Избирательные системы

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это непосредственно порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, а также принципы и условия участия в формировании этих органов, организации и порядка выборов. Избирательная система в узком смысле - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. С периода становления по настоящее время избирательные системы прошли длительный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Основная идея пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году, а к началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. В настоящее время эта система существует в более чем 60 странах.

Следующая система – смешанная избирательная система. Данная система основана на сочетании двух систем представительства – мажоритарной и пропорциональной. Она создается с целью соединить выгоды от различных систем и избежать или хотя бы смягчить их недостатки.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории на несколько округов (одномандатных или много мандатных), от каждого из которых избирается один или несколько депутатов. Максимальное число мандатов, приходящихся на один много мандатный округ, не может превышать пяти (п. 8 ст 18 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Этой избирательной системе в течение длительного времени отдавалось явное предпочтение. Ее очевидное преимущество объяснялось комплексом причин. Среди них давние традиции применения, относительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса, обусловленная непосредственным участием кандидатов. Персонифицированные выборы, как свойство мажоритарной системы, для россиян значат много больше, чем закамуфлированный фамилиями трех первых партийных функционеров список кандидатов при пропорциональных выборах. Депутат, избранный в одномандатном избирательном округе не скован узкопартийными интересами, нежели его коллеги из партийных фракций. Совокупность этих и других причин обеспечивала за мажоритарными выборами пальму первенства в неформальном соперничестве избирательных систем.

Мажоритарная система имеет разновидности: относительного и абсолютного большинства, что обусловлено различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Система относительного большинства допускает избрание кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Она применяется при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, депутатов региональных органов государственной власти в соответствии с избирательными законами субъектов РФ.

Система абсолютного большинства применяется преимущественно при избрании руководителей муниципальных образований, Президента РФ, т. е. высших должностных лиц местной и федеральной властей. Кандидаты на указанные должности должны набрать более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В отношении глав муниципальных образований это положение устанавливается региональными избирательными законами (могут быть и исключения, когда высшие должностные лица данной категории избираются относительным большинством). Законом о выборах Президента РФ установлено:

избранным считается зарегистрированный кандидат, которой получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. З ст. 76).Подчеркивалось, что при мажоритарной системе территория делится на избирательные округа. Но из правила есть исключения. при проведении выборов муниципальных образований, Президента РФ территория избирательного округа совпадает с территорией муниципального образования и всей страны соответственно.

Пропорциональная система применяется на выборах в представительные (законодательные) органы. Федеральное законодательство предусматривает право муниципальных образований закреплять в собственных уставах как мажоритарную, так и пропорциональную систему выборов. По данным ЦИК РФ, система пропорционального представительства применяется в настоящее время лишь в нескольких муниципальных образованиях Красноярского края. Пропорциональная система в последнее время получает все большее распространение в регионах, на выборах законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Пропорциональная избирательная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений, а не отдельными кандидатам (отсюда ее использование лишь на выборах в представительные органы). Такое распределение происходит в зависимости от количества голосов, полученного каждым списком в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию муниципального образования, субъекта РФ соответственно.

Определенные надежды на более широкое применение пропорциональной избирательной системы дает Закон о политических партиях, ставящий целью стимулировать активность партий на выборах различного уровня.

Смешанная избирательная система, или, как ее именует Конституционный Суд РФ, мажоритарно-пропорциональная избирательная система, до недавнего времени находила применение только на выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерацию» изменил этот порядок. Согласно п. 1 ст. 7 данного Закона кандидаты в депутаты Государственной Думу выдвигаются только в составе федеральных списков кандидатов. Таким образом, смешанная избирательная система оказалась вытесненной пропорциональной. Что касается выборов депутатов законодательных органов субъектов Федерации, то не менее ПОЛОВИНЫ депутатских мандатов должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым кандидатом из этих списков (п. 16 ст. 35 Федерального закона от 12 Июня 2002 г.). В результате половина депутатов по-прежнему будет избираться по мажоритарной системе, а вторая половина будет формироваться по системе пропорционального представительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: