Компания по вскрытию мощей

Кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в., являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации РПЦ, по формированию в народе путем «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания св. мощей, к-рые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и мон-рями. Шла в русле реализации декрета от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», для проведения к-рого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. А. Красиковым. Заняла центральное место в программе мер общегос. уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви.

Толчком для кампании по В. м. стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 г. Александрова Свирского в честь Св. Троицы муж.мон-ря (Олонецкая губ.), хранившиеся в нем мощи прп.Александра Свирского объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки. 16 февр. 1919 г. Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном В. м.; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам («вскрытие мощей на местах нужно приветствовать...Разрешение от центра на вскрытие не требуется»). В. м. объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев...». Для В. м. создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В публиковавшихся в центральных и местных газетах протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха». Нередко на вскрытие приглашался фотограф. Но часто даже такой «порядок» В. м. грубейшим образом нарушался.

С нач. 1919 г. В. м. происходило повсеместно. 28 янв. 1919 г. состоялось В. м. свт. Тихона Задонского, 3 февр.- свт. Митрофана, еп. Воронежского и Елецкого. В февр. 1919 г. состоялось 25 публичных В. м., в основном в храмах Владимирской и Тверской губерний: св. блгв. кн. владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, св. блгв. кн. Глеба Андреевича, св. блгв. кн. владимиро-суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского, св. блгв. кн. муромского Петра (Давида) и св. кнг. муромской Февронии, прп. Нила Столобенского и прп. МакарияКалязинского и др. В апр. 1919 г. вскрытию подверглись 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 г. мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморина в честь Преображения Господня муж.мон-ря перевезены в Вологодский музей.

В ответ на В. м. верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК: из Тверского епархиального совета - против В. м. прп. Нила Столобенского и передачи мощей в Музей религ. старины; из с. Б. Троицкое - об отмене постановления о передаче мощей в Музей церковной старины; от прот. Успенского собора Николая Любимова ходатайство об оставлении мощей группе верующих. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и «разъяснениями», что мощи не признаются богослужебными предметами и, следов., не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков».

Надругательство над религ. чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, напр., в марте 1919 г. во время В. м. прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж.мон-ре близ Звенигорода и в др. местах.

30 июля 1920 г. Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 авг. того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц». Это дало повод для новых гонений. Так, 1 нояб. 1920 г. Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского еп. Алексия (Симанского, впосл.Патриарх Московский и всея Руси) на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 г. «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе. «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены израк «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, к-рая почернела и была негодной, а также лишние пелены).

По офиц. сведениям, опубликованным в ж. «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 г. произведено 63 публичных В. м. Помимо этого были вскрыты мощи свт. Алексия в Чудовом в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех муж.мон-ре весной 1919 г., Белгородского и Обоянскогосвт. Иоасафа (Горленко) 1 дек. 1920 г., прп. Серафима Саровского 17 дек. 1920 г. Мощи прп. Серафима Саровского, несмотря на массовые протесты верующих, оставили обнаженными для обозрения. В 1921-1922 гг. нек-рые из вскрытых властью нетленных мощей (свт.Иоасафа, св. католич. Церкви Андрея Боболи и др.) перевезены в Москву на выставку, организованную Народным комиссариатом здравоохранения.

К 1922 г. публичные В. м. почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у Церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофиц. вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Так, в марте в связи с изъятием серебряной раки в Андроникове в честь Нерукотворного образа Спасителя муж.мон-ре вскрыты мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы, игумена Спасского; в том же году вскрыты мощи Тобольского митр.прп. Иоанна (Максимовича). Неск. раз в 20-х гг. вскрывались мощи св. прав. СимеонаВерхотурского. Последние публичные В. м. состоялись в кон. 20-х - нач. 30-х гг. К делу о В. м. св. блгв. кн. Анны Кашинской в 1930 г. был приурочен громкий антирелиг. судебный процесс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: