Процессы общественного разделения труда и социально-экономической дифференциации казахского общества влекли за собой дальнейшую специализацию восуществлении общественных функций и вследствие этого приводили к процессам оформления особых институтов в структуре социальных отношений номадов. При этом социально-экономическая структура и социальная стратификация казахского общества отчасти не совпадали, а иногда даже приходили в противоречие друг с другом. Социальный статус человека далеко не всегда определялся его экономическим благосостоянием, а последнее, в свою очередь, не всегда зависело от его привилегированного положения.
Характерной особенностью социального деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ак суйек) и «черную кость» ("кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и большой значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия - торе и кожа.
|
|
В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения, К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов). Однако большая часть казахского населения, определяемая, как свободные общинники, никак не дифференцировалась по сословным признакам, что отличало ее от господствующего класса казахов.
Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся основой «белой кости». Оно объединяло группу лиц, принадлежавших кодной из ветвей потомков Чингиз-хана и находившихся вне генеалогической структуры жузов.
Казахские торе (султаны) вели свое происхождение, согласно традиционным представлениям кочевников региона, от старшей линии чингизидов -потомков Джучи (джучидов), что нашло подтверждение в генеалогических источниках позднего средневековья и нового времени, а также в исследованиях современных востоковедов71. Знатное происхождение торе признавалось не только внутри казахского социума, но и в соседних полукочевых и оседло-земледельческих ареалах Евразии, в частности, на территории Башкирии и в среднеазиатских ханствах, куда их неоднократно приглашали в X VIII веке на ханский престол. 72
Сословие торе играло огромную роль в социальной, политической и военной жизни казахов. Из его среды избирались высшие структуры власти в государственных образованиях казахов, т.е. ханы, представлявшие собой центральное звено в политической системе кочевого общества. Принадлежность к сословию торе султанов по праву рождения, означала фактическую принадлежность индивида к господствующему классу и предопределяла его преимущественное право осуществлять регламентацию и регулирование общественных отношений.
|
|
Привилегированное положение торе было юридически оформлено во многих нормах адата - казахского обычного права. Дореволюционные письменные источники и устные предания казахов свидетельствуют, что каждый из султанов имел право возглавлять какую-либо группу родовых пол-разделений кочевников (эль, улус) и иметь в своем распоряжении определенную пастбищную территорию (юрт).73 За оскорбление султана словом полагался штраф вразмере 26голов мелкого скота и верблюда, а за его убийство — выплата материальной компенсации — куна, равная куну за убийство семи рядовых кочевников из числа «черной кости».74 В отличие от всех остальных членов казахского общества, торе не подлежали суду биев и могли быть судимы только ханским судом. Для женщин этого сословия был установлен строгий эндогамный предел: при выходе замуж за мужчину «черной кости» она теряла привилегии своего сословия, тогда как женшина «черной кости» став женой того или иного султана, автоматически причислялась к сословию тюре. 75
Привилегии торе в общественной жизни казахов простирались не только в сферы правовых традиций кочевого населения, но и на область степного этикета. По свидетельству многих очевидцев, знатоков обычного права и быта казахского народа, «простые киргизы» (казахи. - Ред.) в разговорах с султанами не могут называть их по имени, но вместо него должны употреблять слово «таксыр». При приветствиях, при прощаниях, при благодарностях, должны говорить «Алдияр!», приложа обе руки к груди, или одну правую руку к правому колену. 76
Вместе с тем, многие источники, характеризующие имущественное и социальное положение казахских султанов, свидетельствуют, что преимущественные права и привилегии торе очень мало или совсем не зависели от их личного экономического благосостояния, а принадлежали сословию торе по рождению. Не владение скотом и прочим имуществом, а знатность происхождения, столь ценимая в традиционных социумах Евразии, представляла собой источник политического доминирования и общественного признания султанов в среде кочевников, определяла их наиболее высокий статус в социальной иерархии в системе казахского общества.
В период противоборства с джунгарами происходила переоценка статуса «горев. Востребованными оказались преимущественно организаторы всенародной борьбы с агрессией, способные не только сплотить ряды воюющего народа, но и в качестве батыров вступить в сражения на поле брани, повести за собой людей на примере личного героизма, т. е. люди, безраздельно пользующиеся доверием народа. Ими тогда оказались, в основном, народные батыры.
Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа — кожа, пользовавшихся наследственными привилегиями, игравших важную роль в духовной жизни казахского общества. Все ритуальные обряды - обрезание, свадьба, похороны и поминки совершались при непременном участии кожа, которые узаконивали их чтением Корана. Политическое влияние кожа в кочевом обществе было незначительным, что во многом объясняется своеобразием ислама в степи.
Среди привилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах. «Под словом «би», - указывал Я. П. Гавердовский, - разуметь должно людей красноречивых, богатых и оборотливых».77 Привилегированное положение биев в Казахстане определялось прежде всего большой общественной значимостью функций правового регулирования, арбитража и посредничества и выражалось в приоритетных правах в системе имущественных отношений, в частности, правом на присвоение прибавочного продукта в форме одной десятой размера иска (билік). Сила и влияние бийской группы были обусловлены также в немалой степени личными качествами ее членов, как-то: знанием обычно права, традиций, ораторским искусством, умением отстаивать интересы общин. «Только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание»,78 – указывал Ч. Ч. Валиханов.
|
|
Бии, обладавшие способностью разрешать межродовые и межжузовые споры, добиваясь достижения консенсуса противоборствующих сторон, как правило, приобретали немалый авторитет среди кочевников и значительное влияние в социально-политической жизни казахского общества. Все это позволяло таким могущественным биям, как Казыбек, Толе, Айтеке, Есет и некоторые другие, оказывать большое воздействие на верховную власть, с их политическими настроениями, мнениями и решениями счита— лись даже самые влиятельные казахские ханы (Тауке, Абулхаир, Абылай).
При выдвижении каких-либо лиц в роли судебных арбитров в практике разрешения общественных противоречий определяющую роль играл принцип меритократии (т.е. власти наиболее одаренных), согласно которому биями могли стать только самые талантливые, авторитетные и опытные народные судьи, имевшие солидные познания в обычном праве казахов. При этом никакого права прямого наследования звания бия в казахских правовых традициях не допускалось. Однако принцип меритократии не исключал проявления такой возможности, когда ближайшие потомки какого-либо казахского бия (сын, внук, правнук) также могли быть избраны биями. Материальное благосостояние, степень влиятельности индивида и прочие субъективные факторы нередко способствовали закреплению бийского звания за отдельными династиями казахов, в чем проявилась большая социальная значимость среди кочевников принципа генеалогического родства. Но даже в подобных ситуациях сама по себе генеалогическая близость к представителю бийского сословия еще не гарантировала претенденту на этот ранг желаемого избрания бием и занимала в общественном сознании кочевников подчиненное место по отношению к личным способностям и навыкам индивида.
|
|
Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII — первой половины XIX вв. имела социальная группа батыров - военных предводителей.
Тюрко-монгольское слово «батыр», «багатур», «бахадур» первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на единоборство. В этой транскрипции оно еще в XIV в. проникло в русский язык, потеснив более ранний, автохтонный термин южнославянской книжности «храбр», т.е. «воитель». Наряду с русской калькой данного термина — «богатырь» — в Московском государстве конца XV — первой трети XVI вв. для обозначения иноземных храбрых воинов уже использовался собственно тюрко-язычный термин «батыр», подтверждением чему могут служить отдельные замечания небезызвестного автора «Записок о Московии», германского посла Сигизмунда Герберштейна (1486—1566 гг.), впервые услышавшего это наименование от русских людей.79 Данный факт убедительно свидетельствует о широком распространении батырства как социального явления в кочевом мире Евразии, что, естественно, не могло не отразиться и и понятийно-лингвистических заимствованиях ближайших соседей тюркских народов — славян.
Со времени Чингиз-хана термин «бахадур» многократно присваивался как титул представителям военизированной тюрко-монгольской знати. В этом значении многочисленных бахадуров в хансгве Абулхаира (1428-1468 гг.) упоминают в своих сочинениях Мас'уд ибн Усман Кухис-тани (1453-1512 гг.) и другие восточные авторы.80 Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами. В данном случае звание «бахадур» прибавлялось к полному собственному имени какого-либо знатного кочевого правителя. В частности, в XVIII в. этоттитул имели казахские ханы Тауке, Каип, Абулхаир, Абылай и некоторые другие.81
Однако батыр — это не только титул храбреца, но и наименование лиц, преимущественно занятых осуществлением военных функций. По определению путешественника Е. К. Мейендорфа, батырами именовались в казахском обществе «люди храбрые, справедливые и предприимчивые, во время войны — это наездники».82 Звание «батыр» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем, нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, заметно проявившего себя на военном поприще. Примером этому может служить история наследования данного титула потомками влиятельного батыра рода табын поколения жетыру Младшего жуза Бокенбая (ум. в 1741 г.) - его сыном Тленши Букенбайулы и внуком Жоламаном Тлен-ши, возглавившим народно-освободительное движение западных казахов в 20-е - начале 30-х гг. XIX в.83
Наиболее сильно возросли авторитет и социальное значение батыров в первой половине XVIII в., что было обусловлено внешней угрозой и возрастанием роли военных структур в социальной организации казахов. Необходимость организации эффективного отпора джунгарской агрессии привела к появлению сначала на военной, а затем и на политической сцене выдающейся плеяды народных предводителей и полководцев — батыров: Бокенбая из рода табын поколения жетыру, Богембая из рода канжыгалы объединения аргын Среднего жуза, Кабанбая, Малайсары, Есета, Тайлака, Жаныбека, Утегена, Олжабая и других лиц, выдвинувшихся из низших слоев казахского общества. С именами вышеназванных батыров связаны наиболее крупные победы воинских отрядов казахов над войсками ойратов, которые навсегда вошли в историческую память казахского народа.
По мере ослабления военной напряженности на территориальных рубежах казахских жузов снижалось и социальное значение батыров. Определенный всплеск общественной популярности и политического влияния этих военных вождей был связан с развитием народно-освободительных движений в 20-40-х гг. XIX в. в Младшем и Среднем жузах. В этот период наибольший авторитет у казахов приобрели такие храбрые воины и сподвижники султана Кенесары, как его родной брат Наурызбай-батыр (1822-1848 гг.), батыры Агыбай, Бухарбай, Иман и многие другие.
На территории Старшего жуза заметное усиление роли военных структур и связанное с этим возрастание общественной значимости социальной группы батыров наблюдалось в годы борьбы с военной агрессией Кокандского ханства (20-50-е гг. XIX в.). Именно тогда звание батыра в казахском обществе получили предводители воинских ополчений Сарыбай Айдосулы, Саурык Стамбекулы, Сыпатай Алибекулы, Сураншы Акымбекулы, Сыпатай Саурукулы, Байзак-датха Мамбетулы и многие другие.
Во все перечисленные периоды истории казахского общества батыры являлись не только храбрыми воинами, лихими наездниками и предводителями воинских дружин, но и одной из наиболее элитных социальных групп кочевого общества. Не случайны в этом отношении и замечания многих дореволюционных авторов, что среди батыров можно было встретить немало казахских старшин-родоначальников, занимавших важное место в политической организации кочевников. Так, из 67 родовых подразделений трех жузов, зафиксированных Г. И. Спасским в начале XIX в., во главе 25 структурных единиц находились батыры. 84
Кроме того, нередко батыры привлекались верховной властью к выполнению ответственных поручений дипломатического характера во взаимоотношениях казахских ханств с соседними государствами, а также в интересах поддержки ханов при обострении их противоречий с членами бийской прослойки и родовыми старшинами.
Привилегированное положение батыров зависело помимо их личных качеств от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т.е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны, а также от числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи. Поэтому по своему богатству и политическому влиянию среди казахов некоторые батыры (как, например, Жаныбек из рода шакшак объединения аргын Среднего жуза) превосходили иногда правящих ханов и султанов.
Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов, то есть лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью привилегиями, например, при уплате налогов и проч. Во время централизации общества, оформления государственных структур, военных столкновений, тарханы пользовались правом приобретать те или иные престижные должностные места в системе управления кочевыми коллективами. Но в тяготах повседневных будней «тарханские привилегии», как правило, забывались, а роль этой социальной группы сводилась к минимуму.
Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины («аксакалы»), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. «Сии начальники или князья, - отмечал И. П. Фальк, - самые богатые, весьма уважаемые и суть оракулы аймаков, и потому хан влиянием его на оные места может много действовать через их посредство, несмотря на малую их власть».85 Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства эти индивидуальные человеческие качества неизбежно становились важнейшим фактором концентрации скота и материальной обеспеченности индивида. Поэтому закономерно, что именно господствующий класс общества присваивал себе функции социально-экономического, политического и правового регулирования, активно вторгался в сферы идеологии и духовной культуры. Аксакалы, являясь основой всей системы социальной стратификации кочевого общества, пополняли из своих рядов другие социальные категории и сословия.
Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества и свободными общинниками, в Казахстане существовали категории зависимого населения — рабы и толенгуты.
Толенгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей султанов на «служилых» людей.86
К категории зависимого населения относились также рабы - культ, которые набирались из среды пленных - россиян, калмыков и иранцев. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем обиходе наследственной степной аристократии. Однако рабство, как социально-экономический уклад, не получило широкого распространения у казахов и не вышло за рамки патриархального домашнего рабства.
1 Торговля с Московским государством и международное положение Средней Азии / Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР, т. 1. Л., 1933, с. 265.
2 Казахско-русские отношения в XVI-XVIII веках. A., f 961, с. 62. (KPO-I).
3 Международные отношения в Центральной Азии. XV11—XV1I1 вв. Документы и материалы, кн. I.M., 1989, с. 213.
4 Там же,-с. 213.
5 Валиханов Ч. Ч. О кочевках киргиз / Собрание сочинений в пяти томах, т. 4. А., 1985, с. 106-107.
6 Там же, с. 106.
7 Материалы по истории Казахской ССР (1785-1828 гг.), т. IV. М.-Л., 1940, с. 214.
8 Халид Курбангали. Тауарих Хамса (бес тарих). А., 1992, 175-6.
9 Рычков П, И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1887, с. 293.
10 Ходжамкули бек Баяхи. Тарих-и кипчак-хани (история кипчакских ханов) /Материалы по истории Средней Азии и Центральной Азии X—XIX вв. Ташкент, 1988, с. 25, 265-266.
11 КармышвваБ. X, Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана (по этнографическим данным). М., 1976, с. 236.
12 Тынышпаев М. Актабан - шубырынды. (Великие бедствия и великие победы казахов) / Тынышпаев М. История казахского народа. А., 1993, с. 165.
13 Кудайбердыулы Шакарим, Указ. работа, с. 107.
14 ТынышпаевМ. Историческая справка и племенной состав коренного населения Ташкентского уезда (из материалов к национальному размежеванию в Туркестане) /Тынышпаев М. История казахского народа. А., 1993, с. 183.
15 Левшин А. И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей. СПб., 1832, ч. 3. Этнографические известия, с. 221—224.
16 Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. 1. СПб., 1777, с. 351.
17 Прошлое Казахстана в источниках и материалах, сб. 1. (V в. до н.э. — XVIII в.н.э.) А.,— М., 1935, с. 159.
18 Левшин А. И. Указ. работа, ч. 3, с. 225.
19 Рычков II, И. Дневные записки путешествия в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г. СПб., 1772, с. 31.
20 Прошлое Казахстана, с. 156...
21 Тамже,с. 152-153.
22 Цинская империя и казахские ханства. Вторая половина XVII- первая треть XIX в., ч. 2. А., 1989, с. 12.
23 Там же, с. 33.
24 Там же, с. 74.
25 Там же, ч. 1, с. 144.
26 ГАОмО, ф. 1, оп. I, д. 3838, л. 8-14.
27ГАОмО, ф. 3, оп. 3,д. Ш2, л. 515-547; ЦГА РК, ф. 15, оп. 1,д. 1827, л. 1-121.
28 Сәді6еков 3. Казак, шежіресі. Ташкент, 1994, 81-6.
29 KPO-I, с. 649.
30 Валиханов Ч. Ч. Аблай //Собрание сочинений в пяти томах, т. 4. А., 1985, с. 115.
31 Материалы по истории КазССР (1785-1828 гг.), т. IV. М.-Л., 1940, с. 79.
32 Там же, с. 137.
33 Материалы по истории Казахской ССР (1785-1828 гг.). Т. IV. М-Л., 1940, с. 33-39.
34 РадловВ. В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989, с. 344.
35 ТетеревниковА. И. Очерки внутренней торговли Киргизской степи. СПб., 1867, с. 7.
36 Записки генерал-майора Броневского о киргиз-кайсаках Средней Орды //Отечественные записки, ч. 120. СПб., 1830, с. 193.
37 Валиханов Ч. Ч. О хлебопашестве /Собрание сочинений в пяти томах, т. 1. А., 1984, с. 184-185.
18 Колмогоров Г. В. О промышленности, торговле в киргизских степях Сибирского ведомства //Вестник императорского географического общества, вып. 1, ч. 13. СПб., 1855, с. 4.
39 Российский государственный военно-исторический архив, ф. Военно-ученый архив, д. 19209, ч. 2, л. 8. (Далее - РГВИА.)
4(1 Там же, ч. 1. л. 9.
41 Там же, л. 16.
42 Витевский В. Я. И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., т. 3. Казань. 1897, с. 675.
43 Там же, с. 724.
44 Левшин А. И. Указ. работа, ч. 3, с. 221.
45 Витевский В. Я. И. И. Неплюев и Оренбургский край, с. 726.
46 Рычков Н. //.Топография Оренбургская. СПб., 1887, с. 279.
47 Левшин А. И. Указ. работа, ч. 3, с. 219, 229.
48 Редкое и достопамятное известие о бывшей из России в великую Татарию экспедиции. СПб., 1777, с. 30.
49 Материалы по истории Казахской ССР. 1741-1751 гг., ч. 2, т. II. А., (948, с. 338.
50 Витевский В. Н. И. И. Неплюев и Оренбургский край, с. 730.
51 Аполлова Н. Т. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII -начале XIX вв. М. 1960, с. 204.
52 Разные бумаги генерал-майора Тевкелева об Оренбургском крае и о киргиз-кайсацких ордах. 1762 г. //Временных Московского общества и древностей Российских, кн. 13. Смесь. М, 1852, с. 18.
53 Материалы по истории Казахской ССР. 1741-1751, т. 2, ч. 2, А., 1948, с. 352.
54 Андриевич В. К. Исторический очерк Сибири, т. 4. СПб., 1887, с. 201.
55 РГАДА, ф. 276, оп. 1,д. 516, л. 6-7.
56 См.: КасымбаевЖ. К. Развитие Прииртышских крепостей как тортовых центров в XVIII в. //Известия Академии наук КазССР. Серия общ. наук, № 5, 1975, с. 42-49.
57 ГАОмО РФ, ф. 366, оп. 1, д. 323, л. 20.
58Сборник статистических и исторических сведений о Сибири. СПб., 1876, вып. 1, т, 2,с.52.
59 Госархив Алтайского края РФ (ГААК РФ), ф. 132, оп. 1, д. 29, л. 12.
60 СловцовП. Историческое обозрение Сибири. М., 1861, кн. 2, с. 224.
61 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ).ф. 113, оп. I, 1759, д. 3, л. Зоб.
62 Там же.
63 Петропавловск (История городов Казахстана). А., 1985, с. 15.
64 РГАДА, ф- 276, on. I, д. 597, л. 60. КасымбаевЖ. К. О роли Иртышской линии в развитии торговли между Средней Азией и Россией (XVIII - первая половина XIX вв.) //Общественные науки в Узбекистане. 1984, № 6, с. 47.
65 РГАДА, ф. 276, оп. 1, д. 527, л. 104 об.
66Домовая летопись, писанная капитаном Иваном Андреевым в 1789 г. М, 1871, с. 45.
67 Систематический каталог по делам Государственной коммердколлегии (Составитель Н. Кайданов). СПб., 1884, с. 9.
68 Российский архив географического общества, ф. 64, оп. 1, д. 7, л. 59.
69 Российский Государственный исторический архив. (С.-Петербург. РГИА), ф. 1264, оп. 2, д. 726, л. 14 об.
70 КасымбаевЖ. К. Казахстан-Китай: караванная торговля в XIX - начале XX веков. А., 1996, с. 94.
71 ЧулошникивА. П. Очерки по истории казак-киргизского народа. Оренбург, 1924; Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья. (Вопросы этнической и социальной истории). М., 1982.
72 Материалы по истории Башкирской АССР, т. 1. М., 1947, с. 268-273; МИКХ, с. 435-474; Акманов И. Г. Башкирские восстания. Уфа,!993, с. 196-197, 217, 303.
73 Султанов Т. И. Указ. работа, с. 94.
74 Бамюзек Л. Народные обычаи, имевшие, а отчасти и ныне имеющие в Малой киргизской орде силу закона //ЗВОИРГО, вып. 21, с. 133, § 5; Материалы по казахскому обычному праву, сб. 1. А., 1948, с. 20, 43; Зиманов С. 3. Общий военный строй казахов в XVI11 — начале XIX вв. А., 1958, с. 187; Фукс С. Л. Обычное право казахов в XVIII - первой половине XIX веков. А., 1981, с. 84, 162.
75 Загряжский П. Юридический обычай киргиз о различных родах состояний и о правах, им присвоенных//МСТК, вып. IV. СПб., 1876, с. 152, § 14; Материалы по казахскому обычному праву, с. 136, § 34; Гродеков И. И. Киргизы и кара-киргизы Сырдарьинской области, т. 1. Юридический быт. Ташкент, 1889, с. 56, 30.
76 Загряжский Г. Юридический обычай киргиз, с. 152-153, § 15; Бамюзек Л. Народные обычаи, с. 155, § 1.
77 ГавердовскийЛ. П. Обозрение Киргиз-кайсацкой степи //Рукописный фонд Санкг-Пе-тербургского отделения Ин-та российской истории. Кол. 115 № 495, л. 73.
78 Валиханов Ч. Ч. Собр. соч.,т. 4. А., 1984, с. 473.
79 Орлов А. С. Героические темы древней русской литературы. M.-JT. 1945, с. 44.
80 Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой орды. М. 1973, с. 46-47; МИКХ, с. 96-119, 140-171.
81 KPO-I, с 15, 128, 170, 308 и др.
82 Мейендорф Е. К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., 1975, с. 41.
83 Материалы по истории Казахской ССР, т. 4. М., 1958, с. 169-172. Добросмыслов А. И. Тургайская область, т. 1. Оренбург, 1900, с. 29, 166.
84 Спасский Г. Я. Киргиз-кайсаки Большой, Средней и Малой Орды //Сибирский вестник, 4. IX-XI. СПб., 1820.
85 Архив РАН (Санкт-Петербургское отделение), ф. 3, оп. 35, д. 47, л. 191 об - 192.
86 Вяткин М. П. Тюленгуты в XVIII в. //Известия Каз. филиала АН СССР Сер. ис-тор., вып. 1. М., 1940, с. 19-29.
Глава пятая
УСИЛЕНИЕ ВЛАСТИ РОССИИ
В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАЗАХСТАНЕ
(СЕРЕДИНА XVIH-ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ВВ.)
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В МЛАДШЕМ ЖУЗЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ХАНА НУРАЛЫ (1749-1786 гг.)
Во второй половине XVIII века Россия начала пожинать плоды реформ и преобразований, проведенных Петром I. В последние годы развернулись дискуссии о месте и значимости реформ Петра I. Но одно становится ясным во внутренней жизни России — подъем государственности и ее идей на новый, более высокий уровень. В свою очередь, широкое проникновение идей российской государственности во все слои русского общества приводит к широкой модернизации этих идей в концепцию расширения российского государства и его идеологии на близлежащие регионы Казахстана. Историки отметили, что всякое крупное экономическое или политическое потрясение в центре России приводило к новому всплеску переселения. А для переселения больших масс населения требовались новые большие территории, причем хозяйственно освоенные. Именно поэтому, самым главным вопросом на территории Западного Казахстана во второй половине XV1I1 века был вопрос о земле. После успешного отражения джунгарской агрессии Казахстан как единое и целостное государство вновь стал развивать свою хозяйственную политику в традиционных границах, завещанных предками. Однако, начиная с середины 30-х годов XVIIIвека, Российское государство стало претендовать и на земли казахов, и на самих казахов как подданных империи, руководствуясь при этом концепцией российской государственности. Каждый из администраторов края стремился внести свою лепту в приращение земель, отходивших под полную и безраздельную власть Российской империи. В ходе осуществления этой политики полностью были ликвидированы остатки самостоятельности казахов, калмыков, башкир, при этом официальные власти столкнулись с отчаянным сопротивлением местного населения. Поэтому стали применяться различные методы по его разделению, натравливанию народов, созданию своей агентуры во всех слоях населения, окончательному подчинению казачества как главной силы колонизации. Эта политика оформилась в виде «запасного» плана И. И. Неплюева и в различных вариантах проводилась на всем протяжении господства империи в Казахстане. Наиболее полно данная политика стала проводиться в Западном Казахстане, как очень близко расположенном к границам империи регионе. Отсюда и противоречия во властных структурах казахских родов и всего Младшего жуза, и сложности национально-освободительного движения, и переподчинение Внутренней (Букеевской) Орды российской администрации.
Во второй половине XVIII в. в казахском обществе остро встала проблема единой и централизованной власти и государства. Борьба за власть разных группировок среди правящей верхушки привела в 1748 г. к убийству хана Абулхаира. Этим в значительной мере были ослаблены усилия по объединению казахских жузов. В различные периоды новой истории этот вопрос был одним из узловых. Во второй половине XVIII в. центробежные силы, ведшие к распаду Казахского ханства, стали преобладать. После смерти Абулхаира владения Среднего жуза отошли от его преемников. И в самого Младшем жузе проблема власти была осложнена. В октябре 1748 года пpи содействии оренбургской администрации прошли выборы султана Нуралы в ханское достоинство. Для решения этого вопроса был собран Совет старейшин. Присутствовало около 1000 человек. Среди них были бии, батыры, султаны самых разных родов Младшего и Среднего жузов. Сами выборы проходили «не так, как у них прежде сего бывало публично, но токмо выбранными из всех родов 10-тью человеки знатными биями, да и то в ханской кибитке... В том во всем все бии и знатные старшины и в окрестности ханши находящиеся киргизцы наложили на его, Нуралы султанскую волю и потом на другой день разъехались, которых было всех разных чинов более 1000 человек». Чувствуя шаткость своего положения, сразу же после выборов Нуралы обратился к царскому правительству с просьбой утвердить егс в звании хана. Одновременно в конце 1748 г. хану Нуралы было назначено государственное жалованье в размере 600 рублей в год.
В этом проявились политические коллизии Нуралы — он первым из казахских ханов был утвержден в этом звании, и поэтому в своей деятельности полностью зависел от царского правительства. Разногласия среди султанов и родовых старшин, возникшие при выборах Нуралы ханом, продолжались несколько десятилетий, вследствие чего не прекращались попытки родовой знати ограничить власть Нуралы.1
Нуралы не смог сохранить все владения своего отца даже в Младшем жузе. Шекты признали своим ханом Батыра. Младшие братья Нуралы -Айшуак и Ералы - стремились к независимости. Ералы, владевший кочевьями в низовьях Сырдарьи, чувствовал себя независимым от Нуралы.
Султан Батыр с подчиненными ему родами занимал пастбища по низовьям Сырдарьи и северному Приаралью. Его после смерти Абулхаира готовились провозгласить ханом, формально он был им провозглашен.2 В егс владении были часть аулов шектинского, шумекейского, торткаринскогс родов. Сын хана Батыра был одно время ханом в Хиве.
Внутреннее положение хана Нуралы тоже было неустойчивым. Авторитет его в значительной степени зависел от отношений со старшинами. Соперничество с ханом Батыром было опасным, поэтому Нуралы нуждался во внешней поддержке. Такую поддержку ни Хива, ни Бухара ему не оказывали. И в этом отношении он ориентировался на царскую администрацию. Вместе с тем, в первое время Нуралы поддерживал утопическую мысль об избрании его старшим ханом всех казахских жузов. Ни со стороны казахских ханов и султанов, ни со стороны царских властей не было реального содействия такому возвышению Нуралы. По поводу планов хана Нуралы и их реальности историк М. П. Вяткин правильно отмечал: «Он достиг лишь укрепления вассальных отношений своих владений царской России, но не достиг воссоздания на феодальной основе объединения казахского ханства».3 В реальности власть и владения Нуралы ограничивались только казахами, кочевавшими между Эмбой и Уралом, среди родов байулы и жетыру. Большая часть наиболее многочисленного и влиятельного в Младшем жузе родового объединения алимулы держалась независимо от Нуралы. Влиятельный род шекты тоже отошел от него.
Внутренние неурядицы отражались на внешнеполитическом положении. Отношения хана Нуралы с царской администрацией строились из двух соображений; с одной стороны, хотелось при помощи царизма укрепить свою власть, с другой - учитывалось сопротивление казахского общества усилению российского влияния.
В сентябре 1760 г. племянник хана султан Мамбетали и 20 влиятельных казахских старшин различных родов были убиты в степи участниками российской геологической разведывательной партии. Это вызвало яростное негодование среди различных родов Младшего жуза, за которым последовала смена губернатора в Оренбурге. Новый губернатор Д. В. Волков считал необходимым поддерживать слабовластного хана, что способствовало бы мирной колонизации казахской степи. Аманатов (заложников), содержащихся в Оренбурге, нужно было сделать сторонниками российской ориентации. Прилагались усилия для расширения казахско-русской торговли, поощрения земледелия среди казахов. Вопрос оторговле, об охране караванов обсуждался в 1763 г. при встрече хана Нуралы, султана Айшуака и губернатора. Хан брал на себя охрану караванов и их сопровождение.
Во всем этом было больше благих намерений, чем реально осуществимых планов: разграбление караванов друг у друга было явлением нередким. Так поступали туркмены, каракалпаки, узбеки, казахи, - конечно, в интересах своих родоправителей. В этих условиях и пограничная барымта, точнее, увод скота друг у друга, как проявление колониальной экспансии и борьба с ней на российско-казахских рубежах не поддавались регулированию властями. Российские пограничные отряды, расположенные вдоль Урала, часто совершали набеги на мирные казахские аулы. Для части российской пограничной стражи, видящей свою безнаказанность, вылазки в степь, нападения на казахские аулы постепенно превращались в источник наживы. Чаще всего их инициаторами были старшины Уральского казачьего войска. По верному замечанию М. П. Вяткина, барымта российской приграничной стражи «превращалась в одну из форм колониального грабежа».4
Все эти факторы хан Нуралы не мог не учитывать в своей политике, однако он сам и его окружение продолжали придерживаться союза с царской администрацией. Этого требовало его шаткое положение: кочевья хана Нуралы жались к приграничной линии, от низовий Сырдарьи и северного Приаралья их оттеснили кочевья султанов Батыра и Досалы.
Одним из важных вопросов для Младшего жуза был вопрос о перекочевке на «внутреннюю сторону», т. е. на пространство между низовьями Урала и Волги. В 1756 г. был издан царский указ, по которому казахам в зимнее время запрещалось перегонять свой скот на западную сторону Урала. За лето скудные пастбища по левобережью Урала вытаптывались скотом, не было мест, покрытых камышом, лесом и травой для зимних стоянок. Во время зимних вьюг и буранов происходил массовый падеж скота. Хан Нуралы, бии и султаны были крайне обеспокоены создавшимся положением. Этот вопрос осложнял отношения хана и родовых старшин, крупных баев. Официальное объяснение царскому указу заключалось в том, что между казахами и калмыками происходят столкновения и усиливается взаимная барымта. Однако в этом указе был и другой смысл; экономически ослабить казахские общины, изолировать их от внешнего влияния. Создавшаяся обстановка усиливала напряжение по вопросам землепользования. От недостатка пастбищ, тяжелых зимних условий страдали прежде всего казахи-скотоводы. Родовые распри из-за владения землей тяжелым бременем ложились на рядовых кочевников-скотоводов, урезались их пастбищные участки, сокращались кочевые пути или еще хуже - они год от года становились запутаннее.
Казахские владетели были единодушны в вопросе о том, что необходимо добиваться права на перекочевку на «внутреннюю сторону». Выражая эти стремления, Нуралы вел длительную переписку и слал многочисленные ходатайства о разрешении на использование этих земель казахами. Наряду с перепиской и переговорами, казахи добивались этого явочным порядком. Так, зимой 1759 г. значительное число казахов перешло Урал. Однако здесь они столкнулись с калмыками, которые захватили у них около 40 тыс. голов разного скота, что привело обе стороны к состоянию войны.
Были и другие попытки заставить царскую администрацию пойти на уступки. Так, султан Ералы задержал караваны из Бухары и Хивы в Оренбург. Однако это не только прервало торговые связи, но и приостановило сообщение Центральной Азии с Россией. В итоге обострились отношения царской администрации с правителями Младшего жуза.
Представители царской власти по-разному относились к перекочевкам казахов на «внутреннюю сторону». Так, одно время оренбургская администрация в лице П. Рычкова и А. Тевкелева считала, что привлечение казахов на сторону российских властей возможно втягиванием их на запад, путем уступок. Эти администраторы спокойно относились к перекочевкам на правобережье Урала. Но оренбургский губернатор А. Р. Давыдов никаких компромиссов не допускал. Требовалась выработка единого мнения. Императрица, не вникнув в сложность положения казахов, твердо рекомендовала канцлеру: «Мне кажется легко можно ответствовать киргиз-кайсацкому хану на его домогательства о дозволении перейти со своим скотом Яик. Он признается за подданного России, следовательно, он послушен будет и не пойдет со своим скотом, где им заказано, понеже всякой российской подданный не смеет переходить, где ему не позволено. А если у них корму для скота недовольно, то (пусть) покупают за деньги или выменивают на товар, или запасаются на зиму, что им и советуйте делать».5
В связи с образованием общей границы и более тесным соприкосновением России и казахских жузов стали многочисленными случаи бегства кулов (рабов) в российские пределы. У казахов с давних времен существовало патриархальное рабство. В рабство попадали пленные после войны, они покупались, дарились и были подспорьем в зажиточных хозяйствах. Царская администрация принимала их с условием обращения в христианство. Практически все бежавшие кулы назад не выдавались. Их посылали
на пустовавшие земли, использовали на земляных работах, вербовали и рекруты, большинство попадало в услужение к состоятельным лицам. Баи и султаны в бесконечной переписке просили вернуть кулов, однако царское правительство на уступки не шло.
Пастбищная теснота заставила часть казахских родов Младшего жуза из районов Урала, Сагыза откочевать на берега Эмбы, к низовью Сырдарьи. И ранее там были разбросаны казахские общины. Нуралы опасался уходить в эти районы из-за большой рассеянности людей на огромных пространствах, возможности столкновений с каракалпаками, туркменами. Кроме того, царские власти удерживали хана возле линии, опасаясь массовой откочевки казахов на юг, где они теряли свое влияние, и где усиливалась связь казахов со среднеазиатскими ханствами. И хотя массовой откочевки казахов не произошло, все же часть их перешла в южные пределы.
Заботой Нуралы был поиск мест для кочевок Младшего жуза. В год окончательного распада Джунгарского ханства встал вопрос об использовании огромных свободных пастбищ Джунгарии. Теперь эти земли были в распоряжении Китая.
Хан Нуралы вынашивал планы овладения этими землями. В связи с этим по предварительной договоренности императрица Елизавета Петровна особой грамотой предлагала хану и султанам Младшего жуза быть готовыми с 30-тысячным войском выступить в пределы Джунгарии.6 Через посредничество султана Ералы установились определенные дипломатические отношения с Китаем. Однако эти намерения и переговоры практических результатов не дали.
Нуралы не сумел наладить отношения с Хивинским ханством. Хивинский хан Каип оказывал открытую поддержку своему отцу Бараку, враждовавшему с Нуралы. Земельная теснота была не только вдоль левобережья Урала и в низовьях Сырдарьи. Во второй половине XVIII в. ускорился процесс продвижения каракалпаков из этих мест на Жанадарью. Здесь они осваивали массивы по Жанадарье и Кувандарье, доходили до низовьев Аму-дарьи.7 Часть каракалпаков оказалась на левом берегу низовьев Волги. Несмотря на этническую и культурную общность казахского и каракалпакского народов, возникали осложнения между отдельными общинами казахских родов Младшего жуза и южными соседями. В 1762 г. около 20 тысяч казахов во главе с султаном Ералы двинулись против каракалпаков. В ходе междоусобиц был убит казахский султан Бура, разорен казахский торговый караван. Время от времени в различных междоусобицах страдали обе стороны. Об общности двух народов свидетельствует и такой факт: несколько казахских султанов во второй половине XVIII века были ханами у каракалпаков.
В 1766 г. обострились отношения части казахов Младшего жуза с северными туркменами-йомудами, в военные столкновения были втянуты ханы Нуралы, Есим, Ералы, Айшуак. В 1767 г. туркмены-йомуды опять совершили нападение на казахские кочевья,8однако казахи отразили их набеги, и несколько позже ряд казахских султанов были ханами у туркмен. Два соседних народа длительное время поддерживали между собой хозяйственные связи.
Сложными были отношения между казахами Младшего жуза и башкирами. В период восстания башкир под руководством Батырши царская администрация прибегла к натравливанию одного народа на другой. Татарским мурзам предлагалось ограбить башкир. Под напором царских войск около 50 тысяч башкир откочевало в Казахстан. Большое количество их оказалось в пределах Младшего жуза. Восставшие намеревались объединиться с казахами и продолжить борьбу против царизма.
Наместник Оренбургского края И. И. Неплюев предложил казахским ханам и султанам выдать башкир. В Среднем жузе на эти требования не обращали внимания. Однако в Младшем жузе Ералы, Айшуак, Нуралы и их окружение стали притеснять башкир, многие их них были поделены между баями и султанами. Однако были и противоположные примеры. В различных аулах рода жетыру башкиры были приняты дружелюбно, и даже организовывались общие отряды для совместных нападений на пограничную линию. Эти события на многие годы наложили отпечаток на отношения двух народов. Не мелкие стычки или события периода восстания под предводительством Батырши характеризовали отношения двух народов. Их связывали десятилетия родственных, хозяйственных и культурных взаимоотношений.
Мирные отношения складывались в западном регионе между казахами и калмыками, однако ход событий изменился в начале 70-х годов XVIII века. Еще в 1761 г. в Калмыцкое ханство прибыл глава торгоутов Цэрэн с тысячами кибиток и начал вести агитацию за возвращение на историческую родину — Джунгарию.9 Цэрэн имел цель восстановить независимое государство ойратов на месте бывшего Джунгарского ханства. Идея была заманчивой, но сначала на нее не откликнулись.
Царское правительство требовало от хана Убаши выделить определенное количество войск для участия в войне с Турцией, открыто пренебрегая прерогативой калмыцкого хана. Под влиянием российского давления и религиозных факторов, постепенно хан Убаши и его окружение склонились к переселению. План вынашивался в глубокой тайне, тем более что в это время отношения калмыков с башкирами, казахами и народами Северного Кавказа складывались крайне неблагоприятно. В январе 1771 г. хан Убаши отдал приказ об откочевке в Джунгарию с целью овладения Илийским краем.10 По сведениям разных авторов, количество калмыков, уходивших через казахские степи, было от 30 до 33 тысяч кибиток, не считая свыше 11 тысяч кибиток, которые остались на правобережье Волги.
Калмыки переправились через реку Урал и прошли со своими стадами вдоль Эмбы. Здесь казахи под предводительством Жаман-Кары выступили против калмыков, но были отбиты. По этому поводу хан Убаши писал казахскому хану Нуралы: «Калмыки с киргиз-кайсаками вообще жили в согласии, не должны они и теперь обижать калмыков».11
Однако на реке Эмбе и в Мугоджарских горах калмыки при стычках с отрядами хана Нуралы понесли большой урон. Царское правительство спешно послало воинский отряд для возвращения калмыков. Однако отряд генерала Траубенберга не прилагал особых усилий в преследовании калмыков, ссылаясь на то, что они ушли в глубь казахской степи. Тем самым провоцирующая роль царизма была явной.
В северном Прибалхашье у реки Моюнты калмыки были окружены отрядами хана Нуралы, султанов Уруса, Адиля, под предводительством Абы-лая. Была достигнута договоренность о трехдневном перемирии. На исходе
третьих суток Убаши со своими воинами вышел из окружения казахов и начал продвигаться к Балхашу.12 Затем они прошли в районе Кастека, Кас-келена. Другая часть калмыков под предводительством тайджи Танжи в количестве 20 тысяч воинов прошла по северному берегу Балхаша, через реки Аягуз, Лепсы. Однако преследовавшие их казахские войска нанесли им большие потери, в результате чего лишь незначительная часть калмыков дошла до границы Китая. В целом, в китайские пределы вошла только десятая часть дошедших с низовьев Волги. После пересечения границы калмыки были рассеяны в различных общинах, они уже давно потеряли былой воинский дух некогда грозной Джунгарии.
В исторической литературе существовала неверная интерпретация последнего кочевья калмыков, где его показывают как беззащитное, невооруженное, мирное кочевье. На самом деле, по данным М. Магауина, среди 170-180 тысяч откочевавших калмыков было свыше 40 тысяч прекрасно вооруженных и хорошо подготовленных воинов, готовых принять бой. Калмыки не могли не предугадать предстоящих военных столкновений с казахами, учитывая двухсотлетнее военное противостояние двух народов. Поэтому успех казахских султанов под предводительством хана Абылая следует рассматривать как «...окончательную победу казахов в джунгарско-казахской войне».13
Однако воинские успехи хана Нуралы, одержанные с помощью казахских султанов, его заискивание перед царской администрацией, не меняли его положения в казахском обществе. Налицо был кризис политической власти в Младшем жузе.
По поводу положения Нуралы в одном из донесений 1785 г. губернатор О. А. Игельстром писал о настроениях казахских старшин: «Единственное токмо желание их состоит ныне в том, чтоб к общенародному их благу и покою Нуралы хан от управления народом их отрешен был. Их депутаты от всего общества устно подтвердили мне сию просьбу. Я всевозможно старался склонить их к примирению с ханом, но никакие увещания не могли их привесть на другие мысли. Они объявили мне, что, учиня ныне о своем повиновении клятву, удерживаются принять противу хана такие меры, коими легко могут достигнуть своего желания».14
Таким образом, хан Нуралы за годы своего правления не смог проявить качества государственного деятеля, обычно он шел на поводу событий и не мог изменить хода их движения.
2. УЧАСТИЕ КАЗАХОВ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ Е. И. ПУГАЧЕВА
На огромном пространстве на западе, севере и северо-востоке казахских степей царизм создавал укрепленные линии, которые служили не только военной базой, но и опорой царской России в осуществлении ее колонизаторских целей. Расширяясь в сторону казахских степей, укреплявшиеся казачьи линии ограничивали районы кочевок казахов. Поэтому казахи, притесненные и гонимые из своих исконных земель, вынуждены были самовольно переходить на правые берега Урала и Иртыша.
В 30-40-х голах XVI11 века была построена Уйская укрепленная линия, простиравшаяся от Верхнеяицкой до Звериноголовской крепости. Общая протяженность ее составляла 770 километров. В эти же годы строилась Иртышская линия протяженностью в 930 километров. В 1752—1755 годах была построена новая Ишимская линия протяженностью в 662 км. Они ограничивали территории кочевок казахов.
По целому ряду законодательных актов 1742,1755,1756,1765 годов казахам запрещалось перекочевывать на земли между Уралом и Волгой, в верховьях Ишима, Тобола, вдоль северного берега Каспийского моря. Эти земли были переданы казачеству или зарегистрированы как государственный фонд. Это не давало возможности казахским общинам выбирать себе маршруты для кочевок.
Запрещение перехода через Урал царскими властями объяснялось желанием не допускать столкновений с калмыками. На практике же это не оправдалось. Различные ходатайства казахов о разрешении пользоваться этими землями не принесли успеха, хотя отдельным влиятельным султанам и биям это разрешалось.
Царизм пытался и развитие торговли использовать в своих политических целях. Деятельность имущих казахов и приказчиков крупных купцов не ограничивалась меной при линии или в крепостях. Проникая в глубь степи, торговцы проводили неэквивалентный обмен. В одном из документов говорится об неэквивалентном обмене, что «хотя и указами поведено, чтоб с конских продаж указные пошлины собираемы были тогда, когда оных лошадей продажа бывает в городах и по торжкам, но компанейщики, ездя по уезду, якобы под именем техсборов, обкрадывают крещеные и иноверческие деревни рублев в десять и двадцать, смотря по величине жительства».15
Этой же цели, по существу, служили и военные набеги, получившие название «воинских поисков», совершавшиеся под предлогом «наказания ба-рымтовавших киргизов (казахов)». Различные набеги наносили большой материальный ущерб казахам и ослабляли общины. А такие действия совпадали с далеко идущими целями колониальной политики царизма в Казахстане.
Причиной отклика казахов на восстание Е. И. Пугачева была и внутриполитическая обстановка в казахских жузах. Противоречия в Младшем жузе при хане Нуралы обострились. Рядовые крестьяне-шаруа и многие старшины были недовольны политикой хана. Не случайно хан Нуралы просил царскую администрацию о постройке для него крепости в районе реки Эмбы и о выделении из казачьего войска отряда для его охраны.
Не менее сложной была обстановка в Среднем жузе. Наряду со всем этим, а также ужесточением и усилением колонизаторской политики царизма, внутри казахского общества, в различных его слоях, зрело недовольство политикой царского правительства. У рядовых скотоводов-шаруа недовольство колониальной политикой сочеталось с нарастающей ненавистью к казахским старшинам, родоправителям, султанам и ханам, которые пользовались определенными льготами царского правительства. Обездоленные казахи-кочевники были носителями этого сознания.
Предтечей крестьянской войны 1773-1774 годов было восстание уральских казаков в 1772 году. Если причины выступлений были общими, то организационные основы и идеология движений были различны-
ми. Выступление 1772 г. только наметило основные черты последующих событий.16
До начала восстания состоялись встречи представителя хана Нуралы с людьми из окружения Пугачева. Во время предварительной встречи речь шла о выступлении казахов на стороне восставших после начала выступления.17 Поэтому Пугачев был уверен в поддержке казахами Младшего жуза. Он говорил, что «эта орда, которая здесь кочует, она нам рада будет и она нас встретит и проводит».18
Пугачев и его окружение были осведомлены о положении дел в казахской степи, понимали нараставшее недовольство политикой царизма. Это они хотели использовать в своих интересах. Перед выступлением отряда Пугачева к Яицкому городку при урочище Кушум у Верхнего Богданского острога к нему от хана Нуралы прибыл с подарками мулла Забир и казах Уразгельды Аманов. Здесь 6 сентября 1773 г. был написан манифест Е. И. Пугачева к казахам, адресованный хану Младшего жуза Нуралы. В нем говорилось: «Я вас всех не оставлю и буду жаловать верно, нелицемерно землею, водою и травами, и ручьями и провиантом, реками, солью и хлебом, и свинцом, от головы до ног обую».19 Просил выслать наряд в 200 человек.
Пугачев прибыл в Яицкий городок и объявил себя Петром III. Казаки клялись в верности своему царю. Вокруг Пугачева группировались его сподвижники и соратники: И. Зарубин-Чика, А. Овчинников, А. Витаси-нов, В. Меркульев, М. Логинов, Т. Мясников, Г. Бородин, Я. Пономарев, А. Губанов, М. Шигаев, И. Почиталин, Б. Караваев и другие.
Однако находиться в городке было опасно. Со своими приверженцами Пугачев переехал в хутор Кожевникова, затем в хутор Толкачева и оттуда 17 сентября 1773 г. подошел с отрядом в 500 человек для осады Яицкого городка.20
В своих планах Пугачев делал ставку на казачество, причем в начале движения именно на уральское казачество. В именном указе в середине сентября 1773 г. он писал: «Будити мною, великим государям, жалованы: казаки, калмыки и татары. Во всех винах прощаю и жалую я вас: рекою с вершин до устья и землею, и травами и денежным жалованьем, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом».21
К 20 сентября хан Нуралы с отрядом численностью около 1000 человек прибыл к Яицкому городку. С этим отрядом пришло к Пугачеву письмо хана Нуралы: «Присланное от Вас известие ко мне дошло. Я, для осведомления о вашем известии, приехал к Яицкому городку, Если вы были и прежде нам государь, сколько силы моей достигнет - непременно служить буду».22 В ставке казахского хана понимали, что новый царь - самозванец, и еще неизвестно, как обернутся события. Поэтому наступать на Яицкий городок ханский отряд не собирался, да и осада городка затягивалась.
В этих условиях хан Нуралы воздержался от открытого выступления в помощь Е. И. Пугачеву. Казахский хан, султаны и их окружение вскоре отошли от Яицкого городка в степь.
Об этом в документе сказано так: «Почему тот разбойник и просил Досали-солтана, чтобы он ради самоличной видимости его, разбойника, с российскими военною рукою поступка ехал с ним, разбойником, с коим он, Досали-солтан. и ездил. Однако при нападении его, разбойника, на казачий
Яик-городок ни с которой стороны удачи не было. Почему разбойник от сего города и отпустил от себя Досади-солтана»,23
Вскоре султаны и бии предложили свои услуги иарским колониальным властям. Этим определилась линия поведения не только хана, но и большинства султанов на весь период восстания. Что касается хана Нуралы, то он предлагал свои услуги атаману уральского войска М. Бородину, коменданту уральского городка Симонову и оренбургскому губернатору И. А.Рейнсдорфу.
20 сентября 1773 г. Пугачев обращался к казахам с новым манифестом: «И моим верным слугам и войскам объявить: и будет от меня вольным и невольным всем моим, которые меня почитающими, воля, чтоб и войска ваше же не противились, что я обиду за них стоять, також и оне б для меня, великого государя, постарали бы. Которых непослушных, казнить и ныне и впредь буду».24
Брать Уральский городок штурмом Пугачев не стал. Оставив небольшой отряд для его осады, основные силы пошли на Оренбург. По дороге взяли крепости Чернореченскую и Татищеве. В обращениях к казакам Пугачев именовал себя «великим государем Петром Федоровичем». Он обещал расправиться с помещиками, вернуть право свободы вероисповедания, а казакам, кроме всего прочего, денежное жалованье.25
Первые воззвания и манифесты Е. И. Пугачева к казахам нашли отзыв в общинах и жузах. Действия царизма и казачества по отношению к казахам активизировали набеги из степи на линии, станицы и кордоны. Как свидетельствуют документы, самовольно формировавшиеся казахские отряды подтягивались к Яицкому городку, к крепостям Озерная, Сахарная, к форпосту Кожехаровский, к крепости и форпостам Красногорской дистанции, переходили реку Урал, брали в плен людей, угоняли скот в глубь степи.
С 5 октября 1773 г. началась осада Оренбурга и продолжалась она в течение пяти месяцев до марта 1774 года. Для осады Оренбурга у Пугачева в составе войска было около 500 яицких, 300 илецких, 600 оренбургских казаков, 400 каргалинских и сакмарских татар, 700 башкир, много калмыков. Всего около трех тысяч человек.26
В 80-х гадах XVIII в. в Оренбурге находилось «домов всякого проживания людей, а по большей части служивых воинских и штатских чинов» 2866 человек. Среди них купечества - 2061 человек. Втом числе торговых татар -1986 человек, «а притом и оренбургским казакам, коих много людей зажиточных, торги иметь дозволено и торгуют они немало». Оренбургские казаки получали жалованье по 15 рублей в год, сотники - по 30 рублей, есаулы - по 50 рублей. На крепостных валах размешалось 55 орудий, а в самом городе было множество полевых пушек.27 6 октября была сделана попытка взять Оренбург штурмом, однако она не увенчалась успехом.
В период, предшествующий осаде Оренбурга, бунтарское движение среди казахов приняло более активную форму. В секретном донесении Рейнс-аорфа в Петербург сообщалось: «"Обстоятельства здешние не только сомнительны, но и опасны, потому что и киргизы, услыша от оных, находятся в смятении и разъезжая при крепостях большими кучами, заставляют иметь от себя предосторожность. Словом, во всем обитающем в здешней губерне народе, сделалось генеральное колебание»28. у Оренбургского губернатора положение было сложным: волновались казаки, которые еще не примкнули к восстанию, началось движение среди башкир, против царских укреплений и форпостов выступали казахи.
В ходе осады Оренбурга Пугачев распорядился написать два манифеста. Один из них был адресован казахам. Составлен был текст яицким казаком, татарином Тангаичем. Манифест был обращен к султану Досалы, кочевавшему вблизи Яицкого городка. Пугачев просил у султана прислать на помощь человек двести, и этими силами ударить по Яицкому городку. В одном из писем к Пугачеву султан Досалы сообщал, что по просьбе адресата готов выслать отряд в двести с лишним жигитов. При этом просил уточнить, куда необходимо прибыть отряду.29 Этот отряд принимал участие в осаде Оренбурга.
В октябре 1773 г. отряд из 200 человек во главе с Сейдалы-султаном прибыл к осажденной Яицкой крепости. Сейдалы-султан был сыном Досалы-султана. На стороне Пугачева были все три сына Досалы-султана. Сам До-силы-султан и его отряд вместе с пугачевцами принимали участие в штурме Яицкой крепости. Казахи участвовали и во взятии Кулагинской крепости. Этим штурмом руководил атаман Толкачев с несколькими пугачевцами. В осаде Татищевской крепости тоже участвовал отряд казахских повстанцев, которыми руководил «киргизского хана сын». В одной из стычек при осаде он был убит. В разные периоды осады Оренбурга повстанцев поддерживали около 2000 казахов. 30
Напор казахов, перекочевывающих через Урал, сдерживался с большим трудом. Перегон скота постоянно сопровождался набегами и столкновениями с казачьими отрядами в местах переправ, пастбищ скота. Казахи совершали быстрые набеги на форпосты и отдельные казачьи разъезды. Представители царских властей опасались массового выступления казахов, российские крепости и станицы были под угрозой нападений. При этом подчеркивалось, что казахи стремились вольно пасти свой скот на внутренней стороне.
Успехи Пугачева в начале октября 1773 г. при взятии станиц и в столкновениях с правительственными войсками способствовали росту сочувствия населения к повстанцам. Часть казахов потянулась к Уралу на Верхнеяиц-кую и Нижнеяицкую линии. В октябре, ноябре были многочисленные случаи барымты в укреплениях южнее Оренбурга, Казахи массами переходили за Урал, что с 1764 г. было запрещено специальным указом. Казахские кочевья появились у Черного яра. Астраханский губернатор вызвал 1000 донских казаков. На Нижнеяицкую линию было вызвано 300 казаков.
В начале ноября 1773 г. для поенных действий против повстанческой армии по Казанской дороге выступил отряд генерал-майора Кара а составе 1467 солдат и 5 орудий. С запада по самарской дороге двигался отряд полковника Чернышева в 3468 человек. С востока к Оренбургу двигались с частями бригадир Корф, а за ним генерал-поручик Декалонг.31
Против них Пугачев выдвинул повстанческие отряды атаманов Овчинникова и Зарубина-Чики. В бою каратели были наголову разбиты. Генерал Кар спасся бегством. Такая же участь постигла другой отряд правительственных войск численностью около 2000 солдат с 15 пушками. На берегу реки Сакмара повстанцам удалось окружить правительственные войска, после чего солдаты и казаки связали своих командиров и все перешли на сторону повстанцев.
Однако руководители восстания не сумели выработать единый четкий план взятия и защиты Оренбурга или быстрого похода на Москву. А время работало против них. События затягивались. В конце 1773-начале 1774 го-дои в различных частях Российской империи обездоленные и угнетенные социальные низы ожидали прихода к ним Пугачева и его армии. Так было на Урале, на Алтае, у донского и запорожского казачества. Смутное время было и в Центральной России.
Из-под осажденного Оренбурга 7 января 1774 г. для организации взятия Яицкого городка прибыли Пугачев и руководитель Военной коллегии повстанцев атаман П. Овчинников. Коменданту городка Симонову было предложено сдаться без боя, но ответа не последовало. Решено было сделать длинный подкоп, чтобы взорвать укрепленную батарею на валу. Подкоп для минирования рыли 150 человек под руководством Пугачева и Я. Кубаря. 19 января работы были завершены: в конце тоннеля установили бочку с девятью пудами пороха. 20 января был произведен взрыв, и все устремились на штурм крепостного вала у предполагаемого пролома возле старицы. Однако вал не был взорван, он только немного осел. Оказалось, что минные работы были прекращены преждевременно. Однако две сотни повстанцев пробились к нему и начали взбираться на вал. Под руководством Пугачева все жители города - купцы, бояре, крестьяне, татары, калмыки, мещеряки - вышли на штурм кремля с разных сторон. Сверху по штурмовавшим открыли ружейную стрельбу, осыпали горячей золой и ошпаривали кипятком. Ожесточенный бой длился около десяти часов. Повстанцы отступили к крепостным рвам. Из рядов повстанцев погибло около 400 человек. Только тогда Пугачев приказал отступить.32
Для доставки пороха и пушек в Гурьев был послан отряд А. Овчинникова. 26 января 1774 г. отряд подтянулся к городку. Гурьев-городок был расположен на правом берегу Урала в 12 верстах от Каспийского моря. Крепость была выстроена из камня на извести, высотою до двух сажень. Имела форму четырехугольника по 100 сажень. В Гурьевской крепости находились каменная палата для казны, артиллерийский цейхгауз, провиантский склад, церковь, комендантский дом и др. Гурьевские казаки сразу перешли на сторону А. Овчинникова. Те, кто пытался сопротивляться, были расстреляны или повешены, втом числе комендант И. Микешин. Атаманом городка был избран Е. Струняшев. Забрав две пушки, 60 пудов пороху и другое снаряжение, отряд А, Овчинникова через три дня вышел к Яицкому городку. В станицах и форпостах Нижнеяицкой линии отряд пополнился восставшими.33
После поражения под Татищевской крепостью Пугачев со своим войском отступил к Троицкой крепости. В надежде на помощь восставшими были направлены