рождения». [7]
Решение:
Для измерения расстояний использовались единицы длины:
1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам
1 аршин = 71,12см; 1 вершок = 4,5см; 1 сажень = 216см
Вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь?
Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.
Проведем повторное вычисление:
1) 2*72см = 144см (2 аршина)
2) 144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).
Ответ: рост Герасима был 1м 98см - высокий человек. (приложение 1)
Григорий Остер «Задачник»
«Зарядка для хвоста»
История о том, как главные герои измерялирост удава.Оказывается, что он составляет 38 попугаев или 5 мартышек или 2 слоненка.[6]
А так ли это на самом деле?
На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.
Выполнив несложные вычисления, получим, что в жизни длина
1 удава = 45 попугаям (1000: 22=45)
13 мартышкам (1000: 77 = 13)
3 слонам (1000: 335 = 3).
Автор в этом произведении пренебрег точными данными. (приложение 2)
Г.Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева»
Автор сказки «Снежная королева», говоря о снежинках, восторгался их красотой и правильностью формы: «Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Чудо что такое! — Видишь, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» Какую ошибку допустил в этом описании знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен?[5]
Решение: Андерсен, конечно, был прав, сравнив снежинку с роскошным цветком и отметив правильность и точность ее линий. Но ошибся, сказав, что она похожа на десятиугольную звезду. Снежинка представляет собой ледяной кристалл в форме шестилучевой звездочки. Ее совершенный внешний вид подчинен строгим законам симметрии и является следствием внутреннего строения. В данном случае мы имеем дело с поворотной симметрией шестого порядка. (приложение 3)
Шарль Перро «Мальчик с пальчик»
Согласно текста Шарля Перро мальчик родился не намного больше, чем палец его отца. Это примерно 7-10 см. Когда родители из-за нужды решили оставить своих детей в лесу, то Мальчик с пальчик запасся белыми камешками, чтобы потом их бросать на дорогу, а после по этим камешкам они вернулись домой. Возникает вопрос: какой размер карманов должен быть у мальчика, который размером с пальчик, если там поместилось столько камешков (позволило вернуться из леса).
Или же в другом месте. Мальчик с пальчик обувает сапоги-скороходы и даже в них бежит. Вопрос: если это семимильные сапоги людоеда, то как мальчику удалось в них не "утонуть".[4]
Вывод: это сравнение с пальчиком постепенно теряет связь с реальным ростом мальчика, а становится свидетельством того, что не рост в человеке главное, а ум и сообразительность. (приложение 4)
У Некрасова есть произведение «Дедушка Мазай и зайцы»
«Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину”. [1]
Решение:Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади?
S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень =216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2.
Ответ: островок небольшой.(приложение 5)
Говоря о каком – то персонаже, писатели нередко указывали его рост. Например, П.П. Ершов в сказке «Конек-горбунок»
«Двух рожу тебе коней-
Да таких каких поныне
Не бывало и в помине;
Да еще рожу конька
Ростом только 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами». [2]
Если перевести все единицы, то получится, что
1 вершок=4,445см,тогда умножаем на 3 вершка и получаем:
4.445см*3=13.335см.
А теперь насчет ушей 1 аршин= 71.12см.
Вы можете представить себе этого конька-горбунка,
если его рост 13 см, а уши 71см. (приложение 6)
Заключение.
Таким образом, в результате наших исследований, мы пришли к подтверждению выдвинутой гипотезы, что не все вычисления в литературных произведениях выполнены правильно.
Обзор литературы показал, что знания по математике нужны не только математикам, но и писателям и поэтам.
Некоторые авторы, используя в своих произведениях математические данные, не просто дают готовые знания и выдают математические секреты, а предлагают читателю подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума?
Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.
Мы считаем тему нашей работы актуальной, так как решение задач из художественной литературы помогает нам осознать смысл происходящей ситуации в произведении, развивает логическое мышление и навыки анализа.
Некоторые из найденных задач, мы решить не смогли, так как учимся в 6 классе. В будущем собираемся продолжать свою работу по мере прохождения программного материала. Мы думаем, что этой работой могут воспользуются ученики и учителя математики. Подобные исследования не только развивают и поддерживают интерес учащихся к таким разным предметам, как математика и литература, математика и география, но и воодушевляют школьников на дальнейшие творчество.
Список литературы
1. Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»
2. Ершов П.П. «Конек-горбунок»
3. Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
4. Шарль Перро «Мальчик с пальчик»
5. Г.Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева»
6. Григорий Остер «Задачник», «Зарядка для хвоста»
7. И.С. Тургенев «Муму»
Интернет-ресурсы
http:// http://infourok.ru
http://dom.levent.ru/77.htm
http://chernov-trezin.narod.ru/Index.htm
http:/kurkino.net.ru/forumz/newreply.php?do=newreply&p=19249
http://school14-v.ucoz.ru/publ/1-1-0-5;
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5