Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других - сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Но и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) могут выводить школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.
|
|
Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других - категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.
Память - психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности.
У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Поэтому эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают изученное.
|
|
Особенности речи
Речь - ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость и глухость, твердость и мягкость, шипящие - свистящие и др.), достаточный для полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывание, речевую активность.
Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова); недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие - умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков.
Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой.
В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагательных употребляют в основном качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (цвет, форму, величину), недостаточно владеют антонимическими, синонимическими средствами языка.
В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.
Особенности моторики
Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данном категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности и учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Эмоциональная сфера
У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Одна из важных защитных и реабилитационных форм воспитательной работы-с данными детьми - создание положительного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей:
|
|
- медицинской помощи, предполагающей для детей с хроническим тревожным отрицательным настроением необходимость врачебной помощи по реабилитации их психосоматического здоровья;
- психокоррекционной помощи, предполагающей использование школьным психологом арсенала психотреннинговых технологий для психокоррекции настроения учащихся;
- применения педагогических технологий, направленных на создание эмоционального благополучия каждого ребенка;
- гуманистического стиля педагогического общения: без оценочного принятия ученика, соучастного выслушивания его, искреннего самовыражения в общении с ним, тактичного проявления к настроению ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрицательных эмоций, чувств;
- совершенствования технологий обучения: насыщения учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимуляторами - игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложения, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
- предупреждения и устранения причин эмоционального дискомфорта на уровне школы, оказания соответствующей помощи, многократных упражнений, напоминаний, указаний, сочетания подготовительных (практических) и основных (научных) разделов обучения; преподнесения учебного материала небольшими дозами, использования дополнительных способов облегчения трудных заданий; оценивания всех этапов в усвоении изучаемых тем; положительного восприятия даже самых незначительных успехов учащихся, эмоционального отношения к результатам труда ученика.
Практическая часть
Протокол наблюдения за учебной деятельностью учащегося 2б класса_____________
______ Печенкиной Лизой ____________________________________Возраст_ 10___ лет.
Цель: выявить особенности учебной деятельности учащегося.
Дата: 19. 10. 20 12. Урок по счету_ 2 _. Урок__ ритмика _____ Тип урока__ усвоения знаний, умений и навыков
Операциональные характеристики деятельности:
|
|
Работоспособность | Темп деятельности | ||||
Колебания работоспособ-ности | Работоспособность снижена | Работоспособность выражено снижена | Неравномерный темп деятельности | Сниженный Темп деятельности | Ситуативно сниженный темп деятельности |
Изменяются в течении урока от ярко выраженной до сниженной | - | - | Иногда очень увлечена деятель-ностью | - | - |
Целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость)
Импульсивные проявления | Трудности программирования и контроля | ||||
Отвлекае-мость | Наличие импульсивных ответов | Двигательная и/или речевая расторможенность | Низкая мотивация деятельности | Трудности удержания (контроля) алгоритма многокомпонентной деятельности | Выраженная потребность во внешнем программирова-нии деятельности |
Легко отвлекается на внешний раздражи-тель (посторонние действия других детей | - | Часто движения рук и ног не согласованы (хаотичны) | _ | + | - |
Речевое развитие:
Особенности речевого развития | |||||||||
Низкая речевая активно | Чрезмерная речевая активность | Признаки недостаточного развития | Нарушения звукопроизношения | Проблемы развернутой речи и понимания речи | Трудности инициации речевого высказывания | Запинки, заикание. | Трудности речи в режиме диалога | Эмоциональная неадекватность, эхолалии, Речь «в никуда» | Особенности интонации и модуляции голоса |
+ | + | + | + | Очень низкий тембр, «гудошник» |
Девочка не может повторить фразу целиком (во время проговаривания стихотворения), во время исполнения песен, подпевает только окончания фраз. В течении урока ответы на вопросы учителя либо односложные, либо отсутствуют.
Особенности двигательной сферы:
Особенности двигательной сферы | Специфические моторные проявления | |||
Моторно неуклюж | Много «лишних» движений | Движения медленные, вялые | Наличие навязчивых движений, так называемых «невротических», по типу поперхиваний, подергиваний, тиков. | Наличие вычурных, своеобразных, стереотипно повторяющихся движений |
+ | Наблюдаются разрозненные движения рук, ног, слабый мышечный тонус | _ | Статичные прыжки на одном месте | _ |
Преобладание эмоционального фона настроения | Адекватность эмоциональных реакций | ||||||
Преобладание сниженного Эмоционального фона | Преобладание повышенного Эмоционального фона | Преобладание тревожного фона настроения | Преобладание агрессивного фона Настроения (дисфоричность) | Выраженная эмоциональная лабильность | Наличие неадекватных Эмоциональных реакций по знаку | Наличие неадекватных эмоциональных реакций по силе | Эмоциональная ранимость |
_ | + | + | _ | _ | _ | _ | _ |
На протяжении всего урока у девочки наблюдается повышенный и тревожный эмоциональный фон настроения. Более спокойно ребенок себя чувствует во время звучания музыки (настороженно прислушивается, затихает)
Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками:
Коммуникативная активность | Коммуникативная адекватность | Конфликтность | |||||
Чрезмерная коммуникативная активность | Низкая коммуникативная активность | Трудности оценки коммуникативных посылов | Неадекватные коммуникативные реакции | Наличие коммуникативных барьеров | Сформированность навыков общения | Высокий уровень конфликтности | Избирательно высокая конфликтность |
__ | + | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
Во время урока девочка ведет себя нейтрально со сверстниками, ни с кем особо не контактирует. Но во время возникающего конфликта, жалеет пострадавшую девочку, включается тактильно (гладит по спине)
Выводы: В результате наблюдения за ребенком на уроке ритмики выявлены следующие особенности учебной деятельности:
- нестабильная работоспособность, постоянно меняющаяся от ярко выраженной (во время исполнения танцевальной композиции) до сниженной (во время беседы с педагогом, пения песни);
- неравномерный темп деятельности: ребенок не может активно заниматься в течении урока, быстро утомляется;
- легкая отвлекаемость на внешний раздражитель;
- нарушения речевого развития;
- низкий объем памяти;