Особенности памяти и внимания

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других - сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Но и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) могут выводить школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.

Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других - категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.

Память - психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности.

У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Поэтому эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают изученное.

Особенности речи

Речь - ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость и глухость, твердость и мягкость, шипящие - свистящие и др.), достаточный для полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывание, речевую активность.

Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова); недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие - умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков.

Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой.

В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагательных употребляют в основном качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (цвет, форму, величину), недостаточно владеют антонимическими, синонимическими средствами языка.

В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.

Особенности моторики

 

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данном категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности и учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

 

Эмоциональная сфера

У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Одна из важных защитных и реабилитационных форм воспитательной работы-с данными детьми - создание положительного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей:

- медицинской помощи, предполагающей для детей с хроническим тревожным отрицательным настроением необходимость врачебной помощи по реабилитации их психосоматического здоровья;

- психокоррекционной помощи, предполагающей использование школьным психологом арсенала психотреннинговых технологий для психокоррекции настроения учащихся;

- применения педагогических технологий, направленных на создание эмоционального благополучия каждого ребенка;

- гуманистического стиля педагогического общения: без оценочного принятия ученика, соучастного выслушивания его, искреннего самовыражения в общении с ним, тактичного проявления к настроению ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрицательных эмоций, чувств;

- совершенствования технологий обучения: насыщения учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимуляторами - игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложения, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

- предупреждения и устранения причин эмоционального дискомфорта на уровне школы, оказания соответствующей помощи, многократных упражнений, напоминаний, указаний, сочетания подготовительных (практических) и основных (научных) разделов обучения; преподнесения учебного материала небольшими дозами, использования дополнительных способов облегчения трудных заданий; оценивания всех этапов в усвоении изучаемых тем; положительного восприятия даже самых незначительных успехов учащихся, эмоционального отношения к результатам труда ученика.

 

 

Практическая часть

Протокол наблюдения за учебной деятельностью учащегося класса_____________

______ Печенкиной Лизой ____________________________________Возраст_ 10___ лет.

Цель: выявить особенности учебной деятельности учащегося.

Дата: 19. 10. 20 12. Урок по счету_ 2 _. Урок__ ритмика _____ Тип урока__ усвоения знаний, умений и навыков

Операциональные характеристики деятельности:

Работоспособность Темп деятельности
Колебания работоспособ-ности Работоспособность снижена Работоспособность выражено снижена Неравномерный темп деятельности Сниженный Темп деятельности Ситуативно сниженный темп деятельности
Изменяются в течении урока от ярко выраженной до сниженной - - Иногда очень увлечена деятель-ностью - -

Целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость)

Импульсивные проявления Трудности программирования и контроля
Отвлекае-мость Наличие импульсивных ответов Двигательная и/или речевая расторможенность Низкая мотивация деятельности Трудности удержания (контроля) алгоритма многокомпонентной деятельности Выраженная потребность во внешнем программирова-нии деятельности
Легко отвлекается на внешний раздражи-тель (посторонние действия других детей     - Часто движения рук и ног не согласованы (хаотичны) _     +     -

 

Речевое развитие:

Особенности речевого развития
Низкая речевая активно Чрезмерная речевая активность Признаки недостаточного развития Нарушения звукопроизношения Проблемы развернутой речи и понимания речи Трудности инициации речевого высказывания Запинки, заикание. Трудности речи в режиме диалога Эмоциональная неадекватность, эхолалии, Речь «в никуда» Особенности интонации и модуляции голоса
+       + +   +   Очень низкий тембр, «гудошник»

Девочка не может повторить фразу целиком (во время проговаривания стихотворения), во время исполнения песен, подпевает только окончания фраз. В течении урока ответы на вопросы учителя либо односложные, либо отсутствуют.

Особенности двигательной сферы:

Особенности двигательной сферы Специфические моторные проявления
Моторно неуклюж Много «лишних» движений Движения медленные, вялые Наличие навязчивых движений, так называемых «невротических», по типу поперхиваний, подергиваний, тиков. Наличие вычурных, своеобразных, стереотипно повторяющихся движений
+ Наблюдаются разрозненные движения рук, ног, слабый мышечный тонус _ Статичные прыжки на одном месте _
Преобладание эмоционального фона настроения Адекватность эмоциональных реакций
Преобладание сниженного Эмоционального фона     Преобладание повышенного Эмоционального фона Преобладание тревожного фона настроения Преобладание агрессивного фона Настроения (дисфоричность) Выраженная эмоциональная лабильность Наличие неадекватных Эмоциональных реакций по знаку Наличие неадекватных эмоциональных реакций по силе Эмоциональная ранимость
  _     +   +   _   _   _   _   _

На протяжении всего урока у девочки наблюдается повышенный и тревожный эмоциональный фон настроения. Более спокойно ребенок себя чувствует во время звучания музыки (настороженно прислушивается, затихает)

Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками:

Коммуникативная активность Коммуникативная адекватность Конфликтность
Чрезмерная коммуникативная активность Низкая коммуникативная активность Трудности оценки коммуникативных посылов Неадекватные коммуникативные реакции Наличие коммуникативных барьеров Сформированность навыков общения Высокий уровень конфликтности Избирательно высокая конфликтность
  __       +   __   __   __   __   __ __

Во время урока девочка ведет себя нейтрально со сверстниками, ни с кем особо не контактирует. Но во время возникающего конфликта, жалеет пострадавшую девочку, включается тактильно (гладит по спине)

Выводы: В результате наблюдения за ребенком на уроке ритмики выявлены следующие особенности учебной деятельности:

- нестабильная работоспособность, постоянно меняющаяся от ярко выраженной (во время исполнения танцевальной композиции) до сниженной (во время беседы с педагогом, пения песни);

- неравномерный темп деятельности: ребенок не может активно заниматься в течении урока, быстро утомляется;

- легкая отвлекаемость на внешний раздражитель;

- нарушения речевого развития;

- низкий объем памяти;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: