Понятие «электронное здравоохранение» (EHealth) было введено и примерно в 2000 году. Его приоритетные цели – простота получения информации в медицинской сфере, а не особые технологии применяемые при лечении больных.становление системы электронного здравоохранения в некоторых странах является частью программы по развитию электронного правительства.
Проникновение информационных технологий в область медицины началось еще в конце XIX – начале ХХ века, когда в 1880 году к переписи населения Америки был привлечен армейский врач Дж. Биллинг. Для большей эффективности данного мероприятия Дж.Биллинг обратился за помощью к инженеру Г. Холерису, который, в свою очередь, предложил для подсчета населения США использовать перфокарты.
В условиях повышения качества жизни и снижения рождаемости в развитых странах создается ситуация количественного сокращения числа работоспособного населения. Тенденция к стиранию границ между государствами и повышения мобильности населения планеты требует обеспечить постоянный, оперативный доступ к информации о состоянии здоровья каждого гражданина вне зависимости от его местоположения.
|
|
Электронное здравоохранение в настоящее время является глобальной темой, активно обсуждаемой на различных международных конференциях и заседаниях различных международных структур.(напр., ООН,ВОЗ и др.)
В 2005 году 58 Ассамблея по здравоохранению принята директиву WHA58.28, в которую вошли следующие положения: создавать долгосрочные стратегические планы электронного здравоохранения в различных сферах медицины; разрабатывать информационную инфраструктуру и коммуникационные технологии, позволяющие получитьравный и своевременный доступ; сотрудничать с частным и некоммерческим секторами и т. д.
Электронное здравоохранение могло бы внести ряд положительных результатов в общую систему глобального здравоохранения, среди которых:
1. Оказание медицинской помощи с учетом индивидуальных характеристик пациентов;
2. Повышение прозрачности и подотчетности процессов обслуживания;
3. Сокращение ошибок;
4. Повышение точности диагностики и лечения;
5. Снижения барьеров, созданных, например, в результате физического местоположения;
Повышение экономической эффективности за счет оптимизации процессов и сокращению времени, необходимого для обслуживания программы широкого использования электронного здравоохранения существуют во многих cтранах Европейского союза и США. Их реализацию взяли на себя крупнейшие корпорации, такие как Oracle, Microsoft, HP, IBM, GeneralElectric и др.
Программа информатизации здравоохранения предусматривает:
|
|
1. создание электронной карты пациента;
2. обеспечение доступа к точной информации со всех точек системы здравоохранения;
3. управление медицинской информацией;
4. обеспечение контроля над хроническими заболеваниями;
5. обеспечение доступа к медицинским услугам;
6. улучшение финансового контроля и тарификации медицинских услуг;
7. создание системы здравоохранения мирового уровня для удержания денег внутри страны или экспорта медицинских услуг;
8. удовлетворения запросов населения в области медицинских услуг на государственном уровня.
Для эффективной реализации системы электронного здравоохранения необходимы условия:
1. специальное управление национальной программой,
2. стандартная бизнес-стратегия на мировом уровне,
3. слаженные действия всех организаций; - привлечение специалистов, использование лучших практик и мирового опыта;
4. поддержка руководства страны и непрерывное финансирование.
В Европе электронное здравоохранение является важной частью плана действий Европейской комиссии. В случае ЕС основными областями применения электронного здравоохранения являются следующие:
1. электронные медицинские записи;
2. телемедицина, услуги удаленной диагностики;
3. средства для консультаций;
4. Интернет-технологии и услуги.
Единых стандартов электронного здравоохранения в целом по миру еще не сложилось. В каждой стране сформировались свои национальные виды электронного типа здравоохранения.
Скандинавскую модель характеризуется высоким уровнем централизации хранения информации, потому что система здравоохранения, по большей части, финансируется государством, поэтому государственные структуры и определяют стандартизацию системы здравоохранении.
В США медицина в основном является страховой. В этой связи государство не может определять общие нормы функционирования электронного здравоохранения. Вся система электронной медицинской помощи в США при ее дороговизне в сравнении со скандинавской моделью, несомненно, уступает последней по степени внедрения электронной медицины.
Стратегию создания национальной концепции по переходу к системе электронного здравоохранения можно представить в виде 3 этапов:
1. Разработка национального видения системы здравоохранения
2. Создание дорожной карты по развитию в данной области
3. Создание плана по мониторингу эффективности проекта.
В период между 2010 и 2013 годами свыше 1000 участников из более чем 50 стран воспользовались возможностями, предоставляемыми примерно 10 глобальными и региональными мероприятиями, проводившимися под руководством МСЭ(напр, подготовленный в сотрудничестве с компаниями Verizon и McKinsey доклад «Отслеживание электронного здравоохранения» на Всемирном мероприятии ITU Telecom 2012, Азиатско-Тихоокеанский региональный фо- рум по вопросам приложений ИКТ).
Для удовлетворения потребности государств- членов МСЭ в специальных навыках в данной сфере в 2012 году был опубликован «комплект материалов по национальной стратегии в области электронного здравоохранения», совместно разработанный МСЭ и ВОЗ.
В странах Евросоюза еще с 2004 проводятся следующие мероприятия:
1. каждый год министры здравоохранения и официальные лица высокого уровня собираются для обсуждения проблем электронного здравоохранения;
2. существуетпрограммаepSOS (Smart Open services for European patients);
3. программа Renewing Health.
В развивающихся странах уровень внедрения ИКТ в целом низок по сравнению с развитыми. Также следует учитывать особенности развития данной группы стран. Во-первых, важным фактором является разнообразие стран внутри группы развивающихся. Во-вторых, важным фактором является медицинская инфраструктура и обучение/предоставление информации медицинским работника. Третьим необходимым фактором становится создание сетей, которые бы объединяли имеющиеся электронные устройства. Четвертым этапом становится необходимость создания сети электронного здравоохранения для того, чтобы обучать медицинский