Сложенный богатырем и глухонемой от

рождения». [7]

Решение:

Для измерения расстояний использовались единицы длины:

1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам

1 аршин = 71,12см; 1 вершок = 4,5см; 1 сажень = 216см

Вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь?

Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.

Проведем повторное вычисление:

1) 2*72см = 144см (2 аршина)

2) 144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).

Ответ: рост Герасима был 1м 98см - высокий человек. (приложение 1)

Григорий Остер «Задачник»

«Зарядка для хвоста»

История о том, как главные герои измерялирост удава.Оказывается, что он составляет 38 попугаев или 5 мартышек или 2 слоненка.[6]

А так ли это на самом деле?

На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.

Выполнив несложные вычисления, получим, что в жизни длина

1 удава = 45 попугаям (1000: 22=45)

13 мартышкам (1000: 77 = 13)

3 слонам (1000: 335 = 3).

Автор в этом произведении пренебрег точными данными. (приложение 2)

Г.Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева»

Автор сказки «Снежная королева», говоря о снежинках, восторгался их красотой и правильностью формы: «Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Чудо что такое! — Видишь, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» Какую ошибку допустил в этом описании знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен?[5]

Решение: Андерсен, конечно, был прав, сравнив снежинку с роскошным цветком и отметив правильность и точность ее линий. Но ошибся, сказав, что она похожа на десятиугольную звезду. Снежинка представляет собой ледяной кристалл в форме шестилучевой звездочки. Ее совершенный внешний вид подчинен строгим законам симметрии и является следствием внутреннего строения. В данном случае мы имеем дело с поворотной симметрией шестого порядка. (приложение 3)

 

Шарль Перро «Мальчик с пальчик»

Согласно текста Шарля Перро мальчик родился не намного больше, чем палец его отца. Это примерно 7-10 см. Когда родители из-за нужды решили оставить своих детей в лесу, то Мальчик с пальчик запасся белыми камешками, чтобы потом их бросать на дорогу, а после по этим камешкам они вернулись домой. Возникает вопрос: какой размер карманов должен быть у мальчика, который размером с пальчик, если там поместилось столько камешков (позволило вернуться из леса).

Или же в другом месте. Мальчик с пальчик обувает сапоги-скороходы и даже в них бежит. Вопрос: если это семимильные сапоги людоеда, то как мальчику удалось в них не "утонуть".[4]

Вывод: это сравнение с пальчиком постепенно теряет связь с реальным ростом мальчика, а становится свидетельством того, что не рост в человеке главное, а ум и сообразительность. (приложение 4)

 

У Некрасова есть произведение «Дедушка Мазай и зайцы»

«Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину”. [1]

Решение:Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади?

S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень =216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2.

Ответ: островок небольшой.(приложение 5)

Говоря о каком – то персонаже, писатели нередко указывали его рост. Например, П.П. Ершов в сказке «Конек-горбунок»

«Двух рожу тебе коней-

Да таких каких поныне

Не бывало и в помине;

Да еще рожу конька

Ростом только 3 вершка,

На спине с двумя горбами

Да аршинными ушами». [2]

Если перевести все единицы, то получится, что

1 вершок=4,445см,тогда умножаем на 3 вершка и получаем:

4.445см*3=13.335см.

А теперь насчет ушей 1 аршин= 71.12см.

Вы можете представить себе этого конька-горбунка,

если его рост 13 см, а уши 71см. (приложение 6)

Заключение.

Таким образом, в результате наших исследований, мы пришли к подтверждению выдвинутой гипотезы, что не все вычисления в литературных произведениях выполнены правильно.

Обзор литературы показал, что знания по математике нужны не только математикам, но и писателям и поэтам.

Некоторые авторы, используя в своих произведениях математические данные, не просто дают готовые знания и выдают математические секреты, а предлагают читателю подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума?

Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.

Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.

Мы считаем тему нашей работы актуальной, так как решение задач из художественной литературы помогает нам осознать смысл происходящей ситуации в произведении, развивает логическое мышление и навыки анализа.

Некоторые из найденных задач, мы решить не смогли, так как учимся в 6 классе. В будущем собираемся продолжать свою работу по мере прохождения программного материала. Мы думаем, что этой работой могут воспользуются ученики и учителя математики. Подобные исследования не только развивают и поддерживают интерес учащихся к таким разным предметам, как математика и литература, математика и география, но и воодушевляют школьников на дальнейшие творчество.

 

 

Список литературы

1. Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»

2. Ершов П.П. «Конек-горбунок»

3. Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

4. Шарль Перро «Мальчик с пальчик»

5. Г.Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева»

6. Григорий Остер «Задачник», «Зарядка для хвоста»

7. И.С. Тургенев «Муму»

 

Интернет-ресурсы

http:// http://infourok.ru

http://dom.levent.ru/77.htm

http://chernov-trezin.narod.ru/Index.htm
http:/kurkino.net.ru/forumz/newreply.php?do=newreply&p=19249

http://school14-v.ucoz.ru/publ/1-1-0-5;

 

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: