Процессуальное положение иностранного государства

 

Иностранное государство обладает судебным иммунитетом. Под судебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием этого правила являются принцип суверенитета и принцип суверенного равенства государств. Судебный иммунитет государства включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова — саму неподсудность одного государства суду другого; б) иммунитет от предварительного обеспечения иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения (см. гл. 7).

 

Установление содержания иностранного права.

Процесс регулирования частно-правовых отношений, связанных с иностранным правопорядком, состоит из двух стадий. Первая стадия – решение коллизионного вопроса, выбор применимого права на основе предписаний коллизионных норм права страны суда. Вторая стадия – применение избранного права. Если компетентным признан иностранный правопорядок, неизбежно возникновение специфических вопросов – определение общих понятий права другого государства, установление его содержания, особенности толкования и применения.

Исполнение судебных поручений иностранных судов в РФ и обращение судов РФ с поручениями к иностранным судам.

 

Процедура судебных поручений хорошо известна российскому гражданскому процессу. По делам с участием иностранного элемента нередко возникают случаи, когда необходимо совершить те или иные действия вне территории соответствующего государства. В этом случае необходимо использовать процедуру судебного поручения. Точно так же и российские суды выполняют судебные поручения иностранных судов.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившиеся процедуры:

1) непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства;

2) обращение суда в министерство иностранных дел своего государства, которое через посольство или консульство обращается к министерству иностранных дел соответствующего государства с нотой. После этого данное министерство направляет поручение суду своего государства;

3) выполнение поручений в государстве В специально уполномоченным, назначенным судом государства А;

4) выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции*(250). Иностранные государства направляют поручения российским судам, как правило, через Министерство юстиции РФ. Однако в международных договорах могут предусматриваться некоторые исключения. Например, в соответствии с Договором между СССР и МНР о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам при оказании правовой помощи (пересылка и вручение документов, допрос сторон, свидетелей, проведение осмотра, экспертизы и проч.) по вопросам, возникающим на территории пограничных республик, краев и областей Российской Федерации и аймаков МНР, их учреждения юстиции могут сноситься друг с другом непосредственно (ч.4 ст. ЗУЧ251).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: