Раздел №3 «Банковское дело»

1. Банковская система России: отличительные черты, этапы формирования, структура и тенденции развития. Стратегия развития банковского сектора экономики. Под Банковской Системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно-закрепленная система организации банковского дела в конкретной стране. В РФ банковская деятельность регламентируется федеральными законами о банках и банковской деятельности РФ и о ЦБ РФ (Банка России). В данных законах подробно охарактеризован перечень операций кредитной организации, порядок осуществления данных операций, способы и методы регулирования банковской деятельности. Банковская система включает в себя: банковские и не банковские инструменты, включающие отдельные банковские операции. По законодательству РФ Банка России называются кредитной организацией. Выделяются различные критерии классификации КО, например: по форме собственности (государственные, частные, смешанные), по организационно-правовой форме (банки в форме АО и в форме ООО), по кол-ву и спектру выполняемых операций (универсальные, специализированные), по функциональной специализации (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, инновационные и др.), по отраслевой специализации (промышленные, сельскохозяйственные, торговые, строительные, внешнеторговые), по клиентской специализации (ориентированные на корпоративных клиентов и на физ. лиц. К не банковским организациям, как правило, относят инвестиционные и пенсионные фонды, лизинговые и факторинговые компании, кредитные союзы и т.д.). Российская Банковская система двух уровневая: 1) уровень Банка России;2) КО, работающие по лицензии БР. Возможны многоуровневые банковские системы. Классическое определение КО – это организация созданная для привлечения денежных средств клиентом и их размещение на условиях возвратности, платности, срочности. Современная БС РФ является результатом реформ начавшихся в начале 90 годов 20-го века. В результате эволюции БС вместо 4-х государственных банков (Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешэкономбанк СССР и Гострудсберкассы) возникли в начале кооперативные и коммерческие банки, в т.ч. специализированные по отраслям. Далее при реализации банковских кризисов первоначальное число новых банков сократилось (с 2500 в начале 1995 года до примерно 900 к началу 2013 г.). Банковский кризис августа 1995 года – это в первую очередь кризис ликвидности. В 1998 году кризис имел системный характер и был связан с кризисом на международных финансовых и товарном рынках, сопровождался дефолтом, объявленным правительством РФ и девальвацией национальной волюты. К началу 2007 года БС России полностью восстановила размер своих совокупных активов, с конца 1999 года последовательно снижалась ставка рефинансирования с 55 % до10 % на 1 января 2008 года (с 4 февраля 2008 года – 10,25 %). Росли золотовалютные резервы (достигали 598 млрд. долл. к 1 сентября 2008 года). КО в значительной степени перешли к кредитованию реального сектора (кредитование корпораций и физических лиц). В рамках Российской БС крупнейшими по активам являлись следующие КО (данные на март 2014 года): Сбербанк России – 17809 млрд. руб.; ВТБ – 6017 млрд. руб.; Газпромбанк - 3964 млрд. руб.; Россельхозбанк – 1897 млрд. руб. На территории Белгородской области крупнейшими самостоятельными КО является; Белгородсоцбанк - около 7 млрд. руб. С сентября 2008 года в банковском секторе РФ возникли негативные явления как следствие нового мирового финансово-экономического кризиса, инициированного кризисом ипотеки в США, породившим проблемы ликвидности кредитных организаций в Северной Америке, Европе и на Азиатских рынках. В определенной степени российская БС оказалась затронутой названными тенденциями. Тем не менее, российские КО проделали в 2011, 2012 году под руководством ЦБ РФ существенную работу по реструктуризации кредитных портфелей, управлению отчужденными залогами, перестройке моделей бизнеса. Для увеличения доходов банки наращивали процентную маржу, инвестировали в ценные бумаги, увеличивали комиссионные и сокращали издержки. В настоящее время несмотря на последствия кризиса растет кредитование реального сектора, в т.ч. долгосрочное кредитование, возобновляется ресурсная база КО (вклады в депозиты) и развиваются розничные банковские услуги, также возникли и реализуются относительно новые банковские услуги (доверительное управление, индивидуальное банковское обслуживание, инвест-банкинг и др.). С сентября 2013 года в банковской системе возникли новые процессы – отзыв лицензий у неликвидных и финансово неустойчивых банков (Мастербанк, Пушкино, Инветбанк и др.), повышение требований к качеству активов со стороны Банка России, снижение банками кредитных рисков и т. д. В настоящее время ставка рефинансирования БР составляет 8,25 %, ЗВР - 493 млрд. долл. на апрель 2014 года, курс доллара – 35,5, евро – 48,6. По прежнему БС РФ отличается недостаточностью активов по отношению к ВВП, отсутствием развитой системы рефинансирования банков со стороны БР; отсутствием долгосрочных ресурсов направляемых на долгосрочное инвестиционное кредитование; недостаточной капитализацией многих КО. Стратегия реального развития банковского сектора предполагает преодоление указанных негативных моментов. В настоящее время создается национальная платежная система, что позволит снизить зависимость от соответствующих международных систем. Ряд показателей свидетельствует о том, что российская банковская система продолжает развиваться, несмотря на неравномерное распределение ликвидности и волатильности финансовых рынков. 2. Банк России: статус, функции, организационная структура. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России). Банк России (или Центральный Банк РФ) является главным банком страны — «Банк банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Цели деятельности Банка России:укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделены следующие функции БР: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач; осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами. Банк России имеет право осуществлять следующие операции (гл. 8 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)»): предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение; покупать и продавать чеки и векселя со сроком погашения не более шести месяцев; покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; покупать и продавать иные ценные бумаги со сроком погашения не более одного года; покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в инвалюте, выставленные кредитными организациями; покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; проводить расчетные кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; выдавать гарантии и поручительства; осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях; выставлять чеки и векселя в любой валюте; осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. Высшим органом Банка России является Национальный банковский совет, состоящий из представителей Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ, министров финансов и экономики, экспертов – всего 12 человек. Совет директоров — коллегиальный орган, реализующий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. Состав Совета директоров: Председатель Банка России и 12 членов, срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года. Кандидатуру Председателя ЦБ РФ утверждает Государственная Дума по представлению президента РФ.   3. Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков. Основным надзорным органом в рамках БС является ЦБ РФ. Он также является главным эмиссионным центром и Банком Банков. Надзорные функции БР являются важнейшими в его деятельности. В свою очередь главная цель надзорной деятельности – поддержание стабильности БС. Исходя из указанных целей БР решает следующие задачи: предотвращение возможного системного банковского кризиса, защита интересов вкладчиков и кредиторов, создание условий повышения эффективности в БД. На выполнение надзорной функцией БР влияет макроэкономическая ситуация в стране, корректировка нормативной базы, проводимая БР кредитная политика и др. факторы. Считается, что банковский надзор может быть прямым и более либеральным (защитное регулирование). Последний вид в большей степени характерен для зарубежной банковской практике. В РФ надзор относится к прямому и включает в себя: лицензирование БД (выдача и отзыв лицензий в КО) и текущий надзор (требования к выполнению обязательных экономических нормативов, контроль над отдельными банковскими операциями, принятие мер воздействия на банки). Под механизмом регулирования банковского надзора понимают систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Административные методы включают: прямые ограничения и запреты, экономические методы оказывают косвенное воздействие на деятельность банков. Надзор за деятельностью КО предполагают анализ отчетности банков регулярно представляемой в БР, проверку отдельных направлений деятельности банков, проведение внешнего аудита. Важным направлением реализации банковского регулирования и надзора является выполнение банками обязательных экономических нормативов. В настоящее время требование по обязательным экономическим нормативам представлены в инструкции 139-И от 03. 12. 12 г. «Об обязательных нормативах банков», до этого действовала инструкция № 110-и. В данном нормативном документе установлены численные значения и методика расчета обязательных нормативов банка, к которым относятся следующие нормативы: 1) нормативов достаточности собственных средств капитала Н1= К/SUM Крi* (Аi-Ркi)*100%, где К – собственные средства капитала, Крi- коэффициент риска i актива, Аi- i актив банка, Ркi –величина резерва на возможные потери по ссудам i актива. Крi формируется, исходя из классификации рисков по 5 выделяемым группам активов. Так, в 1 группе преобладают активы с 0 коэффициентом риска, например, средства на корреспондентских счетах в БР, в 5-ой группе – 100% рисковые (в первую очередь кредиты всех видов заемщиков). Нормативное значение Н1 – 10-11 %. Также важнейшими являются нормативы ликвидности банка, характеризующие его способность обеспечить своевременное и полное выполнение денежных и иных обязательств. В составе нормативов ликвидности - следующие обязательные нормативы: Н2=Лам/Овм*100%,где Н2- норматив мгновенной ликвидности, Лам – высоколиквидные активы, Овм – это обязательства до востребования. Минимальное допустимое значение Н2 – 15 %, Н3= Лат/Овт*100%, где Н3 – норматив текущей ликвидности Лат= Лам + активы сроком до 30 дней, Овт – обязательства сроком исполнения в течении ближайших 30 дней, минимальное допустимое значение Н3 – 50 %, Н4= Крд / К+ ОД*100%,где Н4 – норматив долгосрочной ликвидности, Крд – кредитные требования с оставшимся сроком свыше 365 – 366 дней, ОД – обязательства банка по кредитам и депозитам, max допустимое значение Н4 – 120 %.   3. Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков. Основным надзорным органом в рамках БС является ЦБ РФ. Он также является главным эмиссионным центром и Банком Банков. Надзорные функции БР являются важнейшими в его деятельности. В свою очередь главная цель надзорной деятельности – поддержание стабильности БС. исходя из указанных целей БР решает следующие задачи: предотвращение возможного системного банковского кризиса, защита интересов вкладчиков и кредиторов, создание условий повышения эффективности в БД. На выполнение надзорной функцией БР влияет макроэкономическая ситуация в стране, корректировка нормативной базы, проводимая БР кредитная политика и др. факторы. Считается что банковский надзор может быть прямым и более либеральным (защитное регулирование). Последний вид в большей степени характерен для зарубежной банковской практике. В РФ надзор относится к прямому и включает в себя: лицензирование БД (выдача и отзыв лицензий в КО) и текущий надзор (требования к выполнению обязательных экономических нормативов, контроль над отдельными банковскими операциями, принятие мер воздействия на банки). Под механизмом регулирования банковского надзора понимают систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Административные методы включают: прямые ограничения и запреты, экономические методы оказывают косвенное воздействие на деятельность банков. Надзор за деятельностью КО предполагают анализ отчетности банков регулярно представляемой в БР, проверку отдельных направлений деятельности банков, проведение внешнего аудита. Важным направлением реализации банковского регулирования и надзора является выполнение банками обязательных экономических нормативов. В настоящее время требование по обязательным экономическим нормативам представлены в инструкции 139-И от 03. 12. 12 г. «Об обязательных нормативах банков», до этого действовала инструкция № 110-и, в данном нормативном документе установлены численные значения и методика расчета обязательных нормативов банка, к которым относятся следующие нормативы: 1) нормативов достаточности собственных средств капитала Н1= К/SUM Крi* (Аi-Ркi)*100%, где К – собственные средства капитала, Крi- коэффициент риска i актива, Аi- i актив банка, Ркi –величина резерва на возможные потери по ссудам i актива. Крi формируется, исходя из классификации рисков по 5 выделяемым группам активов. Так, в 1 группе преобладают активы с 0 коэффициентом риска, например, средства на корреспондентских счетах в БР, в 5-ой группе – 100% рисковые (в первую очередь кредиты всех видов заемщиков). Также важнейшими являются нормативы ликвидности банка характеризующие его способность обеспечить своевременное и полное выполнение денежных и иных обязательств. В составе нормативов ликвидности следующие обязательные нормативы: Н2=Лам/Овм*100%,где Н2- норматив мгновенной ликвидности, Лам – высоколиквидные активы, Овм – это обязательства до востребования. Минимальное допустимое значение Н2 – 15%, Н3= Лат/Овт*100%, где Н3 – норматив текущей ликвидности Лат= Лам + активы сроком до 30 дней, Овт – обязательства сроком исполнения в течении ближайших 30 дней, минимальное допустимое значение Н3 – 50%, Н4= Крд / К+ ОД*100%,где Н4 – норматив долгосрочной ликвидности, Крд – кредитные требования с оставшимся сроком свыше 365 – 366 дней, ОД – обязательства банка по кредитам и депозитам, max допустимое значение Н4 – 120%; Н5= Лат/ А-Ро *100%, где Н5 – норматив общей ликвидности, А – общая сумма активов по балансу, а Ро – обязательные резервы банка, min допустимое значение Н5 – 20%. 18.Организационные структуры управления банком. Стратегический план банка, основные этапы его формирования. Конкурентная стратегия банка. Формирование организационных структур (ОС) управления рассматривается и изучается в рамках стратегического менеджмента в ФКО и персонального менеджмента в ФКО. При прочих равных условиях об оптимизации и совершенствовании ОС в КО используются универсальные подходы к организационному проектированию с учетом специфики банковской деятельности. Построение конкретных ОС в КО осуществляется на базе известных классических и новых ОС. К классическим относятся однолинейная (линейная) структура и многолинейная (функциональная). В рамках линейной ОС во главе каждого отдела руководитель, наделенный необходимыми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство, его решения обязательны для выполнения, сам подчинен вышестоящему руководству. Преимущества линейной ОС: единство и четкость распорядительства, согласованность действий исполнителей, личная ответственность руководителя. К недостаткам относятся следующие: высокие требования к руководителю, который должен обладать разносторонними знаниями, большая перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными. В РФ линейные ОС приобретают форму линейно-пирамидальных, они не всегда эффективны в условиях развитой конкурентной среды. функциональная ОС предполагает специализацию отделов и исполнителей на выполнение определенных функций, например, у Председателя Правления КО 1 заместитель курирует активной операцией, 2 зам. – пассивной. В рамках каждого из направлений – структурные подразделения, например, кредитный отдел – по активным и по пассивным операциям. Преимущества: специализация, высокая компетентность специалистов, расширение возможностей специалистов. Недостатки: трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными службами, длительная процедура принятия решений, сложная иерархия в структуре взаимоотношений подразделений, дублирование некоторых указаний. На практике ОС многих банков обычно сочетают элементы линейных и функциональных структур. Независимо от типа ОС принято выделять линейные, штабные и вспомогательные отделы. Линейные отделы, осуществляющие основные банковские операции (кредитные, расчетные, кассовые, депозитные и др.), штабные обслуживают линейные в качестве банковской инфраструктуры (права, юридический, фин. менеджмента, маркетинга и др.), вспомогательные (административно-хозяйственные). Должно соблюдаться определенное соотношение между структурными подразделениями, осуществляющими основные банковские операции и выполняющими вспомогательные функции. В российской КО классической является следующее построение структуры: Перспективными для российских КО являются ОС дивизионного типа (в случае значительной филиальной сети). В этом варианте отделы вышестоящих КО оказывают управляющее воздействие на родственные структурные подразделения нижестоящих КО филиалов. В большей степени дивизионные структуры походят для материнских и дочерних банков. Для малых и средних банков перспективными являются матричные (функционально-временно-целевые)структуры управления. В этом случае в рамках существующей ОС инициируются проекты (фокус-группы), в которых разрабатываются и внедряются в деловой оборот банка новые банковские продукты. В этом случае специалисты КО работают в фокус-группах по совместительству на основе определенной мотивации. При успешной реализации продукта на базе фокус-групп создаются новые стратегические подразделения (отделы). 19.Управление персоналом в крупной кредитной организации: принципы, структура, служба управления персоналом. Управление персоналом – это часть персонального менеджмента в КО. Кадровое направление деятельности банка включает в себя планирование персонала, управление процессом привлечения и развития персонала, решение вопросов оплаты труда и психологической поддержки работников. При реализации перс. менеджмента в КО следует учитывать высокую степень трудоёмкости банковской деятельности, особые требования к ответственности и лояльности персонала, стрессовый характер труда в КО. В основе управления персоналом лежит «кадровая» политика, составляющие ее документы содержат: пункты и подпункты четко разграничивающие функции, полномочия и ответственность в системе управления персоналом между правлением «кадровой» службы и руководителем структурных подразделений. На кадровую политику влияет миссия конкретного банка, состояние рынка трудовых ресурсов, имидж банка, его финансовые возможности. При внедрении системы п. м. в банке вначале формируется стратегия управления персоналом, далее разрабатываются все необходимые ее элементы, после чего новая система внедряется в деловой оборот КО. Служба персонала осуществляет реализацию управления персоналом, является штабным отделом банка, наделяется контрольно-распорядительными функциями. В своей работе руководствуются Положением о службе персонала, начальник данного отдела подчинен одному из заместителей председателя правления. Служба персонала осуществляет планирование персонала в рамках данного планирования, требования к рабочим местам, при этом реализуется принцип нерабочее место под сотрудника, но сотрудник на спланированное рабочее место. Помимо планирования рабочих мест планируется процесс привлечения персонала, здесь возможны следующие концептуальные подходы: ориентация на привлечение высококвалифицированного персонала; ориентация на привлечение выпускников профильных образовательных учреждений. При отборе кандидатов на замещение вакантных рабочих мест проходятся следующие этапы: заочное знакомство с претендентом; предварительное собеседование; тестирование; окончательное собеседование; оформление отношений найма и подписание индивидуального трудового контракта. Помимо контракта специалисту выделяется должностная инструкция как документ внутреннего нормативного обеспечения, регламентирующий общие требования со стороны банка конкретной должности. На работника банка заводится личное дело, отражающее сведения общего характера, в том числе о должностных перемещениях, взысканиях и поощрениях и. т. д. Кроме того, ведется индивидуальное досье как документ персонифицированного учета строго конфиденциального характера (личностные качества, дополнительные сведения, информация о планируемом развитии). В процессе первичного развития персонала устанавливается испытательный срок, проводится предварительное обучение работника, ему оказывается психологическая поддержка. Возможна предварительная стажировка специалиста. Под вторичным развитием понимается дополнительное обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Вторичное развитие необходимо в связи с постоянным изменением нормативной базы, адаптацией новых методов, способов и приемов обработки банковских операций и. т. д. В процессе выполнения трудовых обязанностей проводится комплексная оценка работника посредством аттестации, проводимой аттестационной комиссией. При благоприятных итогах аттестации специалист включается в резерв на выдвижение. Оплата труда персонала КО включает основную оплату (фиксированный должностной оклад) и дополнительную (скользящий должностной оклад, фиксированные доплаты, надбавки, разовые индивидуальные премии по итогам за месяц, квартал, год). Кроме того, формой стимулирования и мотивацией работника является е го психологическая поддержка.   20.Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация. Конкурентоспособность банковского продукта. Сегментация рынка банковских услуг осуществляется в КО в рамках комплекса банковского маркетинга (БМ), который получил широкое распространение в практике российских банков. Специфика БМ вытекает из особенностей банковской деятельности. Среди направлений БМ ключевым является исследование рынка, где особую роль играет сегментация. Под банковским сегментом понимается часть рынка, которую можно охарактеризовать определенными общими признаками (регион, группа потребителей и. т. д.). сегментация - это разделение рынка на сегменты. Наиболее часто используются следующие характеристики рынка банковских услуг: географические признаки (страны, экономические районы, города, пригороды, микрорайоны); вид банковских услуг (кредитные, депозитные, кассовые, расчетные и. т. д.); по группам обслуживаемых клиентов (межбанковский рынок, оптовый (предприятия, организации), розничный (население)). При необходимости проводится более детальные сегментации рынка банковских услуг, например: население делится на группы по социальному статусу (студенты, рабочие, бизнесмены, служащие, пенсионеры); по уровню доходов (богатые, бедные, среднего уровня доходов); по демографическим (возраст, пол, семейное положение и. т. д.); по психокультурным и поведенческим признакам (характер, темперамент, реакция на рекламу) и. т. д. При проведении сегментации анализируются рыночные характеристики, к которым относятся: общий размер сегмента, темпы его роста, прогноз ожидаемых темпов роста, количество существующих и потенциальных клиентов, характеристики клиентов. Также анализируются показатели конкуренции, к которым относятся количество конкурентов, данные об основных конкурентах, доли своего банка и конкурентов на рассматриваемом сегменте, сравнительные характеристики конкурентов. Применительно к банковской деятельности говорят о ценовой конкуренции (более низкие процентные ставки по кредитам, более высокие – по депозитам) и неценовая конкуренция (разработка новых банковских услуг и продуктов). Совершая банковскую операцию КО продает клиенту соответствующую услугу. Под банковским продуктом понимаются определенные регламенты предоставления услуги, включая последовательность действий работников, взаимоотношения между ними, документооборот и др. При разработке новых продуктов банки разрабатывают ниши рынка; под которыми понимают узкоспециализированную деятельность по реализации банковских услуг. Ниши могут находиться внутри и на стыке сегмента. Нишей могут быть более привлекательные условия по вкладу, новый банковский продукт и. т. д. Выделяют вертикальные ниши (предоставление конкретной услуги разным группам клиентов) и горизонтальные ниши (предоставление некоторой группе клиентов различных банковских услуг). В нише рынка КО имеет наилучшие в сравнении с конкурентами возможности по реализации своих преимуществ. Для эффективной конкуренции необходимо изучать деятельность конкурентов, анализируя данные в открытой печати, на сайтах КО, на сайте ЦБ РФ. При разработке банковских продуктов анализируются потребности клиентов, оценивается их бизнес-потенциал и возможности покупать продукты, учитываются финансово-экономические ограничения банка, моделируется продукт, затем продукт внедряется в существующий деловой уклад и создаются фокус-группы (проекты, в которых разрабатываются и внедряются в деловой оборот банка новые банковские продукты). Одним из преимуществ перспективного банковского продукта является гибкий депозитный счет для клиента - юр. лица. 24.Банковские операции с ценными бумагами. Эмиссионные операции банков с ценными бумагами – это деятельность по выпуску банком собственных цен. б., действующее законодательство разрешает ком. банкам выпускать следующие виды ц. бумаги: акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты. Эмитент – юр. лицо (группа лиц), государство или местные органы власти, осуществляющие эмиссию – выпуск цен. бумаг и несущие ответственность согласно проспекту эмиссии) за эти цен. бумаги перед инвесторами. Выпуская облигации ком. банки привлекают дополнительные заемные средства. Эмитируя векселя, чеки, депозитные, сберегательные сертификаты, ком. банки аккумулируют денежные средства и создают платежные средства. Целью выпуска акций является формирование УК. УК капитал акционерных ком. банков (АКБ) – сумма номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Каждый коммерческий банк самостоятельно определяет величину собственных средств и их структуру, исходя из принятой им стратегией развития. Если банк, подчиняясь законам конкурентной борьбы стремится расширить круг своих клиентов, то СК должен увеличиваться. Акция – это эмиссионная ц. б., закрепляющая право ее владельца на долю в собственных средствах банка, получение прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении банком. Акция – бессрочная ц. б., т. е. обращается в течение всего периода времени, пока существует выпускающий ее банк. Коммерческие банки могут выпускать акции именные (документарные, бездокументарные), и на предъявителя (документарные). При документарной форме выпуска один сертификат может удостоверить права на одну, несколько или все цен. бумаги с одним государственным регистрационным номером. Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном соотношении к величине оплаченного уставного капитала. В соответствии с нормативом, установленным ФКЦБ, выпускаемые акции могут быть обыкновенные и привилегированные. Обыкновенная акция дает право ее владельцу все перечисленные выше права. Эти акции независимо от порядкового номера и выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость (в рублях) и предоставлять их владельцам одинаковые права. Доля привилегированных акций не должна превышать 25% общего объема уставного капитала. Привилегированные акции одного типа должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять их владельцам одинаковые права. Привилегированные акции, как правило, не представляют своим владельцам права участвовать в голосовании на собрании акционеров. Эмиссия акционеров осуществляется банками: при создании банка; при реорганизации банка (слияние, разделение, присоединение, преобразование из паевого в акционерный); при увеличении уставного капитала. Эмиссия акций включает следующие этапы: принятие решения о выпуске; подготовка проспекта эмиссии; регистрация выпуска цен. бумаг и проспекта эмиссии; раскрытие информации, содержащейся в регистрационных документах; изготовление сертификатов акций; размещение цен. бумаг; регистрация итогов выпуска; публикация итогов выпуска. Инвестиционная деятельность банка представляет собой деятельность по вложению инвестиций и осуществлению совокупности практических действий по реализации инвестиций. Инвестиционные операции банка – вложения денежных и иных резервов банка в цен. бумаги, недвижимость, уставные фонды предприятий и иные объекты вложений, рыночная стоимость которых способна расти и приносить банку доход в форме процентов, дивидендов, прибыли от перепродажи. Банковский инвестиционный портфель (портфель инвестиций) – совокупность средств, вложенных в цен. бумаги сторонних юр. лиц, приобретенные банком. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля банка выступают прибыльность и рискованность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и диверсификации активов. Посреднические операции банка с цен. бумагами, к ним относятся: 1)привлечение средств на развитие производства (андеррайтинг) – подписка первичного размещения акций компаний-эмитентов, а перед этим анализ, оценка и установление предварительной цены выпускаемой ц. б.); сделки по слиянию, поглощению и реструктуризации предприятий; формирование и управление инвестиционными портфелями клиентов; работа с инвестиционными клиентами по предоставлению информации по текущей стоимости на рынке для принятия верного инвестиционного решения. Брокерские и дилерские операции: банк может выступать в качестве консультанта клиента, например: относительно вторичных эмиссий акций. Брокер по поручению своих клиентов покупает и продает для них цен. бумаги. Высокий профессионализм брокера должен способствовать достижению наилучшего результата для инвестора и оградить инвестора от ряда рисков. Дилер осуществляет сделки с цен. бумагами от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки, продажи определенных цен.бумаг. Дилер работает на основе оферты – адресованного потенциально-неограниченному кругу лиц предложения заключить сделку на условиях предложения. Любое лицо, выражая свое согласие с предложением заключает тем самым сделку и дилер обязан ее исполнить.     4.Платежная система России. Структура платежного оборота. Платежная система – это совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих денежному обращению. ПС включает в себя: инструменты порядок формы и правела оборота расчета в РФ. Функционирование в ПС регулируется ГК РФ и нормативными документами БР. К ним относятся положение № 318-п (кассовые операции), № 383-п (безналичные расчеты). Платежный оборот делится на налично-денежный и безналичный. В составе налично-денежного оборота выделяются оборот с участием населения и межхозяйственный оборот (оборот между предприятиями в пределах max установленных сумм и лимитов расчетов наличными деньгами). В структуре безналичного оборота выделяют межбанковские расчеты, в том числе: (централизованные и децентрализованные), межхозяйственные (между предприятиями за товары и услуги и расчеты по неторговым и нетоварным операциям), расчеты с использованием банковских карт. к принципам организации безналичных расчетов относят следующие: правовой режим осуществления расчетов и платежей, осуществление расчетов по счетам в КО, наличие распоряжения либо акцепта счета (согласия) владельца на списание средств со счета, соблюдение установленных законодательством сроков платежей, выполнение расчетных документов при наличии средств на счете плательщика и другие особенности. В структуре платежного оборота преобладает безналичный оборот. Безналичный оборот регулируется Положением 383-п. Основными формами расчетов являются: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассовыми поручениями, расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование), расчеты в форме перевода электронных денежных средств. Соответственно формами расчетных документов являются: платежные поручения, чеки, аккредитивы, инкассовые поручения, платежные требования. Централизованные расчеты производятся через корреспондентские счета, открытые в головном РКЦ. Децентрализованные расчеты – расчеты через счета ЛОРО, НОСТРО, открытые банками на балансовых счетах друг у друга. Налично-денежный оборот регулируется Положением № 318-П. В рамках налично-денежного оборота установлены типовые формы кассовых документов (приходные, расходные кассовые ордера, специальные квитанции, объявления на взнос наличными, денежные чеки). Современным и перспективным инструментом платежного оборота являются банковские карты, использование которых сокращает количество наличных денег в обращении, увеличивает долю безналичного оборота, ускоряет расчеты и расширяет объем услуг предоставления клиентам. В настоящее время в РФ в БС преобладают дебетовые банковские пластиковые карты, лишь по отдельным видам банковских карт (золотые платиновые и аналогичные) предусматривается овердрафт и иные кредитные инструменты.     8.Ресурсы банка. Собственный капитал банка. Управление капиталом Под ресурсами банка в целом понимается совокупность собственных средств капитала и его обязательств, привлеченных средств. Ресурсы банка являются базой формирования его кредитного потенциала. Кредитный потенциал представляет собой разницу между суммой всех мобилизованных банком ресурсов и обязательными резервами. Наряду с собственными средствами капитала привлеченные ресурсы (средства клиентов и др. КО) составляют значительную часть ресурсной базы банка. Размер и структура привлеченных средств зависит от специализации банка (универсальный, специализированный, расчетный, «карманный», и. т. д.), коньюнктуры банковского рынка, макроэкономической ситуации, регулирующей политики Банка России. Принято делить привлеченные средства на депозитные и недепозитные источники. В составе депозитных источников – депозиты юр. лиц, срочные и до востребования (остатки на расчетных, лицевых счетах предприятий, называемые «мнимые» депозиты). Также в составе депозитных источников выделяют вклады физ. лиц (срочные, до востребования). Кроме того, принято выделять рублевую и валютную составляющую депозитных источников. Остатки на счетах предприятий отражаются на 405-408 счетах. Депозиты различных категорий клиентов на 410-426 счетах, прочие привлеченные средства (аналогия депозитов, но беспроцентных обязательств, прописанных в договоре) на 427-440. в составе недепозитных источников – долговые обязательства банка, в том числе: выпущенные облигации (сч. 520), выпущенные депозитные сертификаты (сч. 521), выпущенные сберегательные сертификаты (сч. 522), выпущенные векселя (сч 523), а также МБК полученные КО от банков (сч. 313), и кредиты, полученные от банков-нерезидентов (сч. 314). Все счета по учету привлеченных ресурсов – пассивные, сальдо кредитовое. Увеличение объема привлечения – кредитовый оборот. В процессе банковской деятельности КО должна стремиться формированию оптимальной и сбалансированной структуры привлеченных ресурсов. При этом имеется в виду принцип диверсификации ресурсной базы. Основой ресурсной базы являются депозитные источники ресурсов, для их формирования банки осуществляют пассивные операции. Для увеличения остатков на счетах клиентов банк открывает клиентам новые счета и создает определенный режим функционирования счета выгодный для клиента (предоставление овердрафта, кредитной линии, др. инструменты и продукты). Предполагается, что КО будет быстро и эффективно осуществлять расчетно-кассовые операции по лицевому счету. Для привлечения депозитов юр. лиц и вкладов физ. лиц предлагаются привлекательные условия по вкладам, депозитам в виде процентных ставок, способов и методов начисления процента и. т. д. В данном случае реализуются депозитные операции. Для обеспечения выпуска облигаций, векселей, сберегательных сертификатов КО проводит операции с ценными бумагами. Для эффективной покупки МБК банк осуществляет кредитные (пассивные) операции.
5.Организация безналичных расчетов в РФ. Организация безналичных расчетов в РФ осуществляется с Положением № 383-п «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.12. Данный документ разработан БР на основании ГК РФ. В № 383-п подробно описаны регламенты и процедуры безналичных расчетов, формы расчетов и расчетных документов. Безналичные расчеты осуществляются через корсчета в БР и децентрализованные счета (ЛОРО), счета участников расчетов внебанковских КО, счета межфилиальных расчетов. Списание средств со счета по распоряжению владельца на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете средств (за исключением случаев, когда предусмотрен овердрафт. Формы расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассовыми поручениями, расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование), расчеты в форме перевода электронных денежных средств. Формы расчетов избираются клиентами самостоятельно и предусматриваются в заключаемых договорах. В рамках расчетов рассматриваются плательщики и получатели (взыскатели). Банки не вмешиваются в договорные отношения между клиентами. Основные формы расчетных документов: аккредитивы, чеки, инкассовые поручения, платежные требования. Форматы документов устанавливаются по общероссийскому классификатору. Все расчетные документы должны обладать типовым набором реквизитов, в числе которых: наименование, №, число, месяц, год, вид платежа; наименование плательщика и получателя; номера лицевых счетов, ИНН; наименование и местонахождения банков плательщика и получателя; БИКи (банковские идентификационные коды), № корсчетов, назначение, сумма, очередность платежа, вид операции, подписи, печать. Расчетные документы действительны к предоставлению в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки, количество экземпляров должно соответствовать количеству участников расчетов. На 1-м экземпляре подписи, печать. Расчеты платежными поручениями – доминируют в безналичном обороте. Платежными поручениями производятся перечисления за товары, работы, услуги в бюджет и внебюджетные фонды, для возврата кредитов и размещения депозитов в других случаях. При достаточности денежных средств на счете плательщика при перечислении клиенту банка: ДТ 405-408 КТ 405-408, не клиенту в другой банк – ДТ 405-408 КТ 30102. При отсутствии недостаточности денежных средств – поручения в картотеку №2 (проводка внебалансовая – ДТ 90902 КТ 99999). Откуда возможна частичная оплата посредством платежных ордеров. При расчетах аккредитивами следующая процедура: после заключения договора плательщик представляет в банк-эмитент аккредитив (покрытый, непокрытый; отзывной, безотзывной). Банк эмитент открывает сумму аккредитива со счета плательщика (ДТ405-408сч.), одновременно выставлен покрытый аккредитив, отражается на внебалансовом счете (ДТ909 07, КТ999 99). Исполняющий банк зачисляет сумму покрытого аккредитива на аккредитивный счет (ДТ301 02, КТ409 01). После выполнения условий договора, грузоотправитель (получатель) представляет в исполняющий банк реестр счетов на основании которого деньги зачисляются на счет получателя (ДТ409 01, КТ405-408). После получения 2-го и 3-го экземпляра реестра банком-эмитентом закрывается соответствующий внебалансовый счет (ДТ999 99,КТ909 07). При чековой форме клиент депонирует необходимую сумму на чековом счете (Д405-408, К409 03), получая в КО расчетные чеки. Использовав чеки во взаиморасчетах чекодатель передает чек чекодержателю, который представляет чек в свой банк на инкассо. При реестре банк чекодержателя пересылает чеки в банк чекодателя, последний списывает сумму чеков (ДТ409 03, КТ301 02), банк чекодателя зачисляет данную сумму на счет чекодержателя (ДТ301 02, КТ405-408). Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) рассмотрим на примере расчетов платежными требованиями, оплаченными с акцептом плательщиков. Исходные условия: 1) наличие договора; срок для акцепта не менее 5-и рабочих дней; платежные требования принимаются после отгрузки продукции, представляется в свой банк на инкассо при реестре, банк эмитент пересылает требования в исполняющий банк где требования помещаются в картотеку №1 (ДТ909 01, КТ999 99). Сейчас плательщик должен дать заявление об акцепте либо об отказе требования на основании законных условий. В случае положительного акцепта требования оплачиваются по окончании срока акцепта (ДТ405-408, КТ301 02) и внебалансовая проводка (ДТ999 99, КТ909 01). Оптимальной формой безналичных расчетов учитывающей интересы плательщика и получателя платежа является аккредитивная форма расчетов.     6.Система межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты – безналичные расчеты между КО. Расчеты могут осуществляться через расчетную сеть БР и непосредственно по корреспондентским. счетам ЛОРО, НОСТРО, открытыми банками на балансах друг друга. Расчеты через расчетную сеть БР регулируются «Положением о платежной системе Банка России» № 384-п от 15.03.2013. Расчетная сеть БР представляет собой систему ГРКЦ и РКЦ, последние из которых являются структурными подразделениями БР, действующими в составе его территориальных учреждений. Всего в РФ 88 ГРКЦ и более 1000 РКЦ. Значительная часть межбанковских расчетов осуществляется через расчетная сеть БР. Для проведения расчетных операций каждая КО открывает по месту своего нахождения 1 корсчет (филиалы КО открывают субкорсчета). На балансе ГРКЦ лицевой корсчет открывается на счете 30101, на балансе КО – объекты по корсчету отражаются по счету 30102. Некоторые положения проведения централизованных расчетов: прием расчетных документов в КО – независимо от остатков средств на корсчете, КО определяет вид платежа – почтой, телеграфом, электронно (сейчас в платежном обороте преобладают внутрирегиональные и межрегиональные электронные платежи), КО представляет расчетные документы в электронном виде и на бумажных носителях, операции по списанию денежных средств с кор. счета подтверждается выпиской из корсчета, банк представляет в ГРКЦ сводное плат. поручение в 2-х экземплярах, к которому прилагаются расчетные документы клиентов и их опись, расчеты между ГРКЦ осуществляется через систему межфилиальных оборотов посредством авизо – официальное извещение одним филиалом другого (ГРКЦ) о выполнении расчетных операций по корсчетам, при этом ГРКЦ1, начинающая операцию по расчетам (начальный провод) называется филиалом А. На его балансе списание денежных средств с корсчета банка-плательщика, сопровождается бух. проводкой - ДТ 30101 КТ 30701(30703), ГРКЦ2 (филиал Б) зачисляет сумму по авизо на кор. счет банка-получателя, при этом следующая корреспонденция счетов: ДТ 30706(30708) КТ 30101. Кроме 30101 остальные счета открываются только на балансе ГРКЦ. Децентрализованные расчеты (прямые) предполагают открытие банками друг у друга корсчетов ЛОРО (30109П). Объекты, по которым отражаются у открывших их банков по НОСТРО (30110А). В соответствии с 2-П банком-корреспондентом является КО открывшая счет 30109 другому банку. Последний считается банком-респондентом и является распорядителем ЛОРО. В процессе проведения децентрализованных расчетов выделяют банк-отправитель платежа – КО, которая начинает операцию периода (списание, зачисление) по корсчету. Также существует банк-исполнитель платежа, который на основании полученных от банка-отправителя документов отражает указанные в них операции по корсчету. Децентрализованные расчеты имеют преимущества, поскольку банки-корреспонденты самостоятельно формируют маршрут платежа, определяют способы передачи информации и. т. д. Несмотря на эффективность централизованных расчетов в настоящее время децентрализованные расчеты предоставляют участникам расчетов большие гарантии по выполнению обязательств банка перед клиентами. На практике обычно комбинируются централизованные и децентрализованные межбанковские расчеты. 9.Пассивные операции банков. Депозитные операции и депозитная политика банков. Депозиты составляют часть ресурсной базы банка. Депозиты – это передача средств клиента во временное пользование банка, остатки на счетах клиентов, «мнимые» депозиты, депозиты до востребования. Одной из целей КО является создание условий для перевода остатков на клиентских счетах в разряд срочных депозитов, что подкрепляет ликвидность КО. В плане счетов БУ в КО принимаемые банком депозиты отражаются на балансовых счетах 3,4 разделов. На счетах 3 раздела приняты межбанковские депозиты: от Банка России (31213-31221), от КО (315), от банков-нерезидентов (316). Клиентские депозиты на балансовых счетах 4 раздела 410-426 – это собственно депозиты, 427-440 – прочие привлеченные средства. Наибольшие на депозитных счетах, как правило, имеются на 421 счете (депозиты негосударственных коммерческих организаций), на 423 – депозиты и прочие привлеченные средства физ. лиц, на 426 – депозиты и прочие привлеченные средства физ. лиц-нерезидентов. По плану счетов предусмотрены следующие сроки для оформления депозитов: до востребования сроком до 30 дней, 31-90 дн., 91-180 дн., 181-1год, 1-3 года, свыше 3 лет и для расчетов с использованием банковских карт (с 01-08). Некоторые бухгалтерские проводки при совершении депозитных операций: Принят вклад физического лица-резидента сроком на 90 дней – ДТ20202 КТ 42303; Принят депозит от ООО сроком на 30 дней – ДТ 40702 КТ 42102; Возвращен депозит физическому лицу-нерезиденту, ранее принятый до востребования – ДТ 42601 КТ 20202. Сумма срочного депозита устанавливается круглыми суммами. При изменении суммы депозита возможно расторжение депозитного договора либо его сохранение (в случае пополняемого депозита). Некоторые банки устанавливают минимальный размер срочного вклада. Как правило, КО самостоятельно разрабатывает типовой депозитный договор. Основным нормативным документом, регулирующим порядок начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств является Положение №39-П. В данном документе дана исчерпывающая характеристика основных регламентов, процедур, документооборотов при проведении депозитных операций. Здесь сформулированы правила начисления и уплаты процентов. Так, например, по 39 положению уплата процентов банком производится в сроки по договору, проценты на привлеченные средства начисляются на остатки задолженности по основному долгу на начало операционного дня, начисленные проценты подлежат отражению не реже 1 раза в месяц, начисление процентов может осуществляться по формулам простых, сложных процентов с использованием фиксированной либо плавающей процентной ставки. С учетом нормативной базы и собственных представлений банки формулируют и реализуют депозитную политику как совокупность норм, требований, регламентов и процедур по привлечению вкладов, депозитов. В депозитной политике фиксируются стандарты КО по работе с вкладами, депозитами. Важной частью депозитной политики является процентная политика, ориентиром для установления процентов по депозитам является ставка рефинансирования БР (13%). Обычно банки предлагают проценты по депозитам ниже либо на уровне ставки рефинансирования. Определяющими факторами при установлении процентов по депозитам являются срок размещения (чем больше срок, тем выше проценты, и наоборот), периодичность выплат (чем реже выплаты, тем выше процент). Существуют и другие аксиомы депозитной политики. Среди банков лидирующих по объему депозитов привлеченных от физ. лиц выделим следующие банки: (по состоянию на 1.04.2014) Сбербанк России – 7375 млрд. руб. ВТБ 24 – 1384 млрд. руб. Газпромбанк – 376 млрд. руб.   10.Баланс банка. Структура баланса, особенности учета активных и пассивных операций. Баланс КО – основной документ синтетического учета, представляет собой способ экономической группировки экономически-однородных статей по активам и пассивам. Баланс также является основным итоговым документом, отражающим состояние активных и пассивных операций на определенную дату. Для понимания структуры баланса отметим особенности учета активных и пассивных операций, которые представлены в Положении №385-П от «О правилах ведения БУ в КО». В данном документе сформулированы основные задачи БУ в КО, принципы БУ в КО (непрерывность деятельности, постоянство правил БУ, осторожность – активные и пассивные операции отражаются в БУ разумно, отражение доходов и расходов по кассовому методу и методу начисления, раздельное отражение активов и пассивов, преемственность входящего баланса). В БУ в КО существуют определенные особенности, касающиеся учета активов и пассивов. К ним относятся следующие: - активы и пассивы учитываются по первоначальной стоимости на момент приобретения, возникновения, которая не изменяется до момента их списания, реализации, выкупа; - активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценных камнях переоцениваются по мере изменения валютного курса и цены актива; - счета в БУ определены только активные и только пассивные. Также представлены парные счета: по пассивному парному счету не допускается дебетовое сальдо, по активному – кредитовое, за исключением овердрафта. Структура баланса КО совпадает со структурой плана счетов. В плане счетов предусмотрена следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета 1 порядка, счета 2 порядка, лицевые счета аналитического учета. Существует 5 глав в плане счетов: а) балансовые счета, б) доверительного управления, в) внебалансовые, г) срочные, д) счета депо. Основным считается баланс по счетам главы А. здесь 7 разделов: 1 – капитал; 2 – денежные средства и драгоценные металлы; 3 – межбанковские операции; 4 – операции с клиентами; 5 – операции с ценными бумагами; 6 – средства и имущество; 7 – результатаы деятельности. Все совершаемые КО операции отражаются в ежедневном бухгалтерском балансе, банковские операции в иностранной валюте отражаются в едином балансе в рублях. Баланс КО должен отвечать следующим основным требованиям: составляется по счетам 2 порядка, по каждому счету 2 порядка суммы показываются отдельно в колонках по счетам в рублях, по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублях, и итого по счету, баланс должен быть читаемый, первичные балансы – в рублях и копейках, сводные – в единицах, указанных для составления финансовой отчетности. Анализ баланса КО позволяет иметь детальную и достоверную информацию его деятельности, выявлять внутрибанковские резервы, принимать обоснованные управленческие решения. Банки обязаны публиковать свою фин. Отчетность, в т. ч.: агрегированный баланс в открытой печати. В настоящее время достаточно полные данные об остатках на активных и пассивных счетах балансов КО находятся на сайте БР (www. CBR. ru). Используя данные отчетности по балансам банка можно агрегировать указанные балансы с использованием различных моделей финансового менеджмента.   11.Активные операции банка. Управление активами банка. Существуют различные классификации активов КО, которые формируются в результате проведения банками активных операций. В наиболее общем виде могут быть выделены следующие виды активов: ликвидные, доходообразующие, капитализированные и нематериальные активы. К ликвидным активам относят: кассовые активы (операционная касса – 20202-20208), резервные требования и средства на децентрализованных кор. счетах – 30110. В составе доходообразующих выделяются: кредитный портфель, состоящий из краткосрочных и долгосрочных (441,457), прочих размещенных средств (460,473) и предоставленных МБК (320, 321). У КО кредиты являются основными доходообразующими активами, крупными банками по объему классического кредитования предприятий являются (на 01.04.2014): Сбербанк России – 8762 млрд. руб., ВТБ – 2447 млрд. руб.; Газпромбанк – 2187 млрд. руб. Некоторую часть доходообразующих активов составляют вложения КО в долговые обязательства (501-503), вложения в акции (506-509) и вложения в векселя (512-519). Доля ц.б. на балансах банков незначительна в силу высоких рисков, сохранившихся на рынке ц.б. В некоторой степени банки совершают факторинговые опера­ции(47402) и операции финансовой аренды, лизинга (47701). К капиталообразующим и нематериальным активам относятся: имущество банков, в т. ч.: основные сред­ства (604), НМА (609), материальные запасы (610). Активы принято классифицировать с разных позиций: с позиций ликвидности – наиболее ликвидные – кассовые активы, доходообразующие, капитализированные и НМА – наихудший уровень ликвидности, называемые иммобилизованными активами. В этом смысле управление активами предполагает их конверсию или превращение одного вида актива в другой посредством различных способов и методов - от непредоставления очередных кредитов после возвращения предшествующих до продажи кредитов с баланса на основе договора цессии и их секьюритизации (превращение в долговые ц.б.). При этом необходимо соблюдать пропорцию между ликвидными и доходообразующими активами. Другой критерий классификации активов – с т. зрения риска по группам. Так, в Инструкции №139-И выделено 5 групп активов (коэффициент риска 0-100%). Например, средства на кор. счетах в БР(0%), наличная валюта и платежные доку­менты (2%), кредитные требования к заемщику, гарантированные РФ (10%), вложения в долговые обязательства субъектов РФ (20%), средства на корсчетах в банках-резидентах РФ (50%), обычные кредиты (100%). С позиции управления риском банк минимизирует величину наиболее рисковых активов и наращивает долю наименее рисковых активов. Эффективность управления активами фиксируется на базе различных показателей финансового менеджмента. В их основе лежит формула Дюпона и декомпозиционный анализ. В наиболее простом виде показателем эффективности активов может быть показатель ПЭА = Прибыль/Активы. О потенциале эффективно­сти активов свидетельствует показатель ДНА=Доходы/Активы. Полная версия формулы Дюпона следующая: Кроме формулы Дюпона может быть рассчитана экономическая отдача на капитал и другие показатели. При этом используются различные финансовые методики финансового менеджмента в банке – прибыльность активов с помощью модифицированного балансового уравнения, основного балансового уравнения сравнительного аналитического баланса и других 21.Банковские риски. Управление банковскими рисками. Принятие рисков – основа банковского дела. Теория рисков основана на вероятностном подходе. Для КО риск означает некоторую неопределенность, связанную с конкретным событием. Например, будет ли погашен в срок кредит, возрастет ли объем депозитов, снизятся ли процентные ставки и. т. д. Независимо от той или иной банковской стратегии сохраняется проблема риска при совершении банковских операций. Существует большое число классификаций банковских рисков. Одна из них выглядит так: в составе рисков выделяются: внутренние, региональные, республиканские риски. В составе внутренних: балансовые (риск структуры капитала, кредитный, валютный, процентный, рыночный, по формированию депозита, несбалансированной ликвидности, лизинговые, факторинговые); внебалансовые (риски при проведении операций доверительного управления, срочных, депозитных, риск утраты обеспечения); риски предоставления финансовых услуг (операционные, технологические, банковских инноваций). К региональному риску относятся: макроэкономические, социальные, конкурентные, страховой. В составе республиканских рисков: геофизический, экономический, политический. Коротко охарактеризуем некоторые виды риска: - кредитный риск (254-П и 139-И) – вероятность того, что стоимость части кредитного портфеля уменьшится или станет равный 0. показателями кредитного риска выступают наличие просроченной задолженности по кредитам и процентам, списание кредитов с баланса банка за счет резерва, значительная величина резервов под возможные потери, недостаточное обеспечение; - риск несбалансированной ликвидности – вероятность возникновения недостаточности средств (резервов 1 очереди) для выполнения обязательств банка. Критерием данного вида риска являются низкие значения ликвидных активов баланса (Н2-Н5 по 139-И), большие объемы заимствований на рынке МБК, значительная доля вкладов до востребования в ресурсной базе; -процентный риск – вероятность движения процентных ставок в непрогнозируемом направлении и соответствующее снижение маржи. Для прогноза и учета изменения процентных ставок используются методики ГЭПа (разрыв между активами и обязательствами банка, чувствительными к изменению процентных ставок в данном периоде) и управление дисбалансами; - риск недополучения прибыли – вероятность увеличения рисков и сокращения доходов; - риск неплатежеспособности (банкротства) – вероятность утраты банком жизнедеятельности в долгосрочном плане вследствие реализации необоснованной стратегии. Как правило, реализуется при активах плохого качества. Другие виды рисков – инфляционный (обесценение доходов банков), политический (ухудшение финансовых показателей из-за изменения законодательства), злоупотребления (владельцы банка и служащие могут нарушить закон). Наиболее распространенными способами защиты от рисков являются следующие: а) управление качеством, в том числе активов, умение разрешать проблемы до их возникновения; б) управление дисбалансами и ГЭПом; в) диверсификация активов и пассивов; г) создание резервов под возможные потери; д) наращивание собственного капитала; е) страхование изменения процентных ставок за счет подписания с клиентом соответствующих договоров; ж) использование процентных контрактов типа кэпов (когда продавец и покупатель соглашаются ограничить диапазон «плавания» процентных ставок точно определенным уровнем в течение определенного периода времени, в данном случае самую высокую процентную ставку), флоров (самую низкую), коридоров (среднюю процентную ставку). 25.Оценка кредитоспособности заёмщика. В рамках процесса банковского кредитования оценка кредитоспособности клиента – заемщика является важнейшим элементом минимизации кредитного риска. Нормативная база Банка России однозначно требует оценки финансового состояния предприятия. В Положении № 254-П даны критерии финансового положения заемщика, которое можно оценивать как хорошее стабильность производства, положительная величина чистых активов, рентабельность и платежеспособность, отсутствие негативных явлений, способных повлиять на финансовую устойчивость в перспективе. При среднем финансовом положении отсутствуют прямые угрозы текущему финансовому положению, однако имеются негативные явления, которые могут привести в перспективе к появлению финансовых трудностей. При плохом финансовом положении заемщик является несостоятельным банкротом либо неплатежеспособным, при этом анализ его финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует об угрожающих негативных явлениях (тенденциях). Кроме того, при оценке финансового состояния учитывается наличие картотеки неоплаченных расчетных документов, имеющаяся просроченная задолженность перед бюджетами, несоблюдение банками обязательных нормативов (если заемщик-банк), наличие у заемщика неликвидных запасов, потеря либо снижение заемщиком физ. лицом уровня доходов или имущества. В случае негативной оценки кредитоспособности заемщика по указанным критериям кредитный отдел должен дать отрицательное заключение по кредитной заявке и отказать предприятию или физ. лицу в предоставлении кредита. При оценке кредитоспособности заемщика кредитная организация использует традиционные и нетрадиционные подходы, формализованные и неформализованные методы. Рассчитываются финансовые коэффициенты, прогнозируется вероятность возможного банкротства (индекс Альтмана), анализируется эффективность финансово-хозяйственной деятельности на основе формулы Дюпона, используются подходы по оценке финансового рычага. В рамках классических подходов к оценке кредитоспособности рассчитываются коэффициенты ликвидности, деловой активности, рентабельности, платежеспособности, структуры капитала. В составе показателей ликвидности 1.Изменение рентабельности активов под влиянием коэффициента оборачиваемости имущества – качественный фактор. 2.Изменение рентабельности активов за счет приращения рентабельности реализации – количественный фактор. 3.Совокупное влияние факторов и проверка правильности выполненных расчетов: на основании формулы Дюпона можно моделировать варианты развития предприятия заемщика с учетом потенциального предоставления банковского кредита. Вероятность возможного банкротства можно определить на основании Z-индекса Э. Альтмана. К1 – доля оборотных средств в активах, т.е. К2 – рентабельность активов по чистой прибыли, т.е. К3 – рентабельность активов по балансовой прибыли, т.е.   Основным коэффициентом деловой активности является Коэффициент оборачиваемости имущества (активов) = ; чем коэффициент оборачиваемости больше, тем лучше. Среди показателей рентабельности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: