Западноевропейское искусство XVIII. Франция. Давид

 

Накануне грозных событий революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма.

 

Передовой мыслящей части Франции в эти годы стало ясно, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности и в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах.

 

Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего достойные подражания образы.

Неоклассицизм проявил себя в первую очередь в архитектуре (Клод Никола Леду, Жан Жак Габриэль).

 

С приходом к власти Наполеона и ещё ранее, с Директории, вместе с изменением исторической ситуации изменилось и ведущее художественное направление – неоклассицизм, ставший более холодным, более внешним. Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилем империи.

 

В живописи классицистические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности.

 

В преддверии Великой французской революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид (1748-1825). В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре, так сказать, «революционный классицизм».

 

Его отцом был состоятельный парижский коммерсант. Отец вскоре погиб на дуэли, и его воспитывала мать, которой помогали родственники. Среди них были архитекторы, и в их среде поощрялась рано проявившаяся у Жака Луи страсть к рисованию. Они даже служили моделями для его ранних портретов.

 

Стремясь получить хорошее профессиональное образование, в 1766 году Давид поступает учеником в Королевскую Академию живописи и скульптуры и начинает заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Мари Вьена.

 

В ранних работах Давид близок традициям позднего барокко и даже некоторым стилистическим элементам рококо. И только попав в 1775 после получения «римской премии» как лучший ученик Академии в Италию, познакомившись с памятниками античности, испытав влияние трудов Винкельмана и живописи немецкого классицистического художника Рафаэдя Менгса, Давид находит свой путь.

 

Накануне революции идеалом французского буржуазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времён Римской республики. Так появлялся новый стиль, и Давид выступил его глашатаем в своей картине «Клятва Горациев» (1784-1785). Эта картина также изображает один из эпизодов истории Древнего Рима: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Фигуры, похожие на античные статуи, чётко распределены на три группы, соответствующие трём аркам колоннады фона. Слева – братья, справа – женщины, оплакивающие их, в центре – фигура отца, принимающего клятву. Ясное построение композиции, резкий рисунок, жёсткий локальный цвет создают монолитность произведения.

 

С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики. Большинство этих праздников готовились Давидом.

 

В 1790 Давид приступает к большой картине «Клятва в зале для игры в мяч», задумав создать образ народа в едином революционном порыве. Картина показывает момент, когда депутаты третьего сословия (буржуазии) поклялись не расходиться до тех пор, пока не будет принята конституция. Эту картину, однако, Давид успевает выполнить только в рисунке.

 

С 1792 Давид был членом Конвента, народного собрания революционной Франции, затем его секретарём и даже председателем. После того как вождь революции Марат был убит Шарлоттой Корде, когда принимал лечебную ванну, Давид по поручению Конвента пишет знаменитую картину «Убитый Марат» или «Смерть Марата» (1793). Лицо Марата Давид писал с посмертной маски. Картина была воспринята как подлинный реалистический жанр, но сюжет большого исторического значения превратил её в историческую картину.

 

С 1793 Давид входит в Комитет общественной безопасности – орган революционной диктатуры французской буржуазии – и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. После падения якобинской диктатуры, событий 9 термидора политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают.

 

Его последующий путь – путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет «Сабинянок» (1795-1799), громоздкое архаическое произведение, далёкое от суровых и лаконичных решений прежних лет. На возвышение Наполеона он отвечает полотном «Леонид при Фермопилах» (1800-1814), в котором прославляется Спарта, но в образе спартанского героя проступают черты идеализированного сходства с первым консулом, ставшим императором в 1804.

 

В период империи Давид – первый живописец императора. По его заказу он пишет огромные картины («Наполеон на Сен-Бернарском перевале», 1801, «Коронация», 1805-1807). При этом если в изображении Наполеона на Сен-Бернаре ещё много романтического чувства, в коронации Наполеон бесстрастен и величесвен.

 

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают бывшего члена Конвента, некогда проголосовавшего за смерть короля, эмигрировать из Франции. Отныне Давид живёт во Франции, там он и умирает в 1825 году.

 

Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество прекрасных портретов. В таких портретах, как парные портреты супругов Серезиа (1795) или знаменитый портрет мадам Рекамье (1800), Давид строгим изяществом своего письма предопределил характерные черты того классицизма начала 19 века, который получил в искусстве наименования ампир.

 

Давид явился создателем огромной школы ученикоа. Из его мастерской вышли Франсуа Жерар, Анн Луи Жироде, Антуан Гро и великий художник Энгр.

 

 

Билет 23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: