Субъекты финансового права

Финансовое законодательство определяет субъектов финансового права. К ним относятся: территориальные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и предприятия негосударственной формы собственности, граждане. Субъект финансового права - это лицо (физическое или юридическое), которое законодательство наделяет правами и обязанностями в области публичной финансовой деятельности, предоставляя возможность быть участником конкретного финансового правоотношения[6].

Субъекты финансового правоотношения - это реальные участники конкретного финансового правоотношения. Безработный гражданин Сидоров является субъектом финансового (налогового) права, но не является участником финансового (налогового) правоотношения. Занявшись бизнесом и имея доход с него, Сидоров становится участником финансового (налогового) правоотношения. Таким образом, переход субъекта финансового правоотношения из одного состояния в другое связан с процессом превращения возможности в действительность.

В зависимости от организационно-правового статуса можно выделить следующие группы субъектов финансового права: 1) территориальные образования; 2) коллективные субъекты; 3) индивидуальные субъекты.

Территориальные образования. Под общественно-территориальным образованием как субъектом финансового права следует понимать земельное пространство с определенными юридическими границами, проживающим на нем населением и имеющим органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые реализуют принадлежащие данному образованию права и обязанности. К таким общественно-территориальным образованиям относятся: а) Российская Федерация как государство; б) наиболее крупные части этого государства - субъекты РФ; в) муниципальные образования - государственно-территориальные единицы (города, поселки, муниципальные районы, иные населенные пункты), в которых осуществляется местное самоуправление.

Российская Федерация как единое государство, будучи особым субъектом финансового права, выступает в этом качестве в двух ипостасях. Во-первых, как суверенное государство, Российская Федерация распространяет свою финансовую власть на всю принадлежащую ей территорию. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российского государства находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные банки. Предоставленные финансовые права Российская Федерация реализует через федеральные органы власти, к которым относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные ведомства. Во-вторых, Российская Федерация, являясь субъектом финансового права, выступает как хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на создание финансовых и материальных условий, необходимых для выполнения своих задач и функций. С этой стороны Российская Федерация реализует одно из фундаментальных финансовых прав - право распоряжаться значительной частью казны. Эту часть казны составляют денежные средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также денежные средства Центрального банка РФ. Поэтому Российская Федерация как субъект финансового права прежде всего является субъектом бюджетного права, а также других финансовых прав: на денежную эмиссию, на установление федеральных налогов и сборов, на государственные займы, валютное регулирование и т.д.

Субъект Российской Федерации - следующее общественно-территориальное образование, являющееся субъектом финансового права. От Российской Федерации как государства субъект Российской Федерации отличается тем, что право суверенитета и право территориального верховенства принадлежит только Российской Федерации. В остальном для субъекта Российской Федерации как субъекта финансового права характерны те же черты, какие присущи и Российской Федерации как субъекту финансового права. Так, согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ за субъектом Российской Федерации закреплено право государственной собственности на определенную часть казны, т.е. на бюджетные средства.

Федеральное устройство страны, освободив в соответствии с Конституцией РФ общественно-территориальные образования типа "субъект Российской Федерации" от тотальной опеки государства (как это было в СССР), наделило эти образования элементами самостоятельности и предоставило целый ряд прав финансового характера: право на собственный бюджет, право на соответствующие налоги и сборы, право на выпуск органами субъекта РФ облигаций регионального займа.

Муниципальное образование - еще один субъект финансового права из числа общественно-территориальных образований. Муниципальные образования располагают кругом дел, которые им присущи в качестве неотъемлемых. Сюда относятся: охрана общественного порядка, жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение, образование и т.д. И поскольку названные дела лучше всего выполняют органы местного самоуправления собственными силами, муниципальное образование наделяется законодательством соответствующими правами, в первую очередь финансовыми, которые (не мешает напомнить об этом) в XIX веке в юридической литературе признавались "прирожденными"

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принятии всенародное голосование 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.

2. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 6. Ст. 319; (СПС Консультант+ 14.12.2017).

3. Постановление Правительства РФ от 24.05.2017 N 623 "О порядке формирования и ведения перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам (СПС Консультант+ 14.12.2017).

4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 8. Ст. 599. (СПС Консультант+ 14.12.2017).

5. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской (СПС Консультант+ 14.12.2017).

6. "Финансовое право: Учебник для бакалавров" (3-е издание) (под ред. И.А. Цинделиани) ("Проспект", 2016)" Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

7. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. М.: РАП; Эксмо, 2008. С. 95.

 


[1] Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422.

 

 

[2] глава 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

 

[3] Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ

(ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования"

 

[4] Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской

[5] Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. М.: РАП; Эксмо, 2008. С. 95.

 

[6] Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004. С. 99

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: