Субъекты избирательного права

Российские граждане в период избирательной компании являются обладателями специальной правосубъектности различных видов: избирателя, кандидата, доверенного лица, наблюдателя, уполномоченного по финансовым вопросам, члена избирательной комиссии….

1. Граждане, располагающие правом избирать, называются избирателями.

Они полноправные участники широкого комплекса мероприятий (избирательных действий) по выборам органов государственной власти и местного самоуправления. По сути, избиратели участвуют в осуществлении избирательных действий с начальных шагов выборной компании (выдвижения кандидатов) и до ее финиша (голосования), находя себе в этих рамках разное применение. Возможно, они захотят попробовать себя в роли сборщиков подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а может быть, ограничатся пассивным участием в агитационных акциях того или иного претендента. Многих людей устраивает статус потенциальных избирателей, хотя ни в каких конкретных действиях они не участвуют. Более того, они их избирают. Возможно, что с введением обязательного голосования доля таких лиц значительно уменьшится, а пока она остается довольно высокой.

Избирательное законодательство, стремясь расширить круг избирателей, поощряет активность и энергию молодых граждан. Они наделяются статусом избирателя еще до дня голосования при условии, что в этот день им исполнится 18 лет. Такая категория россиян получила право участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях по подготовке и проведению выборов (п.1 ст. 4 ФЗ от 12 июня 2002г)

Обязательным и необходимым условием реализации гражданином права избирать является включение его в список избирателей. Согласно п.2.ст.17 ФЗ.от 12 июня 2002г в списки избирателей включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Гражданин включается в список только на одном избирательном участке. Основанием для включения избирателя в список на конкретном участке служат факт нахождения его места жительства на территории этого участка. Дело в том, что фактическое проживание граждан не совпадает с их местом жительства, подтвержденным органами регистрационного учета. Это обстоятельство служило предметом обжалования правильности составления списков избирателей. Новый закон соответствующей нормой снимает подобные претензии и устраняет имевшуюся в прошлом двусмысленность на этот счет.

ФЗ от 12 июня 2002г предусматривает еще 2 возможности включения гражданина в список избирателей. Во первых, при наличии у него открепительного удостоверения (для избирателей, которые не могут в день голосования проголосовать по месту жительства) гражданин исключается из списка избирателей по месту жительства той участковой комиссией, которая выдала ему открепительное удостоверение, и напротив,включается в список на участке по месту своего пребывания. во вторых, гражданин может быть включен в список избирателей и без открепительного удостоверения при условии нахождения его места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок.

В такой ситуации основанием внесения избирателя в список служит факт его временного пребывания на избирательном участке. Данное обстоятельство должно быть установлено органами регистрационного учета граждан.

Гражданин обладающий активным избирательным правом, может заявить в участковую комиссию о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течении суток, а в день голосования в течении 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а так же представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отказа в удовлетворении его требований.

Исключение гражданина из списка избирателей после подписания его председателем и секретарем соответствующей комиссии производится только на основании официальных документов, а так же в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения. При этом в списке указываются факт и дата исключения гражданина из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке заверяется подписью председателя участковой комиссии. Законодательство запрещает вносить какие-либо изменения в список избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей (п.8 ст.17 ФЗ от 12 июня 2002г)

В октябре 1999г Верховный суд РФ рассматривал заявление гражданина Р. к ЦИК РФ об исключении его из списка избирателей. Само по себе такое обращение бывает крайне редким. Обжалуется как раз обратное – не включение в списки избирателей. Суд отклонил просьбу по формальным основаниям: ЦИК РФ списки избирателей не составляет, а само заявление не подлежит принятию к производству Верховного суда в связи с его неподсудностью данному суду. Между тем вопрос существует: как быть если такое заявление поступит в избирательную комиссию, составляющую списки,или в суд другой инстанции? Полагаем, что никаких законных оснований для исключения гражданина из списка избирателей не существует, если факт нахождения его на места жительства подтверждается соответствующей отметкой о регистрации в паспорте. Мотивом подобной просьбы могут быть разные обстоятельства, например протест. Но избирательная комиссия не должна реагировать на такие вызывающие недоумение поступки, поскольку избиратель может и передумать, настаивая уже на включении его в список избирателей.

Избиратель вправе принимать участие в осуществлении иных избирательных действий: в выдвижении кандидата (списка кандидатов) в составе избирательного объединения; в агитационных мероприятиях;в голосовании на избирательном участке, вне помещения участка, досрочном голосовании. Гражданин в праве обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, избирательных комиссий в суд. Решения действия(бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц избиратель может обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию. Как отметил Конституционный суд РФ, обращения в судебные инстанции за защитой избирательных прав по своей природе являются требованиями, возникающими из публичных правоотношений. Они как правило затрагивают интересы значительного числа граждан, имеют большое общественное значение, а в силу строгих временных рамок избирательного процесса требуют оперативного разрешения. Особенности реализации избирательных прав учитываются при законодательном регулировании судебной процедуры рассмотрения и разрешения дел этой категории. Так процессуальное законодательство предусматривает сокращенные сроки рассмотрения судом заявлений по таким делам, поданных в ходе избирательной компании, сокращенные сроки обжалования в кассационном порядке вынесенных по ним решений.

2. Кандидат—гражданин РФ,

Обладающий правом быть избранным (пассивным избирательным правом) в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральный законодатель стал различать понятия «выдвинутый кандидат» и «зарегистрированный кандидат».Ранее такого официального разграничения не было, хотя правоприменительная практика в нем нуждалась. Согласно новому избирательному законодательству кандидат--- это лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов государственную или муниципальную должность или на членство в органе (палате органа)государственной власти или органе местного самоуправления.

Зарегистрированный кандидат- это лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Особенность российского избирательного законодательства такова, что стать кандидатом не представляется трудным. Не нужно на стадии выдвижения собирать деньги для внесения избирательного залога, совсем не обязательно наличие высшего образования, а претендовать на должность мэра так скажем, Новосибирска можно никогда не побывав в нем прежде. Ведь законодательство о выборах не содержит ценза оседлости, а требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на соответствующей территории устанавливаются только Конституцией РФ. (пока исключительно к депутатам на должность президента РФ).

По мнению демократической общественности, это абсолютно оправданные действия. Между тем дополнительные требования к кандидатам на выборные должности, на наш взгляд являются вполне естественными. Нельзя забывать,что речь идет о формировании власти, квалификация которой не должна вызывать сомнений. суждение демократа «Народу виднее он разберется» ошибочно.

Стать кандидатом может гражданин, обладающий пассивным избирательным правом. Граждане могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно, либо в составе списка кандидатов. непосредственное выдвижение осуществляется путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением. ФЗ от 12 июня 2002г исключил из субъекта выдвижения граждан и избирательные блоки.

Федеральный законодатель формулирует несколько запретов, касающихся этапа выдвижения кандидатов.

Так, претендент не может дать согласия на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору этой процедуры. Так же кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не принимается при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (много мандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном органе государственной власти, представленном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого органа. ФЗ от 12 июня 2002г запрещает выдвигать кандидатом гражданина, не обладающего пассивным избирательным правом на соответствующих выборах (к примеру не достигшего 35 летнего возраста на президентских выборах).

Чтобы обрести статус кандидата, гражданину следует представить в избирательную комиссию документы, установленные законодательством. Именно с передачи документов кандидат считается выдвинутым, он приобретает права и обязанности кандидата. Статус выдвинутого кандидата позволяет гражданину приступить к формированию собственного избирательного фонда; начать агитационную кампанию в формах, предусмотренных законом, за исключением СМИ.

Незначительно, но все же сложнее стать зарегистрированным кандидатом. Для этого к уже сданным в избирательную комиссию документам следует прибавить подписные листы, собранные в поддержку кандидата, или внести избирательный залог. регистрация кандидата. списка кандидатов может осуществляться на основании решения о выдвижении, принятого политической партией, ее региональным отделением или иными структурными подразделениями партии (т.е. без сбора подписей и внесения залога) Согласно п.1 ст.37 ФЗ от 12 июня 2002г количество подписей, которое необходимо для регистрации,не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Размер избирательного залога составляет 15% от устанавливаемого размера расходования средств избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Конкретное количество подписей, сумму залога определяет специальное федеральное законодательство, законы о выборах субъектов федерации.

Допускается одновременно внесение избирательного залога и подписных листов. Такое дублирование исключает для кандидата практически любые неприятные неожиданности. Он будет зарегистрирован по залогу либо по подписным листам.

Зарегистрированный кандидат располагает серьезными гарантиями, позволяющими ему направить всю свою энергию на достижение победы на выборах. Защищены его трудовые права. Он не может быть уволен по инициативе работодателя с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения. без согласия кандидата его не могут перевести на другую работу., направить в командировку, призвать на военную службу или направить на альтернативную гражданскую службу. Со дня регистрации претендента и до дня официального опубликования результатов выборов кандидата по его заявлению обязаны освободить от работы.учебы и т.д. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях выпускающих СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных и ли служебных обязанностей. Они представляют в избирательные комиссии, регистрирующие кандидатов, заверенные копии соответствующих приказов (

распоряжений).

3 Члены избирательных комиссий.

делятся на две категории: с решающим и совещательным голосом.

Статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса приобретается путем его назначения соответствующим субъектом, установленным ФЗ от 12 июня 2002г Перечень таких субъектов широк. Он включает: Президента РФ, обе палаты Федерального собрания РФ(при формировании ЦИК РФ); законодательные органы Гос. власти и высших должностных лиц субъектов РФ (при назначении членов региональных избирательных комиссий); представленные органы местного самоуправления(при формировании избирательных комиссий муниципальных образований); вышестоящие избирательные комиссии(в случае создания окружных, территориальных и участковых комиссий)

Число членов комиссий с решающим голосом в четырех случаях устанавливается ФЗ от 12 июня 2002г: 15 – ЦИК РФ; от 10-14 избиркомы субъектов РФ; от 5- 11 избирательные комиссии муниципальных образований; 5-14 территориальные избирательные комиссии. Число членов окружных и участковых избирательных комиссий устанавливается специальным избирательным законодательством.(федеральным или региональным) В остальных случаях этот вопрос решается специальными законодательными и иными актами: о выборах президента РФ;о выборах депутатов гос. думы Федерального собрания РФ; региональными законодательными актами о выборах; уставами муниципальных образований.

Новое федеральное избирательное законодательство расширило перечень запретов относительно того, кто не может быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. По понятным причинам сюда попали лица,не имеющие российского гражданства, граждане, признанные по решению суда недееспособными и ограниченно дееспособными, граждане не достигшие 18 лет. В эту же категорию попали граждане РФ, имеющие гражданство другого государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Закрыт путь в избирательную комиссию для депутатов представительных органов гос. власти и местного самоуправления; выборных должностных лиц; судей, прокуроров, находящихся в непосредственном подчинении у кандидатов; лиц выведенных из состава комиссий по решению суда;граждан имеющих не снятую или не погашенную судимость или подвергнутых в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Не могут быть членами комиссий с решающим голосом: кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица; члены избиркомов с правом совещательного голоса; супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов. В отношении данной категории лиц запрет действует с поправкой на соответствующих выборах (п.1 ст.29 ФЗ от 12.07 2002)

Законодательство исключает возможность для члена комиссии с правом решающего голоса быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной избирательной комиссии с таким же статусом – члена комиссии с решающим голосом.

Срок полномочий члена комиссии соответствует сроку деятельности комиссии в целом. С прекращением полномочий комиссии одновременно истекают четырехлетние полномочия членов избирательных комиссий субъектов РФ, комиссий муниципальных образований, территориальных избиркомов. Срок полномочий членов окружных избирательных комиссий завершается через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Самый короткий срок полномочий у членов участковых комиссий.

Он прекращается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей комиссии не поступило жалобы, заявления на действия (бездействия) участковой комиссии.

В случае обжалования итогов голосования на избирательном участке полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению)

Немедленно прекращаются полномочия в случае: утраты гражданства иностранного государства (вида на жительство, иногда документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории другого государства); вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения суда о назначении административного взыскания за нарушение избирательного законодательства; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; признания членом комиссии решением суда вступившего в силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности. Расформирование комиссии в порядке, установленном законодательством, также влечет прекращение полномочий членов комиссии с правом решающего голоса.

Досрочно завершается деятельность члена комиссии в случае подачи им заявления о сложении полномочий. Она направляется в орган, назначивший гражданина в состав избирательной комиссии.

Полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса начинаются со дня представления кандидатом, избирательным объединением документов для регистрации. Именно с этого момента они вправе назначить члена комиссии с правом совещательного голоса

Вопрос об окончании полномочий таких членов комиссии решается по разному. В первом варианте их срок полномочий продолжается до окончания регистрации кандидатов, список кандидатов на следующих выборах в тот же орган (если кандидат был избран, а избирательное объединение было допущено к распределению депутатских мандатов). Во втором случае срок полномочий члена комиссии с совещательным голосом прекращается в день окончания избирательной компании после официального опубликования результатов выборов (когда ни кандидат, ни политическая партия не добились на выборах успеха). В третьих полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращается одновременно с окончанием полномочий этих комиссий. Четвертый вариант касается случаев, когда кандидату, избирательному объединению было отказано в регистрации или их регистрация была отменена. При этом полномочия членов комиссий с совещательным голосом завершаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд- со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации. Пятый вариант предполагает прекращение полномочий члена комиссии по решению лица или органа, назначившего его, т.е. практически в любое время.

Члены комиссии с совещательным голосом,ровно как и член комиссии с правом решающего голоса, вправе выступать на заседаниях избиркома, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии. Они в одинаковой мере располагают возможностью знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий, получать копии этих документов (за некоторыми исключениями)

Вместе с тем члены комиссии с совещательным голосом лишены права: выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; составлять протокол об итогах голосования,о результатах выборов; участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссий; составлять протоколы об административных правонарушениях.

4.Статусом доверенных лиц наделяются лица, назначенные кандидатами,избирательными объединениями. Избирательное законодательство не содержит прямых и четко сформулированных требований относительно гражданства доверенных лиц, хотя отношении других участников выборной компании(избирателей, кандидатов,наблюдателей, членов избирательных комиссий) подобное требование оговаривается однозначно. Доверенные лица являются исключительно гражданами России, хотя, повторим, внятного ответа на этот вопрос законодательство о выборах не содержит. В п.1 ст. 43 ФЗ от 12 июня 2002г указывается, что регистрация доверенного лица производится на основании» заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом». Иностранные граждане, лица без гражданства не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую избранию кандидатов, достижению определенного результата на выборах (п.6 ст. 3 ФЗ от 12 июня 2002г)

Регистрация доверительного лица осуществляется избирательной комиссией, регистрирующей кандидатов, на основании письменного заявления претендента (представления избирательного объединения) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Первоначально ФЗ от 12 июня 2002г содержал, на наш взгляд крайне не удачную формулировку о том, что регистрация доверенного лица должна быть осуществлена незамедлительно. Незамедлительно- значит немедленно. Но это невозможно, поскольку регистрация требует проведения заседания избирательной комиссии и принятия соответствующего решения. Допускаются такие обороты,законодатель ставит правоприменителя в затруднительное положение. Поэтому законодательные акты о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы уточняют,что регистрация осуществляется в течении трех дней.

Доверенными лицами не могут быть, сами кандидаты, во вторых лица заменяющие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций,в третьих, работники аппаратов избирательных комиссий.

Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период выполнения полномочий доверенного лица.С этой целью в избирательную комиссию представляется приказ (распоряжение) об освобождении такого служащего от исполнения служебных обязанностей.

Полномочия доверительных лиц охватывают деятельность, способствующую выдвижению и избранию зарегистрированного кандидата, избирательного объединения. Они вправе вести агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата (избирательного объединения) Изменившееся избирательное законодательство запретило доверенным лицам осуществлять полномочия наблюдателя.

Число доверительных лиц устанавливается законом ПО ФЗ от 10 января 2003г «О выборах Президента РФ»кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Число доверенных лиц кандидатов на региональных и местных выборах определяется законом субъектов РФ.

5 Наблюдатели - граждане России, уполномоченные осуществлять наблюдение за поведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельность комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (под. 42 п. 1 ст. 2 ФЗ от 12 июня 2002г)

Наблюдатели назначаются зарегистрированными кандидатами, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата,избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Допускается возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Полномочия наблюдателя удостоверяются назначенными их субъектами в письменном направлении, в котором помимо данных о наблюдателе указывается номер избирательного участка, куда направляется наблюдатель. Данное направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Наблюдатели вправе: знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования, присутствовать при голосовании вне помещения избирательного участка, наблюдать за подсчетом выданных и погашенных бюллетеней, составлением комиссией протокола об итогах голосования,носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своей ФИО,а так же ФИО зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения,, направивших наблюдателя в комиссию, получать от комиссии заверенные копии данных протоколов,обжаловать действия избиркома в суд или вышестоящую избирательную комиссию(ст. 30 ФЗ от 12 июня 2002г)

Поскольку наблюдатель – заинтересованное лицо, ему запрещается: выдавать избирателям бюллетени,расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня, предпринимать действия,нарушающие тайну голосования.принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; совершать действия, препятствующие работе комиссии,проводить агитацию среди избирателей,Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местных администраций,лица находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Иностранный наблюдатель – получает разрешение на въезд РФ в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссией,организующих выборы. Международные наблюдатели аккредитуются ЦИК РФ. Их деятельность должна регулироваться отдельным федеральным законом, которого пока нет. В этих условиях весь комплекс отношений связанных с иностранными наблюдателями, регламентируется пока ЦИК РФ, что продолжается с 1993г. Для иностранных наблюдателей необходимым условием является получение ЦИК России от международных,неправительственных и правительственных организаций и органов предложений об аккредитации лиц в статусе наблюдателей. По данным ЦИК РФ, на выборах Президента РФ 2008г участвовало235 аккредитованных иностранных наблюдателей.

6.Уполномоченные представители - кандидатов, избирательных объединений имеют свое поле деятельности. Их количество не ограничивается законодательством. ФЗ от 12июня 2002г подразумевает,если так можно выразиться, специализацию уполномоченных представителей. Одни из них осуществляют координацию с избирательными комиссиями.Они вправе присутствовать при проверке комиссией подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Другие уполномоченные специализируются на финансовых вопросах, возникающих в связи с созданием избирательных фондов счетов (п11. ст 58);заключением договоров с гражданами юр.лицами о выполнении определенных работ, связанных с избирательной компанией.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: