Закрытие храмов (1917-1941 г.г.)

 

С рубежа 1928-1929 гᴦ. произошло существенное изменение политики в отношении религиозных организаций, началась полоса крайне воинственного, нетерпимого отношения к Церкви. Это было связано с принятием общего курса руководящей группы ЦК ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным на свертывание НЭПа, насильственную коллективизацию, обострение классовых отношений в городе и деревне. В период ликвидации нэпманов и кулачества власти обрушились и на Церковь, усматривая в ней инструмент эксплуататорских классов. Церковь в это время оставалась единственным дореволюционным чужеродным институтом, чудом уцелœевшим в структуре молодой страны Советов. Авторитарное государство требовало от своих граждан не только поклонения, но и полной отдачи всœех своих сил, как физических, так и духовных. Поскольку Христос призывает Своих последователœей идти за Ним, отдавая Ему сердце, то на Русскую Церковь большевики смотрели как на нежелательного конкурента.

Началось массовое закрытие церквей. В 1928 ᴦ. закрыто было 539 храмов, а в 1929 — уже 1119 церквей. Закрытые храмы использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри — под тюрьмы и колонии. Многие храмы разрушались. В Москве в 1929 ᴦ. уничтожили часовню Иверской иконы Божией Матери, в 1931 ᴦ. взорвали Храм Христа Спасителя. В начале 1930 ᴦ. был принят план ʼʼбезбожнойпятилеткиʼʼ. Комиссия по вопросам культов при ВЦИК максимально упростила процедуру закрытия храмов. В 1933 ᴦ. был запрещен колокольный звон во многих населœенных пунктах, началась кампания по снятию и переплавке колоколов с действующих церквей.

Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами священнослужителœей, высылками и ссылками их. Гонения большевиков не оставляли христианам большого выбора. Оставалось лишь два пути˸ сотрудничества с богоборческой властью или мученичества. В 1929 ᴦ. Русская Церковь потеряла одного из своих самых видных иерархов — священномученика архиепископа Илариона (Троицкого), выдающегося богослова, поборника восстановления Патриаршества, ревностного борца с обновленчеством. Оказавшись в ссылке на Соловках, архиепископ Иларион сохранил свой жизнерадостный, общительный характер.
Размещено на реф.рф
Он скрашивал тяготы соузников непоколебимым благодушием, остроумием, веселостью. В лагере его любили всœе˸ не только собратья по священству, интеллигенты, дворяне, офицеры, крестьяне, но и соловецкаяшпана. Он мог часами разговаривать с отпетым уголовником, и тот после разговора исполнялся особым уважением к нему. Человек редкой физической силы, священномученик Иларион после вторичного пребывания на Соловках занемог, здоровье было подорвано. Архиепископ Иларион скончался в декабре 1929 ᴦ. в тюремной больнице.

В конце 1935 ᴦ. с новой силой возобновились аресты епископата͵ духовенства, мирян. По стране прокатилась волна судебных процессов над священнослужителями по обвинœению их в шпионаже и террористической деятельности. Начало массовым репрессиям было положено приказом наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова № 00447 от 30 июля 1937 ᴦ., в котором говорилось о том, что нужно ʼʼраз и навсœегда покончить с подрывной работой банды антисоветских элементовʼʼ, которыми называли церковников. ʼʼНаиболее враждебные подлежали аресту и, по рассмотрении их дел, — расстрелу; менее активные подлежали аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет... Операцию решили начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срокʼʼ. Только в 1937 ᴦ. было закрыто более 8 тыс. церквей, ликвидировано 70 епархий, расстреляно около 60 архиереев, арестовано 150 тыс. священников, более 80 тыс. из них расстреляно. К 1938 ᴦ. церковная организация оказалась в основном разгромлена.

В результате гонений, религиозная жизнь в СССР внешне почти прекратилась. К началу 1940-х гг. «в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего православного храма, в 20 функционировало не более чем по 5 церквей. На Украине в 6 областях не было на одного храма, еще в 3-х действовало по одному. В Тамбовской епархии из имевшихся на 1929 г. 110 церквей осталось 2 открытых храма. В Москве за этот период было разрушено 119 храмов, 67 использованы в хозяйственных целях, многие просто закрыты. В 1941 г. по Москве оставалось меньше 50 действующих храмов - не более 5% от дореволюционного числа. В Ленинграде из 790 церквей, бывших до революции, в 1941 г. осталась 21, то есть 5%, из 1 684 представителей белого духовенства - не более 20, то есть 1% (с обновленцами и иосифлянами).

Очень важно отметить, что гонения продолжались вплоть до 1941 г. и даже после. Присоединение западных земель дало Церкви очередную временную передышку, после чего репрессии вновь стали нарастать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: