Казахские аулы и роды, перекочевавшие на правый берег Урала, по своему хозяйственному укладу, образу жизни, традициям и обычаям ничем не отличались от своих сородичей в Младшем жузе. Они оставались большей частью кочевыми скотоводами, занимались земледелием только на небольших оазисных участках среди песков. Так было в начальный период основания орды. Но со временем на новом месте условия их традиционных жизненных циклов изменились и стали заметно отличаться от жизни зауральских казахов.
Внутренняя Орда со всех сторон граничила с землями Астраханской, Саратовской, Оренбургской губерний, укрепленной военной линией по Уралу, рыбопромысловой зоной по северному Прикаспию. Она представляла собой компактное и небольшое ханство, территория которого занимала 350 верст с востока на запад и 200 верст с севера на юг. Ограниченность пастбищных угодий с самого начала образования орды на первый план выдвинула проблему интенсивного их освоения вместо традиционных методов пространственного освоения.
|
|
Царское правительство собиралось сделать Внутреннюю Орду «примерным» уголком Казахской степи в смысле управления и пользы колониальной опеки.
Во Внутренней Орде происходил процесс укрепления феодальных институтов частной и личной собственности в области земельных отношений. Они приобретали все большее экономическое значение в обществе и самостоятельный правовой статус. Если захват земель в кочевых районах Казахстана, как правило, происходил по инициативе местной знати, как следствие сосредоточения богатства в ее руках и если индивидуальная собственность на пастбища внешне сливалась с фактическим владением ими и продолжала существовать в рамках аульно-кочевой общины, не теряя внешних признаков коллективности, то во Внутренней Орде, начиная со второй четверти XIX в., передача участков в собственность знати и зажиточным крестьянам осуществлялась по инициативе сверху — ханской властью. Это стало массовым и общим явлением. В течение 1830-1845 гг. ханом Жангиром было выдано 1517 актов на частное землевладение.88 Так возникла система поземельной частной собственности, ставшая основой земельных отношений, и ; был нанесен удар по «общинно-родовому» принципу землепользования в казахском обществе. Родственникам хана, султанам, биям, старшинам, мурзам и богатым скотовладельцам могли принадлежать несколько урочищ или крупное урочище с источниками воды. Так, личное владение самого хана Жангира составляло около 400 тыс. десятин земли. Хан закрепил за своим братом Мендыгереем Букейхановым 400 тыс. десятин пастбищных угодий, бия Балки Кудайбергенова снабдил грамотой на владение урочищами площадью 300 тыс. десятин.89 Во владении 25-30 таких семей находилось 85% всей площади ханства.
|
|
Во Внутренней Орде сложилась иерархия землевладельцев. Самым крупным из них являлся сам хан, на нижней ступени этой иерархии находился шаруа со скромным земельным наделом для зимней стоянки, почти полностью зависимый от знати, на земле которой он жил.
Разделу, в первую очередь, подвергались угодья, пригодные для зимней стоянки и тебеневки скота, а также сенокосные места. На зимних стоянках возводились жилища, в большинстве своем в виде землянок и полуземлянок. Т. Медведский, бывавший в Орде, писал, что «в отношении сенокосных угодий у киргизов нет общинного владения... каждое семейство пользуется клочком земли, раз навсегда отведенным ему под сенокошение. Поэтому семейство, которому раз достался плохой или богатый надел, остается при нем постоянно».90
Относительно обширные летние пастбища не дробились на маленькие участки. Они крупными территориальными массивами закреплялись за глазами родовых коллективов, членами ханского Совета, биями и за отдельными крупными баями. Наиболее малоценная в хозяйственном отношении часть пастбищ отводилась под коллективные угодья.
Новая аграрная политика ханской власти, направленная на первоочередное обеспечение интересов феодалов, углубила и обострила социальные отношения и процесс расслоения как внутри кочевых коллективов, так и в масштабе общества в целом. Появилась категория безземельных семей и аулов, кочующих на чужих землях за плату или отработку. Стало больше крестьянских дворов, владеющих клочками земли, но не имеющих колодцев и водных источников и потому «прикрепленных» к аулам богатых соседей. Земля превратилась в объект торговли, злоупотреблений и тяжебных дел. От этой политики выигрывали ханское окружение и местная знать. Основная масса трудового населения оказалась в тисках земельной тесноты и тяжелой эксплуатации. По утверждению самого хана Жангира, 6-7 тыс. семей, т.е. около 1/3 населения, не имели земли, и поэтому многие из них были вынуждены арендовать ее в соседних русских губерниях и у землевладельцев, рыбопромышленников Каспия.91
Развитию торговли в орде содействовали три фактора: а) хозяйственное укрепление аулов и распространение товарно-денежных отношений; б) поощрительная политика хана; в) удобное географическое расположение Внутренней Орды для русских и других торговцев, а также исключительная для них прибыльность торговых операций в орде. Хан Жангир установил не только низкопошлинную торговлю для иноземных товаров, учредил для них сезонные ярмарки и торговые пункты в разных местах орды, но и личным капиталом участвовал в обеспечении интересов иноземных купцов. В частности, в составленных им лично правилах торговли предусматривалось: «Чтобы обеспечить капитал торгующих, он (хан) обязывается, по предварительной сделке купца с подвластным ему ординцем, в случае, если последний не имеет наличного скота или денег, давать первому расписку за своим ручательством. Если бы киргизец и не явился для уплаты в срочное время, без всякой проволочки платит хан».92
Поощрительная политика властей, удобство и выгода ведения торговли в степи привлекли в орду большую массу людей с товарами. Только на одной весенней ярмарке при ханской ставке в 1846 г. было до 1183 приезжих торговцев, а среди них 87 купцов II и III гильдий. В следующем, 1847 г., их было уже 1500 человек.93 Эта ярмарка была столь обширна, что на ее территории действовали около 300 постоянных лавок, построенных торговцами.
Внутренняя Орда стала крупным поставщиком для России скота и скотоводческого сырья. Согласно журнальной записи Департамента мануфактуры, в 1827 г. было переправлено из Внутренней Орды около 400 тыс. баранов, 3 тыс. голов лошадей и различной продукции скотоводства на общую сумму 2925 тыс. руб.
|
|
Сын Букея - Жангир, вступивший на ханский престол в 1824 г., опираясь на полную поддержку царской администрации, стал активно перестраивать отдельные стороны общественной жизни и быта населения, а также традиционную систему местного управления. Он поощрял оседание кочевников, возведение ими хуторов, сенокошение и лесоразведение в степи, улучшение местных пород скота и завоз сельскохозяйственного инвентаря, открытие мектебов (школ), училищ, мечетей и рост числа мулл в аулах, торговлю и переход к бюрократической форме правления. Он добивался объединения интересов царских властей и местной казахской знати новыми методами.
В 1827 г. хан Жангир объявил об учреждении постоянной ханской ставки в урочище Жаскус в Нарынских песках и о желании управлять ордой из этого центра. В течение 10 лет в ней было построено 40 деревянных домов, а к 1846 г. — 89. В 1841 г. им была основана летняя ставка на р. Торгуй. Через пять лет в ней было 9 деревянных домов. По примеру хана, а также по его указанию стали обзаводиться домами султаны, бии и старшины; строили себе землянки и отдельные группы шаруа. К концу 40-х годов XIX века в разных местах орды имели зимние жилища две трети населения.94
По личному указанию царя из казенных заводов в 1829 г. было выделено орде 20 жеребцов. Столько же племенных лошадей хан Жангир выписал с Кавказа. Через 15 лет поголовье улучшенных пород местных лошадей достигло 30 тыс.95 Их поставляли в Донское и Уральское казачьи войска.
Строительство медресе и аульных начальных мектебов, направление детей на учебу в Астрахань, Саратов и Казань, в Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге, в котором специально было открыто 10 вакансий для детей из Внутренней Орды, стали частью политики Жангира.96
Надо признать, что деятельность Жангира не столь однозначна, как трактовалась ранее. Будучи поборником европейской цивилизации, Жангир стремился внедрить ее элементы в казахскую традиционную среду. В социально-экономическом плане он установил во Внутренней (Букеевской) Орде феодальные порядки, во многом копируя систему феодальных отношений в центральных районах России. В общественно-политической и культурной жизни региона также стали проявляться изменения в результате реализации Жангиром мер по усилению структуры управления, например, повсеместное внедрение делопроизводства и даже создание собственной архивной службы. При хане Жангире появились первые школы европейского образца, что яеилось серьезной новацией для своего времени в Казахстане.
|
|
Однако все эти новации не имели под собой глубокой и твердой общественно-политической основы. В целом все население Внутренней (Букеевской) Орды было нещадно эксплуатируемым со стороны хана и его окружения, а вместе с тем и царской администрацией. Поэтому уже в середине 30-х гг. XIX века назрел серьезный политический кризис, вылившийся в известное восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Уте-мисова, в котором идеология основывалась на защите интересов традиционного общественного устройства.
Методы Жангира строились на внедрении насильственными мерами новаций, не затрагивающих основы политического и общественного устройства. Они не могли иметь успеха, так как в самой России проводились безуспешные попытки внедрить капиталистические новации на основе самодержавно-крепостнического строя в первой половине XIX века.
Политический строй. Султан Букей, охарактеризованный оренбургским военным губернатором Волконским, как «старший из султанов, благоразумный, опытный и преданный к престолу высокомонаршему»,97 7 июля 1812 г. в торжественной обстановке, в присутствии высших чинов оренбургской администрации и многочисленной степной знати вблизи г. Уральска был официально возведен в ханы Букеевской Орды. Фактическое положение, которое он занимал до сих пор, стало оформленным юридически. Букей-хан, умерший в 1815 г., завещал ханский престол своему сыну Жангиру, а до его совершеннолетия временное управление ордою поручил султану Шигаю, своему родному брату. 22 июня 1823 г. царем была подписана грамота о признании Жангира ханом Внутренней Орды, а 26 июня 1824 г. в Уральске с соблюдением древнего церемониала под контролем царских властей он был провозглашен ханом и правил более 20 лет.98
Букеевская Орда была зависима от царского правительства и находилась под его контролем. Основные вопросы внутренней политики разрабатывались ханом совместно с оренбургской администрацией. Наследственная власть хана поддерживалась родоправителями и биями с одной стороны, вооруженным отрядом царского правительства - с другой. Хан обладал значительной свободой и инициативой в делах внутреннего управления. Финансово-налоговая политика, установление порядка землепользования, вопросы территориально-родового управления и хозяйственного устройства населения являлись ханской прерогативой.99
В политической истории Внутренней Орды заметно выделяется период со второй четверти XIX в. Султанско-байская система управления, при которой ханская власть оставалась слабой, неразвитой и во многом определялась поддержкой местной султанско-байской группировки, перестала отвечать новым задачам колониального подчинения и финансово-налоговой политики правителей и при Жангире была заменена бюрократической формой правления. Тем самым в традиционное казахское общество стали внедряться новации, правда, не естественным путем, а насильственными методами.
Родоначальников все чаще назначала царская администрация из числа близких и преданных хану людей. Например, если в 1827 г. в трех родах: байбактинском, ногайском и бершевском из 34 старшин только трое были назначены ханской властью,100 то к 1845 г. во главе почти всех отделений этих родов стояли «указные» старшины. Судебное право местных владетелей было ограничено. Судебная власть в основном, сосредоточена в руках хана,101 биев - членов ханского Совета и султанов -ханских депутатов. Местные родоправители и старшины разбирали незначительные тяжебные дела, которые обычно оканчивались миром. По своему усмотрению хан изымал и мелкие дела из ведения родоначальников. Прежние бийские суды ограничивались в действиях, а некоторые из них уже облекались в форму государственной службы. Право установления сборов от населения было изъято из ведения местных феодалов.
Функции родоправителей и старшин усложнились: была введена отчетность, они представляли интересы рода или отделения при аренде пастбищных угодий, при закупке сена, оптовой продаже скота, собирали установленные центральной властью сборы - «зякет», «согым» с населения, определяли границы кочевания отдельных аулов. Им предписывалось следить, чтобы среди подвластных «не проживали русские беглецы», «мятежники», пришельцы из других казахских родов, они обязывались блюсти «тишину и спокойствие».
При родовых султанах и старшинах состояли муллы, сочетавшие обязанности письмоводителя и религиозного наставника. Некоторые из них содержали «шабарманов» («исполнителей поручений») и «кызметкеров» («помощников») для связи с ханской канцелярией и аульными коллективами.102
Жангир-хан считал свою власть продолжением власти прежних казахских ханов. Однако содержанием и формой она во многом отличалась от них. В руках хана была сосредоточена административная, судебная и правотворческая власть в орде.103
Хан своей властью закреплял кочевья за родами и отделениями, раздавал земли в собственность владельцам, нередко перераспределял уже закрепленные земельные участки, освобождал отдельные категории знати (султанов, ходжей, старшин, тарханов и мулл) от несения общих повинностей. Ханская власть довольно широко использовала поощрительные меры, такие как возведение в тарханское достоинство за службу, представление на присвоение офицерских чинов, награждение медалями, халатами и т.д. Все это укрепляло вассальные отношения местных феодалов. Ханом производилось назначение от «указных» мулл до членов ханского Совета. Они подчинялись лишь ему. Хан мог по своему усмотрению заменить их другими.104
Власть хана с точки зрения внутренних условий не была ответственна перед какой-либо другой организацией. Ханский Совет не поднялся выше совещательного органа, съезды старшин, обладавшие раньше большими полномочиями, стали редким явлением. На созываемых иногда съездах не обсуждались какие-либо важные вопросы, имеющие значение для всех владельцев, для всей орды. Созывались они, как правило, для того, чтобы под давлением царского правительства заставить участников быть покорными хану.
При хане Жангире другими стали и методы управления. Если прежние казахские ханы не имели постоянной ставки, управляли кочевниками, также кочуя, то он учредил постоянный центр ханской администрации. При нем создается особый аппарат управления. При хане состояли 10 так называемых «ханских депутатов» из султанов. Эти «депутаты» командировались в кочевья родов, смежных с русскими селениями, и должны были участвовать в следствиях, производимых представителями пограничных властей, когда сторонами в деле выступали русские и казахи, и представляли при этом интересы последних. Им по заданию хана поручался разбор отдельных споров на местах. Они имели и принудительную власть при взыскании недоимок по сборам, нередко наделялись и более широкими полномочиями. Так, султан Медетгалий Чукин в документах именуется «депутатом от хана по всем делам» на Узенской линии. Он мог по своему усмотрению содержать виновных «под караулом». Его распоряжение старшинам преподносится как «строжайшее требование султана Медета Чукина». Из другого документа видно, что султан Адил Букейханов, депутат от хана, руководил переходом казахов из-за Урала во внутреннюю сторону.105
Ханский Совет, созданный в 1827 г., состоял из 12биев — по одному бию от каждого родового управления.106 Некоторые из них на равных правах с султанами управляли родами. Они даже просили хана Жангира, чтобы им предоставили право изыскивать долг с ответчика по всей орде.107 Члены хан-
ского Совета с семьями и скотом перебрались в ханскую ставку на постоянное жительство и тем самым они, по существу, превратились в придаток ханского аппарата.
Кроме того, при хане находились 12 старшин в качестве есаулов для выполнения его специальных поручений, а также «базарные султаны». В обязанность последних входил сбор пошлин (внутри орды), представление интересов казахов (вне орды), наблюдение за порядком на торговых местах.
Хан имел при себе канцелярию, состоящую из татарского и общего отделов. Первый отдел заведовал перепиской, в основном, внутри рода, а второй — с пограничными властями. При нем состоял также специальный следователь. 108
Замена старой, султанско-бийской, системы управления бюрократически организованным аппаратом управления при центральной власти была обусловлена не изменением форм кочевого скотоводческого хозяйства, хотя и это частично имело место, а, главным образом, усложнением функции управления господствовавшего в казахском обществе класса и в связи с необходимостью более радикального обеспечения интересов царских властей в казахском обществе.
Реорганизация управления, сопровождавшаяся усилением ханской власти и ее фискальной функции породила новые формы чиновничьего произвола и привела к ограничению традиционных институтов общинно-аульных коллективов. По мере роста бюрократического аппарата увеличивались масштабы налогового обложения населения.
Хан Жангир умер в 1845 г. Получив об этом известие, царь Николай 1 собственноручно написал: «Весьма жаль, он был человек весьма преданный». К этому времени во всех частях Казахстана была упразднена ханская власть. В правительственных кругах было решено не восстанавливать ханскую власть и во Внутренней Орде. Управление ею перешло временному совету во главе с русским чиновником.
1 Материалы по истории Казахской ССР, т. 2, ч. 2. (1741-1751). Под ред. М. П. Вяткина.А., 1948, с. 267-269.
2 Казахско-русские отношения в XVI-XVUI веках. Сборник документов и материалов. Л., т. 1, 1961, с. 433. (KPO-I).
3 ВяткинМ. П. Очерки по истории Казахской ССР. М., 1941, с. 162.
4 Там же, с. 170.
5 Там же, с. 165.
6 Международные отношения в Центральной Азии XVII—XVII] ив. Документы и материалы, кн. 2. М., 1989, с. 100-101. (Далее см.: МОЦА-П.)
7 История Каракалпакской АССР, т. 1. Ташкент, 1974, с. 110-111.
8 ВяткинМ, П. БатырСрым.М.-Л., 1947, с. 171.
9 Чернышев А. И. О перекочевке волжских калмыков в Джунгарию в 1771 г. //Общество и государство в Китае. Пятнадцатая научная конференция. Тезисы докладов, ч. 2, М., 1984, с. 157.
10 МОЦА-П, с. 196.
11 Пальмов И. И. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Элиста, 1992, с. 100.
12 Очерк истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М., 1967, с. 217-218.
13 МагауинМ. Казак тарихыныкэлшпеЫ. А., 1995, 122-6.
14 Материалы по истории Казахской ССР (1785-1828 гг.), т. IV. M.-JL, 1940, с. 67.
15 Пугачевщина, т. II. М.-Л., 1929, с. 17.
16 Рознер И. Т. Казачество в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Львов, 1966, с. 18-34.
17 Казахско-русские отношения в XVIII— XIX веках. (1771 — 1867). Сб. документов и материалов. А., 1964, с. 35. (КРО-П).
18 Бекмаханова Н. Е. Легенда о Невидимке. А., 1968, с. 53-55.
19 Пугачевщина, т. 1. Из архива Пугачева. М.-Л., 1926, с. 26.
22 КРО-П, док. № 17; Андрушенко А. И. Крестьянская война 1773-1775 г. на Яике, в При-уралье, на Урале и Сибири. М., 1969, с. 22-40.
21 Пугачевщина, т. 1. Из архива Пугачева. М.-Л., 1926, с. 25.
22 СеменюкГ. И. Казахи и восстание Пугачева /Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачева, т. 2. 1966, с. 157.
23 КРО-П, с. 30.
24 Пугачевщина, т. 1, с. 26—27.
25 Семенюк Г. И. Материалы об участии казахов Младшего и Среднего жузов в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева//Ученые записки КазГУ, т. XIV, вып. 12. А., 1963, № 19.
26 Рознер И. Г. Казачество в Крестьянской войне 1773-1775 гг., с. 61.
27 Новый и полный географический словарь Российского государства. Ч. IV. М., 1788, с. 29.
28 Пугачевщина, т. 11, с. 266.
29 Там же, т. 1,'с. 171.
30 Семенюк Г. И. Казахи и восстание Пугачева /Крестьянская война в России в 1773-1775 годах, с. 160.
31 Рознер И. Г. Казачество в Крестьянской войне 1773-1775 гг., 1966, с. 67-68.
32 Там же, с. 99-100.
33 Там же, с. 102.
34 Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачева, том III. Л., 1970, с. 120.
35 Хул-МухаммедМ. Орыс энциклопедияларындагы казак шеж!рес1. А., 1994, 152—153 б.
36 Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачева, с. 121.
37 Там же, с. 125-126; История Казахской ССР, т. 3. А, 1979, с. 98-99.
38 Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачева, том III, с. 122; НусупбековА. Н. Вопросы истории Казахстана (Избранные труды). А., 1989, с. 19.
39 Материалы по истории Казахской ССР, т. IV, с. 110.
40 История Казахской ССР, т. 1. А., 1957, с. 281.
41 Вяткин М. П. Батыр Срым. М.-Л., 1947, с. 178.
42 История Казахской ССР, т. 3. А., 1979, с. 109.
43 Вяткин М. П. Указ. работа, с. 196.
44 Материалы по истории Казахской ССР, с. 66.
45 Вяткин М. П. Указ. работа, с. 198.
46 Там же, с. 200.
47 Материалы по истории Казахской ССР, т. IV, с. 47.
48 Там же, с. 47.
49 Гаи же, с. 56.
50 Там же, с. 61.
51 Там же, с. 47.
52 Материалы по истории Казахской ССР, т. IV, с. 111.
53 Вяткин М. П. Указ. работа, с. 212.
54 Материалы по истории Казахской ССР, т. IV, с. 66.
55 Там же, с. 78.
56 Материалы по истории политического строя Казахстана, т. 1. А., 1960, с. 67.
57 Вяткин М. П. Указ. работа, с. 227.
58 Материалы по истории Казахской ССР, т. IV, с. 87.
59 Там же, с. 487.
60 Там же, с. 114.
61 Там же, с. 101.
62 Там же, с. 92-95, 102-103.
63 Гам же, с. 104-105.
64Материалы по истории Казахской ССР. М.-Л., т. IV, с. 98.
65 Гам же, с. 137.
66 Там же, с. 137.
67 История Казахской ССР, т. III, А., с. 122.
68 Вяткин М. П. Указ. работа, 1947, с. 294.
69 Материалы по истории Казахской ССР. т. IV, с. 138.
70 Вяткин М. П. Указ. работа, с. 321.
71 Досмұхамедұлы X. Тандамалы. А., 1998. 52-6.
72 Вяткин М. П. Указ. работа, с. 358.
73 Шахматов В. Ф. Внутренняя орда и восстание Исатая Тайманова. А., 1946, с. 19.
74 Иванин М. Внутренняя, или Букеевская, киргизская орда // Эпоха, 1864, № 12, с. 6; Медведский Т. Внутренняя киргизская орда в хозяйственно-статистическом отношении //Журнал Министерства государственного имущества, 1862, август, с. 303—307.
75 Евреинов А. Внутренняя, или Букеевская, киргиз-казачья орда // Современник, 1851, № 10, с. 51; Медведский Г Внутренняя киргизская орда, с. 285; Добросмыслов А. Тургайская область // Известия Оренбургского отделения ИРГО, 1901, вып. 16, с. 231; Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства. Материалы для географии и стастистики России. СПб., 1865, с. 39; Иванин М. Внутренняя, или Букеевская, киргизская орда, с. 15.
76 Рязанов А. Ф. Сорок лет борьбы за национальную независимость казахского народа (1797—1838) //Труды общества изучения Казахстана, т. IV, вып. II, Кзыл-Орда, 1926, с. 178.
77 Вяткин М. П. Очерки по истории Казахской ССР, с. 217, 242.
78 Шахматов В. Ф. Внутренняя орда и восстание Исатая Тайманова, с. 8.
79 Материалы по истории Казахской ССР (1785-1828), т. IV, с. 236-237.
80 ЛевшинА. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей, ч. III. СПб., 1832, с. 88-89.
81 Иванов П. Казахи и Кокандское ханство //Записки Института востоковедения АН СССР, т. VIII, М.-Л., 1939, с. 94-95.
82 Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства. Материалы для географии и статистики России. СПб., 1865, с. 37.
83 Ханыков Я. Очерк состояния Внутренней киргизской орды в 1841 г. //Записки ИРГО, 1847, кн. 2, с. 45.
84 Крафт И. Сборник узаконений о киргизах степных областей. Оренбург, 1898, с. 141.
85 Сведения о Внутренней киргизской орде //Журнал министерства государственных иму-ществ, ч. 1, 1841, с. 26.
86 Иванин М. Внутренняя, или Букеевская, киргизская орда, с. 11.
87 Евреинов А. Внутренняя, или Букеевская, киргиз-казачья орда, с. 52.
88 Рязанов А. Ф. Восстание Исатая Тайманова //Труды Общества изучения Казахстана, т. VIII, вып. 4. Кзыл-Орда, 1927, с. 8.
89 Рязанов А. Ф. Сорок лет борьбы за национальную независимость казахского народа. Кзыл-Орда, 1926, с. 194.
90 Медведский Т. Внутренняя киргизская орда, с. 309.
91 Небольсин П. И. Очерки волжского низовья. Журнал МВД, 1852, т. 39, с. 235.
92 Казанцев И. Описание киргиз-кайсаков. СПб., 1864, с. 219.
93 Киттары М. Я. Ставка хана Внутренней киргизской орлы. Журнал МВД, 1849, т. XVIII, с. 188; Небольсин П. И. Очерки волжского низовья, с. 238.
94 Левшин А. Указ. работа, с. 234; Бларамберг. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Ч. III. СПб., 1848, с. 26.
95 Терещенко А. Следы Дешт-и Кипчака и Внутренняя Киргиз-Кайсацкая Орда //Москвитянин, 1853, т. VI, № 22, с. 59.
96 Киттары М. Я. Ставка хана Внутренней Киргизской орды, с. 110, 190.
97 Казанцев И. Указ. работа, с. 218; Островский Э. Поездка во Внутреннюю киргиз-кайсац-кую орду // Журнал МВД, 1859, №5, с. 2.
98 ХаныковЯ. Очерк состояния Внутренней киргизской орды, с. 44—45.
99 В официальных документах, исходящих снизу, часто встречается фраза: «проживающий в Орде на владении высокостепенного хана или «земля ханская...» (ЦГА РК, ф. 78, оп. 2, д. 12, л. 30).
100 ЦГА РК, ф. 4, оп. 1, д. 1174, л. 17-18.
101 Крупные уголовные и государственные преступления были подсудными общим судам империи.
102 ЦГА РК, ф. 78, оп. 2, д. 122, л. 1.
103 Там же. оп. 1, д. 10, л. 69, 71; Шахматов В. Ф. Внутренняя орда и восстание Исатая Тайманова, с. 113; Евреинов А. Внутренняя, или Букеевская, киргиз-казачья орда, с. 79; Иванин М. Внутренняя, или Букеевская, киргиз-казачья орла, с. 9.
104 ЦГА РК, ф. 78, оп. 2, д. 124, л. 13; д. 126, л. 4-5.
105 Евреинов А. Внутренняя, или Букеевская, киргиз-казачья орда, с. 76—77; ЦГА РК, ф. 78, оп. 2, д. 14, л. 3,4; д. 19, л. 13.
106 Внутренняя Орда состояла из М казахских родов, из которых было создано 12 родовых управлений во главе с назначенными ханом родоправителями.
107 Шахматов В. Ф. Внутренняя орда и восстание Исатая Тайманова, с. 113.
108 ЦГА РК, ф. 78, оп. 2, д. 84, л. 1; д. 102, л. 2-5; д. 42, л. 25, 33-35.
Глава шестая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ
И ЮГО-ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ В 50-Е ГОДЫ XVIII -
ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКОВ. ХАН АБЫЛАЙ
1. УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЖУЗОВ (50-60-е гг. XVIII в.)
К концу 40-х годов XVIII в. после непродолжительной стабилизации положение в Среднем и Старшем жузах вновь стало осложняться. Междоусобицы в Джунгарии, последовавшие за смертью хунтайджи Галдан-Цэ-рэна, привели к ослаблению этой могущественной державы и обострению политической ситуации во всем регионе. Правители казахской степи воспользовались сложившимся положением и стали активно вмешиваться в дела Джунгарии и соседних государств. Несмотря на то, что официальным ханом Среднего и Старшего жузов оставался Абулмамбет, реальная власть все более и более сосредотачивалась в руках влиятельного султана Абылая, опиравшегося на поддержку большой группировки батыров и биев, сложившейся в ходе казахско-джунгарских войн. Умбетей-жырау в своем произведении, посвященном оплакиванию смерти Богембая, утверждает, что после победы в поединке над Шарышем Абылай стал ханом.
Жырау Таттикара, современник Абылая, также подтверждает, что он стал ханом Среднего жуза.1
Бухар-жырау говорит, что Абылай сел на трон, когда ему было 25 лет.2 В поэтическом толгау «Кубылып шыккан бэйшешек» он вновь заявляет, что Абылай стал ханом, будучи совсем молодым.3
Машхур Жусуп Копеев в своем произведении «Эпоха Абылай хана» цитирует акына Арыстана Толыбайулы, где утверждается, что Абылай был ханом в Кокшетау 48 лет.4
То же самое пишет М. Дулатов в своем труде «Абылай».5 Шакарим в своем исследовании «Потомок Уалибакы» пишет, что после поединка с Шарышем Абылай был приглашен в ханский шатер Абулмамбета. По предложению хана Абулмамбета Абылай, получив благословение Шак-шак Жаныбека, был провозглашен ханом. По его предположению, это было приблизительно в 1735 году.6 Так трактуют казахские источники приход к власти Абылая. Так или иначе, Абылай с конца 30-х годов стал ключевой фигурой в политической жизни страны, решавшей судьбоносные проблемы войны и мира. Абылай тем самым всю энергию направлял на упрочение верховной власти и вывод Казахского ханства из затянувшегося политического кризиса. Консолидации казахских родов вокруг Абылая во многом способствовали его активные и целеустремленные действия против Джунгарии.
Казахско-джунгарские и казахско-китайские отношения. Приход к власти в Джунгарии в 1750 году Лама-Доржи привел к новой вспышке междоусобной борьбы. Потерпевший поражение в этой борьбе нойон Даваци вместе с племянниками Амурсаной и Байнджуром бежал осенью 1751 года к казахам и был принят правителем абак-кереев Кожаберген-батыром.7 Правитель Джунгарии потребовал выдать своих политических соперников. Летом 1752 года в ставке состоялся съезд батыров и родоправителей Среднего и Старшего жузов, на котором Абылай и большинство батыров выступили в поддержку Даваци. Решающую роль при принятии этого решения сыграла позиция Толе би, незадолго до этого побывавшего в Джунгарии во главе посольства и прекрасно знавшего слабость позиций Лама-Доржи.
Озлобленный отказом казахов выдать нойона Даваци, правитель Джунгарии Лама-Доржи послал в Средний жуз войска под командованием Саин-Болока и Шадыра. Джунгары напали на кочевья уйсунов, уаков и кереев, кочевавших в Центральном Казахстане. В плен было захвачено более 3 тыс. казахов, огромное количество скота и имущества.8 В ответ Абылай направил против Саин-Болока Даваци, придав ему для усиления отряды абак-кереев под командованием Кожабергена и всех джунгарских воинов, находившихся в плену в казахских улусах. Одновременно началась подготовка к крупномасштабной войне, казахские аулы спешно перекочевали к Тоболу и Убагану, на р. Тургай был назначен сбор казахского ополчения.9
Летом 1753 года джунгарские войска вновь вторглись в казахскую степь, однако смелый рейд отряда Даваци вглубь Джунгарии в сентябре 1753 года привел к убийству Лама-Доржи. Новым хунтайджи был провозглашен Даваци, который сразу же отправил к Абылаю посольство с уверениями в своей признательности и дружбе. Фактическая победа казахов и воцарение в Джунгарии казахского ставленника привели к усилению авторитета султана Абылая в казахских жузах. Однако мир в степи продолжался недолго. Даваци не смог удержать власть. Против него выступил его бывший союзник и родственник Амурсана, получивший поддержку части казахов. Новым обострением ситуации умело воспользовалась Цинская империя, проводившая активную экспансионистскую политику в Центральной Азии.
К середине 50-х годов XVIII века пинские войска стояли у границ Джунгарии и готовили вторжение. Ослабление Даваци, победы Амурсаны и его союзников-казахов ускорили развязку. В феврале 1755 года император Цянь-лун отдал приказ о наступлении, в котором, в частности, говорилось, что «если немедленно не двинем в поход войска, то казахам повезет и они добьются своей пользы».10 Речь шла о казахских отрядах под командованием Абылая и старшего брата Амурсаны Батма-Цэрэна, разгромивших сторонников Даваци по Или и на Боротале.11 Формальным поводом к вторжению стало обращение Амурсаны к цинскому правительству с просьбой о помощи в междоусобной борьбе. Весной китайские войска вместе с отрядами Амурсаны вошли на территорию Джунгарии и легко разгромили Даваци. Однако дальнейшие события показали, что цели Амурсаны и Цинской империи были диаметрально противоположны. Если первый желал восстано-
вить сильное централизованное государство, то последнее стремилось ликвидировать его и аннексировать территорию Джунгарии. В итоге вспыхнуло восстание, в котором Амур-сана выступил против своих бывших союзников. В этой борьбе ему вновь помог Абылай. В письме императору Амурсана писал: «Ныне Абылай и другие объявили, что будут крепить союз со мной».12 Тогда же появились сведения, что казахи направили в помощь джунгарам 8-тысячный отряд.13 Все это серьезно беспокоило цинские власти, направивших ряд посольств в Средний жуз с требованием немедленно прекратить поддержку повстанцев. Абылай неизменно заверял послов в своей лояльности Цинской династии, однако помощь джунгарам оказывать не переставал. Будучи дальновидным политиком, он прекрасно сознавал, что Джунгария выполняет роль буфера, прикрывая казахские кочевья от китайской экспансии. Тем не менее, Амурсана потерпел поражение и бежал к казахам.
Падение Джунгарского государства коренным образом изменило политическую ситуацию в регионе. Средний и Старший казахские жузы оказались лицом к лицу с огромной агрессивной Цинской империей, вынашивавшей захватнические планы и в отношении Казахстана. Весной 1756 года к Абылаю была направлена грамота с категорическим требованием выдать Амурсану. «Основательно подумайте о грядущей вам беде, потом раскаетесь, да будет поздно», - угрожал император казахам.14 Тем не менее, Абылай принял решение противостоять китайцам.
Летом 1756 года на территорию Казахстана вторглась цинская армия, разделенная на два крупных отряда. Северной армией командовал маньчжурский генерал Хадаха, западной - генерал Дардана. Первые столкновения казахов и китайцев состоялись в мае 1756 года в районе Чаган Оба. После кровопролитных сражений казахи были вынуждены отступить на запад.
Следующее большое сражение произошло в Каркаралинских горах на берегу реки Жарлы. Казахи устроили китайцам засаду в горных ущельях, однако опытный генерал Дардана разгадал хитрость. Упорное сражение завершилось победой китайцев, в ходе него было убито более 500 казахов, 11 человек были захвачены в плен. Преследуя отступавших, китайская армия достигла берегов Нуры, где ее встретил отряд Амурсаны и Кожабер-ген-батыра. Несмотря на упорное сопротивление казахов и джунгар, цинские войска продолжали свое движение на запад.
Абылай собрал в это время войска в Баянаульских горах. Как сообщал Хадаха, маньчжуры осенью «имели битву с...отрядом Аблая, во главе которого стоял Бугенбай». Битва состоялась к западу от Баянаула в верховьях р. Шидерты. Несмотря на бодрый рапорт маньчжурского генерала, цинские войска понесли огромные потери, место сражения было названо казахами «Шуршгг кырылган», т.е. «Место истребления шуршутов (маньчжуро-китайцев. - Ред)».15 В октябре у гор Нияз состоялась битва китайцев с отрядами Богембай-батыра. Многочисленные столкновения с казахскими отрядами и их упорное сопротивление сорвали первоначальные планы цинских генералов соединить Северную и Западную армии до наступления холодов. Обе армии несли большие потери, испытывали недостаток в подкреплениях и продовольствии. С огромным трудом им удалось соединиться в октябре 1756 года на берегах Ишима. Цинские войска оказались в очень сложном положении. «Кони загнаны. Наступила суровая зима. Кони, другой скот и продовольствие все еще не прибыли... Торопим письмами... Здесь невозможно провести зиму-», -докладывал Дардана императору.16 В конце концов цинские власти были вынуждены отозвать свои войска из Казахстана. Цянь-лун лицемерно заявил, что «казахи являются далеким племенем. Из-за одного беглеца (Амурсаны. - Ред.) великая армия... попирает их землю... Поэтому временно отводим войска из степи, чтобы попытаться вновь двинуть их в будущем».17
В конце 1756 года военные действия вновь были перенесены на территорию Джунгарии. Казахские отряды появились на верхнем Иртыше, у Аягу-за, Амурсана вновь возглавил антицинское движение джунгар. Однако исход борьбы был предрешен. В течение весны цинские войска разгромили разрозненные отряды повстанцев и летом 1757 года через тарбагатайские горы вторглись в казахские земли. Здесь в районе Аягуза состоялись последние сражения казахов с китайцами. К августу китайцы дошли до Иртыша в районе Семипалатинской крепости. Казахские правители начали понимать бесперспективность борьбы за возрождение Джунгарии. Султаны Абылай, Абулфеис и Кожаберген-батыр провели переговоры с китайцами и признали свое поражение и желание наладить политические и экономические связи с Цинской империей.18 Китайское командование предложило Абылаю направить посольство в Пекин, на что султан согласился и в сентябре 1757 года направил посольство во главе с Ханжигером и Омиртаем. Во время аудиенции у императора казахские послы, с одной стороны, объяснили свои действия против Китая в 1756-1757 годах ошибкой и кознями Амурсаны, с другой, объявили Тарбагатай своими законными кочевьями и настаивали на передаче его казахам. Как мы видим из документов, Абылай фактически не признавал своего подданства Китаю и мир был заключен. Тем не менее, китайцы, согласно традициям официальной имперской дипломатии, стали считать казахов своими «далеко проживающими внешними»19 вассалами. Эту же точку зрения поддерживали многие казахские правители — противники Абылая, старавшиеся таким образом опорочить влиятельного султана в глазах русских властей. Дальнейшие отношения Казахстана с Китаем были связаны с двумя основными проблемами. Первой и наиболее важной была земельная проблема. Казахи стремились вернуть пастбища, особенно богатые земли в долинах Иртыша и Или, и на Тарбагатае. Цины же претендовали на все земли, принадлежавшие ранее Джунгарии. В конце 50-х годов эти проблемы решались, в основном, дипломатическим путем.
Так, посольство казахов в 1757 году добивалось признания своих прав на Тарбагатай, в 1759 г. - на земли в верхнем течении Иртыша, в 1760 г. - на верховья Или. Китайцы согласились на это, вернув законно принадлежав-
шие казахам земли в обмен на обещание лояльности и помощь в борьбе против джунгарских повстанцев. Однако в начале 60-х годов XVIII века политика Цинов в этом направлении изменилась. Китайские войска стали пытаться силой выдворить казахов с занятых ими земель в Восточном Казахстане. Особенно жестокими были акции 1762-1765 годов. Тем не менее, казахи продолжали занимать эти земли, что вынудило китайские власти примириться с этим и согласиться с 1767 года на кочевки казахов в районах Тарбагатая и Или при условии уплаты арендной платы, именуемой в китайских источниках данью.
Второй важной проблемой казахско-китайских взаимоотношений была торговля. Китайцы остро нуждались в казахских лошадях для пополнения кавалерии, казахи же были заинтересованы в китайских товарах. Цинские власти жестко контролировали торговлю с Казахстаном, ограничивали места ее проведения, цены на товары, препятствовали свободной торговле казахов на территории Цинской империи. В целом в XVIII веке торговый обмен на границе с Китаем был жестко регламентирован.
Укрепление власти Абылая. Отражение цинской агрессии и возвращение земель на востоке Казахстана укрепили власть султана Абылая не только в Среднем, но и в Старшем, и, отчасти, и в Младшем жузах. После смерти в 1752 году султана Барака он стал фактически единственным полноправным правителем в казахских землях.
Присырдарьинские земли были под властью султана Ералы, претендовавшего на власть в Старшем жузе и поэтому вынужденного прислушиваться к мнению Абылая. Султан Досалы, владения которого располагались в Приаралье, также был фактически независим от хана Нуралы.20 В Младшем жузе сложилась такая ситуация, что хан Нуралы, несмотря на поддержку российской администрации, не мог единолично, без согласия и поддержки Абылая, решать сложные внешнеполитические проблемы.21
Аналогичная ситуация была и в Старшем жузе, находившемся под непосредственным управлением престарелого Толе би. В 1758 году посланси оренбургской канцелярии М. Шихов доносил, что «большая орда состоит ныне под владением своего хана Тюлеби, который кочует близ... Сайрама, а...город Туркустан под властью имеет Убалмамет-хан, который Абылай-сал-тану брат и его Средняя...орда по большей части слушает, и он, Абал-Ма-метхан, кочует во близости к Туркустану, а нередко живет и в самом городке Туркестане, и которого от жителей и все подати збирает».22
Статус Абулмамбета был двойственным. С одной стороны, он продолжал считаться верховным ханом и часто совершал инспекционные поездки по кочевьям Старшего и Среднего жузов.23 М. Асанов, совершивший поездку с ханом в г. Туркестан, сообщал, что «езда была весьма тихая, как он, хан, и всегда ездит, ибо где б какие кибитки не случались то, заехав, всегда на ночлег останавливается». С другой стороны, без Абылая Абулмамбет не принимал ни одного серьезного решения и даже перепоручал их влиятельному султану. Так, в 1763 году он переслал Абылаю адресованное ему письмо с призывом присоединиться к антицинскому союзу центральноазиатских стран.24
В 1762 году, только благодаря посредничеству султана Абылая и бия Казыбека, Абулмамбету удалось вернуть г. Туркестан, отнятый у него за четыре года до этого сыном Самеке Есимом, также претендовавшим на титул. хана. Как мы видим, в 50—60-е годы XVIII века Средний, Старший, а, отчасти и Младший жуз находились под номинальной верховной властью Абулмамбета и под фактическим управлением султана Абылая.
Укреплению власти Абылая в Старшем жузе способствовала его активная деятельность по укреплению южных границ страны. В конце 50-х — начале 60-х годов особенно осложнились отношения казахов с кыргызами. Предметом спора стали жетысуйские пастбища к северу от Алатау, на которые после падения Джунгарии претендовали и казахи, и кыргызы. В конце 50-х годов эти земли были прочно заняты обшинами Старшего жуза, однако в начале 60-х годов территориальный спор перерос в открытую войну. В 1760 году кыргызы напали на кочевья родов дулат и конрат. В ответ Абылай собрал значительное войско и в августе того же года нанес поражение та-ласским кыргызам. Тем не менее, в 1764 году кыргызы вновь организовали поход на жетысуйских казахов, разорив аулы найманов. Летом 1765 года 30-тысячная армия под командованием Абылая вновь разгромила кыргы-зов. Этот поход был воспет в знаменитой «Песне об Абылае», записанной Ч. Ч. Валихановым.25 Несмотря на победы казахов, конфликт не был разрешен в 60-х годах. Этому способствовало сложное положение Казахстана на международной арене, сохраняющаяся угроза китайского вторжения, а также со стороны усиливающегося Кокандского государства. С последним, как и с кыргызами, АбылаЙ неоднократно имел военные столкновения. Во второй половине 60-х годов начал складываться союз между мусульманскими государствами Центральной Азии против Цинской империи.
Инициатором этого союза стал правитель Афганистана Ахмад-шах, требовавший освобождения мусульманского Восточного Туркестана от власти «неверных» китайцев. Еще в 1762 году Абылай-султан и Абулмамбет-хан отказались пропустить через свои владения китайскую армию, направлявшуюся на завоевание Средней Азии. На совете старшин было принято решение, что «будут ли...туркастанцы и самарханцы (самаркандцы. - Ред.) против того китайского войска с ними, киргисцами, обще воевать».26 Одновременно казахские правители не спешили открыто присоединяться к афганцам и продолжали дипломатические связи с Пекином и даже просили военную помощь в борьбе против кокандского бека Ирданы. В 1767 году Абылай разгромил кокандцев и осадил крепость Пишпек, где укрылся Ир-дана. Однако на обращение к Китаю с просьбой дать артиллерию и 20 тысяч пехоты последовал мягкий, но категорический отказ.27 Тем не менее, к концу 60-х годов Абылаю удалось упрочить свое положение и на юге Казахстана, казахи Старшего жуза стали справедливо видеть в нем защитника своих интересов.
К концу 60-х годов Абылай-султану удалось укрепить верховную власть на большей части Казахстана. Средний и Старший жузы полностью подчинялись ему, со многими правителями Младшего жуза он родственно был связан династийными браками, хан Батыр и султан Ералы были его союзниками и даже Нуралы-хан был вынужден с ним считаться. Уже в этот период Абылай начинает в официальной переписке именоваться ханом, хотя формально верховным правителем остается престарелый Абул-мамбет. Только после его смерти в 1771 году Абылай был провозглашен общеказахским ханом. Это была последняя попытка сохранить единое независимое Казахское ханство.
2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ХАНА АБЫЛАЯ
(1771-1781 гг.). АБЫЛАЙ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДЕЯТЕЛЬ И ПОЛИТИК
В начале 70-х годов XVIII века в Казахстане сложились все условия для выборов нового общеказахского хана. Единственной подходящей кандидатурой был влиятельный султан Абылай, который еще в 1740 г., по определению Ч. Ч. Валиханова, был самым авторитетным владыкой казахских степей. Уже в 1757 году в официальной переписке с Цинской империей он именовал себя ханом. И после смерти престарелого Абулмамбета в 1770 году Абылай стал по существу единственным правителем Казахского ханства.
Казахское ханство накануне избрания Абылая. К концу 60-х годов XVIII века Казахское государство, благодаря активной внутри- и внешнеполитической деятельности Абылая, превратилось в относительно прочное и единое государство. В 1770 году султан совершил еще один поход в кыргызские земли. Совершив переход через перевал Шату в долине рек Кызылсу и Шамси, казахи нанесли тяжелое поражение кыргызскому ополчению. Многочисленные пленные были переселены в Центральный Казахстан и поселены там на правах личных вассалов - толенгутов Абылая. Авторитет султана еще больше вырос после разгрома волжских калмыков, бежавших от власти России в Джунгарию. Российская колониальная администрация обратилась к казахам с требованием оказать содействие в возвращении калмыков, однако Абылай имел свои намерения.
В то же время Абылай предпринимал активные действия на международной арене, пытаясь добиться поддержки Китаем и Россией. Еще в 1768 году он добился от цинского императора своего признания «над всеми киргисцами (казахами. -Ред.) и салтанами начальником».28 Вместе стем, в конце 1769 года он просил у России выделить для него 10-тысячную армию, предлагая взамен одного из своих сыновей в аманаты. «Если...на нас нападет враг, нам будет оказана помощь в сан (10 тысяч. - Ред.) или по крайней мере втысячу или пятьсот человек... А еще чтобы упомянутое войско в сан было бы использовано так: против дальних врагов - сан, против ближних -тысяча, а если будет менее значительным - то против моих внутренних врагов - пятьсот, будь то при моей жизни или при жизни моих сыновей».29 Тогда же Абылай просил, чтобы его сын-аманат был произведен в генералы, обмен аманатами происходил через два-три года по выбору самого султана. Конечно же, эти условия были в тот период практически невыполнимы, что султан прекрасно понимал. В данном случае Абылай давал знать пограничной администрации, что он вовсе не так близок китайцам, как это представлялось и вовсе не собирается отказываться от российского протектората.
В 1771 году создались условия для избрания Абылая общеказахским ханом. Осенью 1771 года после длительных консультаций представители всех трех жузов прибыли в древнюю столицу ханства - город Туркестан для выборов нового хана. Безоговорочную поддержку Абылаю оказали влиятельный жырау Бухар Калкаманулы, султаны Абулфеис и Болат,30правители казахов Младшего жуза, кроме Нуралы-хана,31 представители Среднего и Старшего жузов. При большом стечении народа по казахскому обычаю Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен ханом трех жузов. Как говорил А. Левшин, он «приобрел оный (титул) победами над торгаутами и по смерти Абулмагамета, избранием не только от всех орд киргиз-казачьих, но и оттуркестанцев и ташкентцев».32 Таким образом, Абылаю удалось восстановить единство Казахского ханства.
Внутренняя политика хана Абылая. Несмотря на всенародное признание и титул хана трех жузов, власть Абылая не была абсолютной. Значительная часть султанов, особенно потомки султана Барака и хана Абулмамбета считали, что Абылай незаконно завладел престолом. Так, султан Дайр в 178) году писал оренбургскому губернатору, что Абылай «завладел достоинством хана совсем несправедливо, во время малолетства его с братьями и пребывания в Туркестане, что оное по всей справедливости принадлежит ему».33 Почти независимыми были правитель найманов Абулфеис, султан Кудай-менде, владения которого располагались между Убаганом и Ишимом. Продолжали именовать себя ханами Есим, сын Самеке и Болат, сын Абулмамбета, делившие власть в Туркестане и среднем течении Сырдарьи. Некоторые родоправители, недовольные властью хана, пытались даже свергнуть его военной силой. Абылай, ограниченный обычным правом, по словам Ч. Ч. Валиханова, пытался обуздать своеволие султанов и родоправителей. Огромный авторитет Абылая удерживал казахов в подчинении хану. Абылай прекрасно понимал, что для выживания в изменившейся внешнеполитической ситуации Казахскому ханству необходимо изменить политическую систему в сторону большей централизации. Для достижения этого хан действовал по нескольким направлениям.
Во-первых, Абылай стремился укрепить централизацию власти. В первой четверти XVIII в. каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. При этой системе хан во многом зависел от воли биев и не имел больших возможностей влиять на принятие решений на уровне отдельных родов. В 20-30-х годах XVIII в. эта система стала меняться, начала расти роль султанов, приглашавшихся тем или иным родом в качестве военачальника и политического лидера. Абылай стремился внести в управление жузов и больших объединений элементы федерализма на основе традиционной казахской ментальности. В роли таких правителей выступили многочисленные сыновья хана. В 1774 году правителем части Старшего жуза был назначен султан Адил, для которого Абылай построил городок в долине Таласа и заселил его каракалпаками. В северо-восточном Жетысу правил другой его сын, Суюк, в Центральном Казахстане - Касым. Почти все земли Среднего и Старшего жузов были разделены между сыновьями хана. Только в Младшем и западной части Среднего жуза правили султаны - потомки Каипа, в некоторых районах Центрального Казахстана - потомки Барака, а в приграничных с Китаем землях и на Сырдарье - потомки Абулмамбета.
Второй комплекс мероприятий, предпринятых Абылаем для усиления центральной власти - опора на деятельность одной личности и ее личностные качества. Так, хан Абылай, вопреки традиционным представлениям обычного права, присвоил себе право приговаривать преступников к смертной казни. Эта прерогатива ранее была только у суда биев. Значительно ограничены были права совета биев и съезда старейшин-родоправителей. Однако традиционность обычного права и недостаток реальных рычагов
управления не позволили Абылаю до конца провести реформу политической системы ханства. К тому же вся система управления была почти разрушена войнами. Элементы федерализма тесно переплетались с родовыми принципами управления, власть хана по-прежнему в значительной мере ограничивалась биями и султанами. Прочность государственной машины целиком и полностью зависела от авторитета самого хана, его умения находить компромиссы во время решения сложных политических проблем.
Внешняя политика хана Абылая. Внешняя политика Абылая также характеризовалась гибкостью и компромиссностью. Его отношения с такими сильными государствами, как Россия и Китай, значительно отличались от отношений со среднеазиатскими государствами. Хан, прекрасно сознававший мощь колониальных империй, пытался в отношениях с ними проявлять максимальную гибкость, с одной стороны, не отказываясь от признания российского протектората, с другой — не допуская усиления влияния обеих держав в своих владениях. «Казахи с самого начала держались двойственно, — говорил цинский император в своем указе 1779 года, -...когда Абылай подчинился нам, Россия присылала протест, заявляя, что Абылай является ее подданным и что поэтому нам не следует принимать его в свое подданство. Мы отвечали тогда: «Вы говорите, что Абылай ваш человек. Если бы вы хорошо управляли им, он ни в коем случае не перешел бы в наше подчинение... И как вы, русские, сможете воспрепятствовать этому?.. Если в будущем возникнет подобный инцидент, поступать следует осторожно».34 С одной стороны, Абылай постоянно убеждал китайские власти в своей лояльности, с другой - представлял дело так, что он «к российскому двору гораздо усерднее... а с китайским ханом корреспонденцию продолжает для одного виду того, чтоб подчиненным его киргис-кайсакам не причинялось от китайцев обид и притеснений».35 Хан не только старался таким образом обезопасить свои владения от агрессивных соседей, но извлечь определенные выгоды. Так, в 1772 году он вновь просил войска у России для борьбы против своих внешних и внутренних врагов. При этом он сообщал, что у него есть взаимное соглашение с Китаем, «буде бы с которой стороны и какой бы ни был государь причинил нам неприятельское действо или наглость, то против него стоять и если бы от него богдыхана (китайского императора. —Ред.) силы потребовал, то б ему по тому моему требованию воинских людей хотя тысяч до десяти или до двадцати дать...».36 На самом деле и Россия, и Китай, не уверенные в верности Абылая, отказывали ему в выделении войск.
Российские власти стремились удержать Абылай-хана в сфере своего влияния и поэтому в 1777 году официально объявили о готовности признать его ханский титул при условии письменного обращения хана. Понимая, что такой дипломатический шаг усилит его авторитет на внешнеполитической арене, Абылай направил в Петербург посольство во главе со своим сыном Тогумом. Только в 1778 году Екатерина II подписала грамоту об утверждении его ханом и только Среднего жуза, не желая признавать его власть над Младшим и Старшим жузами. Оскорбленный этим, Абылай отказался приносить присягу в Оренбурге, Троицке и даже в Петропавловске. Колониальные власти согласны были даже послать чиновника в ханскую ставку, однако хан наотрез отказался присягать, заявив, что он «давно уже утвержден в своем достоинстве народным избранием».37 Подобное поведение хана объяснялось его скептическим отношением к мощи Российской империи
после пугачевского восстания 1773-1775 годов, в ходе которого Абылай поддерживал самозванца и даже намеревался совместно с ним штурмовать русские крепости.38 Русские власти, боясь совсем потерять влияние на хана, назначили ему в 1779 году ежегодное жалованье в 300 рублей и 200 пудов муки,19 но к концу 70-х годов Абылай вообще разорвал всяческие отношения с Россией.
Отношения Абылая со своими южными соседями были иными. В Жеты-су, которое благодаря усилиям Абылая, вновь стало казахским регионом, продолжались столкновения с кыргызами и Абылай периодически совершал походы против них. Подобные акции предпринимались в 1774 и в 1779 годах. Последняя привела к подчинению части кыргызских родов Казахскому ханству. Война с Ташкентом и Ходжентом привела к возвращению казахам Сайрама, Чимкента, Сузака и Ташкента. Таким образом, внешнеполитическая деятельность Абылай-хана в 70-х годах XVIII века привела к временному восстановлению единства Казахского государства, упрочению его положения на международной арене.
Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Это было связано прежде всего с безусловно харизматическим характером его власти. Ч. Ч. Валиханов говорил, что «уважение (к хану) имело какой-то мистический характер... Этот хан, действуя деспотически против свободных льгот, освященных временем, умел облечь свои действия в такую форму, что потомство считает его святым».40 Дальновидный политик и тонкий дипломат, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников. В немалой степени этому способствовали и личные качества хана. Несмотря на знатное происхождение, в детстве ему пришлось быть и пастухом, и табунщиком, участвовать в войне против джунгар в качестве рядового дружинника и заслужить звание батыра в бою. Абылай имел хорошее мусульманское образование, умел читать и писать. Это был незаурядный политик, прекрасный полководец и дипломат. Тем не менее, ему не удалось изменить ход истории и возродить былую мощь кочевой цивилизации. Воссозданное им единое Казахское ханство просуществовало столько же, сколько жил сам хан. В 1781 году на семидесятом году жизни Абылай хан скончался по пути от Ташкента к Туркестану и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Йасауи.