.Ряд характерных для организма женщины особенностей имеется и в деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других систем.Все это выражается более продолжительным периодом восстановления организма после физической нагрузки, а также более быстрой потерей состояния тренированности при прекращении тренировок.Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании, методике проведения самостоятельных занятий.Подбор физических упражнений, их характер и интенсивность должны соответствовать физической подготовленности, возрасту, индивидуальным возможностям студенток. Необходимо исключать случаи форсирования тренировки для того, чтобы быстро достичь высоких результатов. Разминку следует проводить более тщательно и более продолжительно, чем при занятиях мужчин. Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощением. Полезны упражнения, в положении сидя, и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения «березка», различного рода приседания.Даже для хорошо физически подготовленных студентов рекомендуется исключить упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полости и малого таза.К таким упражнениям относятся прыжки в глубину, поднимание больших тяжестей и другие, сопровождающиеся задержкой дыхания.При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин.Упражнения с отягощениями применяются с небольшими весами, сериями по 8-12 движений с вовлечением в работу различных мышечных групп. В интервалах между сериями выполняются упражнения на расслабление с глубоким дыханием и другие упражнения, обеспечивающие активный отдых.Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин, поэтому нагрузка на выносливость для девушек и женщин должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени.Женщинам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять самоконтроль. Необходимо наблюдать за влиянием занятий на течение менструального цикла и характер его изменения. Во всех случаях неблагоприятных отклонений необходимо обращаться к врачу.Женщинам противопоказаны физические нагрузки, спортивная тренировка и участие в спортивных соревнованиях в период беременности. После родов к занятиям физическими упражнениями и спортом рекомендуется приступать не ранее, чем через 8-10 месяцев.

 

45. Марафо́н — дисциплина лёгкой атлетики, представляющая забег на дистанцию 42 км 195 метров.Крупнейшие и наиболее авторитетные соревнования проводятся на шоссе, но также известны марафонские старты на пересечённой местности и в экстремальных условиях.Шоссейный марафон — олимпийская дисциплина легкоатлетической программы у мужчин с 1896 года, у женщин — с 1984 года.Половина марафонской дистанции, полумарафон — 21 км 97,5 м также является популярной дистанцией в шоссейном беге, на которой проводятся отдельные забеги и фиксируются мировые рекорды. Марафон предъявляет серьёзные требования к физическим кондициям участников. С целью достижения высоких результатов организаторы выбирают наилучшее время старта и профиль дистанции. Считается что оптимальная температура для проведения марафона около +12°. Большинство престижных марафонов мира проводится в черте крупных городов, которые страдают от проблемы загрязнения воздуха. Давать старт рано утром нецелесообразно, так как именно утром концентрация смога у поверхности земли высока и только с повышением температуры постепенно поднимается вверх с потоками воздуха в течение дня. При проведении марафонов в программе некоммерческих соревнований время старта бывает привязано к общей сетке соревнований и церемонии открытия и закрытия. Старт в этом случае может быть дан и во второй половине дня. Различают марафоны: некоммерческие — входящие в программу Летних Олимпийских игр; Чемпионатов мира, Европы, континентов; чемпионатов стран и других стартов;к оммерческие марафоны ежегодно проводятся во многих крупнейших городах мира, среди них выделяется World Marathon Majors (Большая пятёрка марафонов); экстремальные — например, забеги на северном полюсе, в пустыне, в горах и прочие. Марафонский бег, бег по шоссе на самую длинную в программе Олимпийских игр и других официальных спортивных соревнований

 

46. Классифицировать физические упражнения — значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам. 1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте. 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.). 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование). 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения .5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные. В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

 

13. Участие детей в этих занятиях позволят освоить жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, метании и др. Именно в процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах, умение действовать индивидуально и в коллективе. Игры, которые включены в издание разделяются с учетом постепенного нарастания двигательной нагрузки, разнообразия и вариативности игровых заданий. Книга предназначена как для педагогов дошкольных учреждений, так и для родителей, которые хотят вырастить здорового, физически крепкого ребенка. Автор предлагает использовать как весь комплекс предложенных упражнений, так и его отдельные части с учетом индивидуальных особенностей детей

 

27. Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность.Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях. Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость. С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 минут, для ребят 5-6 лет – 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-45 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км.

Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые

желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.

Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Если намечен переход к дальнему лесу, к подножию горы, на сенокос, надо так организовать детей, чтобы они шли свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит по улице поселка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пройти

парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех

держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных

выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе. Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать небольшой привал – отдых в тени кустов, деревьев.

Желающим можно предложить за 30-35 м до намеченного места отдыха пройти быстрее или пробежать и подождать там остальных. Это приучает детей к самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению

двигательных способностей (выносливости, быстроты). После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать подвижные игры, с тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь. Например: Ноги от земли! Дети свободно стоят на площадке (полянке). В центре – ловишка (его выбирают заранее по договоренности с детьми). По сигналу взрослого «Раз, два, три – лови!» ребята разбегаются в разные стороны.

Стремясь, чтобы ловишка не мог коснуться, каждый занимает какое-либо возвышение над землей: пенек, бревно, бугорок, некоторые руками и ногами обхватывают ствол дерева, не касаясь, конечно, земли. Того, кто не успел

это сделать, ловящий касается рукой. Этот участник выходит из игры. Так повторяют 3-4 раза. После этого выбирают нового ловишку. Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4- 7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых, возможность личного досуга (порыбачить, почитать книгу, заняться вязанием, просто отдохнуть и расслабиться). Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляютэгоистических чувств, своеволия. Выбор маршрута. На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы,

выносливость. Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2-3дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению.Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря:собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятамиобсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность кпоходу, ощутили себя его полноправными участниками.

 

8. Динамика работоспособности человека - это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течении смены. В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов.При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.. Основные фазы работоспо-собности следующие: врабатывание или нарастающая работоспособность, в течение которой происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часов; устойчивая высокая работоспособность, характеризующаяся тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими тру-довыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зави-симости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2–2,5 и более часов; развитие утомления и связанное с этим падение работоспособности, которое длится от нескольких минут до 1–1,5 часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и показателей его трудовой деятельности. К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма. Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Физкультминутка проводится в течение 1—2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3—5 упражнений, повторяемых по 4—6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

 

 

9. Подвижные игры в воде.Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные. Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива. Некомандные — участники не делятя на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи. Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» Бессюжетные — основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы: Для ознакомления со свойствами воды. Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники. Для ознакомления с элементами прикладного плавания. Для развития физических качеств. 5. Для эмоционального воздействия. Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира. В игре должны активно участвовать все занимающиеся. Игра должна служить средством эмоционального воздействия. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога. Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам. Целесообразность и возможность применения той или иной игры определяются: задачами каждого конкретного урока; возрастом занимающихся; в) подготовленностью занимающихся, стажем занятий плаванием; условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры, температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).Летом, детям очень нравится играть в подвижные игры на воде и в воде.Для того чтобы малыши смело и непринужденно чувствовали себя в воде, необходимо научить их окунаться, погружаясь в воду с головой. Они должны уметь делать глубокий вдох и энергичный полный, плавный выдох. Вдыхают воздух, находясь и двигаясь в воде, обычно через нос и рот, а выдыхать его в воду следует ртом через сомкнутыегубы постепенно, но до конца, чтобы ощутить потребность нового вдоха. Водолазы Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз. Карлики – Великаны Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.Рыба в сети Выбирают двух ведущих. Игроки заходят по пояс в воду и расплываются недалеко в разные стороны. По сигналу вожатого, ведущие, держась за руки, начинают "ловить рыбу", т.е. пытаться поймать кого-то из игроков. Пойманный игрок присоединяется к ведущим, их становится на 1 больше, размер сети увеличивается. Заканчивается игра тогда, когда вся "рыба" будет поймана. Кто быстрее?По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежть из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.

 

10. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты воспитательного процесса.Нагрузка – это определённая величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма. Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки. К внешней стороне нагрузки относится интенсивность, с которой выполняются физические упражнения и объём. Внутренняя сторона физ.нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме вследствие влияния внешних сторон. Под объёмом нагрузки – понимают как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненное в течении определённого времени. Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, её напряжённость и степень концентрации объёма нагрузки во времени. Критерии интенсивности: скорость передвижения, величина ускорения, темп выполнения упражнений, амплитуда движения и т.д. Физическая нагрузка с соответствующей интенсивностью лишь тогда становится эффективной, если она достигает необходимого объёма. Любая нагрузка связана как с расходованием энергоресурсов, так и с утомлением. Утомление – это физиологическое состояние организма, наступающее вследствие напряжённой или длительной работы. Нагрузка бывает стандартной и переменной. Первая одинакова по своим параметрам, а вторая меняется по ходу выполнения упражнений. Нагрузка может иметь непрерывный характер и прерывный. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, а во втором – между повторениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха: 1) ординарный – гарантирует полное восстановление работоспособности к моменту воздействия очередной нагрузки; 2) жёсткий – ведёт к тому, что очередная нагрузка падает на фон недовосстановления работоспособности; 3) экстремальный – очередная нагрузка совпадает с фазой повышенной работоспособности(фазой суперкомпенсации). Эффект с помощью интервалов отдыха непостоянен. Поэтому для достижения постоянного эффекта необходимо увеличивать интервалы, а иначе экстремальный интервал отдыха превращается в ординарный, а затем в жёсткий. По своему характеру отдых может быть: активным – переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление(в беге переход на ходьбу).; пассивным – относительный покой, отсутствие активной деятельности; комбинированным – объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации. При применении активного и комбинированного отдыха эффект восстановления оперативной работоспособности увеличивается, хотя в условиях значительного нарастающего утомления эффективность их может снижаться, а роль пассивного отдыха возрастать. Из всего этого следует, что для эффективной организации тренировочного процесса, необходимо рационально объединять 4 составных части методов упражнения: характер и величину нагрузки; продолжительность и характер отдыха.

 

 

12. Самоконтроль занимающихся, основные показатели функционального развития организма.Самоконтроль - это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Сегодня уже никто не сомневается в целесообразности самоконтроля. Правда многие спортсмены, даже высокого класса, его игнорируют. Одна из причин этого большой объем информации, которую следует записывать в дневник самоконтроля. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле.Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.Это связано с тем, что, во-первых, регулярные врачебные осмотры проводятся один раз в год и в период между ними сведения о состоянии здоровья студентов отсутствуют. Во-вторых, постоянное фиксирование субъективных и объективных показателей самоконтроля способствуют оценке физического состояния занимающихся. Кроме того, они помогают тренеру-преподавателю, самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.Субъективные показатели оцениваются по 5-ти балльной системе. Подобная форма самоконтроля требует от занимающихся минимальной затраты времени - не более 5-10 минут ежедневно, при этом дает ценные сведения.При занятиях физическими упражнениями по учебной программе, а также в группах здоровья и спортивного совершенствования можно ограничиться такими субъективными показателями, как например: Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.Настроение можно считать - хорошим, когда уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.Самочувствие. Этому показателю порой не уделяется должного внимания, т.к. считают недостаточно объективным. Самочувствие, отмечается как хорошее (бодрость, сила), удовлетворительное или плохое (вялость, слабость).Желание заниматься - отмечается в дневнике как "большое", "безразличное", "нет желания".Сон - отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит - отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой.Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации. характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силы проявления. По тренировочным нагрузкам, из-за нарушения режима можно судить с состоянии здоровья занимающихся. Объективные показатели:Дыхание. При правильном дозировании физических нагрузок (при выполнении циклических упражнений) динамический контроль за простейшими показателями системы внешнего дыхания (частота дыхания, ЖЕЛ) позволяет оценить физическое состояние занимающихся. Частота дыхания зависит от возраста, уровня тренированности, состояния здоровья, величины выполняемой физической нагрузки. Взрослый человек делает в минуту 14-18 дыханий. У спортсмена частота дыхания в покое 10-16 в минуту. При увеличении физической нагрузки частота дыхания может достичь 60 и более в минуту.О силе дыхательной мускулатуры можно судить по данным пневмотонометрии и пневмотахонометрии. Пневмотахонометрия позволяем измерить давление, развиваемое в легких при вдохе. Сила вдоха в большинстве случаев - 50-80 мм. ртутного столба. У спортсменов 60-120 мм ртутного столба. Сила выдоха чаще всего составляет 80-120 мм ртутного столба, у спортсменов - достигает 100-240 и более.При регулярных занятиях физическими упражнениями мощность форсированного вдоха и выдоха может существенно увеличиваться, чтс обеспечивает лучшую вентиляцию легких во время физических нагрузок.Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - показатель отражающий функциональные возможности системы дыхания, измеряется с помощью спирометра.У здоровых нетренированных мужчин ЖЕЛ обычно лежит в пределах 3.0-4.5 л, у женщин 2.5-3.5 л. ЖЕЛ теоретически можно рассчитать по формуле Людвига (смотри таблицу 1 и таблицу 2) в которойЖЕЛ для мужчин = 40* [pocт (см) + вес (кг)]- 4400ЖЕЛ для женщин = 40* [рост (см) + вес (кг)]- 3800С возрастом ЖЕЛ снижается. Снижение ЖЕЛ на 15% и более указывает на патологию легких. Повышение ЖЕЛ указывает на высокое функциональное состояние легких.ЧСС (пульс) - важный показатель дающий информацию с деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС). Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и тоже время суток в покое. Лучше всего утром, лежа после пробуждения.В норме у взрослого нетренированного мужчины ЧСС колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов меньше, чем стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя (ортостатическая проба) можно судить о состоянии вегетативной нервной системы. Резкое учащение пульсаболее 80 уд/мин (тахикардия) и резкое замедление пульса менее 60 уд/мин (брадикардия) по сравнению с предыдущими показателями может являться следствием переутомления либо заболевания (паталогии) сердца.

 

 

13. История Олимпийских игр и их значение.Летние Олимпийские игры — крупнейшие международные соревнования по летним и всесезонным видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под эгидой Международного олимпийского комитета (МОК). Игры начали проводиться с 1896 года. Первые летние олимпийские игры были проведены в Афинах (Греция).Возрождение олимпийского движения в современности связано с именем барона Пьера де Кубертена.Начиная с 1986 года и по 2012 год было проведено 30 летних олимпийских игр. 31 летние игры будут проводится в 2016 году в Рио-де-жанейро (Бразилия) ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.Всемирные соревнования спортсменов-инвалидов. Инициатором проведения подобных соревнований и основателем мирового паралимпийского движения выступил немецкий врач Людвиг Гутман, переехавший в 30-е гг. XX века из нацистской Германии в Великобританию. Во время второй мировой войны в Английском национальном реабилитационном центре в Сток-Мэндевилле Гутман первым ввел спортивную программу в комплексное лечение пациентов с заболеваниями или травмами спинного мозга.28 июля 1948 в Сток-Мэндевилле состоялись первые спортивные соревнования среди инвалидов, в которых участвовало 16 чел. (2 женщины и 14 мужчин) — бывших военнослужащих. Через три года в этих играх приняла участие команда инвалидов из Нидерландов. В 1957 на соревнования приехали спортсмены из 24 стран.В 1960 Сток-Мэндевилльский комитет предложил раз в 4 года проводить Олимпийские игры для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в тех же странах, где проходят ОИ здоровых людей. Эта идея была поддержана МОК. В том же году в Риме прошли первые Олимпийские игры инвалидов, получившие затем название Паралимпийские игры. На этих соревнованиях спортсмены соперничали в легкой атлетике, плавании, стрельбе из лука, баскетболе на колясках, фехтовании, бильярде, настольном теннисе. В 1964 Олимпийские игры инвалидов прошли в Токио. И в том же, 1964 году Сток-Мэндевилльским комитетом было предложено новое название этих соревнований — Паралимпийские игры.С 1960 по 2004 П. и. проводились в следующих городах:1960 Рим (Италия) — 400 участников из 23 стран.1964 Токио (Япония) — 370 участ. из 22 стран.1968 Тель-Авив, Раман-Тан (Израиль) — 750 участ. из 29 стран.1972 Хейдельберг (ФРГ) — 1000 участ. из 44 стран.1976 Торонто (Канада) — 1600 участ. из 50 стран.1980 Арнхем (Нидерланды) — 2350 участ. из 42 стран.1984 Нью-Йорк (США), Эйлесберг (Великобр.) — 3030 участ. из 61 страны.198 Сеул (Южная Корея) — 3055 участ. из 61 страны.1992 Барселона (Испания) — 3200 участ. из 86 стран.1996 Атланта (США) — 3310 участ. из 103 стран.2000 Сидней (Австралия) — 4038 участ. из 125 стран.2004 Афины (Греция) — 3969 участ. из 136 стран.2008 Пекин (Китай) —Если в первых играх участвовали только спортсмены-инвалиды с травмами и заболеваниями спинного мозга, то затем в П. и. стали выступать инвалиды с нарушениями зрения, с ампутированными конечностями, с последствиями детского церебрального паралича, с поражением интеллекта.С 1976 официально проходят зимние П. и. С 1992 зимние Паралимпиады проводятся на тех же стадионах и спортсооружениях, что и зимние Игры здоровых спортсменов.Зимние П. и.:1976 Орнсколдсвик (Швеция) — 250 участ. из 14 стран.1980 Гейфло (Норвегия) — 350 участ. из 18 стран.1984 Инсбрук (Австрия) — 500 участ. из 22 стран.1992 Альбервилль (Франция) — 800 участ. из 25 стран.1994 Лиллехаммер (Норвегия) — 1000 участ. из 31 страны.1998 Нагано (Япония) — 658 участ. из 32 стран.2002 Солт-Лейк-Сити (США) — 421 участ. из 36 стран.2006 Турин (Италия) —2010 Ванкувер (Канада)Спортсмены-инвалиды из СССР впервые выступили на П. и. в 1988 в Сеуле.Одним из важнейших событий в развитии спорта инвалидов стала первая Генеральная ассамблея международных спортивных организаций инвалидов, учредившая 21 сентября 1989 в Дюссельдорфе (ФРГ) Международный паралимпийский комитет. Его главные задачи — организация и проведение Паралимпийских и других всемирных игр инвалидов, сотрудничество с МОК, содействие развитию спорта инвалидов без дискриминации.

 

14. Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста.В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств.Обобщая основные современные формулировки, цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; формирование у него основ здорового образа жизни; укрепление его здоровья, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие.Для достижения поставленной цели, в процессе физического воспитания предусматривается решение комплекса задач, которые подразделяются на оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности. Решение этих задач предполагает совершенствование деятельности кардио-респираторной системы, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Образовательные задачи предполагают формирование необходимых знаний, двигательных умений и навыков; овладение элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. К решению образовательных задач относят также развитие физических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости) и двигательных способностей - функции равновесия, координации движений. Воспитательные задачи включают формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, нравственных основ личности, воспитание морально-волевых качеств, осуществление эстетического и этического воспитания.Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач. Оздоровительные задачи 1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-сиовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

Образовательные задачи 1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков: 1) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.); 3) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д. Воспитательные задачи 1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

 

 

11. Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание. В связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Возникновение в игре неожиданных ситуаций приучает ребенка разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания физических качеств (ловкость, быстрота и др.). Например, изменить направление движения, чтобы увернуться от ловишки, или спасаясь от него, бежать как можно быстрее.Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных качеств.Необходимость выполнения правил игры, преодоления препятствий способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, смелость, решительность и др.В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.У ребенка с помощью подвижных игр расширяется и углубляется представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т.д. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 4 лет. «Быстрые жучки»Ползание на четвереньках между предметами с опорой на ладони и колени.Зайки-прыгуны.Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой до кубика. Дистанция 2,5 м. Ребенок изображает зайца на лужайке.Прокати мяч.С одной стороны (от исходной черты) ребенок прокатывает мяч в прямом направлении, подталкивая его двумя руками перед собой до обозначенных предметов (кубиков). Затем он берет мяч в руки и поднимает его над головой. Задание проодится 2 раза. Дистанция – 4 – 5 м.Попади в круг.Ребенок становится в одну шеренгу на исходной черте (шнур), в руках у него мешочек (второй лежит у ног). На расстоянии 1,5 м. от ребенка положены обручи. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек в цель, затем бросае второй мешочек. Кто дальше бросит.

Ребенок становится на исходную линию (за условной чертой), в руках у него мешочек. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек вдаль. Ориентиром при метании могут быть различные предметы – кегли, кубики, мячи и т.д. Около ног ребенка можно положить несколько мешочков, чтобы увеличить количество бросков за один подход. По окончании метания ребенок бегут за мешочками.

 

29. Общая характеристика форм организации физического воспитания школьниковФизическое воспитание учащихся в школе осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»; в режиме учебного дня; в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.Урок физ.культуры является основной формой физ.воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях.Уроки физ.культуры, внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физ.воспитания учащихся - формированию физ.культуры личности.Физическую культуру личности характеризуют: мотивация физкультурных или спортивных занятий; необходимые для занятий знания, двигательные умения и навыки; разносторонняя физическая подготовленность; активное участие в физкультурной деятельности.Содержание учебных занятий включает в себя базовый и вариативный компоненты. К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений; двигательных умений и навыков; развития физических качеств.Школа, независимо от ее типа и формы собственности должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья и других индивидуальных особенностей. Вариативный компонент - включает материал по развитию физических качеств, а так же примерные домашние задания, что облегчает дифференцированный подход к решению задач физического воспитания. Конкретное содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, проводящий урок физ.культуры с учетом: материально-технической базы; своих творческих возможностей; состояния здоровья, физической подготовленности учащихся; интересов занимающихся;Для допуска к занятиям физ. культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не реже одного раза в год. По результатам обследования они подразделяются на медицинские группы: основная - занимаются по учебной программе в полном объеме, а так же в одной спортивной секции, подготовительная - занимаются по учебной программе с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врача; им так же рекомендуются дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности, специальная медицинская группа - занятия проводятся по специальным программам. Занятия по физ.культуре проводятся не менее 3-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физ.культуры другими видами учебной или неучебной деятельности является нарушением Закона.

 

33. Плавание - наиболее традиционная форма оздоровления. Общеизвестно его обширное влияние на функциональные системы организма. Плавание рекомендуется всем практически здоровым людям любого возраста без ограничения, а в ряде случаев оно может служить и лечебным средством. Однако регулярное проплывание одних и тех же "оздоровительных" дистанций - занятие не для всех интересное. Поэтому сейчас становятся популярными различные занятия физическими упражнениями в воде. К ним относятся ходьба и джоггинг в воде, силовая тренировка в воде, гидроаэробика, аквафит, аква-билдинг и др. Влияние плавания на организм человека необычайноблаготворно и разнообразно. Оно помогает человеку стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения пловца выполняются в горизонтальном положении. И то и другое, да еще в сочетании с плавательными движениями, оказывает на организм человека прекрасное оздоровительное действие. Различают оздоровительное, спортивное и прикладное плавание. Оздоровительное плавание – одна из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, способствуют профилактике респираторных заболеваний, совершенствованию физического развития. Оздоровительным плаванием можно заниматься в группах здоровья, создаваемых на спортивных базах, в учебных заведениях, в индивидуальном порядке.Плавание благотворно влияет на многие функциональные системы организма: * укрепляются дыхательные мышцы, повышается подвижность сочленений грудной клетки, увеличивается жизненная емкость и вентиляционная способность легких, значительно улучшается функция дыхательной системы; * уменьшаются гравитационные нагрузки на позвоночный столб, укрепляется мышечный корсет грудной клетки, что приводит к улучшению осанки; * положительное влияние водной среды на нервную систему проявляется в стимулирующей деятельности головного мозга, ускорении ликвидации явлений утомления при напряженной умственной работе, повышении подвижности нервных процессов; * гидромассаж кожи способствует совершенствованию регуляции вегетативных функций организма, рефлекторной стимуляции сердечно-сосудистой системы, улучшение периферического кровообращения; * повышается устойчивость организма к воздействиям низких температур.

30.Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом. Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровы, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях. Врачебный контроль включает: 1) врачебное освидетельствование: 2) врачебно-педагогические наблюдения; 3) врачебно-спортивную консультацию; 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований; 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов; 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий. Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые. Обследование проводят врачи — специалисты по В. к.. Периодичность обследования — не реже 1 раза в год. При этом обследование учащихся и студентов приурочивают к началу учебного года. При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине. Обследование по краткой методике включает: сбор анамнестических данных, физикальное обследование, измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой. При обследовании лиц среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физической подготовки, дополнительно проводят электрокардиографическое исследование, биохимический анализ крови. На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовкой. В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку. В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки. Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к. Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности. Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом, проводит врач — специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта. Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий. Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера. Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации. Гигиеническое воспитание направлено на пропаганду здорового образа жизни. Врач поликлиники или амбулатории в своей профессиональной деятельности способствует развитию физической культуры, разъясняя населению роль рационального режима дня, включающего регулярные занятия физкультурой и спортом, а также элементы закаливания.Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований

 

 

31. Методика проведения подвижных игр на воде определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всесторонен воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.
Организуя обучение преподаватель должен стремиться:
1) воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
2) содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений;
3) укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию.
Воспитание человеческой морали тесно связанно с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.
Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
Значительное место в начальной подготовке пловца, а также на последующих этапах занимают игры, проводимые в воде. Одни из них - для новичков, осваивающих водную среду, - проводятся в неглубоком месте и содержат простые задания. Другие применяются в занятиях со спортсменами, совершенствующимися в плавании, и направлены на закрепление скоростно-силовых качеств, воспитание специальной техники спортивных и прикладных способов ныряния, транспортировки на воде и пр.В содержание игр для новичков входят упражнения, позволяющие освоится с водой, преодолеть водобоязнь:А) погружение в воду с передвижением по дну;
Б) всплывание и лежание на воде;В) выдох в воду, открывание глас в воде;
Г) скольжение по воде, впрыгивание в воду и ныряние.В содержание игр и эстафет, проводимых на глубине по грудь и более, включается проплывание отрезков:С помощью ног без помощи рук;
С помощью рук без помощи ног;С наименьшем количеством гребков;
С доской в руках и доской зажатой между ногами;Со спортивными и прикладными способами ныряния, транспортировкой;С мячом (для мальчиков, юношей как подготовительные к освоению игры в водное поло);Игры с элементами фигурного плавания с ластами и без ласт (для девочек и девушек).Игры организуются также в паузах во время тренировок с большим объёмом нагрузки в воде, а также в конце тренировок для эмоциональной разрядки и активного отдыха.
Очевидна необходимость обеспечения мер безопасности, особенно при проведении игр в естественных водоёмах.

 

 

34. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования. Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др. Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки. Процесс физ. самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это; помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). На II этапе определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы; частные цели - на несколько недель, месяцев. Примерная программа - ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель - формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания: -Укрепление здоровья, закаливание организма, включение в здоровый образ жизни,-Выработка настойчивости,-Воспитание координационных способностей,-Воспитание выносливости,-Утренняя гимнастика, физические упражнения, гигиенические и природные факторы, режим дня,-Обязательное выполнение намеченного на день, неделю,-Упражнения на развитие координации движений,-Бег, пешие походы, прогулки на велосипеде и т.д.,-Комплекс из 10 упражнений; контрастный душ, воздушные ванны;-соблюдение режима дня, сна, питания; прогулка перед сном 30 мин.; передвижение из общежития в вуз и обратно пешком,-Подъем в 6 ч 30 мин, отход ко сну в 11ч; занятия физическими упражнениями по 45 мин в 18 ч; самоподготовка с 19 до 21 ч,-Описание упражнений, количество серий и их повторений,-Бег в чередовании с ходьбой с постепенным ее сокращением в течение 30 мин; пешие походы, велопоходы по 2—4 ч. III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения.

 

35. Релаксация, как необходимая часть физического воспитания.Рассмотрены средства оздоровления для улучшения способности противостоять стрессовым ситуациям студентов. Среди разнообразных по характеру стрессов наибольшего распространения в современной жизни приобрели эмоциональные. Именно психоэмоциональное перенапряжение, хроническое умственное переутомление без достаточной физической разрядки чаще всего является причиной снижения умственной и физической работоспособности, вызывая нервные расстройства. Стресс не всегда приводит к заболеванию, но часто сопровождается болью в затылке, спине, глазах, тяжестью в желудке, а при очень сильных эмоциях - тошнотой и тому подобное. При отсутствии профилактики стрессов и повторении последних имеет место дистрес, проявления которого те же, но рельефнее и сильнее. Если же после каждого стресса проявлять физическую активность, избыток адреналина будет истрачен на ее обеспечение, и стресс не будет иметь негативных последствий. Таким образом, физическая активность - необходимая и действенная защита против развития стресса.По мнению многих специалистов, наиболее эффективным антистрессовым методом при психоэмоциональных перенапряжениях является саморегуляция, ключевым конструкторским элементом которой считается произвольная психофизическая релаксация. Широкое распространение во многих странах мира получили такие виды психорегуляции как: йога, медитация, ци-гун, система Ниши, прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка.Главная задача физического воспитания - сформулировать потребность в физическом самоусовершенствовании. Занятия физкультурой должны быть добровольной и привлекательной деятельностью студенчества. Каждый студент должен уметь правильно организовать свою двигательную активность и должен самостоятельно реализовать знания и умения, полученные на занятиях физкультурой, в практической деятельности путем самовоспитания. Под физическим самовоспитанием понимается процесс целеустремленной, сознательно и планомерной работы над собой, направленный на формирование культуры личности.

В вузе на занятиях по физическому воспитанию следует уделять внимание самым распространенным видам психорегуляции, по возможности соединяя их с комплексами упражнений гимнастики релаксации. Необходимо как можно полнее использовать саморегулирующие возможности человека. Речь идет о разработанной методике самовнушения, направленной на расслабление организма. С


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: