Подведение итогов урока 1 минута

- Назовите ведущие мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

- Какие образы-символы помогают нам их раскрыть в стихах поэта?

- Какой образ-символ (какие образы) вы поместили бы на обложке сборника изученных нами стихов поэта? Почему?

Рефлексия 2 минуты

- Оцените свою работу на уроке.

- Где вы сможете использовать полученные на уроке знания и умения?

Домашнее задание 1 минута (надо сказать, что домашнее задание не требует комментария, поэтому оно записано на доске) А может предложить дифференцированное задание, это будет смотреться выигрышнее?

1. Наизусть «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…» или другое стихотворение поэта, в котором есть названные нами мотивы (по выбору. Уметь обосновать свой выбор).

2. Прочитать поэму «Мцыри»


Рабочий лист к уроку «Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Выхожу один я на дорогу»

Словарь урока

МОТИВ - (от франц. motif - мелодия, напев) – термин из музыкальной культуры. Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную (например, М. одиночества, странничества, изгнанничества в лирике М.Ю. Лермонтова.

ЭТЮД (философский). Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу. Литературный э.

 

1. Проанализируйте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» и заполните таблицу.

приёмы создания образов тучка утёс
лексика, изобразительные средства    
звукопись        
характеристика образа (подберите прилагательные)    

Философский этюд -

2. Поработайте в группе со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Результаты работы представьте классу.

Задания группам Анализ стихотворения
1.Каким настроением проникнуто стихотворение? Назовите тему, главные образы стихотворения. Как соотносятся эти образы? Какова роль пейзажа в тексте стихотворения?  
2.Проанализируйте образ лирического героя. Как меняется состояние лирического героя на протяжении всего стихотворения?  
3.Проанализируйте композицию стихотворения. Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов подчёркивает деление этого стихотворения на строфы?  
4.Проанализируйте стилистические фигуры и звукопись стихотворения. С какой целью в стихотворении используются риторические вопросы? Каково значение анафоры в стихотворении? Приведите пример использования аллитерации в тексте и объясните её роль.    
5.По заданиям, данным группам для анализа стихотворения, составьте план анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я…»   План анализа стихотворения 1. 2.

3. Сформулируйте и запишите идею стихотворения

4. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, нашедшие отражения

в стихотворениях «Парус», «Тучи», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу»

5. Оцените свою работу на уроке

6. Где вы сможете использовать полученные на уроке знания и умения?

7. Домашнее задание

· Наизусть «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…» или другое стихотворение поэта, в котором есть названные нами мотивы (по выбору. Уметь обосновать свой выбор).

· Прочитать поэму «Мцыри».


[1] Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель С.П. Белокурова, 2005 г. Электронная версия © А.А. Белокуров

[2] Ожегов С.И. «Словарь русского языка» (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – «Толковый словарь русского языка», совместно с Н.Ю. Шведовой).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: