Развитие автомобильной промышленности СССР в 1941-1945 гг. и в послевоенное время

Самый низкий уровень выпуска автомобилей наблюдался во втором квартале 1942 г. Послевоенный уровень не был достигнут в последнем году войны – он составил 51% по отношению к последнему предвоенному, 1940 году.

Продукция автомобильной индустрии в 1941–1945 гг. претерпела существенные изменения. Военное время наложило жесткие ограничения и на используемое топливо, и на тип конструкции автомобиля. После июня 1941 г., параллельно процессам эвакуации и реконструкции, в массовое производство были запущены новые легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67, полугусеничный грузовик ЗИС-42.

В развитии отечественной автоиндустрии» анализируется много факторность последствий поступления в СССР по ленд-лизу техники из Великобритании, США, Канады. Поставки автомобильной техники начались в конце 1941 г. и продолжались до конца войны. Их общая сумма составила около 10 млрд. долл. Большая часть автомобилей поступала в готовом виде, некоторые собирались из импортных комплектующих на Московском и Горьковском автозаводах, позже – на специализированных предприятиях в Минске.

До 1941 г. поездки наших конструкторов за рубеж на автомобильные выставки или заводы были редким явлением.

Импортные автомобили несли с собой высокий уровень стандартов мирового автомобилестроения.

Начиная с 1942 г., в СССР велись экспериментально-конструкторские работы, направленные на создание новых моделей легковых и грузовых автомобилей для послевоенного производства. Залогом успеха в реализации поставленных задач послужили фундаментальные научные разработки в области теории автомобиля, двигателей, новых процессов сгорания, связанные с именами выдающихся учёных – основоположников научных направлений Е.А. Чудакова, Н.Р. Бриллинга, Л.А. Гусака. В стране был создан солидный дизайнерский задел. В период 1943–1945 гг. были спроектированы и доработаны конструкции восьми образцов автомобилей, семь из которых были утверждены к производству в июне 1945 г. 40-х – 60-е гг. ХХ в.» анализируется степень успешности традиционной для советской индустрии стратегии развития. Во второй половине 40-х – середине 60-х гг. ХХ в. она не претерпела существенных изменений относительно периода первых пятилеток. Движение автомобильной промышленности осуществлялось в направлении увеличения выпуска грузовых автомобилей. Изготовление легковых автомобилей по-прежнему велось в объемах серийного производства. В послевоенный период, несмотря на объективные трудности, отрасль развивалась быстрыми темпами. Закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950», принятый Верховным Советом СССР 18.03.1946, предусматривал в 1950 г. выход на уровень производства 500000 машин 24 разных моделей. В 1949-м автопрому удалось перейти рубеж конца 30-х гг. В 1950 г. выпуск довели до 363 тыс. авто. - 50-х гг. ХХ в. модельный ряд расширился до 43 единиц. В 1957 г. общий выпуск автопродукции составил 495994 машины. Получила распространение система индексации моделей и модификаций машин. В 1956 г. на первой Всесоюзной конференции автомобильных конструкторов был принят первый перспективный типаж, что позволило упорядочить специализацию автозаводов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: