Вопрос 21: Развитие светской системы образования во второй половине 18 века

Реализуя свое представление о просвещении и продолжая осуществлять замысел Петра, Екатерина II придавала первостепенное значение созданию современной европейской системы образования.Система школьного образования была заимствована ею из Австрии, а воплощать ее был приглашен Янкович де Мириево.

Впервые в России появились учителя, прошедшие специальную педагогическую подготовку. Янкович подготовил и издал за пять лет свыше 70 учебников, в том числе 10 собственных. В губернских и уездных городах, а также в сельской местности создавались общеобразовательные и доступные для всех школы – народные училища. Впервые наряду со специальным образованием появляется общее. Создается единая система школьного образования. Впервые преподавание велось на русском языке. Именно Янкович придал школе тот вид, который она сохранила, по сути, до сих пор. Раньше учитель занимался не с классом, а с каждым учеником в отдельности, от того в комнате стояло непрестанное гудение: всяк зубрил свое.

Впервые в классной комнате появилась одна большая доска. Впервые стали устраивать перед уроками перекличку с непременным ответом «здесь». Было установлено: кто хочет спросить или ответить, должен поднять левую руку. Из XVIII века пришли к нам и классный журнал, и обязательные экзамены, и каникулы – и все это придумал Янкович. Помимо государственных в это время существовали и частные учебно-воспитательные заведения, в том числе иностранные, открытые немцами и французами.

Помимо общеобразовательных, доступных для всех школ в Петербурге была создана сеть закрытых учебных заведений. Особое внимание Екатерина II уделяла созданию специальных женских учебных заведений. В 1764 году именным указом императрицы создается Общество благородных девиц в Смольном монастыре (Смольный институт благородных девиц). Смольный институт был задуман как учебное заведение с очень широкой перспективой. Учебную программу для него разрабатывал Д. Дидро. Принцип замкнутости был положен в основу обучения осознанно: этим стремились отгородить воспитанниц от семьи – носительницы старых, отживших традиций.

Осуществление широкой образовательной программы требовало продолжения начатого при Петре освоения философско-педагогических учений, разработанных просветительской мыслью на Западе, и создания русскими мыслителями своих теоретических концепций. В ее основе новое понимание человека, светское просветительско-рационалистическое: человек – существо разумное, а не божья тварь. Вырастает новая педагогическая система. Вначале наблюдался повышенный интерес к европейским педагогическим идеям, а затем разрабатываются собственные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: