Тема 12. Книжное дело в XX В

Основные тенденции развития книжной отрасли в ХХ в. Книжное дело в дореволюционной России. Особенности развития книжного дела в период с 1917 г. по 1990 г. Книгоиздание и книжная торговля России в конце ХХ в.

Уже в начале XX столетия мировое книжное дело обретает те черты, которые будут характеризовать его развитие вплоть до конца века, а именно: стремление к монополизации, а также количественному и качественному увеличению выпуска печатной продукции. Последнему фактору, в значительной мере, способствовало постоянное совершенствование печатных технологий,развитие экономического знания, а также литературы и публицистики. Конечно, нельзя забыть о двух мировых войнах, сотрясавших мир в этом столетии, времени, когда вся мировая экономика работала исключительно на военные нужды. Но если говорить в целом, в мирное время книжное дело развивалось поступательно. Наиболее существенные качественные изменения произошли с отраслью в самом конце века в связи с изобретением новейших информационных технологий, приведших к очередной «информационной революции» в обществе. Тогда учёные всерьёз задумывались над тем, продолжит ли своё существование печатная книга или она будет полностью заменена электронной.

Возвращаясь к началу ХХ столетия, стоит отметить, что во многих европейских странах продолжали работать издательства, образованные ещё в веке предшествующем: «Макмиллан» и «Лонгмен» в Великобритании, «Филипп Реклам» в Германии, «Ашетт» и «Фламмарион» во Франции. Книжное дело постепенно превращается в крупную индустрию. Одновременно появляется большое количество новых, современных издательств, выпускающих на рынок всё больше и больше печатной продукции. Это, например, издательство «Пингвин» (Британия), работающее до сих пор, но уже в качестве подразделения издательства «Пирсон». Зачастую эти крупные издательства поглощают своих мелких и менее удачливых конкурентов, преобразуются в акционерные общества.

Книжное дело в России начала ХХ в. развивалось по тем же направлениям, что были заданы ещё во второй половине XIXв. Ситуация в книжном деле страны оставалась, в целом, стабильной, за исключением, периода Первой мировой войны: работали уже известные нам по прошлому веку издатели и книготорговцы, совершенствовались печатные технологии, увеличивались тиражи, появились некоторые прогрессивные изменения в цензурной практике.Возникает большое количество новых издательств самой разной направленности. Например, «Община св. Евгении» выпускает первые в России открытки – «открытые письма». Символистские и модернистские издательства Петербурга и Москвы: «Сирин», «Шиповник», «Мусагет», «Скорпион» и другие, печатают альманахи, сочинения русских и зарубежных авторов, периодику. Весьма интересны журналы того периода, особенно одноименный журнал творческого объединения «Мир искусства».

Политика пришедших к власти в результате Октябрьский переворота 1917 г. большевиков постепенно практически полностью разрушиласуществовавшую систему книгопроизводства в стране. Гражданская война, голод и разруха свели на нет былые достижения. Вместе с тем, многие из дореволюционных деятелей книжного дела, издатели, художники продолжили свою работу в новых условиях. В первые годы советской власти продолжали свою деятельность некоторые крупнейшие издательские фирмы (И.Д. Сытина, А. Ф. Маркса, П. П. Сойкина, братьев Сабашниковых). Первые государственные советские издательства появились в 1918 г. Постепенно возникают новые частные и кооперативные издательства, впрочем, просуществовали они недолго, так как были к концу 1920-х гг. вытеснены с рынка государственными издательствами, выпускавшими исключительно разрешённую властью, идеологически выверенную литературу.

В первое десятилетие после Великой отечественной войны книжная отрасль восполняла понесённый за военное время урон. Были восстановлены типографии, обновлён парк полиграфических машин, освоены новые печатные технологии, в частности, многокрасочная печать. В конце 50-х гг. появляются и новые издательства: «Искусство», «Книга», «Мир», «Мысль», «Наука», «Прогресс», «Советская энциклопедия», «Художественная литература», а в 60-е гг. возникают издательства «Аврора», «Планета», «Современник».

«Закон о печати…» 1990 г., объявивший о свободе печати и других средств массовой информации, открыл новую страницу в развитии отечественного книжного дела. Благодаря этому закону и другим нормативным актам издательское и книготорговое дело значительно активизировались. К крупным государственным издательствам на книжном рынке присоединилось большое количество вновь созданных негосударственных издательств: «Центрполиграф», «Вагриус», «Терра», «Росмэн» и другие. Многие из них не просто работают до сих пор, но уже давно стали лидерами отечественного книгоиздания. Это издательства «АСТ», «Эксмо», «Дрофа».

Постепенно к концу века сформировывается новая система книгораспространения, основной формой которой является розничная торговля: от книжных лотков в начале 90-х гг. до формирования книготорговых сетей и интернет-магазинов к началу XXIв.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные направления развития книжного дела в XX в.;

2. Назовите крупнейшие универсальные и специализированные издательства России начала ХХ в.;

3. Какие крупные зарубежные издательства, основанные в XIX – XXвв. работают до сих пор?

4. Назовите основные этапы развития книжного дела в России после 1917 г.;

5. Чем обусловлена активизация издательской и книготорговой деятельности в 90-е гг. ХХ в.?

6. На каком основании отдельные учёные выдвигали предположение о т.н. «закате книгопечатания»? Актуально ли это предположение в наши дни?

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Книжное дело вЕвропе и США в первой половине ХХ в.:

a. расскажите о том, какие издательства работали на рынке в указанный период, проанализируйте их издательский репертуар, тиражи;

b. объясните, каким образом события истории повлияли на книжное дело, выделите основные тенденции его развития.

2. Крупнейшие универсальные издательства России первой четверти ХХ в.:

a. расскажите о том, какие издательства работали в России в указанные годы, проанализируйте их репертуар;

b. какие из издательств продолжили свою работу после 1917 г., с чем связано прекращение их деятельности.

3. Символистские и модернистские издательства:

a. расскажите о новых направлениях в искусстве начала ХХ в., почему это время называют Серебряным веком;

b. расскажите о деятельности издательств«Сирин», «Шиповник», «Мусагет», «Скорпион», а также о деятельности кружка «Мир искусства» и издательства «Алконост».

4. Книжное дело в Европе и США во второй половине ХХ в.:

a. расскажите о том, какие издательства работали на рынке в указанный период, проанализируйте их издательский репертуар;

b. выделите основные тенденции развития книжного дела во второй половине ХХ в.

5. Основные направления развития книжного дела в Советской России после 1917 г.:

a. выделите основные этапы развития книжного дела;

b. какие законодательные акты в области книжного дела были приняты большевиками в первые годы после Октябрьского переворота, к каким последствиям они привели;

c. назовите и охарактеризуйте деятельность крупнейших издательств страны.

6. Книжное дело России в конце ХХ в.:

a. расскажите о нормативных актах, принятых в тот период, как они повлияли на развитие книжного дела;

b. назовите основные государственные издательства, охарактеризуйте их деятельность;

c. проанализируйте особенности деятельности негосударственных издательств.

Список рекомендованной литературы:

1. Блюм А. В. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры, 1917 – 1929 / А. В. Блюм. – Санкт-Петербург: Акад. проект, 1994. – 322 с.

2. Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора, 1929 – 1953 / А. В. Блюм. – Санкт-Петербург: Акад. проект, 2000. – 311 с.

3. История книги в СССР, 1917 – 1921: в 3 т. – Москва: Книга, 1983 – 1990. – Т. 1–3.

4. Коган А. Ф. Книжный бизнес в России: состояние и перспективы / А. Ф. Коган, Т. С. Сократова. – Москва: МГУП, 2010 – 529 с.

5. Ленский Б. В. Книгоиздательская система современной России / Б. В. Ленский. – Москва: Наука, 2001. – 207 с.

6. Таран Е. Вокруг «Алконоста» / Е. Таран. – Москва: Аграф, 20111. – 224 с.

7. Шиффрин А. Легко ли быть издателем: Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать / А. Шиффрин. – Москва: НЛО. 2011. – 224 с.


[1]Шомракова И. А., И. Е. Баренбуам. Всеобщая история книги / И. А. Шомракова. – С-Петербург: Профессия, 2005. – С. 88.

[2]Шомракова И. А., И. Е. Баренбуам. Всеобщая история книги / И. А. Шомракова. – С-Петербург: Профессия, 2005. – С. 109.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: