double arrow

Международные автомобильные перевозки

На автомобильном виде транспорта – транспортные средства одного государства при наличии разрешения соответствующих органов другого государства могут пересекать государственную границу и продолжать перевозочную деятельность на иностранной территории. Здесь можно выполнять перевозку за границу в рамках договора, заключенного по внутренним правилам страны отправителя.

Однако такой порядок осуществления перевозок между странами ставит массу сложных правовых вопросов, связанных с получением от иностранной стороны разрешения на транспортировку, определением условий пользования иностранными транспортными путями и порядком исполнения перевозочного договора за границей. Для устранение этих сложностей практика идет по пути заключения международных соглашений для перевозки автомобильным транспортом.

В области международного автомобильного транспорта характер общетранспортного межгосударственного соглашения имеют 2 Венские конвенции 1968 г.: Конвенция о дорожном движении с поправками от 03.03.1993 г. и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Обе действующие для Украины.

Конвенция о дорожном движении содержит 56 статьи и приложения, в которых изложены единообразные правила дорожного движения и безопасности. Сфера применения Конвенции определена в гл.1. В Конвенции установлены общие требования к водителям и порядок движения по дорогам, в том числе правила пропуска и обгона. Небольшая глава посвящена сигнализации; сформированы требования к техническому состоянию автотранспорта; определены требования к водителям международного движения и условиям выдачи им прав на управление автомобилем. Минимальный возраст для управления автомобилем установлен 18 лет. Конвенция также содержит правила движения на велосипедах.

В соответствии с Конвенцией автомобиль, используемый для международного сообщения, должен иметь свидетельство о регистрации, содержащее определенный минимум сведений, регистрационный знак, а также опознавательные знаки, отвечающие установленным Конвенцией требованиям.

Другим основанием для допуска к международному движению является наличие или национального, или международного водительского удостоверения (п.1 ст.41). В Конвенции предусмотрены требования к форме и содержанию таких удостоверений (приложение 6 и 7) и установлено, что договаривающиеся стороны могут не признавать на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет.

Конвенция о дорожных знаках и сигналах, насчитывающая 48 статьи, вводит единообразную систему дорожных знаков и сигналов, а также устанавливает определенные требования к их оформлению и расположению. В Конвенции содержатся также некоторые правила о разметке дороги. Согласно Конвенции договорившиеся государства принимают установленную в нем систему дорожных знаков и сигналов и обязуются привести его в жизнь в возможно короткие сроки.

Наиболее крупным соглашением в сфере перевозки грузов является Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом, заключенная 19 мая 1956 года. Договор международной автомобильной перевозки груза формируется накладной, которая составляется в трех экземплярах (отправителю, получателю и перевозчику). Отсутствие, неправильность или утрата накладной не влияют на действительность договора перевозки. Принимая груз к перевозке перевозчик обязан проверить правильность данных накладных о количестве мест, их маркировке, а также внешнего состояния груза и его упаковки, Конвенция содержит указания о круге документов, которые должны прилагаться к накладной, ответственности грузоотправителя при их недостаточности и неполноте имеющихся сведений. Определены правила отправителя и получателя по распоряжению транспортируемым грузом, а также порядок действий в случае возникновения препятствий к дальнейшей перевозке и выдаче груза. Порядок оплаты провозных платежей Конвенция не регламентирует.

Перевозчик несет ответственность за сохранность и сроки доставки груза и освобождается от ответственности, если несохранность или просрочка вызвана обстоятельствами, которые перевозчик не смог избежать и последствия которых он не смог устранить. Таким образом, условием ответственности перевозчика надо считать наличие его вины, которое в виде общего правила предполагается, однако должна быть доказана грузовладельцем.

Когда ценность груза не была объявлена, возмещения за груз определяются исходя из стоимости в пункте отправления на момент принятия груза к перевозке на основании биржевой цены. Максимум выплачиваемого возмещения составляет 25 франков за килограмм всего веса брутто. Кроме того, при полной и частичной утрате груза в соответствующей части возмещаются провозочные платежи и другие падающие на груз расходы. Принимая груз, получатель должен заявить о его несохранности незамедлительно, а в случае скрытых недостатков - в течении 7 дней. При просрочке в доставке груза для такого заявления установлен срок в 21 день. Незаявленные возражения в отношении несохранности груза не влечет утрату на предъявление требований к перевозчику, а лишь перелагает бремя доказывания несохранности на грузовладельца.

Незаявление возражения в отношении просрочки доставки груза лишает права на возмещение причиненных просрочкой убытков.

Конвенции о договоре международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа от 01.03.1973 г. является действующей для Украины. Ее положения восприняты внутренним правом некоторых стран, Англией принят в 1974 году закон, придающий положения Конвенции силу внутригосударственного акта. Главное содержание документа составляют нормы о транспортных документах, принимаемых при перевозках пассажиров и багажа, ответственность перевозчика и порядок предъявления к нему требований и исков.

При перевозке должен быть выдан индивидуальный или коллективный билет, отсутствие или утрата которого не влияет на действительность договора международной перевозки.

Перевозка багажа оформляется багажной квитанцией, которая является документом при получении багажа в пункте назначения. Условиями ответственности перевозчика является вина: он освобождается от ответственности, если причиной вреда является обстоятельство, которой перевозчик, несмотря на принятие необходимых в каждом конкретном случае мер, не мог избежать и последствия которые он не мог предотвратить. Перевозчик освобождается от ответственности, если вред возник по вине пассажира.

При повреждении здоровья пассажира характер причиненного вреда и круг лиц, имеющих право на возмещение, определяются согласно национальному закону суда, рассматривающего дело. Общая сумма возмещения не может превышать 250 000 франков на одного пострадавшего, но внутренним законодательством может быть установлен более высокий предел или не установлено вообще никакого предела возмещения.

При несохранности багажа возмещение не может превышать 500 франков на единицу багажа и 2000 франков на пассажира. Предел возмещения за личные вещи и предметы, которые пассажир имеет с собой, составляет 1000 франков на пассажира. Сверх возмещения во всех случаях выплачиваются судебные издержки.

При несохранности багажа в течении 7 дней после его получения перевозчику должна быть заявлена претензия. Срок давности при причинении вреда здоровью - 3 года, а по другим требованиям - 1 год. Иск может быть предъявлен в одном из следующих судов: по местонахождению главной конторы ответчика, при посредстве которой был заключен договор, по месту причинения вреда, по месту отправления и назначения.

Наиболее развитой является в настоящее время международно-правовая регламентация перевозок опасных грузов, что обусловлено развитием химических производств и значительным объемом перевозки опасных грузов. Для автомобильного транспорта выработано отдельное Европейское соглашение о международной перевозке по дорогам опасных грузов (ДОПОГ). Оно вступило в силу 29 января 1968 года и содержит два приложения. Первое определяет перечень опасных грузов вообще не допустимых к перевозке или же перевозимых с соблюдением особых условий. Во втором приложении предусмотрены технические и коммерческие требования к автотранспортным средствам, используемым для перевозки опасных грузов, установленный обязательный порядок их технического осмотра и выдаче в стране регистрации свидетельства о допущении к перевозке, срок действия которого составляет не более одного года. Украина присоединилась к названному соглашению Законом от 02.03.2000 г. (ВВР,2000,№13,Ст.116).

За последние годы выработан ряд международных соглашений, направленных на облегчение автомобильных перевозок грузов и пассажиров между странами. Среди соглашений о таможенном режиме международного автомобильного сообщения особо важной является таможенная Конвенция о международных перевозках с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 года. Ее участниками является большинство европейских стран, а также США, Канада, Япония. Она действует и для Украины на основании Закона от 15.07.1994 г. (ВВР, 1995, №33, Ст. 307).

Конвенция предусматривает составление при международных автомобильных перевозках грузов по установленному ею образцу особого таможенного документа - книжка МДП (международная дорожная перевозка), содержащего манифест о транспортных грузах. Перевозка должна выполняться в запломбированных транспортных средствах, которые отвечают предписанным Конвенцией техническим требованиям, направленных на устранение злоупотреблений, возможных при прохождении грузами таможенных пунктов.

При соблюдении перечисленных условий перевозка может осуществляться без таможенных досмотров в странах следования груза (числом не более трех) на основании таможенных формальностей, выполненных в стране отправления груза. Однако таможенные органы вправе определить срок перевозки и требовать, чтобы она осуществлялась по определенному маршруту. Некоторые особые требования выдвинуты для перевозок тяжеловесных и негабаритных грузов.

Правовой механизм страхования гражданской ответственности при международных автомобильных перевозках является довольно сложным. Страхование ответственности предусматривается как международными двусторонними соглашениями так и внутренним законодательством. По этому вопросу имеются также некоторые многосторонние соглашения.

В рамках Европейского Совета 20 апреля 1959 года в Страсбурге было подписано Европейское соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности автотранспортных средств, участником которого является большинство представленных в совете стран. В отношении техники оформления страховых отношений и расчетов с потерпевшими, то эти вопросы в большинстве европейских стран в настоящее время решает введенная с 1953 года система международной автомобильной страховой карточки или, как ее сокращенно называют, система зеленой карточки. В основе этой системы лежат рекомендации и двусторонние соглашения национальных страховых учреждений. Национальные страховые учреждения выдают на автотранспортные средства свидетельство установленного образца, наличие которого подтверждает, что гражданская ответственность застрахована.

Иностранное страховое учреждение принимает на себя в отношении указанных в карточке автотранспортных средств ту ответственность, которую в соответствии с законодательством данной страны нес бы страховщик при наступлении страхового случая. После выплаты страхового возмещения страховые учреждения соответствующих стран производят между собой необходимые взаиморасчеты.


Сейчас читают про: