Вопрос 23: Открытия литературы Петербурга последней трети 18 века

Последняя треть века – наиболее плодотворный период в развитии литературы Петербурга. Если в 30–50-е годы писателей можно пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых имен: Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, А.Н.Радищев, В.В.Капнист, Г.Р.Державин и другие. Преобладающее большинство – писатели-дворяне. Возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров: сатирические комедии, комические оперы и т.д. Сатирики XVIII века еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более отражаются картины и образы реальной жизни. Рождении национальной комедии, расцвет которой связан с творчеством Д.И. Фонвизина. В комедии «Бригадир» (1769) высмеивается галломания – раболепное преклонение перед всем французским. В этом пристрастии некоторых своих современников драматург разглядел не просто глупость, а вреднейшее зло, разделившее верхушку русского общества и собственно народ. Фонвизин вплотную подошел к проблеме типизации героев. Бригадир не прочитал в жизни ни одной книги, кроме воинского устава. Не лишенный природного ума, он, тем не менее, не вызывает симпатии из-за своей грубости и самодурства. В пьесе «Недоросль» (1782) писатель поднимает проблему происхождения социальных пороков в государстве. Явление Митрофанушки Фонвизин показывает как следствие крепостного права, которое развращает помещиков и уродует крестьян. На почве крепостничества формируются жестокость и варварство Простаковых и Скотининых. Им противопоставлен ряд положительных героев – благородные дворяне Стародум, Правдин, Софья. В основе сюжета – любовная интрига, что соответствовало канонам классицизма. Однако Фонвизин подчинил ее социальной сатире. Писатель создал типизированные образы, наделил их меткими индивидуальными характеристиками. Комедия оказала мощное воздействие на развитие реалистических традиций в русской литературе.

В разнообразном по жанрам творчестве писателей последней трети XVIII века исследователи отмечают постепенный отход от канонической трактовки классицизма, черты сентиментализма и реализма. Достойно завершает допушкинский период русской поэзии Г.Р.Державин. Его наследие нельзя причислить ни к классицизму, ни к реализму, ни к сентиментализму. В нем есть примеры всех этих стилей, преломленных сквозь призму своеобразного внутреннего мира поэта. Державин совершил настоящий бунт в царстве жанров. В зависимости от художественных задач, он включал в оды элементы элегий, стансов, песен.

Соединяя слова "высокие" и "низкие", Державин освобождал отечественную поэзию от сковывающих пут теории стилей, открывал дорогу развитию реалистического языка. В каждом своем сочинении поэт оставался правдивым и искренним человеком, любящим жизнь, которая стала, предметом его творчества.

В число первых поэтов Державина выдвинула ода «Фелица» (1782). Поэт придерживается монархических взглядов. Идеальный образ просвещенной императрицы он создал в нескольких одах: «Фелица», «Видение Мурзы», «Благодарность Фелице», «Изображение Фелицы». Поэт восхваляет человеческие черты Екатерины II – скромность, трудолюбие, ум, воспитанность. Если результаты ее правления расходились с образом идеального правителя, тогда Державин позволял себе поучать и наставлять монарха, смело выступая против несправедливости, попрания законов, бесчестия.

Особое место в культуре Петербурга XVIII века принадлежит А.Н. Радищеву. В Петербурге он получил образование, находился на государственной службе, одновременно занимаясь литературной деятельностью. Воспитанный на трудах французских просветителей, Радищев пришел к выводу о нравственном праве крестьянства бороться за свободу против деспотизма и произвола. Судьба народа становится главной темой его творчества. Лучшие произведения Радищева – ода «Вольность» (в этой оде Радищев предрекает гибель монархии и народную революцию) и «Путешествие из Петербурга в Москву». Широкий охват жизни русского общества последних десятилетий XVIII века в книге не имел себе равного в литературе того времени. Автор впервые нарисовал реальную картину жизни крепостных. Он не верит в возможность освобождения крестьян сверху, волей «просвещенного монарха» и выдвигает идею уничтожения рабства и наделения крестьян землей в результате народного восстания. Идеальным общественным устройством Радищев считал республику с равными правами всех граждан, доступностью образования. Стиль «Путешествия из Петербурга в Москву» чрезвычайно архаизирован. Наверное, писатель чувствовал, что подлинно великое произведение должно включать в себя глубинно-архаический пласт, препятствующий облегченному чтению и пониманию. Предпочтительна наисложнейшая организация текста, обыденными словами едва ли удалось бы воссоздать трагический образ России, выразить свое «Я» и высказать сокровенные взрывоопасные идеи. «Путешествие из Петербурга в Москву» было издано в мае 1790 года и сразу получило большую известность. Прочитав книгу, Екатерина II усмотрела в ней вредные для общества призывы народа к «негодованию против начальников». Радищев посажен в Петропавловскую крепость, судим и приговорен к смертной казни, которую императрица заменила на ссылку в Илимский острог (Восточная Сибирь).

В литературе 90-х годов XVIII века благодаря силе таланта и эрудиции Н.М. Карамзина, утверждается сентиментализм. В исполнении А.Н. Радищева сентиментализм обретал горьковато-гражданственный привкус. Карамзин и особенно его последователи предпочитают другой вариант сентиментальной прозы – с оттенком некоторой слащавости, жеманства и манерности. Самым популярным сочинением Карамзина была сентиментальная повесть «Бедная Лиза». Фраза Карамзина легка, умеренной протяженности, ритмически изящна. Автор не допускает грубых выражений. Последние годы своей жизни Карамзин посвящает «Истории государства Российского», разбирает летописи, воскрешает дух отечественной старины. Но эта работа принадлежит уже XIX веку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: