double arrow

Раздел №2 «Финансовый менеджмент, инвестиционная и страховая деятельность»

1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1
1. Финансовый менеджмент и его место в системе управления организацией: цель, задачи, основные определения. Финменеджмент– это наука об управлении финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических задач. С другой стороны, это один из видов профессиональной деятельности по управлению организацией, обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений, улучшающих финансовые показатели деятельности фирмы и её подразделений. Финменеджмент дает необходимый набор методов для достижения тех целей, которое данное предприятие само перед собой ставит. Главное - выбрать методы, соответствующие этих целей и суметь их применить. Цель финансового менеджмента - максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе: • долгосрочной максимизации прибыли; • максимизации рыночной стоимости фирмы. • Задачи финансового менеджмента • обеспечение формирования объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения намеченной деятельности • обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов; • оптимизация денежного оборота; • оптимизации расходов; • обеспечение максимизации прибыли предприятия; • обеспечение минимизации уровня финансового риска; • обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия. • обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала; • оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды; • обеспечения роста рентабельности; • избежания банкротства (антикризисное управление); • обеспечения текущей финансовой устойчивости организации. Информационной основой для реализации этих задач является финансовая отчетность, как внутренняя, так и внешняя. 7. Оборотный капитал: сущность и структура. Управление оборотными активами предприятия. Оборотные средства (ОА), или оборотный капитал – это часть имущества предприятия, представляет собой средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующей одновременно и в процессе производства, и реализации продукции. Это те активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года (за исключением долгосрочной дебиторской задолженности). Часто ОА занимают больший удельный вес в валюте баланса, чем внеоборотные активы. Основное назначение оборотных средств – обеспечивания непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения. Все оборотные средства делятся на: 1. запасы, 2. дебиторская задолженность, 3. денежные средства, 4. краткосрочные финансовые вложения. Управление оборотными активами является важным направлением фин. менеджмента, т.к. от умелого управления зависит их оборачиваемость и деловая активность предприятия. Оборачиваемость тесно связана с финансовым результатом. Чем больше оборотов сделают оборотные средства, тем чаще ден. средства будут превращаться в сырье, готовую продукцию, ден. средства, принося из каждого оборота определенную сумму прибыли. Значение эффективного управления ОА обуславливается следующим: 1. управление ими является процессом непрерывным, постоянным, требует принятия оперативных решений, ситуация в области состава и структуры оборотных средств постоянно меняется и должно контролироваться. 2. оптимальное управление оборотными средствами приводит к сокращению расходов предприятия, в том числе: на хранение запасов, на транспортировку, погрузку и разгрузку их и т.д. Управляя ОА, финансовый менеджер должен: - обосновать оптимальную структуру активов, т.е. долю ОА в общей стоимости имущества; - стремиться иметь минимально возможную величину запасов; - обеспечить своевременные или досрочные расчеты с дебиторами; - отсрочить платежи и замедлить таким образом отток денежных средств; - увеличить объем продаж, что повысит рентабельность вложения средств в ОА; Управление оборотными средствами включает в себя: А) управление запасами; Б) управление дебиторской задолженностью; В) управление денежными средствами. Управление запасами заключается в нахождении оптимальной величины их остатков (текущий, страховой, сезонный запас), в определении оптимальной партии поставки сырья и материалов. При этом учитывается, что лишние запасы – это иммобилизированные ден. средства, замедляющие оборачиваемость активов. Кроме того это потребует дополнительных расходов на хранение….. Управление дебиторской задолженностью заключается в минимизации ее суммы, а также в ликвидации долгосрочной ДЗ. Управляя ДЗ, предприятие должно: 1. анализировать сроки и давность образования ДЗ, особое внимание уделять взаимоотношением с теми дебиторами, которые традиционно задерживают оплату. 2. использовать различные способы взыскания долгов в т. ч. стимулирующий и санкции. Санкции можно реализовывать тогда, когда возможность их использования отражена в договоре. Стимулирующее воздействие состоит в заинтересованности дебиторов в досрочном расчете (политика скидок). 3. составление договоров с учетом срока расчетов с дебиторами таким образом, чтобы эти сроки были дифференцированы в зависимости от кредитоспособности покупателя, от кредитной истории, от длительности взаимоотношений. Управление ден. средствами состоит в нахождении минимума, максимума, средней и оптимальной величины их остатка. Предприятие обычно выбирает такой вариант управления ден. средствами, который: а) обеспечивал бы высокую абсолютную ликвидность предприятия, но в этом случае будет ухудшен финансовый результат; б) предпочтение будет отдаваться прибыли, тогда ден. средств на счету будет мало. Предприятие должно выбрать предпочтительность в решении этих вопросов. Могут использовать западные модели управления денежными средствами. Оптимальный вариант управления денежными средствами - составление бюджета ден. средств. Это одно из направлений бюджетирования – внутрифирменного финансового планирования. Этот бюджет может разбиваться на короткие периоды (неделя, мес.), и составляться платежный календарь – это позволит определить, когда у предприятия образуются излишние ден. средства и нужно их вложить, или возник их недостаток и нужно привлечь краткосрочные займы. 8. Управление заёмным капиталом предприятия. При управлении заёмными средствами предприятие должно руководствоваться следующим: привлекать их целесообразно, но необходимо учитывать действие эффекта финансового рычага. ЭФР=ЗК/СК(ЭР-СП)(1-Кн); Где: ЗК и СК – заемный и собственный капитал;; ЗК/СК – плечо финансового рычага; ЭР – экономическая рентабельность, равная отношению прибыли до налогообложения и уплаты процентов за кредит к сумме собственного и заёмного капитала; СП – средняя ставка процента за пользование заёмными средствами; (ЭР-СП) –дифференциал финансового рычага. Кн – коэффициент налогообложения прибыли. ЭФР показывает приращение (в%) к рентабельности собственного капитала за счет заемных средств, несмотря на их платность.. Он будет выше 0, если (ЭР-СП)будет величиной положительной, т.е. если экономическая рентабельность будет больше ставки % за пользование заёмными ресурсами, т.е. если доходность от использования капитала предприятия больше чем плата за кредит. Кроме того, ЭФР будет расти, если доля заемного капитала в валюте баланса будет увеличиваться. В финменеджменте принято считать, что: 1.заемных средств не должно быть больше, чем собственных, иначе будет потеряна финансовая устойчивость. 2. Целесообразно отдавать предпочтение долгосрочным обязательствам. Это повышает финансовую устойчивость предприятия и ликвидность его баланса. 3. Среди краткосрочных обязательств особое внимание необходимо уделить кредиторской задолженности. С одной стороны, это источник финансирования потребностей предприятия, с другой подрывает имидж предприятия, снижает его ликвидность и платежеспособность. 5. Прибыль предприятия. Управление формированием и распределением прибыли.Прибыль – это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. В настоящее время в соответствии с формой № 2 внешней бух. отчетности «Отчет о прибылях и убытках» используются следующие показатели прибыли. 1. валовая прибыль = выручка от продажи товара, продукции, работ за вычетом НДС, акцизы минус себестоимость проданных товаров.. 2. прибыль от продаж = валовая прибыль минус коммерческие и минус управленческие расходы. 3. прибыль до налогообложения = прибыль от продаж, скорректированная на прочие доходы и расходы. 4. чистая прибыль = прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Распределение чистой прибыли на предприятии осуществляется учредителями на общем собрании акционеров. В настоящее время в соответствии с нормативными актами, в том числе регламентирующими правила ведения бух. Учета в РФ, чистая прибыль может расходоваться по следующим направлениям: 1. выплата дивидендов (распределенная прибыль), 2. нераспределенная прибыль, которая отражается в пассиве баланса как собственный капитал, может направляться на финансирование вложений в имущество предприятия (активы), особенно во внеоборотные или долгосрочные; 3) создание резервных фондов в соответствии с законами или уставом.Выбор приоритетов в распределении прибыли зависит от дивидендной политики, от стратегии развития предприятия. С 1.01.02 г. Вступила в силу 25 гл. НК «налог на прибыль организации». С этого времени предприятия обязаны вести два вида учета: бух. и налоговый. Налоговый учет предполагает формирование системы информации для расчета налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль. Перечень затрат, которые не облагаются налогом, приведен в 25 гл. НК. Этой же главой регламентируется равный для всех предприятий подход к установлению срока службы оборудования и исчислению амортизации. В этом состоит экономическая справедливость налогообложения. Ставка налога на прибыль с 1.01.09г. – 20%. Управление прибыль – это управление чистой прибылью с целью её максимизации. В этом заинтересованы прежде всего собственники, которые создают предприятие в целях роста своего благосостояния. Рост чистой прибыли обеспечивается в том случае, когда растёт выручка (доходы) и снижаются расходы. С точки зрения финансового менеджмента оптимизация расходов – это основной резерв улучшения финансового результата, который можно выявить и использовать, оптимизируя управление финансами предприятия. Что касается возможностей роста доходов, то часто такой рост определяется не только предприятием, но и внешними факторами, рынком. В управлении прибылью важную роль играет финансовый анализ показателей прибыли на основе формы №2. В процессе анализа выявляется, какие показатели доходов и расходов повлияли на прибыль, на её динамику по сравнению с прошлым годом, и каким было это влияние. На основе такого анализа можно выявить негативные тенденции в изменении влияния факторов и, углубив анализ, в том числе проведя факторный анализ показателей прибыли, выявить резервы их улучшения и разработать мероприятия по использованию этих резервов. 2. Финансовая стратегия предприятия. Внутрифирменное финансовое планирование. Финансовая стратегия любого предприятия определяется стратегическими целями, стоящими перед предприятием, а также целями самого финансового менеджмента. Как известно, главная цель финансового менеджмента - обеспечение роста благосостояния собственников, максимизация рыночной стоимости компании. Следовательно, финансовая стратегия компании - это генеральный план действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и по их эффективному использованию для обеспечения финансовой стабильности предприятия. Финансовая стратегия охватывает все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия. Разработка финансовой стратегии подразумевает разработку не только целей, но и разработку плана действий по достижению этих целей. Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия базируются на использовании инструментов: финансового управления — финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль; рынка финансовых услуг — факторинг, страхование,лизинг. Финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизведения и является основной формой реализации главных целей предприятия. Существует краткосрочное и долгосрочное планирование. Краткосрочное, или текущее планирование – на срок до 1 года, является следствием долгосрочного планирования и реализуется через бюджетирование. Долгосрочное или перспективное планирование – на срок свыше 1 года, благодаря перспективному планированию разрабатываются краткосрочные планы на срок до 1 года.Перспективное планирование является важной частью финансовой стратегии предприятия и включает в себя разработку и прогнозирование его финансовой деятельности. Внутри корпоративных финансовых инструментов реализации стратегию развития обеспечивают различные методы финансового планирования и управления предприятием, в том числе - анализа безубыточности, управления расходами, и др. Основой любых финансовых расчетов, финансового анализа, финансового стратегического и текущего планирования являются данные финансовой отчетности, Разработка финансовой стратегии предприятия зависит от целей и задач, поставленных собственником предприятия, поэтому финансовый план (бюджет) предприятия может быть или бюджетом «проедания», или бюджетом развития. Практика показывает, что только у серьезных стратегических инвесторов финансовой стратегией предусматривается постоянное развитие предприятия, инвестирование в обновление его основных фондов, переориентация экономики предприятия в сторону уменьшения энергозатрат и увеличения расходов на оплату труда, и даже переориентация производства. Наличие финансовой стратегии делает компанию более управляемой для менеджмента и прозрачной. 9. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия. В процессе финансовой деятельности у предприятия постоянно возникает потребность проведения расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами и т.д. Отгружая произведенную продукцию или оказывая услуги предприятие, как правило, не получает деньги немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателя. Поэтому в течение периода с момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия иммобилизованы в виде ДЗ. Нормативные требования к признанию ДЗ предприятий отражены в ПБУ 9/99 п.12.(Доходы организации). ДЗ – это сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Чем больше средств ДЗ, тем больше их отвлечено из оборота, что приводит к: - снижению оборачиваемости оборотного капитала. - ухудшения финансового результата. - ухудшению финансового состояния предприятия, в том числе его платежеспособности и ликвидности. - ухудшаются взаимоотношения с контрагентами, в том числе с поставщиками, так как предприятию приходится прибегать к наращиванию кредиторской задолженности. Оно может использовать краткосрочные займы, но это увеличивает его затраты и подрывает финансовую устойчивость. Все это свидетельствует о важности эффективного управления ДЗ. Срок исковой давности по ДЗ – 3 года. На уровень и сроки образования ДЗ влияют внешние и внутренние факторы. Внешние –это состояние экономики страны, состояние расчетов в стране, состояние и особенности денежно-кредитной политики ЦБ, уровень инфляции. Внутренние. А) кредитная политика предприятия. Б) виды расчетов. В) состояние контроля за ДЗ. Г) профессионализм финансового менеджера в этой области. Способы управления ДЗ: 1)Определение срока просроченной ДЗ и сравнения его с данными прошлых лет. При этом дебиторы могут разбиваться по разным критериям, в том числе по сроку предоставления отсрочки платежа, по сроку сотрудничества с дебитором и т.д.; 2)Периодически пересматривать предыдущую сумму отпуска в кредит (с отсрочкой платежа или % от общего объема продаж товара с последующей оплатой, учитывая финансового положения клиента); 3)Если известно, что предприятие не погасит дебиторскую задолженность, так как у него тяжелое финансовое положение, то необходимо получить залог на сумму ДЗ. 4)Использовать фирму, занимающуюся взысканием долгов по поручению данного предприятия; 5)Избегать покупателей – заказчиков с высоким риском; 6)Ускорять выписку счетов за продажу своей продукции. Формирование политики управления ДЗ включает следующие этапы: 1 этап – анализ структуры и величины ДЗ предприятия в предшествующем периоде. 2 этап – формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям. 3 этап – определение допустимой величины финансовых средств иммобилизованных (выведенных) в ДЗ по товарному (коммерческому – через вексель) и потребительскому кредиту. 4 этап – формирование системы кредитных условий. 5 этап – формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита 6 этап – формирование процедуры возврата ДЗ. 7 этап – использование на предприятии различных форм рефинансирования ДЗ. 8 этап – создание системы эффективного контроля за движением и своевременным возвратом ДЗ. Под кредиторской задолженностью понимают стоимостную оценку обязательств организации перед третьими лицами, возникших в процессе хозяйственной деятельности и подлежащих уплате или взысканию в определенные сроки. В ее состав входят краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, краткосрочные текущие обязательства. Кредиторская задолженность — наиболее доступный источник финансирования текущей деятельности предприятия. Как правило, товарный кредит, не требует залога и не связан со значительными денежными и трудовыми затратами по его оформлению. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ - оптимизация суммы задолженности организации перед другими юридическими и физическими лицами. Под оптимизацией кредиторской задолженности на предприятии понимается достижение и поддержание такой ее структуры, при которой эффективность от использования каждого вида задолженности имела бы максимально возможное значение и превышала сумму платежей за пользование этими средствами возможных санкций, применяемых кредиторами за несвоевременное погашение кредиторской задолженности. Необходимость управления кредиторской задолженностью следует из того, что умелое использование временно привлеченных средств способствует максимизации прибыли от деятельности организации. Управление кредиторской задолженностью предполагает: правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей; установление наиболее удобной формы банковского кредита и его срока (краткосрочная ссуда без обеспечения, кредит под залог и т. п.); недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами (штрафные санкции, пени). К общеэкономическим факторам возникновения кредиторской задолженности можно отнести: высокий уровень инфляции, разрыв налаженных межотраслевых и территориальных хозяйственных связей, кризис неплатежей, изменение правил экономического поведения субъектов хозяйствования с переходом к рыночным отношениям, недостатки действующей системы расчетов, коррупция управленческих структур и другие. Методы управления кредиторской задолженностью: 1.Регулярные переговоры с поставщиками об условиях поставки 2.Индивидуальная работа с каждым поставщиком 3.Выбор поставщиков с соответствующими условиями оплаты 4.Увеличение товарного кредита и срока отсрочки платежа от поставщика на основе определения фиксированного объема месячных закупок 5.Переход на оплату поставщикам после реализации продукции 6.Несанкционированная задержка платежей поставщикам 7.Получение скидок по объему закупаемой продукции за определенный период времени Для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность, необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам, включающим краткосрочные кредиты и займы и кредиторскую задолженность.. 3. Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и основные направления использования.. Финансовые ресурсы предприятий – это совокупность денежных доходов и поступлений извне (привлеченные, заемные средства), предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирование текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства. Капитал – это часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершению оборота. Финансовые ресурсы предприятия по своему происхождению, т.е. по источникам формирования подразделяются на: собственные и привлеченные. Собственные фин. ресурсы включают: 1. При учреждении у предприятия формируется уставный капитал – базовый источник формирования имущества предприятия, который в последующим может увеличиться. 2. прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятий по решению собрания акционеров; 3. амортизационные отчисления, они включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования. Привлеченные источники (внешние) делятся на: собственные, заемные, бюджетные ассигнования. 1. Собственные привлеченные – это средства, полученные от инвесторов, вкладывающих средства в уставный капитал. 2. Привлеченные заемные – это средства, переданные предприятию во временное пользование на условиях платности, возвратности и срочности. 3. Бюджетные ассигнования, они могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Обычно они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производящих важную для страны продукцию. Финансовые ресурсы находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия. Финансовые ресурсы распределяются предприятием по следующим направлениям: 1) создание внеоборотных и оборотных активов (имущества, способного приносить прибыль в будущем), 2) осуществление расходов, связанных с организацией деятельности предприятия в т.ч. выплата зарплаты работникам, осуществление расходов на рекламу, транспортные расходы и т.д. Особо важным является первое направление вложений средств. От умелого управления капиталом зависит финансовый результат. 6. Основной капитал: сущность и структура. Управление внеоборотными активами предприятия. Внеоборотные активы являются тем инструментом, который дает возможность предприятию вести бизнес, совершая многократные обороты оборотных активов. К внеоборотным активам относятся основные средства (здания, сооружения, оборудование и т. п.), нематериальные активы (программное обеспечение, зарегистрированные товарные знаки, права на использование изобретений и т. п.), незавершённое строительство, долгосрочные финансовые вложения и др. Внеоборотные активы - это фундаментальная основа любого бизнеса. От того, как они сформированы на «старте» компании, как они управляются потом, как изменяется их структура и качество, насколько эффективно они используются в хозяйственном процессе, зависит, в конечном итоге, долгосрочный успех или неудачи бизнеса. Следовательно, внеоборотные активы требуют постоянного и грамотного управления ими. Поэтому управление внеоборотными активами является важнейшей задачей финансового менеджмента. Основной капитал – это основа внеоборотных активов. Он характеризует материальную базу производства. В фин. отчетности от отражается как основные средства. По материально-вещественному составу – это основные фонды. Характеристика, состав, учет и амортизация основных средств (фондов) приведена в ПБУ 6/01 «Учет основных средств». К основным средствам относят материальные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнение работ или оказании услуг в течении периода более 12 мес. и в дальнейшем способные приносить предприятию доход. Основные фонды функционируют длительный период и по частям переносят свою стоимость на стоимость изготовления продукции, выполненных работ или оказании услуг при сохранении своей вещественной формы. К основным фондам относят: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные средства… В зависимости от участия в производстве они делятся на производственные и непроизводственные. Производственные - участвуют в производстве материальных ценностей. Непроизводственные – включают жилые дома, клубы, поликлиники. В производстве различают активные и пассивные основные фонды. Активные – это машины, оборудование и т.д. непосредственно участвующие в процессе производства. Пассивные – здания, сооружения, непосредственно не участвуют в производственном процессе, но создают необходимые условия. Воспроизводство основного капитала на предприятии осуществляется либо за счет прямых инвестиций, либо путем передачи объектов основного капитала учредителями в счет взноса в уставной капитал, либо при безвозмездной передачи юр. или физ. лицами. Основной метод расширенного воспроизводства - прямые инвестиции (кап. вложения). Прямые инвестиции – это затраты на создание новых объектов основного капитала, расширение, реконструкцию, и техническое перевооружение действующих. Новое строительство – это сооружение объектов на новых площадках. Расширение – строительство 2-х и последующих очередей предприятия, дополнительных производств. Реконструкция – это полное или частичное переоборудование и переустройство предприятия с заменой морально устаревшего и физ. изношенных основных средств. Техническое перевооружение – это внедрение новой техники и технологии, модернизация и автоматизация производства. Источники финансирования прямых инвестиций: собственные средства предприятия, заемные, привлеченные от эмиссии ц.б., бюджетные ассигнования. В системе управления внеоборотными активами предприятия одной из наиболее важных функций финансового менеджмента является обеспечение своевременного и эффективного их обновления. Для предстоящего обновления внеоборотных активов актуальным становится вопрос финансирования обновления. Финансирование предстоящего обновления операционных внеоборотных активов сводится к трем вариантам. Первый из них основывается на том, что весь объем обновления этих активов финансируется за счет собственного капитала. Второй из них основан на смешанном финансировании обновления операционных внеоборотных активов за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Третий вариант предусматривает обновление отдельных видов внеоборотных активов исключительно за счет финансового кредита (например, за счет финансового лизинга). Выбор соответствующего варианта финансирования обновления операционных внеоборотных активов по предприятию в целом осуществляется с учетом следующих основных факторов: - достаточности собственных финансовых ресурсов для обеспечения экономического развития предприятия в предстоящем периоде; - стоимости долгосрочного финансового кредита в сравнении с уровнем прибыли, генерируемой обновляемыми видами операционных внеоборотных активов; - достигнутого соотношения использования собственного и заемного капитала, определяющего уровень финансовой устойчивости предприятия; - доступности долгосрочного финансового кредита для предприятия. В процессе финансирования обновления отдельных видов операционных внеоборотных активов одной из наиболее сложных задач финансового менеджмента является выбор альтернативного варианта — приобретение этих активов в собственность или их аренда. Основные средства и нематериальные активы нуждаются в периодической модернизации и замене. Выпуск новой продукции, освоение новых рынков, расширение деятельности компании требуют вложения средств во внеоборотные активы. У компании всегда есть несколько путей развития. Она должна осуществлять выбор между возможными направлениями вложения средств. Для принятия решений в области инвестиций используется анализ инвестиционных проектов. Показатели для оценки эффективности использования основных средств:. 1. Фондоотдача = объем товарной продукции разделить на среднегодовую стоимость основных производственных фондов. 2. Фондоемкость = 1 разделить на фондоотдачу. 3. Рентабельность основных фондов = прибыль разделить на среднегодовую стоимость основных фондов В настоящее время основные средства в сумме до 20 тыс. руб. могут не амортизироваться, и их отнесение на себестоимость продукции в учёте аналогично списанию на затраты материально-производственных запасов. 10. Амортизация и её роль в воспроизводственном процессе. Амортизационная политика, способы начисления амортизации. Амортизация–это процесс переноса стоимости изношенных основных средств на себестоимость произведенного с их помощью продукта. С другой стороны, это денежное выражение износа основных средств в процессе их использования; при этом амортизацию связывают с амортизационными отчислениями. Назначение амортизационных отчислений состоит в накоплении денежных средств в размерах, необходимых для воспроизводства выбывающих основных средств. Амортизация основных фондов в системе ведения бухучета производится на основе ПБУ 6\01 одним из следующих способов начисления амортизации: 1. линейным, 2. уменьшаемого остатка, 3. списание стоимости по сумме лет срока полезного использования, 4. списание стоимости пропорционально объему продукции (работ). Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течении всего срока полезного использования и указывается в учетной политики предприятия на финансовый год. Характеристика способов начисления амортизации: 1. Линейный способ предполагает начисление амортизации на основе стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной) и нормой амортизации, исчисленной из срока использованного оборудования, пример: нома амортизации =100:10 =10%. 2. Способ уменьшаемого остатка: годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости основных средства на начало года и нормы амортизационных отчислений, исчисленной исходя из срока полезного использования. Доля амортизационных отчислений, относимая на себестоимость продукции, будет уменьшаться с каждым последующим годом эксплуатации объекта. 3. списание стоимости по сумме лет срока полезного использования: годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта, и сумма чисел лет срока службы. Позволяет уже в начале эксплуатации списать большую часть стоимости основных средств. 4. списание стоимости пропорционально объему продукции (работ): начисление амортизации производится исходя из натуральных показателей объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь период полезного использования объекта основных средств. Позволяет учитывать физический износ, режим использования объекта, например, пробег автомобиля. Используя все эти способы, предприятие вырабатывает амортизационную политику, т.е. политику управления обновлением основных средств, влияющую на политику управления чистой прибылью. Для целей налогового учета в соответствии с главой 25 НК РФ применяется два метода начисления амортизации: - линейный - нелинейный. 4. Управление имуществом (активами) предприятия. Все активы предприятия состоят из внеоборотных, или постоянных, и оборотных, или текущих. Внеоборотные активы труднореализуемы, поскольку требуется значительное время и даже дополнительные затраты для их реализации в случае необходимости. Оборотными (или текущими) активамиявляются активы, которые могут быть в течение одного производственного цикла либо одного года превращены в денежные средства. Внеоборотные активы являются тем инструментом, который дает возможность предприятию вести бизнес, совершая многократные обороты оборотных активов. К внеоборотным активам относятся основные средства (здания, сооружения, оборудование и т. п.), нематериальные активы (программное обеспечение, зарегистрированные товарные знаки, права на использование изобретений и т. п.), незавершённое строительство, долгосрочные финансовые вложения и др. Внеоборотные активы - это фундаментальная основа любого бизнеса. От того, как они сформированы на «старте» компании, как они управляются потом, как изменяется их структура и качество, насколько эффективно они используются в хозяйственном процессе, зависит, в конечном итоге, долгосрочный успех или неудачи бизнеса. Следовательно, внеоборотные активы требуют постоянного и грамотного управления ими. Поэтому управление внеоборотными активами является важнейшей задачей финансового менеджмента. В системе управления внеоборотными активами предприятия одной из наиболее важных функций финансового менеджмента является обеспечение своевременного и эффективного их обновления. Для предстоящего обновления внеоборотных активов актуальным становится вопрос финансирования обновления. Финансирование предстоящего обновления операционных внеоборотных активов сводится к трем вариантам. Первый из них основывается на том, что весь объем обновления этих активов финансируется за счет собственного капитала. Второй из них основан на смешанном финансировании обновления операционных внеоборотных активов за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Третий вариант предусматривает обновление отдельных видов внеоборотных активов исключительно за счет финансового кредита (например, за счет финансового лизинга). Выбор соответствующего варианта финансирования обновления операционных внеоборотных активов по предприятию в целом осуществляется с учетом следующих основных факторов: - достаточности собственных финансовых ресурсов для обеспечения экономического развития предприятия в предстоящем периоде; - стоимости долгосрочного финансового кредита в сравнении с уровнем прибыли, генерируемой обновляемыми видами операционных внеоборотных активов; - достигнутого соотношения использования собственного и заемного капитала, определяющего уровень финансовой устойчивости предприятия; - доступности долгосрочного финансового кредита для предприятия. В процессе финансирования обновления отдельных видов операционных внеоборотных активов одной из наиболее сложных задач финансового менеджмента является выбор альтернативного варианта — приобретение этих активов в собственность или их аренда. Основные средства и нематериальные активы нуждаются в периодической модернизации и замене. Выпуск новой продукции, освоение новых рынков, расширение деятельности компании требуют вложения средств во внеоборотные активы. У компании всегда есть несколько путей развития. Она должна осуществлять выбор между возможными направлениями вложения средств. Для принятия решений в области инвестиций используется анализ инвестиционных проектов. Оборотные активы в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстрореализуемые (дебиторскую задолженность, средства не депозитах) и абсолютноликвидные (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения). Таким образом, находясь в постоянном движении, оборотные активы обеспечивают бесперебойный процесс производства. Часто используемое понятие «оборотные средства» означает обычно денежную стоимость оборотных активов. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Таким образом, возникает объективная необходимость авансирования средств для создания нормальных условий производственной деятельности до момента получения выручки от реализации продукции. Виды оборотных активов в зависимости от их физической природы классифицируются следующим образом: 1) запасы сырья, материалов и полуфабрикатов характеризуют объем 2) запасы готовой продукции 3) дебиторская задолженность 4) денежные активы включают остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте, а также сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов; 5) прочие Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта. Объектами управления оборотными (текущими) активами служат: степень их ликвидности, состав, структура, величина, источники покрытия и их структура. В свою очередь, на состав, структуру, величину оборотных средств влияют: характер и сложность производства, длительность производственного цикла, стоимость сырья, условия его поставки, принятый порядок расчетов, отраслевая специфика, конъюнктура рынка. Так, в торговле большую долю в составе оборотных средств составляют товарные запасы, в строительных организациях – незавершенное производство, на транспорте – производственные запасы, у финансовых компаний значительна доля денежных средств.доля денежных средств. Перед финансовым менеджером стоит задача определения оптимального уровня оборотного капитала. Если размер оборотного капитала занижен, то предприятие будет постоянно испытывать недостаток денежных средств, иметь низкий уровень ликвидности и, как следствие, перебои в производственном процессе, потерю прибыли. И наоборот, чем больше текущие активы превышают текущие обязательства, тем выше ликвидность предприятия. Но увеличение оборотных средств по сравнению с оптимальной потребностью в них приводит к замедлению их оборачиваемости и также снижает прибыль. Определение необходимой потребности в оборотных средствах ставит перед финансовым менеджером задачу выбора оптимальной структуры источников финансирования оборотных средств. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку это постоянный, ежедневный и непрерывный процесс. Политика управления оборотными средствами включает в себя: - анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде; - оптимизация объема оборотных активов; - обеспечение ликвидности оборотных активов; - обеспечение повышения рентабельности оборотных активов; -обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования; - формирование принципов финансирования отдельных оборотных активов; - формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов. Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличия, поэтому на предприятиях с большим объемом оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами, а в частности: - запасами товарно-материальных ценностей; - дебиторской задолженностью; - денежными активами. Для этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия.
11. Управление финансовым состоянием предприятия. Анализ ликвидности и платежеспособности. Финансовое состояние предприятия характеризует, насколько успешно процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов идут на предприятии. Показатели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, поэтому управление финансовым состоянием с целью его улучшения – важная задача финансовых менеджеров, бухгалтеров. Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей экономической деятельности предприятия, определение его на ту или иную дату помогает ответить на вопросы: насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате: как оно использовало имущество, какова структура этого имущества, насколько рационально оно сочетало собственные и заёмные источники, нормальны ли взаимоотношения с дебиторами, кредиторами, бюджетом, акционерами, и т.д. Показатели финансового состояния должны охарактеризовать надёжность предприятия как партнёра для банков, акционеров, потенциальных инвесторов, поставщиков и покупателей. Следовательно, показатели финансового состояния должны быть разносторонними. Информационной базой для анализа финансового состояния является внешняя бухгалтерская отчетность, в т.ч. формы № 1-5. Управление финансовым состоянием возможно лишь при систематическом и грамотном проведении а нализа финансового состояния по следующим направлениям: -анализ актива и пассива баланса; -анализ финансовой устойчивости предприятия; -анализ платежеспособности, ликвидности и кредитоспособности предприятия; -оценка потенциального банкротства; -анализ денежных потоков; -анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. способность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои обязательства. Предприятие считается платежеспособным, если его текущие или совокупные активы больше внешней задолженности. Чем больше это превышение, тем выше платежеспособность предприятия. Различают следующие виды платежеспособности: 1- краткосрочная 2- долгосрочная При установлении платежеспособности сопоставляют активы и обязательства. Долгосрочная платежеспособность – это способность предприятия за счет всех активов погасить все обязательства. Но такой платежеспособностью обладают почти все предприятия, за исключением тех, у которых непокрытый убыток, сформировавшийся за предыдущие годы, так велик, что собственный капитал – отрицательная величина. Аналитиков больше интересует краткосрочная платежеспособность, которая называется ликвидностью. Различают ликвидность баланса и ликвидность предприятия. Ликвидность предприятия – его способность превращать текущие активы в денежные средства для покрытия краткосрочных обязательств по мере наступления их срока. Ликвидность баланса – степень покрытия текущих обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения этих обязательств. Баланс считается ликвидным, если его оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Чем выше превышение, тем более ликвидное предприятие. Методика анализа ликвидности баланса на основе использования абсолютных показателей состоит в том, что все активы группируются в 4 группы, исходя из степени ликвидности и располагаются в порядке убывания. Пассивы также группируются в 4 группы в зависимости от степени срочности погашения платежей по ним и располагаются в порядке убывания, т.е. составляется перегруппировочный баланс, включающий 4 группы активов и 4 группы пассивов, которые между собой сопоставляются и делается вывод. Рассмотрим методику группировки активов: А1 – наиболее ликвидные активы, включающие: - денежные средства (260) - краткосрочные финансовые вложения (250) А2 – быстрореализуемые активы, в их числе: - краткосрочная дебиторская задолженность (240) А3 – медленнореализуемые активы, в том числе: - производственные запасы, включая НДС (210+220) - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев (230) - прочие оборотные активы (270) А4 – труднореализуемые активы, в том числе внеоборотные активы (190) Пассивы баланса группируются следующим образом: П1 – наиболее срочные платежи, в том числе: - кредиторская задолженность (620) П2 – краткосрочные пассивы: - краткосрочные кредиты и займы (610) - прочие краткосрочные пассивы (660) П3 – долгосрочные пассивы, в том числе: - долгосрочные кредиты и займы (510) - отложенные налоговые обязательства (515) - прочие долгосрочные обязательства (520) - доходы будущих периодов (640) - расчеты по дивидендам (630) - резервы предстоящих расходов и платежей (650) П4 – постоянные пассивы: - капитал и резервы (490) Для определения ликвидности баланса необходимо сопоставить итоги приведенных групп активов и пассивов баланса. При этом следует иметь ввиду, что баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются соотношения: А1 >= П1 А2 >= П2 А3 >= П3 А4 =< П4 Последнее неравенство заключает в себе глубокий экономический смысл, так как свидетельствует о наличии собственных оборотных средств. Кроме того, соблюдение первых 3-х неравенств обязательно повлечет за собой соблюдение 4-го неравенства. В процессе анализа ликвидности баланса составляется перегруппировочный баланс, который целесообразно представить в следующем виде и в следующей таблице:
Актив Начало года Конец года Пассив Начало года Конец года
А1     П1    
А2     П2    
А3     П3    
А4     П4    

В процессе анализа выявляется ликвидность баланса на начало и конец года, за ряд лет, определяются тенденции.

Анализ ликвидности баланса на основе относительных показателей (финансовых коэффициентов). Ликвидность баланса характеризуется следующими относительными показателями:

1- коэффициент абсолютной ликвидности: Кабс ликв=А1/(П1+П2)

Показывает, какую часть наиболее срочных обязательств предприятие может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и ценных бумаг (в течение 1-3 дней). Теоретически оправданным считается, если значение этого коэффициента не менее 0,25.

2- коэффициент критической оценки (промежуточной ликвидности, промежуточного покрытия): Ккритич ликв= (А1+А2)/(П1+П2)

Показывает, какую часть наиболее срочных обязательств предприятие может погасить за счет наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов (в течение года). Считается, что значение этого показателя не должно быть менее 0,7.

3- коэффициент текущей ликвидности (общего покрытия, общей ликвидности)

Ктекущ ликв=(А1+А2+А3)/(П1+П2)

Показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить, мобилизовав для этого все свои оборотные активы. Считается, что этот коэффициент не должен быль меньше 2.

12. Налоговая политика предприятия. Налог на прибыль предприятия (организации). составной частью финансовой политики является налоговая политика организации. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА — система действий, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Н.П. находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах. Налоговая политика формируется на основе финансовой информации и реализует распределительную функцию финансов, определяя размеры денежных средств, оставшихся в распоряжении организации и перечисляемых в бюджет или во внебюджетные фонды. Сущность налоговой политики предприятия заключается в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, оптимизирующей величину налогов при соблюдении налогового законодательства. Налоговая политика оказывает существенное влияние на финансовые результаты и на эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, она оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами. Налоговая политика охватывает все аспекты деятельности организации, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих отношений позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их оформлении. Налоговая политика организации реализуется двумя взаимосвязанными методами: налоговым планированием и налоговым учетом. Налоговое планирование – это планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью минимизации налоговых платежей для увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. Основными целями налогового планирования являются: - оптимизация налоговых платежей; - минимизация налоговых потерь по конкретному налогу и по совокупности налогов. Результатом реализации вышеперечисленных целей является увеличение реальных возможностей предприятия для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности. За счет снижения налоговой нагрузки путем поиска наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств предприятия у него появляются дополнительные возможности для максимального увеличения доходности его финансово-хозяйственной деятельности. Налоговый учет, являющейся составной частью налоговой политики, обеспечивает ее реализацию. Налоговый учет – это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации налоговых обязательств. Налоговый учет служит инструментом отражения отношений между государством и организацией. Одним из наиболее значимых для бюджетной системы и предприятий является федеральный налог на прибыль организаций, взимание которого регламентируется НК РФ, главой 25, которая была введена в действие с 1.01.2002 г. Это дата, определившая обязательность для предприятий ведение раздельно двух видов учёта – бухгалтерского и налогового. Этот налог уплачивают российские организации, а также иностранные, получающие доходы от источников в РФ. Налоговой базой для исчисления этого налога является налогооблагаемая прибыль – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые нарастающим итогом с начала года. При этом могут применяться следующие методы учёта доходов и расходов: метод начисления; кассовый метод. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учёта. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль. При этом часть налога, исчисленная по ставке 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а другая часть, исчисленная по ставке 18%, зачисляется в региональные бюджеты субъектов РФ. Налог по итогам года уплачивается не позднее 28 марта следующего года на основе налоговой декларации. Доля налога на прибыль в консолидированном федеральном бюджете РФ: в 2008 г. – 32%, в 2009 г. – 20% (из-за кризиса), в 2010 – ориентировочно 27%. 13. Страхование: сущность, функции, виды. Страхование - древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений. Страхование как экономическая категория Страхование является необходимым элементом производственных отношений, связанных с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства при наступлении страхового случая. С экономической точки зрения страховой случай – это система перераспределительных отношений, включающих формирование страховых резервов за счёт страховых взносов и использование этих резервов на возмещение ущерба при наступлении страховых случаев. С рыночной точки зрения страховой случай – это сфера бизнеса, приносящая прибыль. Основные черты, присущие страховым отношениям: 1) перераспределительная черта; 2) вероятность, случайность наступления страховых случаев; 3) замкнутая солидарность раскладки ущерба; 4) пространственные и временные ограничения страхования; 5) возвратность страховых взносов своим плательщикам. Функции страхования: 1) рисковая – выражается в возмещении страхового риска как вероятности ущерба, непосредственно связанного с основным назначением страхования; 2) предупредительная – выражается в финансировании за счёт средств страхового фонда мероприятий по снижению страхового риска; 3) сберегательная – выражается в сбережении денежных средств при страховании на дожитие, вызванного потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка; 4) контрольная – выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда; 5) инвестиционная – выражается в инвестировании временно свободных средств страховщика в различные отрасли экономики. Классификация страхования: По сфере деятельности выделяют: а) коммерческое (прямое, сострахование, перестрахование); б) некоммерческое (социальное, обязательное, медицинское, взаимное). По методам расчёта тарифных ставок и формирования страховых резервов: а) страхование жизни; б) страхование иное, чем страхование жизни. По различию в объектах страхования: а) по содержанию; б) по отраслевому признаку: § личное (объекты имущества), Критериями в личном страховании являются жизнь, здоровье, трудоспособность, пенсионное обеспечение. § имущественное (отрасль - страхование ответственности). В имущественном страховании – страхование ответственности, имущественная ответственность страхователей перед третьим лицом. § накопительное (возвратное) – страхование имеет место, когда происходит накопление страховой суммы в течение срока действия договора страхования и страховщик обязан выплатить её по окончании срока страхования; § рисковое (не возвратное) – при этом необходимо соблюдать 2 условия: а) страховое возмещение выплачивается страхователю или застрахованному лицу только при возникновении оговоренного ущерба; б) не предусматриваются обязательства страховщика по выплате страхового возмещения по окончании действия договора страхования. 14. Ценные бумаги и их виды. Эмиссия ценных бумаг. Доходность ценных бумаг. Объектом сделок на РЦБ является ценная бумага, которую можно определить как денежный документ, удостоверяющий отношения совладения и займа между её владельцем и эмитентом. К ценным бумагам ГК РФ относит: 1. Государственные облигации; 2. Облигации; 3. Чеки; 4. Депозитные и сберегательные сертификаты; 5. Векселя; 6. Банковские сберегательные книжки на предъявителя; 7. Акции; 8. Коносаменты; 9. Приватизированные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленных ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Остальные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке, принято называть финансовыми инструментами. Существуют различные подходы к классификации ценных бумаг. I. В зависимости от того, каковы особенности выпуска: - эмиссионные; - неэмиссионные; II. В зависимости от формы выпуска: - наличные; - безналичные. III. В зависимости от того, как реализуются права владельцев: - предъявительские; - именные; - ордерные. IV. В зависимости от способов выплаты доходов и предоставления средств: - долевые; - долговые. Эмиссия ценных бумаг – это выпуск в обращение ценных бумаг. Это установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. В западной практике получила название IPO –первичное публичное размещение ((Initial Public Offering)/ Выпуск ценных бумаг – совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающая одинаковый объём прав владельцам и имеющих одинаковые условия размещения. Размещение ценных бумаг – отчуждение ценных бумаг их первым владельцам. Подписка – размещение ценных бумаг на основании договоров. Может быть открытой (у ОАО) или закрытой (у ЗАО или ОАО, если такое решение принято на собрании акционеров). Государственная регистрация выпуска ценных бумаг – присвоение выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера. Обращение ценных бумаг – это заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав собственности на ценные бумаги. Эмиссия является первым этапом в жизненном цикле ценных бумаг. Второй этап – обращение на вторичном рынке, третий этап – погашение и выкуп долговых ценных бумаг. Процедура эмиссии регламентируется законом «О рынке ценных бумаг», законом «Об АО», законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также cтандартами эмиссии, утверждёнными постановлением ФСФР (Федеральной службы по финансовым рынкам). Для инвесторов доходность вложений в ценные бумаги – наиболее важный критерий при выборе варианта инвестирования в ценные бумаги. Существуют специфические подходы и формулы для оценки доходности различных видов ценных бумаг, портфелей ценных бумаг. Но общим для всех подходов и показателей доходности является то, что: доходность ценных бумаг (норма отдачи), это относительная величина, показывающая, сколько рублей прироста денежных средств в среднем за год приходится на один рубль, вложенный инвестором. Может измеряться в коэффициентах или процентах. 17. Инвестиционный проект, его характеристики. Финансирование инвестиционных проектов. ИП - это обоснование экономических целесообразностей реальных инвестиций, объемов и сроков капитальных вложений. Проект предоставляется в форме документации в соответствии с требованиями законодательства (бизнес – план, техническое обоснование). Характеристики проекта: 1. продолжительность проекта; 2. производственная мощность; 3. необходимые ресурсы: - финансовые; - людские; -материалы; - основные средства и т.д. 4. план денежных потоков с учетом прогнозов выручки, затрат, инфляции; 5. срок окупаемости проекта; 6. характеристики эффективности проекта: NPV, PI, IRR, IRR*; 7. участники проекта: - фирма инициатор проекта; - инвесторы; - подрядчики; - потребители продукции. 8. схема финансирования проекта, обеспечивающая достаточность ресурсов и распределение рисков среди участников проекта; 9. общественная значимость проекта (определяется масштабом влияния на: занятость населения, городскую инфраструктуру, экологическую обстановку и т.д.); 10. оценка риска проекта. В зависимости от масштабов проекта они делятся на: 1) малые проекты (для небольших предприятий), 2) крупные проекты, 3) мега проекты, т.е. целевые программы, объединяющие множество взаимосвязанных проектов, 4) международные проекты, которые характеризуются значительной сложностью, стоимостью и важностью для экономики. Формы финансирования ИП делятся на: 1)внутренние формы: когда финансирование обеспечивается за счет притоков от производственной деятельности предприятия, за счет продажи избыточных активов или других собственных источников. Внутренние источники принимают форму неиспользованной ЧП и амортизационного фонда, 2)внешние формы финансирования делятся на: - заемное финансирование (банковские инвестиционные кредиты, целевой облигационный займ, лизинг оборудования), - акционерное финансирование (дополнительная эмиссия акций на существующем АО или учреждения для проекта нового АО), - бюджетное финансирование, - смешанное финансирование(сюда относят проектное финансирование в котором для инвестиции привлекается как можно более широкий круг участников банка поставщики оборудования, потребительский выпуск продуктов, местные органы власти и т.д. Чем шире круг участников тем больше сторон заинтересованы в успешности проекта и тем ниже риск проекта. Прибыль по проекту распределяется пропорционально объему инвестиций каждому участнику и в соответствии со взятым им риском.). 15. Инвестирование: сущность, цели и виды. Доходность и риск инвестиций Инвестирование – вложение капитала в целях получения дохода в будущем, компенсирующего инвестору отложенное потребление, ожидаемый рост общего уровня цен и неопределенность получения будущего дохода (риск). Цель инвестирования заключается в поиске и определении такого способа вложения инвестиций, при котором обеспечивался бы требуемый уровень доходности и минимальный риск. Инвестирование подразделяют на: • инвестирование в финансовые активы; • инвестирование в нефинансовые активы; • инвестирование в материальные активы; • инвестирование в нематериальные ценности. Инвестирование в финансовые активы предполагает вложение средств в различные ценные бумаги: акции, облигации, депозитные и сберегательные денежные сертификаты, фьючерсы и т.п. Инвестирование в нефинансовые активы означает вложение средств в драгоценные камни, драгоценные металлы, предметы коллекционирования. Инвестирование в материальные активы включает в себя вложение средств в производственные здания, сооружения, станки, оборудование, строительство жилых и других помещений. Под инвестированием в нематериальные ценности подразумевается вложение денежных средств в знания, переподготовку персонала, в здравоохранение, научные исследования и разработки. Доходность (r) определяется как отношение суммарного денежного потока от инвестиционного объекта к инвестиционным затратам. Суммарный денежный поток будет складываться из конечной цены (цены продажи инвестиции), начальной цены (цены покупки инвестиции), а также дохода, который получает инвестор в виде дивидендов при покупке акции или в виде процента, который получает инвестор, приобретая облигацию. В инвестиционной деятельности существует опасность денежных потерь. Вкладывая средства в тот или иной инвестиционный объект, инвестор может лишь с определенной долей уверенности прогнозировать будущую отдачу инвестиций. Собственно, отсутствие у инвестора 100%-ой гарантии получения планируемого дохода от инвестиций и составляет основу риска инвестиционной деятельности. 16. Инвестиционный портфель: его сущность, доходность и риск. Оптимизация инвестиционного портфеля. Инвестиционный портфель – совокупность ценных бумаг, выбранных инвестором (акции, облигации, депозитные сертификаты, фьючерсы, опционы и т.д.) управляемые как единым целым. Основными критериями инвестиционной привлекательности ценных бумаг являются: - доходность; - риск. Эти критерии оцениваются путем статистического анализа случайной величины доходности ценных бумаг по биржевым данным о её курсе за прошлые периоды. Под доходностью понимается средняя доходность за время наблюдений, а под риском – оценка среднеквадратического отклонения. Принципы формирования портфеля: 1. принцип диверсификации. Основан на включении в портфель бумаг различных отраслей и регионов, что позволяет снизить несистематический риск. Эффект достигается за счет того, что падение курсов одних бумаг компенсируется ростом других. 2. Принцип достаточной ликвидности. Состоит в том, чтобы поддерживать в портфеле некоторую долю высоколиквидных, хотя и не очень доходных бумаг, чтобы иметь возможность быстрой покупки появляющихся на рынке недооцененных ценных бумаг. Типы портфелей: 1. Портфель дохода – портфель ориентированный на преимущественное получение дохода за счет дивидендов от акций, купонов от облигаций и процентов по депозитам. 2. Портфель роста – портфель, в котором преимущественное получение дохода идет за счет роста курсовой стоимости бумаг. 3. Портфель роста и дохода – комбинация двух предыдущих портфелей. В зависимости от риска допустимого инвестора выделяют портфели: 1. Консервативный (гос.бумаги, облигации крупных и надежных эмитентов) – характеризуется низким риском. Цель – защита от инфляции. 2. Умеренно-агрессивный (малая доля гос.бумаг, большая доля средних, но надежных эмитентов) характеризуется средним риском и диверсификацией. Цель - длительное вложение капитала. 3. Агрессивный (высокая доля высоколиквидных акций небольших эмитентов, венчурных компаний, использование непокрытых фьючерсов и опционов) соответствует высокому риску. Цель - спекулятивная игра. Для оптимизации инвестиционного портфеля используются: 1. Метод оптимизации Марковица - позволяет выбирать из заданных ценных бумаг портфель, который будет обладать минимальным риском при желаемой доходности. Такая возможность основана на эффекте диверсификации. Метод использует статистические характеристики ценных бумаг, в частности, матрицу ковариаций для случайных величин доходности акций. 2. Метод оптимизации Тобина позволяет составить оптимальные смешанные портфели, состоящие из рискованных ценных бумаг (акций) и безрисковых бумаг (гос.облигаций). 3. Теория ценообразования на рынке капиталов (САРМ) позволяет вычислить справедливую доходность бумаги (mj) в зависимости от систематического риска bj mj