Выделяют несколько периодов в истории Гражданской войны

o I этап – середина 1918-1919 гг. был решающим для большевиков. Белогвардейцы предприняли три грандиозных наступления, но плохо скоординированных, против большевиков. Адмирал Колчак широким фронтом наступал на Урал к Волге, не согласовывая свои действия с белогвардейским генералом Деникиным, который действовал на юге страны. Это позволило большевикам направить ударные силы против белой армии. К февралю 1920 г. – поражение войск Юденича, наступавшего на Петроград из Прибалтики.

o II этап - июнь 1919 – март 1920 гг. – наступление Деникина на Москву (700 км. от фронта) от Киева до Царицына, неудачи под Орлом и Воронежем деникинских войск. огромную роль сыграла Первая Конная армия под командованием Буденного. Белые отступали к Крыму. Деникин передал командование оставшейся армией барону Врангелю

o III этап - сентябрь – ноябрь 1920 гг. – для борьбы с Врангелем был образован южный фронт под командованием Фрунзе. Разгром Врангеля. Штурм Перекопа. Южный фронт ликвидирован. Принято считать, что с разгромом Врангеля закончилась Гражданская война

o IVэтап – весна 1920 года – боевые действия против Советской власти начала Польша (Пилсудский). Был образован западный фронт (Тухачевский) и Юго – западный фронт (Егоров). Красная армия подошла к Варшаве, где потерпела сокрушительное поражение. В марте 1921 года в Риге был подписан мир с Польшей.

o Большевики умело использовали мощный экономический потенциал страны, который они контролировали, быстро маневрировали силами, огромный аппарат управления, четкая программа позволяли проводить мобилизацию в армию. Во главе белой армии стояли профессиональные военные, но никудышные политики. Отсутствие согласованных действий, непопулярная программа – реставрация монархии – все это стало причинами их поражения.

Итоги войны:

o Гражданская война и иностранная интервенция нанесли колоссальный ущерб российской экономике. Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция - около 2 млн. чел.

o Опыт Гражданской войны оказал решающее воздействие на формирование политической культуры большевистских лидеров. Военные соображения сыграли решающую роль в движении партии к централизму, бюрократической иерархии и командно-административным методам управления. Произошел процесс милитаризации партии. Чрезвычайные условия военного времени облегчили свертывание демократии и установление в стране жесткой однопартийной диктатуры.

o Важным следствием Гражданской войны стало формирование нового сознания, характеризовавшегося сочетанием революционного романтизма и крайне низкой оценки индивидуальной человеческой жизни и личности.

№ 26 Советское государство в 20-е годы 20 века.

o Весьма непростой период - завершение Гражданской войны, Новая Экономическая политика, начало индустриализации. Также внутрипартийная борьба и многое другое.
Начну с изложения работы:
Плеханов А.М. ВЧК-ОГПУ в годы новой экономической политики. 1921-1928. М., 2006.
По принятой традиции синим шрифтом - цитаты, обычным - изложение фактов, приводимых автором и порой собственные мысли.

o В нашей исторической литературе сложилось мнение о том, что двадцатые годы были мирным периодом развития страны. Но это не совсем так. Ведь многие регионы еще жили по законам военного времени, о чем свидетельствуют следующие факты: местными органами власти и управления в Сибири, на Дальнем Востоке (от Урала до Тихого океана) и на Северном Кавказе были не советы, а ревкомы вплоть до 1925 г.; в Закавказье ЧК были преобразованы в отделы ГПУ только в 1926 г. До 1925 г. в ряде районов Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии, а до 1927 г. в Туркменском национальном районе Ставрополья, также существовали не Советы, а ревкомы.
Во второй половине 1922 г. в 9 губерниях сохранялось военное положение. Решениями ВЦИК и СНК оно было введено еще в 29 губерниях, областях и автономных республиках.

o Не все гладко было в положении рабочих:
Разруха в промышленности и на транспорте, прекращение работы многих заводов и фабрик привели к сокращению численности рабочих, превращению части из них в кустарей, к уходу в деревню, к безработице. (В середине 1923 г. общее число безработных составило 500 тыс. человек.) Многие рабочие или погибли на фронтах Гражданской войны и в борьбе с интервентами, или после нее перешли на советскую и хозяйственную работу. Перебои в снабжении продовольствием, топливом, предметами первой необходимости вызвали недовольство всего населения. Рабочие высказались за ослабление ограничения мелкой торговли и обмена, за отмену заградительных отрядов, которые препятствовали ввозу в города продуктов, вымененных в деревне. Их раздражало и отступление от эгалитаристского принципа военного коммунизма. Требования к уравнению в потребностях рядового и ответственного работника, как отмечалось на X съезда РКП(б), «проходит красной нитью по всем постановлениям и резолюциям беспартийных ораторов на любом рабочем собрании»
1921-1922 гг. - забастовки, кроме того, выборы в советы в те годы проходили в условиях бойкота со стороны рабочих.
Налаживалось все тяжело, и в 1926 г. в стране произошло 873 забастовки, в которых участвовало 105 176 человек, причинами выступлений были: недовольство уровнем зарплаты, расценками выработки, задержками выплаты зарплаты и др.

o С крестьянством ситуация еще сложнее. С одной стороны, крестьяне получили землю, с другой стороны - в первые годы после революции столкнулись с продразверсткой. Крестьянские выступления начала 1920-х хорошо известны, автор о них упоминает, я пока особо останавливаться не буду. Приводит высказывание В.И. Ленина о главной причине недовольства крестьян - они не видели улучшения от итогов революции.
После войны возникла еще одна проблема: в деревню вернулись как демобилизованные красноармейцы, так и бывшие солдаты белых армий, амнистированные участники мятежей. Получилась так, что вчерашние враги - победители и побежденные оказались соседями (только в Тамбовскую губернию к августу 1922 г. прибыло из лагерей и ссылки до 20 000 человек), и отношения между ними налаживались далеко не сразу.

o Еще один камень преткновения в деревне - религиозный вопрос - большинство крестьян по-прежнему оставались верующими, а советская власть в то время уже нацелилась на борьбу не только с церковью, но и с религией. Атеизм внедрялся насильственно при отсутствии специалистов и умения объяснять. О работе «красных агитаторов» говорит курьезный случай в одной из деревень. На пасху из Москвы прибыл агитатор, и в самом большом деревенском доме устроили митинг. Говорил москвич о том, что религия — опиум для народа, долго и нудно. И когда он окончил выступление, то предложил желающим высказать свое мнение. Из ряда поднялся старик священник в скромной поношенной рясе. «Могу вам дать только три слова», — заявил председательствующий. «Да мне и нужно всего три слова сказать», — ответил священник и поднялся на кафедру. «Братья, Христос воскрес!», — провозгласил он. «Воистину воскрес!» — ответил в один голос зал. Священник сошел в зал. Митинг закончился.
(в скобках замечу - отношения крестьянства к церкви было уже в то время, а по сути дела - и до революции, не столь однозначным, многие занимали уже антицерковную позицию, особенно это проявилось в годы НЭПа, когда многие священнослужители себя дискредитировали, при этом крестьяне оставались религиозными).
Позже продолжу.

№ 27 Политическим режим в СССР в конце 1920 -30 годы: основные характеристики.

o Однако «ахиллесовой пятой» Бухарина было то, что он и его группа олицетворялись с нэпом, а нэп в 1928 — 1929 гг. пробуксовывал и в партии росло недовольство этой политикой. Данной ситуацией воспользовался Сталин, который, пользуясь еще имевшейся внутрипартийной демократией, начал активную борьбу против нэпа, и, одновременно, против Бухарина и его группы. В итоге, личная борьба Сталина и Бухарина за власть была перенесена в плоскость споров по поводу экономического развития страны. В данной борьбе победу одержал Сталин и его группа, которые убедили партию в необходимости прекратить нэп и начать индустриализацию и коллективизацию. В 1929 — 1930 гг. с помощью оставшихся демократических механизмов в партии и умелых интриг «бухаринская группа» была отстранена от власти, и ключевые посты в государстве заняли выдвиженцы Сталина. Новым председателем советского правительства (Совнаркома), вместо А.И. Рыкова, стал В.М. Молотов — ближайший сорат­ник Сталина того времени. Внешне приход группы Сталина к власти в 1929 г. воспринимался как победа бывшей оппозиции и переход в оппозицию вчерашнего руководства, что было нормальным явлением в партии. Первые годы Бухарин и его соратники продолжали привычный образ жизни, сохранили высокое положение в партии, и критиковали уже Сталина как оппозиция, надеясь вернуться к власти при неудаче его политики. На деле же, началось постепенное установление личной диктатуры И.В. Сталина, свертывание внутри партии демократических механизмов. 5. После смещения «бахаринской группы» в 1929 г. началось массовое выдвижение на руководящие посты сторонников И.В. Сталина. В отличие от представителей «ленинской гвардии», зачастую образованных и далеких от жизни интеллектуалов с дворянскими корнями, выдвиженцы Сталина, как правило, не имели формального образования, но обладали сильным практическим интеллектом и громадной работоспособностью и целеустремленно­стью. В сравнительно короткие сроки (1929 — 1931 гг.) новый тип руководителей, приведенных Сталиным, вытеснил ленинскую гвардию с ключевых позиций в партийном, советском и хозяйственном аппарате. Особенностью сталинской кадровой политики было также то, что его будущие выдвиженцы, подходящие по своим данным, рекрутировались из самых социальных низов (происхождение тщательно проверялось) и сразу выдвигались на самые высшие посты. Именно в сталинскую эпоху выдвинулось большинство руководителей хрущевской и брежневской эры. Например, А. Косыгин в разгул репрессий со студенческой скамьи был избран председателем Ленсовета, а в 35 лет назначен союзным наркомом, в 32 года Л. Берия и Ш. Рашидов стали руководителями Грузии и Узбекистана, А. Громыко — послом в США. Как правило, новые выдвиженцы верой и правдой служили И.В. Сталину (сопротивление Сталину ока­зывали представители «ленинской гвардии» и практически не оказывала «сталинская молодежь»). И.В. Сталин в начале 1930-х гг., используя пост Генерального секретаря, дававший наибольшие возможности выдвигать верные себе и несамостоятельные кадры, постепенно стал превращаться в вождя новой советской номенклатуры. Новая номенклатура, еще вчерашние рабочие и крестьяне, неожиданно ставшие руководителями, побывав на руководящих постах, ни за что не желала возвращаться «к станку». Номенклатура, в своем большинстве, боготворила И.В. Сталина, и стала его главной опорой в борьбе за дальнейшее укрепление его власти. Ключевыми соратниками И.В. Сталина в 1930-е гг. становятся как лояльные ему товарищи из дореволюционного и революционного периодов — В. Молотов, К. Ворошилов, Л. Каганович, С. Орджоникидзе, так и молодые выдвиженцы — Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев, С. Киров, А. Косыгин и др.
№28 СССР в годы великой отечественной войны: периодизация, характеристика основных этапов, окончание войны и ее итоги и последствия.

o Страшная война с масштабными человеческими потерями началась не в 1939 году, а намного раньше. По итогам Первой Мировой войны 1918 года почти все европейские страны приобрели новые границы. Большинство были лишены части своей исторической территории, что приводила к небольшим войнам на разговорах и в умах.

В новом поколении воспитывалась ненависть к врагам и обида об утраченных городах. Появлялись поводы для возобновления войны. Однако корме психологических причин, существовали и важные исторические предпосылки. Вторая мировая война, кратко говоря, вовлекла в боевые действия весь земной шар.

Причины войны

o Ученые выделяют несколько основных причин начала военных действий:

• Территориальные споры. Победители войны 1918 года Англия и Франция разделила Европу со своими союзниками на своё усмотрение. Распады Российской империи и Австро-Венгерской империи привели к возникновению 9-ти новых государств. Отсутствие четких границ порождали большие споры. Побежденные страны хотели вернуть свои границы, а победители не желали расставаться с присоединенными территориями. Все территориальные вопросы в Европе всегда решались с помощью оружия. Избежать начала новой войны было невозможно.

• Колониальные споры. Побежденные страны были лишены своих колоний, которые были постоянным источником пополнения казны. В самих колониях местное население поднимали освободительные восстания с вооруженными стычками.

• Соперничество между государствами. Германия после поражения хотела реванша. Она все время была ведущей державой Европы, а после войны была во многом ограничена.

• Диктатура. Значительно усилился диктаторский режим во многих странах. Диктаторы Европы вначале развивали свою армию для подавления внутренних восстаний, а потом для захвата новых территорий.

• Возникновение СССР. Новая держава не уступала могуществу Российской империи. Он был достойным конкурентом США и ведущим европейским странам. Начали возникать опасения появления коммунистических движений в них.

Начало войны

o Еще до подписания советско-германского соглашения Германия спланировала агрессию против польской стороны. В начале 1939 года было принято решение, а 31 августа подписана директива. Государственные противоречия 30-ых годов привели ко Второй Мировой войне.

Немцы не признали своего поражения в 1918 году и Версальские договоренности, которые притесняли интересы России и Германии. Власть досталась нацистам, начали образовываться блоки фашистских государств, а у крупных государств не было сил противостоять немецкой агрессии. Первым на пути Германии к мировому господству оказалась Польша.

Ночью 1 сентября 1939 года немецкие спецслужбы начали осуществление операции «Гиммлер». Одетые в польскую форму они захватили в пригороде радиостанцию и призвали поляков восстать против немцев. Гитлер объявил об агрессии с польской стороны и начал военные действия.

Через 2 дня Германии объявили войну Англия и Франция, которые ранее заключили соглашения с Польшей о взаимопомощи. Их поддержали Канада, Новая Зеландия, Австралия, Индия и страны Южной Африки. Начавшаяся война стала мировой. Но Польша не получила ни от кого из поддерживающих стран военно-экономической помощи. Если бы к польским силам добавились английские и французские войска, то немецкая агрессия была бы мгновенно прекращена.

Население Польши обрадовалось вступлению в войну своих союзников и ждало поддержки. Однако время шло, а помощь не приходила. Слабой стороной польской армии была авиация.

Две армии Германии «Юг» и «Север» в составе 62 дивизий противостояли 6-ти польским армиям из 39 дивизий. Поляки сражались достойно, но численное превосходство немцев оказалось решающим фактором. Почти за 2 недели почти вся территория Польши была оккупирована. Образовалась линия Керзона.

Правительство Польши уехало в Румынию. Защитники Варшавы и Брестской крепости вошли в историю благодаря своему героизму. Польская армия потеряла свою организационную целостность.

Этапы войны

o С 1 сентября 1939 до 21 июля 1941 начался первый этап Второй мировой войны. Характеризует начало войны и ввод немецких военных в Западную Европу. 1 сентября фашисты напали на Польшу. Через 2 дня войну Германии объявили Франция и Англия со своими колониями и доминионами.

Вооруженные силы Польши не успели развернуться, высшее руководство было слабо, а державы-союзники не спешили с помощь. Итогом стало полное купирование польской территории.

Франция и Англия до мая следующего года не меняли свою внешнюю политику. Они надеялись, что агрессия Германии будет направлена против СССР.

В апреле 1940 года немецкая армия без предупреждения вошли в Данию и заняли ее территорию. Сразу же за Данией пала Норвегия. Одновременно немецкое руководство реализовывала план «Гельб». решено неожиданно напасть на Францию через соседние Нидерланды, Бельгию и Люксембург. Французы сосредоточили силы на линии Мажино, а не в центре страны. Гитлер напал через Арденнские горы за линией Мажино. 20 мая немцы достигли Ла-Манша, голландская и бельгийская армии были капитулированы. В июне был побит французский флот, часть армии удалось эвакуироваться в Англию.

Французская армия не использовала все возможности сопротивления. 10 июня правительство уехало из Парижа, который был занят немцами 14 июня. Через 8 дней подписано Компьенское перемирие – французский акт капитуляции.

Следующим должна была стать Великобритания. Произошла смена правительства. США стали поддерживать англичан.

Весной 1941 года захвачены Балканы. 1 марта фашисты появились в Болгарии, а 6 апреля уже в Греции и Югославии. Западная и Центральная Европы были во власти Гитлера. Началось готовиться нападение на Советский союз.

С 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 года длился второй этап войны. Германия вторглась на территорию СССР. Начался новый этап, характеризующийся объединением всех военных сил в мире против фашизма. Рузвельт и Черчилль открыто объявили о поддержке Советского союза. 12 июля СССР и Англия заключили договор об общих военных действиях. 2 августа США обязалось оказывать военно-экономическую помощь русской армии. Англия и США 14 августа обнародовали Атлантическую хартию, к которой позже присоединился СССР со своим мнением по военным вопросам.

В сентябре русские и английские военные заняли Иран для предотвращения образования фашистских баз на Востоке. Создается Антигитлеровская коалиция.

Немецкая армия встретила сильное сопротивление осенью 1941 года. План взятия Ленинграда не удалось осуществить, так как Севастополь и Одесса долго сопротивлялись. В канун 1942 году план «молниеносной войны» пропал. Гитлер потерпел поражение под Москвой, а миф о немецкой непобедимости развеялся. Перед Германией стала необходимость затяжной войны.

В начале декабря 1941 года японские военные напала на базу США в Тихом океане. Две могущественные державы вступили в войну. США объявила войну Италии, Японии и Германии. Благодаря этому антигитлеровская коалиция усилилась. Был заключен ряд договоренностей о взаимопомощи среди стран-союзников.

С 19 ноября 1942 до 31 декабря 1943 года длился третий этап войны. Его называю переломным. Военные действия этого периода приобрели огромный масштаб и напряженность. Все решалось на советско-немецком фронте. 19 ноября русские войска начали контрнаступление под Сталинградом. Их победа послужила сильным стимулом для следующих сражений.

Для возвращения стратегической инициативы Гитлер летом 1943 года напал под Курском. Он проиграл и перешел в оборонительную позицию. Однако союзники Антигитлеровской коалиции не спешили выполнять обязанности. Они ждали истощения Германии и СССР.

25 июля было ликвидировано итальянское фашистское правительство. Новый глава объявил войну Гитлеру. Фашистский блок начал распадаться.

Япония не ослабила группировку на русской границе. США восполнили военные силы и начала успешные наступления в Тихом океане.

С 1 января 1944 по 9 мая 1945 года. Фашистская армия была вытеснена за пределы СССР, создается второй фронт, европейские страны освобождаются от фашистов. Совместные усилия Антифашисткой коалиции привели к полному краху немецкой армии и капитуляции Германии. Великобритания и США проводили масштабные операции в Азии и Тихом океане.

10 мая 1945 года – 2 сентября 1945 года. Вооруженные действия проводятся на Дальнем Востоке, а так же территории Юго-Восточной Азии. США применило ядерное оружие.

Итоги войны

o Наибольшие потери выпали на Советский союз, который принял основной удар немецкой армии. Умерло 27 миллионов человек. Сопротивление Красной Армии привело к поражению рейха.

Военные действия могли бы привести к крушению цивилизации. Военных преступников и фашистскую идеологию осудили на всех мировых процессах.

В 1945 в Ялте подписано решение о создании ООН для предотвращения подобных действий.

Последствия применения ядерного оружия над Нагасаки и Хиросимой заставила многие страны подписать пакт о запрете использования оружия массового поражения.

Страны Западной Европы потеряли своё экономическое господство, которое перешло к США.

Победа в войне позволила СССР расширить свои границы и усилить тоталитарный режим. Часть стран стали коммунистическими.

№ 29 Социально-экономическое и общественно -политическое развитие СССР в 1953-1964 годах.

o Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 — 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества.
Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли.
При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии — и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР.
Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования.
Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.
Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. — 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат.
Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления — советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах.
Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства.
Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества.
Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961—1965 гг. — на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг.
Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.
Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962—1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства.
К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962—1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.
Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 — 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса.
С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%.
Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения.
Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолясаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ.
Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу — систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

№ 30 Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 годах.

o Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

o Смена политического курса. С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

o Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые друпие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталннизации и реформ.

o Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества 466 к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего — К.У. Черненко.

o Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-х 70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

o Начался отход от курса десталинизащш. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки.

o В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.

o 467 В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая.

o Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.

o Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток).

o Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командноприказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн.

o чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

o Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.

o Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.

o В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа.

o Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства — Советы.

o 468 Система ор ганов государственной вла» (1977-1991 гг.) стм в СССР Верховный Совет СССР Совет Совет Союза Национальностей Верховный Совет союзной республики Краевой совет народных депутатов Городской совет народных депутатов Областной совет народных депутатов Верховный совет автономной республики Совет народных депутатов автономной области Районный сое народных депут «ет i-атов Поселковый совет народных депутатов Сельский совет народных депутатов Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.

o Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы — социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

o Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались 469 права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

o См стема орган 0 в государственного уг (1977-1991 гг.) Ipi явления в СС;СР — Совет Министров СССР — Общесоюзные министерства и государственные комитеты СССР Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты СССР Советы Министров союзных республик Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты союзных республик Объединения, предприятия, учреждения Объединения, предприятия, учреждения союзного подчинения Объединения, предприятия учреждения республиканского подчинения Правозащитное движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г.

o группа либерально настроенной интеллигенции — художники, писатели, музыканты — обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е 470 годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции.

o Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын).

№ 31 СССР в системе международных отношений в 1945-1985 годах.

o Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) — с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1946 г. в американском городе Фултоне выступил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль с речью, содержавшей призыв к сдерживанию советской экспансии объединенными усилиями англосаксонского мира («доктрина сдерживания»). В 1947 г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны».

o После вторй мировой войны СССР не верил в возможность коллективной безопасности.

o Он стремился к расширению своей территории и сферы своего влияния.Страны Запада стали проводить политику «сдерживания»СССР.Эта политика была пирнята Труменом в 1947-предложили экономическую помощь европейским гос-вам.Но страны Варщ.договора от нее отказались.Начался расскол Европы.создание НАТО странами Запада и СЭВ.1950-корейская война –полигон для военных столкновений США и СССР.»Холодная война» расколола мир на две системы.Появилось водородное оружие,межконтинентальные ракеты,атомные подв.лодки.

o В СССР и США появился мощный ВПК. Затем пришла оттепель, сост визит Хрущева в США. Иму удалось расширить влияние на лидеров независемых государств. у Сов. Руководства возникли новые соблазны перейти к более жесткой политики, т.к в СССр была создана Ракета способ достиг территор США. Это предало сов. Рукаводству уверенность в своих силах. Оттепель закончилась. В нач 60ых годов отнашения опять обострились → карибский кризис. 1962 – мир на гране катастрофы. 1969 периуд потепления. Но индо-китай опять обострил обстановку в мире. 1979 афган. 1980 СОИ-Рейгана. Распад СССР –1991→конец холодной войны.

№ 32 Перестройка СССР: сущность, основные этапы, результаты. Распад СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: