При выполнении контрольных вопросов по теме «Растительная клетка» особое внимание следует обратить на строение клетки и ее органоидов. Описывая отдельные органоиды, нужно указать их субмикроскопическое строение, химический состав и выполняемые функции. Излагая материал о продуктах жизнедеятельности клетки, необходимо обратить внимание на места их отложения в клетке, в тканях, обязательно привести примеры растений.
При описании разных типов ткани отметьте своеобразие их строения и функций, местонахождение в теле растений.
Следует тщательно излагать материал по проводящим пучкам: открытым и закрытым – по наличию камбия; коллатеральным, концентрическим и радиальным. При этом нужно указать ткани, входящие в их состав.
При ответе на вопросы по вегетативным органам растений необходимо детально описать их внутреннее строение, последовательность расположения тканей и их роль в жизни растения. При изложении материала по морфологии растений, следует приводить больше конкретных примеров растений и примеры использования вегетативных органов растений и их метаморфозов в практике сельского хозяйства.
|
|
При изложении вопросов по теме «Цветок и соцветие», «Семя и плод» нужно четко раскрыть поставленный вопрос, приводя примеры строения цветков и плодов растений различных семейств. Особенно внимательно следует отнестись к вопросам по развитию цветка и его органов, описанию микроспорогенеза и мегаспорогенеза, двойного оплодотворения. Ответы необходимо проиллюстрировать рисунками.
Контрольные вопросы носят различный характер. Некоторые задания затрагивают ботанические понятия (гаметофит, спорофит, зигота, спора и другие). Обычно в конце учебника имеется предметный указатель, пользуясь которым можно найти соответствующий раздел и дать краткий ответ на вопрос. Если речь идет о систематическом положении вида растения, то указываются таксономические (систематические) единицы более высокого ранга, к которым он относится: род, семейство, порядок, класс, отдел.
Большое внимание в контрольных заданиях уделяется характеристике условий местообитания растений. При описании внешнего строения растения и его биологии (особенно оплодотворения, размножения) следует подчеркнуть приспособленность к условиям существования.
Если речь идет о какой-либо экологической группе растений то в ответе следует рассмотреть несколько организмов, которые описаны в одном из учебников основного списка литературы, а не ограничиваться одним – двумя примерами.
В контрольных заданиях имеется много вопросов сравнительного характера. В таком случае надо не просто описать два растения или два явления, а отметить черты сходства и различия и показать более совершенный тип строения.
|
|
При описании жизненного цикла архегониальных растений должно быть четко показано чередование двух поколений: гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение), а также отмечено преобладающее поколение.
Если в задании требуется описать эволюцию гаметофита или спорофита определенной группы растений, то, прежде всего, следует указать, какие растения входят в эту группу, какое строение имеет гаметофит или спорофит, а также отметить, совершенствуется или упрощается их строение в процессе эволюции, с чем это связано.
Внимательное рассмотрение рисунков, приводимых в учебнике, и самостоятельные зарисовки помогают лучше понять и запомнить материал. Рисунки позволяют конкретно представлять форму, структуру и закономерности строения клеток, тканей, органов и их систем. Эти образные представления о структурах и закономерностях в строении растений связываются с пониманием функций различных частей растений и практическим применением.
Для приобретения навыков выполнения рисунков рекомендуется сначала перерисовывать их из учебника с тем, чтобы в последующем можно было самостоятельно зарисовывать отдельные части (клетки, органы) растений и их микроскопическое строение. Рисунок должен передавать своеобразие структур и их расположение в пределах растения в соответствии с выполняемыми функциями.
Таблица 1
Рекомендуемая окраска тканей на рисунках
Ткани, клетка, части клеток | Окраска |
Эпидермис, эпиблема | Без окраски, простой карандаш |
Образовательная ткань (камбий, конус нарастания, перицикл, феллоген) | Голубая либо простой карандаш |
Основная ткань, флоэма | Синяя |
Ксилема, склеренхима (все ткани и клетки с одревесневшими оболочками) | Красная |
Пробка | Коричневая |
Хлоропласты, ассимиляционная паренхима | Зеленая |
Хромопласты | Оранжевая |
Железки, кутикула | Желтая |
Каждый рисунок должен быть правильно подписан, а его части детально обозначены цифрами или соответствующими надписями.
Ботаника, как и любая наука, имеет много специальных терминов, понятий, в усвоении которых студенты испытывают затруднения. С целью лучшего запоминания терминов при самостоятельном изучении дисциплины следует составлять ботанический словарь. Он оформляется в виде записной книжки с алфавитом. Все страницы словаря следует разделить на 2 колонки и сверху сделать надписи граф: название термина, содержание. На каждую букву следует отвести несколько страниц в словаре. При изучении текста учебника встретившийся новый термин необходимо вписать в словарь, пояснить его содержание и указать тему, в которой он встретился.
Таблица 2
Образец записи в ботаническом словаре
Название термина | Содержание термина |
Мацерация | Процесс разъединения ткани на отдельные клетки вследствие разрушения средней пластинки |
Для перевода латинских слов (ботанических терминов) на русский язык можно использовать следующие источники:
1. Кирпичников, М.Э., Русско-латинский словарь для ботаников (с примерами и пояснениями) / И.Э. Кирпичников, Н.Н. Забинкова. – М.: Наука, 1977. – 856 с.
2. Латинский язык для аграриев [Текст] / Ред. проф. Соколов И.Д. – Луганск: Элтон, 2005. – 384 с.
3. Интернет-ресурсы.
Ботанический словарь является важным средством организации и проверки самостоятельной работы студентов в межсессионный период, а также контролирующим, обучающим и справочным пособием во время сессии.