Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие здоровый образ жизни

Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам (В.И. Дубровский).Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь. К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения,-психофи-зическая регуляция.

21. здоровье человека и способы его сохранения.Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% -- экологическими; на 20% -- биологическими (наследственными) факторами и на 10% -- медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь

19. В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

 

23. Пеший туризм, его организация и проведение.Туристические походы являются одним из наиболее распространенных видов активного отдыха. Это объясняется тем, что туризм отличается многообразием средств для восстановления и развития физических и духовных сил человека и способен удовлетворить запросы людей самых разных возрастов и профессии. Собираясь в поход, особое внимание следует обратить внимание на обувь, одежду и походное снаряжение. Обувь для похода должна быть подобранной по размеру, хорошо разношенной. Одежда должна соответствовать погодным условиям и сезону. Походное снаряжение подразделяется на личное и групповое. Групповое (палатка, топоры, веревка и шнур, ведра, кастрюли, котелки, ножи, разливная ложка, аптечка, принадлежности для массовых игр, продукты и т.п.) распределяется между участниками в дополнение к личным вещам. Тяжелые или громоздкие вещи они несут по очереди. В личное снаряжение входят рюкзак с широкими лямками, спортивный костюм, свитер, носки шерстяные, ботинки на прочной подошве, спортивная обувь, майки, труси, одеяло, плащ непромокаемый, или куртка, алюминиевая миска, ложка, кружка эмалированная, полотенце, мыло, паста зубная, иголка, нитка, книжка записная, компас, спички и т.п. предметы снаряжения в рюкзаке размещают следующим образом. К спине укладывают мягкие вещи (одеяло, запасное белье ит.п.), но не скатанные валиком, а сложенные по ширине спинки рюкзака. На дно помещают тяжелые предметы, сверху – легкие. В карманах рюкзака находится то, что может пригодиться в пути, на привалах.

24. Средства физического воспитания, их характеристика Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37—38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39°С и более.У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью. К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов.

25. Пища и пищевой режим. Жизнь человека связана с постоянным расходованием энергии и тканевых элементов. Если бы эти траты не возмещались с пищей, жизненные процессы в организме просто бы остановились. Нормальное питание обеспечивает правильный рост и развития организма, его функциональных возможностей, улучшает сопротивляемость к вредным влияниям внешней среды, способствует повышению работоспособности и продлению жизни.Основные гигиенические требования к пище – она должна:1. потребляться в количестве, достаточном для возмещения энергетических трат организмаКалорийность суточного пищевого рациона для лиц умственного труда (преподаватели, студенты и им п.) должна составлять у мужчин (в возрасте от18 до 40 лет и весом 70 кг) – 2800-3000 ккал, у женщин (18-40 лет, 60 кг) – 2400-2600 ккал.2. содержать пищевые вещества, необходимые для построения тканей и органов, и нормального течения физиологических процессов. Это белки, жиры, углеводы (в соотношении 1:1:4), витамины, минеральные вещества и воду.3. быть разнообразной – включать различные продукты животного и растительного происхождения, содержать достаточное количество клетчатки.Основные принципы рационального питания можно отнести: никогда не переедать; есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу; 4-х разовое питание; питаться регулярно в одно и то же время; не заниматься физическими упражнениями натощак; не приступать к еде сразу после тренировочных нагрузок; вечерний прием пищи должен быть не позднее 20.00 по местному времени.

36. Ручной мяч (Гандбол) Значение.Гандбол – интересная, динамичная и захватывающая игра. Она способствует развитию у школьников важнейших двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений. Одним из основных преимуществ гандбола является его простота. История. В 1898г в датском городе Одруп преподаватель гимназии Хольгер Нильсен ввел на уроках физкультуры игру с мячом, разработал правила и назвал ее «хаандболд» (по-датски «хаанд» - рука, «болд» - мя). В игре участвовала по 11 игроков в каждой команде. Другим центром развития игры была Германия, где в 1890 г Конрад Кох придумал игру с мячом, которая получила название «Раффбол». В 20-е годы 20 века появился новый вариант игры, заложивший основы современного гандбола. Было произведено официальное разделение гандбола 11:11 и 7:7. Последний вариант получил дальнейшее развитие во многих странах мира, он был включен в программу ОИ 1972 г в Мюнхене, а вариант 11:11 прекратил существование. Международная федерация гандбола (ИГФ) была создана в 1946г. В 1976 г на ОИ в Монреале впервые в истории этого вида спорта победителями соревнований стали мужская и женская команды СССР. За все время вхождения этого вида спорта в программу Олимпиад наша команда четыре раза добивалась «золотого» успеха (дважды в 1976г, в 1980 и 1992гг). спортсмены Л. Бобрусь, Н. Тимошкина, З. Турчина дважды становились олимпийскими чемпионками. Правила. Игра проводится на прямоугольной площадке размером 20 на 40 м. на лицевой линии устанавливаются ворота – 2 на 3 м. соперничают две команды, по 7 игроков в каждой, включая вратаря. Цель игры – забить как моно больше голов в ворота соперника. Мяч для игры должен быть до 60 см в окружности, весом от 425 до 475г. Матч состоит из двух таймов, продолжительностью по 30 мин каждый, с 10 мин. Перерывом для взрослых и с 25 мин перерывом для юношеских команд (12-16 лет). Игроку разрешается бросать, ловить, останавливать, толкать мяч или бить по нему, используя кисти рук, руки, голову, тор; держать мяч не более 3с, делать с мячом не более 3 шагов. Гол засчитывается, когда весь мяч пересек линию ворот, при условии, что перед броском или во время броска игрок, совершивший бросок, или другой игрок команды не нарушил правила. За нарушения правил игры игрок может получить предупреждение, быть удаленным на 2 мин или дисквалифицированным.

 

39. Водное поло. Это спортивная игра с мячом на воде. Ведется двумя командами по 7 человек на прямоугольной водной площадке размером 30x20 м (при глубине 2 м), посредине лицевых (более корот­ких) сторон которой устанавливаются ворота шириной 3 м и высотой от уровня воды-1 0,9 м. Игра продолжается 4 периода по 5 мин чистого времени каждый, с двухминутными перерывами. Цель игры - возможно большей число раз забросить мяч (длина его окружности-68-71см, вес – 400-500 г) в ворота противника и не пропустить его в свои ворота. Водное поло появилось в Великобритании в конце XIX в. и быстро распространилось по всему миру. В 1900 г. водное поло включено в программу Олимпийских игр. В России с мячом на воде стали играть с 1908 г. Первый чемпионат СССР состоялся в 1925 г. Первые правила игры в водное поло появились в 1876 г. С тех пор они не раз изменялись. Основные условия матча таковы: в игре не разрешается наплывать на соперника, блокировать его или отталкивать. Запрещается топить мяч, бить по мячу кулаком и нырять с ним, касаться руками стоек ворот, играть мячом двумя руками можно только вратарю. Строже всего наказывается ватерполист, который сделал попытку «потопить» соперника. Если это произошло вблизи ворот нарушителя, то назначаете бросок мяча в ворота с 4 м, а за грубое нарушение игрок удаляется на 1 мин без замены. При остальных нарушениях игроки провинившиеся команды возвращают мяч соперникам. В водном поло большое значение имеют физическая сила игрока, подвижность, координация движения, быстрая реакция, поэтому в тренировки ватерполистов включают акробатику и занятия с отягощениями – штангой, гирями, набивными мячами, булавами. Разнообразные движения в игре в сочетании со всеми видами плавания дают пропорциональное, мощное развитие мускулатуры, укрепляют дыхание. Игрок с хорошей атлетической подготовкой выигрывает силовое единоборство с соперником. Очень важными качествами ватерполиста справедливо считаются дисциплинированность в игре, стремление бороться с соперником за победу до конца, как бы ни складывался ход игры. Водное поло находится в ведении Международ­ной любительской федерации плавания (ФИНА).

37. Волейбол.Значение.Волейбол – это спортивная игра, которая пользуется большой популярностью среди молодежи. Занятие волейболом способствуют развитию многих физических способностей: сил рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени. Волейбол считается одним из самых доступных видов спорта, в нем могут проявить себя игроки с различными физическими данными, как невысокого роста, так и высокого. История. Волейбол начал развиваться в США с 1895 г. Основоположником этой игры был пастор Уильям Морган – преподаватель в г. Холиок. Было предложено дать игре название «Волейбол», что в переводе с английского означает «летящий мяч» (от «волей» отбивать на лету и «бол» - мяч). В 1900г были приняты первые правила волейбола. В 1917г была основана Международная федерация волейбола, и игра получила широкое распространение во многих странах мира.Наши спортсмены в 1935г приняли участие в первой международной встрече со спортсменами Афганистана. С 1949г начали проводиться чемпионаты мира по волейболу среди мужских команд, а с 1952г – среди женских. Уже на первом чемпионате наши спортсмены стали победителями, а спортсменки в этом же году стали чемпионками Европы. С тех пор наши спортсмены всегда занимали самые высокие места на международной арене. В программу Олимпийских игр волейбол впервые был включен в 1964г в Токио. Золотые медали на этой Олимпиаде выиграли волейболисты сборной СССР и волейболистки Японии. За время, в течение которого волейбол входит в программу Олимпиад, наши волейболисты и волейболистки семь раз становились чемпионами, 22 спортсмена (8 мужчин и 14 женщин) стали двукратными олимпийскими чемпионами. Больше всех в этом виде спорта олимпийских медалей разного достоинства завоевал И. Рыскаль – 4 награды: 2 золотые и 2 серебряные. В 1993г олимпийским видом спорта стал и пляжный волейбол. Правила. Волейбол – спортивная игра с мячом двух команд, по 6 человек в каждой. Проводиться на ровной площадке размером 18 на 9 м. поперек площадки над средней линией натягивается веревочная сетка шириной 1 м и длиной 9,5м. сетка прикрепляется к стоящим за площадкой столбам или стене, высота верхнего края сетки для мальчиков и юношей 13-14 лет 2 м 30 см, для девушек – 2 м 10 см. мяч должен иметь окружность 640-660 мм и весить 260-280 г.Игроки располагаются на площадке следующим образом: трое ближе к сетке и трое около задней линии. Игра начинается подачей игрока, стоящего за линей площадки. Подающий игрок подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу направляет его в сторону противника. Подача считается выполненной, если игрок, подбросив мяч, коснулся его рукой. Каждая команда должна отбить мяч не более чем в 3 удара, не давая ему упасть на землю. Один и тот же игрок не имеет право прикоснуться к мячу2 раза подряд. Одновременное прикосновение двух игроков одной команды считается за два удара. Если мяч в этих случаях пролетит над сеткой, то команда, совершившая ошибку, теряет подачу или проигрывает очко. Если мяч коснется веток деревьев, потолка, снарядов, он считается выбывшим из игры. Команде за такой удар засчитывается ошибка. Мяч считается проигранным, когда он коснулся земли, если команда ударила юолее 3 раза, если мяч был задержан в руках или телом, если его не отбили, а кинули, если игрок ударил его ногами, если один и тот же игрок коснулся его 3 раза, если игрок прикоснулся к сетке, наступил на среднюю линию, перенес руки над сеткой, касаясь при этом мяча на стороне противника, если мяч приземлился за площадкой или был выбит под сетку. Для выигрыша партии команда должна набрать 25 очков, с минимальным разрывом в 2 очка. При равном счете (24:24, 25:25) игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26:24, 27:25, и т.д.). В решающей партии игра продолжается до 15 очков, с минимальной разницей в 2 очка. После набора одной из команд 8 очков команды меняются сторонами, сохраняя прежнюю расстановку. Побеждает команда, выигравшая первой 3 партии (3:0, 3:1, 3:2).

 

38. Футбол. Значение. Футбол – спортивная командная игра с мячом, одна из самых популярных в мире. В нее играют на всех континентах как мужчины, так и женщины. Совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические качества (быстрота, координационные скоростно-силовые способности, выносливость). История. Название игры произошло от английских слов «фут» - ступня и «бол» - мяч. Известно, что «ножной мяч» появился в Англии более ста лет назад. Однако истоки современного футбола уходят в далекое прошлое, его черты находят в различных играх с мячом, которые были известны еще до нашей эры в странах Древнего Востока. На Британских островах возник и первый футбольный клуб «Шеффилд Юнайтед» (1855). Правила игры почти не изменились с 1863г. Но в них не было двух существенных положений, без которых современный футбол немыслим: 11-метровогго штрафного удара, называемого пенальти, и судьи в поле. В прежние времена он руководил действиями футболистов с трибуны. В 1904г была образована Международная федерация футбольных ассоциации – ФИФА. В программах Олимпийских игр футбол появился в 1900г, а первый чемпионат мира по футболу состоялся в 1930г. Мировые первенства проводятся с тех пор регулярно каждые 4 года в промежутке между Олимпийскими играми. В России футбол начал развиваться с конца позапрошлого столетия. В 1898г в Петербурге состоялся первый товарищеский матч. Первенство России было проведено в 1912 г. В том же году сборная России приняла участие в ОИ в Стокгольме. Регулярно с 1936г проводятся чемпионаты и Кубки страны. Наши футболисты дважды становились олимпийскими чемпионами на ОИ6 в Мельбурне в 1956г и в Сеуле в 188 г. В 1960г сборная СССР завоевала золотые медали на чемпионате Европы. Три футболиста сборной СССР – вратарь Л. Яшин, нападающие О.Блохин и И. Беланов в разные годы были названы лучшими футболистами Европы. Славные страницы в летопись футбола вписали столичные клубы «Спартак» ЦСКА, «Динамо», «Торпедо» и замечательные игроки – братья Старостины, К. Бесков, В. Иванов и др. Правила. Футбол – это игра двух команд, цель которых – забить мяч в ворота соперников. В состав каждой команды 11 человек, включая вторая. Продолжительность игры – 90 мин (два тайма по 45 мин с 10 минутным перерывом). Местом для игры служит ровное поле с травяным покровом в форме прямоугольника со сторонами 90-120 м в длину и 45-90 м в ширину. На линии ворот на одинаковом расстоянии от углов поля устанавливаются ворота, ширина которых 7 м 32 см, высота – 2 м 44 см. на ворота с внешней стороны прикрепляется веревочная сетка. Игра ведется кожаным мячом окружностью 68-71 см, вес мяча 396-453 г. Игра начинается в центре поля. С центра поля она возобновляется после забитого мяча. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и под перекладиной и если игрок атакующей команды умышленно не внес, не вбросил и не протолкнул его в ворота рукой.

 

 

41.Хоккей. Значение. Хоккей – это отличное средство закаливания и укрепления здоровья, прекрасный отдых на свежем воздухе, игра, воспитывающая у спортсменов трудолюбие, смелость, заботу о товарище, настойчивость, формирующая характер – сильный, волевой, мужественный. Чтобы научиться играть в хоккей, нужно уметь хорошо кататься на коньках, владеть клюшкой, точно и сильно бросать шайбу в ворота, овладеть искусством обводки и паса. История. Хоккей с шайбой по сравнению с другими видами спорта молод. Возник в 60-егг 19в. в Канаде. В начале 20 века он стал распространяться в странах Европы. Первый международный турнир был проведен в 1908г во Франции. В 1908 г образована международная лига хоккея на льду (ЛИГХ). С 1910г начали проводиться чемпионаты Европы. В 1930 г в г. Шампони (Франция) прошел первый чемпионат мира по хоккею. Олимпийский дебют этого вида спорта состоялся не на 1 зимних ОИ 1924г, а на летней Олимпиаде 1920г в Антверпене. Первыми олимпийскими чемпионами стали канадцы. В России в хоккей на льду стали играть с 1911г, однако эта игра не сразу стала популярной. Первый чемпионат СССР прошел в 1946-1947гг, а первыми чемпионами стали московские динамовцы. В 1954г сборная команда СССР впервые стала чемпионом мира, в 1956г – олимпийским чемпионом. Ряд наших хоккеистов были трехкратными олимпийскими чемпионами. Это В. Давыдов, В Кузькин, А. Радугин, А. Фирсов, Ф Третьяк. В 1972г впервые были проведены матчи нашей сборной с профессионалами из Североамериканской национальной хоккейной лиги. Спортсмены наши были многократными чемпионами ОИ, мира и Европы, однако в последние годы российских хоккей переживает большие трудности, что отражает на результатах выступления команды. Правила. Хоккей – это командная спортивная игра, которая проводится на ледовом поле размером 61 на 30 м. площадка ограждена бортами высотой 100-122 см. размер ворот 183 на 122 см. шайба, которой ведется игра, представляет собой плоский круглый диск из твердой резины (толщина 2,54 см, диаметр 7, 62 см). Продолжительность хоккейного матча – 60 мин чистого времени (3 периода, по 20 мин каждый). Одновременно на площадке могут находиться 6 игроков: вратарь и 5 полевых игроков. Смена игроков во время игры производится в любое время и неограниченное количество раз. За нарушения правил игры хоккеисты могут быть удалены с поля на 2,5 и 10 мин.

 

40. Баскетбол. Значение. Дает возможность раскрыться индивидуальными особенностями личности, благоприятно воздействуя на развитие таких двигательных качеств, как быстрота, сила, выносливость. Этот вид спорта совершенствует отдельные психические функции человека, обеспечивающие скорость приема и переработки информации, ск5орость простой и сложной реакции, ориентировку в сложной двигательной деятельности, оперативность мышления. История. Эту игру в 1891г изобрел Джеймс Нейсмит. Бросали мяч не в кольцо, а в корзину. Отсюда и название – «баскет» - корзина, «бол» - мяч. В команде было по 9 игроков. В 1895г в США были изданы первые официальные правила баскетбола, а в 1895г там же состоялись первые официальные соревнования по этому виду спорта. В 1932г была создана международная любительская федерация баскетбола (ФИБА). В 1936г мужской баскетбол был впервые включен в программу ОИ в Берлине, первым олимпийскими чемпионами стали баскетболисты США. Женские команды начали борьбу за олимпийские медали в 1976г в Монреале. Первые золотые медали выиграли советские спортсменки. В России в баскетбол начали играть с 1906г. В 1932 г состоялся первый чемпионат страны, в котором участвовали только женщины. Победили московские спортсменки. С 1947г наши баскетболисты принимают на чемпионатах мира и Европы. На ОИ 1972г в Мюнхене наши впервые стали олимпийскими чемпионами, победив в финале сборную США. За период, в течение которого баскетбол входит в олимпийскую программу (с 1936 по 2000гг), наилучших результатов по общему количеству олимпийских наград в этом виде спорта добились команды США и России (СССР). За это время только одному человеку удалось завоевать в этом виде спорта три золотые олимпийские награды. Этого сумела добиться Т. Эдвардс, игравшая в составе сборных США, которые побеждали на ОИ в Лос-Анджелесе (1984), Сеуле (1988) и Атланте (1996). Правила. В баскетбол играют две команды, по 5 человек в каждой. Целью игры является овладением мячом и забрасывание его в корзину соперника. Площадка представляет собой прямоугольник длиной 28 м и шириной 15 м. Нижний край щита поднят на полом на 2,75м. Кольцо находиться на высоте 3,05м. Щит вынесен в глубь площадки на 1,2 м. Вес мяча 600-650г. Игра начинается с разыгрывания мяча в центральном круге. Спорящие игроки не имеют право ловить мяч, а только отбивают или скидывают его партнеру. Игрок не имеет право сделать большое одного шага с мячом в руках. Игроки имеют право вести мяч только одной рукой. Если мяч после ведения пойман, снова вести мяч не разрешается. Выполнять бросок имеет право любой игрок нападающей команды, при неудачном броске отскочившим мячом овладеть имеют право игроки любой команды. Для того чтобы выполнить бросок, команде предоставляется 24с. При нарушении этого правила (если бросок не выполнен) мяч передается другой команде. В течение 8с команда, владеющая мячом, должна перейти из зоны защиты в зону нападения. Если игрока толкнули во время выполнения броска или ударили по руке и мяч в кольцо не попал, он получает право на пробитие двух штрафных бросков. Если нарушение во время броска совершено за линией 3-очкового броска (6,25м), то за нарушение правил назначается 3-очковый штрафной бросок. Игрок, получивший пять персональных замечаний, автоматический выбывает из игры. Остальные нарушения правил, которые не рассматриваются как фол, являются просто ошибками: бег с мячом в руках (пробежка), ведение двумя руками, повторное ведение (двойное ведение), выбывание мяча за пределы площадки, игра ногой. При ошибках или фолах, которые не влекут за собой назначение штрафного броска, игра возобновляется вбрасыванием мяча из-за боковой линии. После результативного броска с игры или штрафного броска мяч вводится в игру участниками противоположной команды из-за лицевой линии. Результативный бросок команде присуждается два очка, за штрафной бросок – одно очко. За результативный бросок из-за дуги радиусов 6,25 м присуждается три очка. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. Игра продолжается четыре периода, по 10 мин каждый. Регистрируется только чистое время. В случае ничьи назначается 5-минутный дополнительный период. Перерыв между первым и вторым, третьим и четвертым периодами 2 мин, между вторым и третьим – 15 мин. В течение игры разрешается производить неограниченное количество замен игроков. Игроку нападения не разрешается находиться в трехсекундной зоне свыше 3 с. Мяч отбирается у команды, если игрок держит мяч и не передает, не бросает, не катит или не ведет его в течение 5 с.

 

42. Настольный теннис. Настольный теннис - популярная спортивная игра, в которой принимают участие двое (оди­ночная игра) или четверо играющих (парная игра). Игра в настольный теннис развивает быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость, волю, настойчивость. Очень важное преимущество настольного тенниса перед другими видами спортивных игр - его общедоступность. Игра ведется на специальном столе (дли­на- 2,74 м, ширина-1,525 м, высота - 0,76 м), разделенном пополам сеткой высотой 15,25 см. Крышка стола, изготовленного чаще всего из прессованной фанеры, окрашивается в тем­но-зеленый цвет и окаймляется белыми лини­ями шириной 2 см. По центру стола проводит­ся продольная белая линия шириной 0,3 см. Она необходима при парной игре. В настольном теннисе соперники поочередно отбивают ракетками целлулоидный мяч через сетку. Проигравшим очко считается тот, кто первым пошлет мяч за пределы стола или в сетку. Встречи проводятся из 3 или 5 партий. Партия считается оконченной, когда один из играющих наберет 21 очко при условии пере­веса в счете в два очка, не меньше. При счете «по 20» игра продолжается, пока один из соперников не добьется преимущества в 2 очка. После каждых 5 очков соперники меня­ются подачей: подающий становится принима­ющим и наоборот. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подачи. В решающей партии (третьей или пятой) игроки меняются сторонами после вы­игрыша 10 очков одним из играющих. Ракетка для игры в настольный теннис изго­товляется из дерева либо фанеры и оклеивает­ся с обеих сторон 2-миллиметровым слоем каучука.Существуют два способа хватки ракетки - горизонтальный, или европейский, и вертикальный, или азиатский. При горизонтальном способе рука обхватывает ручку ракетки та­ким образом, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности, а большой - к ладонной поверхности ракетки. Остальные пальцы свободно, без напряжения обхватыва­ют ручку ракетки. При вертикальном способе большой и указательный пальцы кольцеобраз­но обхватывают ракетку за ручку. Остальные пальцы располагаются на тыльной стороне ракетки (ракетка держится как ручка с пе­ром). Достоинство горизонтального способа— возможность игры обеими ее сторонами. При вертикальной хватке все удары выполняются одной и той же стороной ракетки. Настольный теннис впервые появился в Вели­кобритании в конце XIX в. В нашей стране этот вид спорта получил распространение в 20-е гг. XX в., затем потерял популярность и появился вновь в 60-е гг. В 1954 г. СССР вступил в Международную федерацию на­стольного тенниса, (ИТТФ). К числу ведущих держав в этом виде спорта относятся Япония, КНР, Венгрия, Франция, Швеция, Чехослова­кия, Англия, Румыния. Спортсмены СССР занимали первые места на чемпионатах мира (1969) и побеждали на чемпионатах Европы (1968, 1970, 1972 и 1974). 3. Руднова и С. Фе­дорова-Гринберг были неоднократными чем­пионами мира и Европы. Среди юношей и девушек советские спортсмены являются сильнейшими в Европе. Трехкратный чемпион Европы С. Гомозков пять раз побеждал на юношеских европейских чемпионатах. 43. «Корфбол» («корф» – по-голландски «корзина»). История возникновения корфбола началась в 1902 году, когда голландский преподаватель физкультуры захотел придумать игру, в которую могли бы играть и юноши, и девушки, да и к тому же практически на любой площадке. Так появился корфбол, который мгновенно завоевал миллионы сердец. Уже в 1903 году была создана Голландская федерация корфбола. А затем уже стали проводиться многочисленные турниры и соревнования. А в 1995 году официально признан Международным Олимпийским комитетом. Правила игры Каждая команда состоит из 4-х игроков мужского пола и 4-х игроков женского пола, которые играют поровну (2+2) в зоне атаки и в зоне защиты. Цель- Забросить мяч, имеющий параметры футбольного, в корзину, которая не имеет дна и имеет цилиндрическую форму высотой 25 см, внутренний диаметр которой 39–41 см. Корзина крепится на стойке высотой 3,5 м и устанавливается в каждой из двух игровых зон на расстоянии 1/6 длины площадки, измеряемой от лицевой линии. Площадка имеет размеры 20х40 м для игры в закрытом помещении и 30х60 м для игры на открытом воздухе. Игра продолжается 2 тайма по 30 минут, с 10-минутным перерывом. Игроки атаки стараются поразить корзину соперника, освободившись от опеки персонального защитника того же пола. При этом бросок засчитывается, если расстояние между игроками атаки и защиты больше расстояния вытянутой руки. Игроки защиты стараются перехватить мяч, помешать сопернику выполнить бросок или передачу мяча, выиграть подбор мяча. После перехвата игроки защиты должны передать мяч для атаки в противоположную зону. Удерживая мяч в руках, игроки не должны пересекать центральную линию. После двух мячей, забитых в любую корзину, игроки меняются зонами, при этом защитники становятся атакующими и наоборот. Во время игры запрещается:-удерживая мяч в руках, выполнять более 2-х шагов;-перемещаться, выполняя ведение мяча;-выбивать и вырывать мяч;-передавать мяч из рук в руки;-персонально играть против игрока противоположного пола;-одновременно играть двум игрокам против одного;-выполнять бросок мяча из зоны защиты;-играть в грубой и опасной манере. Правильное попадание в корзину соперника всегда оценивается в одно очко. Нарушения правил, которые приводят к потере возможности сделать результативный бросок, наказываются пенальти, выполняемым с расстояния 2,5 м. При других нарушениях назначается свободный пас, а в спорных случаях мяч разыгрывается между игроками одного пола на месте спора.

 

38. Футбол. Значение. Футбол – спортивная командная игра с мячом, одна из самых популярных в мире. В нее играют на всех континентах как мужчины, так и женщины. Совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические качества (быстрота, координационные скоростно-силовые способности, выносливость). И стория. Название игры произошло от английских слов «фут» - ступня и «бол» - мяч. Известно, что «ножной мяч» появился в Англии более ста лет назад. Однако истоки современного футбола уходят в далекое прошлое, его черты находят в различных играх с мячом, которые были известны еще до нашей эры в странах Древнего Востока. На Британских островах возник и первый футбольный клуб «Шеффилд Юнайтед» (1855). Правила игры почти не изменились с 1863г. Но в них не было двух существенных положений, без которых современный футбол немыслим: 11-метровогго штрафного удара, называемого пенальти, и судьи в поле. В прежние времена он руководил действиями футболистов с трибуны. В 1904г была образована Международная федерация футбольных ассоциации – ФИФА. В программах Олимпийских игр футбол появился в 1900г, а первый чемпионат мира по футболу состоялся в 1930г. Мировые первенства проводятся с тех пор регулярно каждые 4 года в промежутке между Олимпийскими играми. В России футбол начал развиваться с конца позапрошлого столетия. В 1898г в Петербурге состоялся первый товарищеский матч. Первенство России было проведено в 1912 г. В том же году сборная России приняла участие в ОИ в Стокгольме.Регулярно с 1936г проводятся чемпионаты и Кубки страны. Наши футболисты дважды становились олимпийскими чемпионами на ОИ6 в Мельбурне в 1956г и в Сеуле в 188 г. В 1960г сборная СССР завоевала золотые медали на чемпионате Европы. Три футболиста сборной СССР – вратарь Л. Яшин, нападающие О.Блохин и И. Беланов в разные годы были названы лучшими футболистами Европы. Славные страницы в летопись футбола вписали столичные клубы «Спартак» ЦСКА, «Динамо», «Торпедо» и замечательные игроки – братья Старостины, К. Бесков, В. Иванов и др. Правила. Футбол – это игра двух команд, цель которых – забить мяч в ворота соперников. В состав каждой команды 11 человек, включая вторая. Продолжительность игры – 90 мин (два тайма по 45 мин с 10 минутным перерывом). Местом для игры служит ровное поле с травяным покровом в форме прямоугольника со сторонами 90-120 м в длину и 45-90 м в ширину. На линии ворот на одинаковом расстоянии от углов поля устанавливаются ворота, ширина которых 7 м 32 см, высота – 2 м 44 см. на ворота с внешней стороны прикрепляется веревочная сетка. Игра ведется кожаным мячом окружностью 68-71 см, вес мяча 396-453 г. Игра начинается в центре поля. С центра поля она возобновляется после забитого мяча. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и под перекладиной и если игрок атакующей команды умышленно не внес, не вбросил и не протолкнул его в ворота рукой.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: