Западноевропейское искусство XIX в. Англия: пейзажисты Констебл и Тернер

На рубеже 18 и 19 вв. самые интересные достижения английского изобразительного искусства лежат в жанре пейзажа, прежде всего акварельного. Именно в пейзаже живопись Англии опередила континентальную Европу.

Несомненно, самое существенное влияние на живопись 19 столетия из английских художников оказал Джон Констебл (1776-1837).

 

Сын мельника из Саффолка, Констебл никогда не был в других странах и изучал только ту живопись, которую мог видеть у себя на родине. Особое его восхищение вызывал Клод Лоррен и некоторые ранние вещи Констебла навеяны пейзажами французского классициста («Дедхемская долина», 1802).

В юности Констебль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды. По словам самого художника, эти сценки «сделали его художником, за что он очень благодарен».

Констебл одним из первых стал писать этюды на пленэре, на открытом воздухе, достигая тем самым искусной передачи быстро сменяющихся эффектов освещения, ощущения свежести зелени и т.д. и опережая таким образом в поисках необычайной свежести колорита художников французской школы. Знамениты картины Констебла «Собор в Солсбери из сада епископа» (1823), «Телега для сена» (1821), «Прыгающая лошадь» (1825).

Скромные по размерам пейзажи Констебла близки к этюдам с натуры, а его этюды имеют самостоятельное значение, хотя многие из них предназначались для какой-то большой картины («Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов» около 1834).

 

Картины Констебла на парижских выставках 1824 и 1825 годов явились подлинным откровением для французских романтиков.

На родине Констебл не получил истинного признания, первыми его оценили французские романтики, с которыми его сближала искренность в выражении чувств.

 

Типичным романтиком можно назвать другого английского пейзажиста – Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775-1851), с его гигантскими красочными полотнами, полными световых эффектов.

 

В отличие от Констебла к Тёрнеру рано пришло признание. С одиннадцатилетнего возраста он стал выставлять свои акварели в цирюльне отца, с пятнадцатилетнего – участвовать в ежегодных выставках Королевской Академии искусств. В 1802 году он уже академик, через семь лет – профессор в академических классах.

 

Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Лоррен, Клод" Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз.

Биографические сведения о художнике скудны, зато наследие его огромно, более 21000 проиведений на исторические, мифологические, жанровые сюжеты, но главное – пейзажи.

Стихией Тёрнера было море, насыщенный влагой воздух, движение туч, взлёт парусов, бушующие природные силы («Кораблекрушение», 1805). Главной его задачей была передача света и воздуха, фантастических световых эффектов, возникающих во влажной атмосфере («Морозное утро», 1813). Не случайно он стал мастером акварели.

Предметы в системе Тёрнера постепенно превращаются в красочное пятно и служат лишь материалом для колористически-декоративного построения. В этой «беспредметности» - основа тёрнеровского декоративизма.

Наиболее известными работами «Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо», «Последний рейс корабля „Отважный“», «Восход с морскими чудовищами» и другие.

 

Английские пейзажисты стали известны на континенте на заре самых яростных битв академистов с романтиками. Их смелая свободная живописная техника, выраженная у каждого по-своему, их интерес к природе имели огромное влияние на искусство 19 в.

 

 

Билет 25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: