- Назовите ведущие мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
- Какие образы-символы помогают нам их раскрыть в стихах поэта?
- Какой образ-символ (какие образы) вы поместили бы на обложке сборника изученных нами стихов поэта? Почему?
Рефлексия 2 минуты
- Оцените свою работу на уроке.
- Где вы сможете использовать полученные на уроке знания и умения?
Домашнее задание 1 минута (надо сказать, что домашнее задание не требует комментария, поэтому оно записано на доске) А может предложить дифференцированное задание, это будет смотреться выигрышнее?
1. Наизусть «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…» или другое стихотворение поэта, в котором есть названные нами мотивы (по выбору. Уметь обосновать свой выбор).
2. Прочитать поэму «Мцыри»
Рабочий лист к уроку «Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Выхожу один я на дорогу»
Словарь урока
МОТИВ - (от франц. motif - мелодия, напев) – термин из музыкальной культуры. Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную (например, М. одиночества, странничества, изгнанничества в лирике М.Ю. Лермонтова.
|
|
ЭТЮД (философский). Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу. Литературный э.
1. Проанализируйте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» и заполните таблицу.
приёмы создания образов | тучка | утёс |
лексика, изобразительные средства | ||
звукопись | ||
характеристика образа (подберите прилагательные) |
Философский этюд -
2. Поработайте в группе со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Результаты работы представьте классу.
Задания группам | Анализ стихотворения |
1.Каким настроением проникнуто стихотворение? Назовите тему, главные образы стихотворения. Как соотносятся эти образы? Какова роль пейзажа в тексте стихотворения? | |
2.Проанализируйте образ лирического героя. Как меняется состояние лирического героя на протяжении всего стихотворения? | |
3.Проанализируйте композицию стихотворения. Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов подчёркивает деление этого стихотворения на строфы? | |
4.Проанализируйте стилистические фигуры и звукопись стихотворения. С какой целью в стихотворении используются риторические вопросы? Каково значение анафоры в стихотворении? Приведите пример использования аллитерации в тексте и объясните её роль. | |
5.По заданиям, данным группам для анализа стихотворения, составьте план анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я…» | План анализа стихотворения 1. 2. |
3. Сформулируйте и запишите идею стихотворения
|
|
4. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, нашедшие отражения
в стихотворениях «Парус», «Тучи», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу»
5. Оцените свою работу на уроке
6. Где вы сможете использовать полученные на уроке знания и умения?
7. Домашнее задание
· Наизусть «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…» или другое стихотворение поэта, в котором есть названные нами мотивы (по выбору. Уметь обосновать свой выбор).
· Прочитать поэму «Мцыри».
[1] Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель С.П. Белокурова, 2005 г. Электронная версия © А.А. Белокуров
[2] Ожегов С.И. «Словарь русского языка» (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – «Толковый словарь русского языка», совместно с Н.Ю. Шведовой).