Виды управленческого контроля. На практике существует три основных вида управленческого контроля

 

На практике существует три основных вида управленческого контроля:

предварительный;

текущий;

итоговый.

Предварительный, как это явствует из самого названия, предшествует активной деятельности организации, а тем более каким-то конкретным результатам. По своему содержанию это организационный контроль, задача которого в основном состоит в проверке готовности организации, её персонала, производственного аппарата, системы управления и пр. к работе.

Управленческая система проверяется на соответствие существующей струк­туре организации, на качество уже принятых решений, подготовленных докумен­тов, их соответствие существующим требованиям, правильность оформления, степень ознакомления с ними исполнителей, усвоение ими стоящих задач, что во многом предопределяет успех будущей работы.

Предварительный контроль за персоналом призван прежде всего ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи. Поэтому кадровые службы тщательно изучают сотрудников на их профессиональ­ную пригодность, отбирают лиц, наиболее подходящих для выполнения пред­стоящей работы. Такой контроль осуществляется на основе заранее разработан­ных требований, предъявляемых к каждой категории специалистов. Его основны­ми инструментами являются разного рода тесты, собеседования, экзамены.

В сферу предварительного контроля персонала входят такие вопросы, как понимание людьми цели своей деятельности, значение прав, обязанностей, норм выработки, условий поощрения. Контроль персонала призван также следить за состоянием подготовки и переподготовки кадров, их инструктированием, наличи­ем возможностей для творчества и рационализаторства, условиями труда.

Третье направление предварительного контроля - состояние материальных и финансовых ресурсов организации: их наличие на складах, соответствие потребностям по структуре и количеству, гарантированность поставок сырья, материа­лов, комплектующих изделий и пр.

Средством предварительного контроля финансовых ресурсов организации и их предполагаемого распределения является её бюджет или смета позволяющие проверить надёжность их источников и обоснованность предстоящих расходов. Обычно эти документы составляются, исходя из прежнего опыта, но по ряду категорий затрат простая статистика прошлых лет не даёт достаточной ин­­форма­ции для определения необходимых расходов в новых условиях, поэтому контроль может опираться также на данные других организаций и среднеотраслевые показатели.

Текущий контроль обычно существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения её конечных целей и ведётся не только по количественным, но и по качественными показателям. Процесс стратегического контроля сводится к сбору, обработке и оценке инфор­мации об уровне производительности труда, внедрении и использовании дости­жений НТР, новых методов работы, технологий и т.п. как в организации в целом, так и в её подразделениях

Оперативный контроль ориентирован на текущую хозяйственную и производственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологиче­ского процесса (соблюдение последовательности операций, норм времени на их выполнение, качество труда); загрузку оборудования; соблюдение общего графи­ка работы; наличие запасов сырья, материалов, топлива; незавершённого произ­водства и готовой продукции; уровень текущих затрат; расходование денежных средств.

Итоговый контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов и составлением новых; он предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истёкший период, но и сильных и слабых её сторон.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: