double arrow

Лекции №№ 2-3. Первобытный мир

Происхождение человека

По этому вопросу существуют две точки зрения, которые являются гипотезами.

Религиозная

Это – креационизм, т. е. учение о сотворении человека богом. Например, в «Библии» говорится: «Создал бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. … Создал бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.»

Научная

Это – антропогенез, т. е. учение о происхождении человека в результате эволюции жизни. Движущие силы антропогенеза: 1) Биологические – изменение генотипа (мутации и т. д.) и естественный отбор, открытый Чарлзом Дарвином (1809-1882 гг., Англия). 2) Социальные – общение с себе подобными и трудовая деятельность; открыты Ф. Энгельсом.

Стадии (этапы) этой эволюции: 1) Австралопитеки – человекообразные обезьяны, передвигавшиеся на двух нижних конечностях и использовавшие в качестве орудий предметы природы. Жили примерно 5-2 млн. лет назад. 2) Питекантропы – обезьянолюди, изготовлявшие примитивные орудия и использовавшие огонь. Жили примерно 1млн.-100 тыс. лет назад. 3) «Человек первоначальный, первородный» (homo primigenius) – неандертальцы, создававшие более совершенные орудия, строившие жилье и хоронившие покойников, но не имевшие развитого логического мышления (данные о строении черепа). Жили примерно 100-40 тыс. лет назад. 4) «Человек разумный» (homo sapiens) – человек современного вида, обладающий развитым логическим мышлением и создающий сложные орудия труда. Появился примерно 40 тыс. лет назад.

Помимо археологических находок сторонники антропогенеза используют следующий аргумент – развитие людей в эмбриональном состоянии (до рождения, плод) и раннем детстве напоминает «сжатую эволюцию» от одной клетки (зиготы) через рыбообразную и обезьяноподобную стадии до «человека разумного» («биогенетический закон»).

Доклассовое общество

Занятия

Орудия труда изготовлялись из дерева, кости и камня; использовались дубины, топоры, луки, копья, гарпуны. Первоначально хозяйство было присваивающим, когда люди добывали средства к жизни, существовавшие в природе в готовом виде. Это – собирательство, которым занимались женщины, охота и рыболовство, которыми занимались мужчины. Стремление обеспечить себя дополнительными средствами к жизни привело к возникновению производящего хозяйства, когда люди потребляли предметы природы, возникшие с их помощью. Это – земледелие и скотоводство, т. к. культурные растения и домашние животные в готовом виде в природе не существовали, а были выведены человеком в результате искусственного отбора (селекции). Земледелие возникло из собирательства; им занимались женщины без использования тяглого скота (волов, лошадей) и пашенных орудий (плугов, сох). Скотоводство возникло из охоты; это – занятие мужчин. Однако, в эту эпоху главную роль играло присваивающее хозяйство, а производящее – вспомогательную. Люди добывали лишь необходимый продукт, который шел на их содержание; излишков или прибавочного продукта еще не было.

Социальные отношения

Люди объединялись в коллективы (общины) по признаку кровного родства; происхождение считалось по материнской линии. Добывание и распределение жизненных средств сначала были коллективными, а затем появляется семейное хозяйство при сохранении работы на общину. Коллектив делился на возрастные группы: 1) дети, находившиеся под присмотром матерей; 2) молодежь, которая обучалась и проходила испытания (инициации), т. е. осваивала навыки выживания в окружающем мире; 3) взрослые, способные добывать средства к жизни и обеспечить продолжение рода. Дела общины решало собрание взрослых (как правило, мужчин). Существовали должностные лица: 1) старейшины, власть которых была ограничена обычаем; 2) жрецы (в ту эпоху - шаманы), т. к. люди были очень религиозны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: