Прогноз, предсказание, предвидение

Какая, например, завтра погода будет? В газете уже написано. А чрез неделю? Как-то робко в гидромете о том говорят, и девушка в телевизоре, про погоду рассказывающая, все больше на сей счет плечиками пожимает: не знаю, мол, точно, не вполне здесь уверена: может снег пойдет, а может и просто ветер дуть будет, а откуда, с какой стороны, с юга, севера, нам про то пока неизвестно. Проживем дней пять, тогда и скажем.

А чем погода от климата отличается? Не одно ли это и то же?

Климат - тенденция изменений погоды. Изменений во времени! И вот тут парадокс вскрывается: в различных масштабах времени степень предсказуемости событий изменяется или может изменяться. Мы не знаем, пойдет ли снег в следующую пятницу, тем более не знаем, каким будет лето будущего года. Но как изменится климат через сто лет, через две тысячи, пожалуй, предсказать можно с не меньшей, а, может быть, большей степенью вероятности, чем погоду на следующее лето. Здесь мелкие факторы меньше учитываются. А крупных небольшое число остается. И все равно загадок немало. Но в прошлом, в истории Земли, все ж отгадки имеются.

Мы знаем, что глобальный климат на Земле претерпел существеннейшие изменения, сыгравшие важную роль в истории планеты. Например, 200 или 300 миллионов лет назад климат был гораздо мягче, чем сегодня: континенты практически не были покрыты льдом, а уровень океана был примерно на 80 метров выше, чем сейчас. В третичный период, 40 миллионов лет назад, различие между температурой на полюсах и в экваториальных зонах возросло. Потом серия обледенений отметила четвертичный период. Несколько тысяч лет назад, после отступления ледников, Земля достигла состояния, которое часто называют "климатическим оптиумом": в ту эпоху, закончившуюся 3 тысячи лет назад с наступлением железного века, в Сахаре процветало земледелие.

Потом тенденция как бы обратно разворачиваться стала. И что будет через 3 тысячи лет, предсказать в полной мере невозможно. (Ведь тенденция эта может и измениться под воздействием различных факторов, как, к примеру, вариации потока солнечной энергии. 11) Но большие основания для верных предсказаний все ж есть!

11 Источник: Lamb H. Climate: Present, Past and Future.- London: Methuen, 1977.

 

Прогноз – научное определение будущего результата изменения данного явления, процесса на основе установленной тенденции его развития.

Предвидение – интуитивное или трансцендентное ощущение результатов развития событий.

Предсказание – высказанное предвидение.

Различность терминов в разных масштабах времени.

Предвидение и предсказание – термины, применяемые, как правило, в отношении долгосрочных, отдаленных событий. Прогноз – относительно близлежащих.

 

 

Время и смысл

Михаил Михайлович Бахтин для понимания времени в человеческой жизни вводит и применяет различные его характеристики. "Малое" и "Большое время", например. Современность, с точки зрения Бахтина, - это «малое время». Человеческий анализ, говорит он, "обычно копошится на узком пространстве малого времени, то есть современности и ближайшего прошлого и представимого - желаемого и пугающего - будущего".

Одним из примечательных критериев малого времени выступает у Бахтина, по его меткому выражению, «мелкочеловеческое отношение людей к своему будущему», которое, проявляется в людских пожеланиях, надеждах и страхе перед этой жизнью. В таком понимании времени мы, как правило, не видим ценностной непредрешенности времени, окружающего и охватывающего нас своим потоком, не чувствуем его "сюрпризности", абсолютной новизны, чуда.

 

Потому Бахтин как большой и признанный теперь, наконец, русский философ и ученый настойчиво подводит к необходимости анализа и понимания большого времени, представляющего собой "бесконечный и незавершенный диалог, в котором ни один смысл не умирает". 12

12 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.- С. 390.

О смысле деятельности предпринимателя - чуть позже разговор. Но что имеет ввиду Бахтин под всеми этими словами о большом времени, нам сейчас хоть немного разобраться нужно. Можем ли мы представить, читатель, что с нами в следующий четверг станет, какими будем мы в нем, независимо от того, пойдет ли в тот день дождь или снег выпадет? Вероятно можем. А на следующий год, как мы себя представляем? Здесь также есть определенное воображение. И через несколько лет мы жить собираемся - имеем шансы и планы на тот период.

А вот "будущее без меня", "будущее без нас" можем представить? Трудно, правда? А ведь и такое время наступит, и к такому соприкосновению с вечностью готовым надо быть. Ибо через тысячелетия и миллионы лет мир этот будет существовать без нас и как-то вроде бы и с нами вместе одновременно. Ведь мы в нем свой след навеки оставили.

И по-прежнему в мире этом мы существовать будем, только в других его формах. Ведь атомы, нас теперь наполняющие, из Вселенной никуда не денутся. И все же твердо здесь сказать себе следует, что не будет в том времени нас нынешних. Вот это Бахтин и называет большим временем, или "будущим без нас".

Все сие не только сильно нас огорчает, но и учит определенному мужеству. И верный смысл жизни при таком понимании времени как-то отчетливей осознается.

Помните, как у Льва Толстого господин Каренин получает орден, а вечером понимает вдруг, что это его последний орден на службе царской, что достиг он теперь пика своей карьеры чиновничьей. И о себе в тот момент он, кажется, впервые-то по-настоящему и задумывается как о существе, имеющем конечное существование на этой земле. И смысл жизни своей через то как-то по-особенному вдруг понимает, а до этого, видать, и не очень о нем он задумывался. И горько тогда ему стало на душе его служиво-чиновничьей.

 

А лучше ведь с молодых лет о том размышлять и учиться мужеству. Тогда и путь свой жизненный можно избрать определенней, надежнее. На XIX Всемирном философском конгрессе, что в Москве в 1993 году проходил, на заседании секции метафизики в один из тех августовских дней выступил профессор В.С. Ярошенко и высказался запоминающе. Думаю, вам, дорогой читатель, это тоже интересным покажется и глубоким, а потому воспроизвожу здесь как сумел тогда записать, словно строчки поэтические.

Небытие первично.

Бытие вторично.

Время - атрибут бытия.

Бытие обладает сознанием.

Бытие первично.

Сознание вторично.

Страдание - атрибут сознания.

Страдающее сознание ведет поиск Бога.

Но Бога нет.

(Или он отсутствует, как прозвучало это в мягком переводе для иностранцев).

Страдание перерастает в ужас.

Мир погибнет, если ужасу не противопоставить мужество.

Мужество быть и существовать, то есть жить на этой Земле,

Несмотря на ужасы и конечность нашего бытия!

Вот это-то Бахтин и имел ввиду, говоря о большом времени и его особенностях. Только до Ярошенко, конечно, еще много людей над проблемами времени и смысла жизни задумывались. И не только философы, но и поэты.

 

Вот и Юлия Друнина, знаменитая поэтесса русская, очень тонко все то подметила и изложила в строчках стихотворных.

Не считаю, что слишком быстро

Мы заканчиваем игру, -

Жизнь ползет, но ползет, как искра,

По бикфордовому шнуру.

Нет для искры другой дороги -

Ближе к взрыву мы каждый час,

И хотя вы бессмертны боги,

Все же люди сильнее вас,

Потому что живут на свете,

Героически позабыв,

Про мгновение, когда осветит,

А потом все погасит...

Взрыв...

 

Строчки эти она еще в 70-е годы написала, кажется, а ушла из жизни, как в те 70-е и не подозревала, вероятно, что именно так уйдет. В 1991-м это случилось, когда парни из ГКЧП обмишурились по полному профилю (была такая контора, что-то вроде фирмы "Рога и копыта", только от политики - целых три дня продержалась), а на их плечах к власти другие парни пришли, не менее решительные, в экстремизме своем. Ну и, помните, памятники стали крушить исторические, что за годы власти советской вождям государства поставили. Бойко они в то время себя вели и безапеляционно: мы, мол, только истину в этой жизни знаем, а вы, "совки" там разные и прочие, ничего в ней демократической такой ни вот столечки не понимаете. Потом они еще в 1993-м опять свой радикал-авантюризм и экстремизм применить успели в схватке с другими авантюристами, ампиловцами, например, и прочими ребятами, к примеру, при мадам Андреевой состоящими.

 

В общем, хотели они тогда последним накостылять, как следует, чтоб знали мол, кузькину мать, и танки с бронетранспортерами в город столичный выкатили и стрельбу из орудий затеяли. Только вышло, что всем досталось, кто тогда им подвернулся и на пути встретился. А в последствие оказалось-выяснилось, что стало это трагедией для всех нас, против каждого обернулось.

Только Юлия Друнина всего этого уже не увидела и не узнала о том. Не выдержали нервы ее еще в ту осень 91-го, после августа. Села она в свою машину, включила двигатель, гараж плотно закрыла, да так и осталась сидеть, пока жизнь из нее, русской поэтессы истинной, не в пример некоторым, не вышла до остатка вся. Потому как смысл всей жизни своей она в тот момент потеряла и чувствовать перестала. Невмоготу ей стало новый смысл искать среди разгула торжествующего невежества. Об этом мы здесь для того еще пишем плюс размышляем вместе, чтобы невежество то больше себя безнаказанным никогда не чувствовало. Чтобы сидело оно глубоко в нас, само себя стеснялось, не высовывалось. И чтобы мы его, как Антон Павлович Чехов учил, вместе с рабством своим душевным выдавливать умели и тренировались упорно в деле этом.

 

И строчки Юлии Друниной мы для этой именно цели здесь привели и вспомнили. И Михаила Бахтина, тоже человека большого русского, с пониманием им большого времени истолковать попытались. Только Бахтин -то, он для того, чтобы наше время социальное и жизнь нашу человеческую поярче охарактеризовать, еще различные поучительные характеристики времени ввел, по-человечески как-то чутко и трогательно все у него получилось. "Авантюрное время" есть у него (не наших ли некоторых парней измерять им сегодняшних, что близко к штурвалу стоят?); "героическое время" имеется, а еще "сказочное" и "психологическое" (помните две минуты в переполненном метро?), "биографическое" и "историческое". И про все то самим прочитать было бы интересно.

 

Человек – смертное существо, его существование ограничено в пространстве и главное – во времени.

(См.: Тульчинский Г.Л. Перспективы космизма сверхчеловека и пола. В. Соловьев и В. Розанов о персонологии и гендере.)

Поэтому суть его сверхчеловечности состоит в преодолении этой ограниченности - в преодолении смерти.

 

“Хотя и все прочие животные умирают, но никому не придет в голову характеризовать их как смертных, - для человека же этот признак не только принимается как характерный, но и чувствуется еще в выражении “смертный” какой-то грустный упрек себе, чувствуется, что человек, сознавая неизбежность смерти как существенную особенность своего действительного состояния, решительно не хочет с нею мириться, нисколько не успокаивается на этом сознании ее неизбежности в данных условиях... если смерть совершенно необходима в этих наличных условиях, то кто же сказал, что сами эти условия неизменны и неприкосновенны?”[1] Животному смерть и смертность не могут быть поставлены “в укор и в характеристику”, поскольку животное не борется сознательно со смертью, а значит и не может быть ею побеждаемо. “... человек же есть прежде всего и в особенности “смертный” - в смысле побеждаемого, преодолеваемого смертью... значит, “сверхчеловек” должен быть прежде всего и в особенности победителем смерти - освобожденным освободителем человечества от тех существенных условий, которые делают смерть необходимою, и, следовательно, исполнителем тех условий, при которых возможно или вовсе не умирать, или, умерев, воскреснуть для вечной жизни.”[2] Поэтому сверхчеловечность по В. Соловьеву, это не стремление стать выше других, не борьба с ними, а борьба со смертью, стремление стать выше ее.

Причем В. Соловьев понимает эту проблему весьма практически, в духе Н. Федорова: “Положим, цель далека и теперь. Как она оказалась далекой для тех неразумных христиан первого века, которые думали, что вечная жизнь в воскресших и нетленных телах сейчас же упадет к ним с неба, - положим, она далека и теперь. Но ведь путь-то к ней ведущий, приближение к ней по этому пути, хотя бы и медленное, исполнение, хотя бы и несовершенное, но все же совершенствующееся, тех условий, полнота которых требуется для торжества над смертью, - это-то ведь, несомненно, возможно и существует действительно. Те условия, при которых смерть забирает над нами силу и побеждает нас, - они-то нам достаточно хорошо известны и по личному, и по общему опыту, так, значит, должны быть нам известны и противоположные условия, при которых мы забираем силу над смертью и в конце концов можем победить ее.”[3]

Согласно В.С. Соловьеву, “Богочеловек отличается от простого человека не как идеал представляемый, а как идеал осуществленный ”,[4] а Царство Божие есть “всеобщее воскресение и восстановление всяческих.”[5] Более того, “...бесконечное существование после смерти никак не вяжется логически с ничтожеством до рождения. ”[6] Природно человек существует только между физическим рождением и физической смертью. Допустить, что он существует как личность после смерти, значит признать, что он существует не только в природном мире, но и как умопостигаемая сущность. “Но в таком случае логически необходимо признать, что он существует не только после смерти, но и до рождения, потому что умопостигаемая сущность по понятию своему не подлежит форме нашего времени, которая есть только форма явлений.”[7]

Согласно В. Соловьеву, “одухотворяющая работа человека над своей телесностью и над земною природой вообще окажет свое благотворное воздействие назад, в прошедшее, лишь тогда, когда цель будет достигнута: прошедшее получит полноту своей действительности только в будущем.”[8] В этом процессе, “действуя на свою телесность и на внешнюю вещественную природу в смысле ее действительного одухотворения, каждый исполняет обязанность по отношению к своим предкам, платит им свой нравственный долг: получив от них физическое существование и все наследие предыдущей истории, новое поколение ведет дальше работу, в конце которой создаются условия жизненной полноты и для отошедших.”[9]

Таким образом, перед нами титанический проект преодоления конечности существования личности, достижения “нераздельной единосущности между собою отцов и детей”.[10] В соловьевской танатологии речь идет о преодолении смерти сугубо физической, плотской. А поскольку смерть связана с плотью, то преодоление ее для В. Соловьева оказывается преодолением самой плоти. Причем, в отличие от Ф. Ницше, соловьевская идея сверхчеловека отвергает гордость, поскольку она основана на самодовольстве и не предполагает необходимость совершенствования и самопреодоления. Поэтому сверхчеловечность, по В. Соловьеву, достигается смирением и аскезой[11]

 

 

11. Время как параметр (фактор и ресурс) управления персоналом.

Параметр – объективно-цифровое измерение чего-либо.

Время как параметр может быть подвергнуто анализу как фактор и как ресурс.

Фактор – воздействующая на данный процесс (детерминирующая процесс, явление) величина.

Фактор времени – детерминанта, определяющая степень важности времени как параметра в протекании тех или иных процессов и в возможности оптимального (выгодного управляющему) на них воздействия.

Ресурс – наличие, запас чего-либо.

Ресурс времени – наличие, запас времени для свершения тех или иных действий (управленческих воздействий на происходящие процессы.)

В психологическом восприятии времени понимание времени как ресурса меняется с возрастом человека.

Для молодого человека время есть неограниченный ресурс. Для пожилого – все более ограниченный ресурс. Поэтому деятельный человек с возрастом все более ценит время.

 

" Вся жизнь – это фактор времени ", - утверждает Якокка, возвращая нас к приземленным вопросам практического управления. (Только не будем забывать, что частные вопросы, вопросы практические нельзя решать без понимания общих вопросов, теоретических и стратегических).

"Слишком много менеджеров, - говорит Якокка,- позволяют себе долгую раскачку в процессе принятия решения, особенно те их них, кто обременен слишком большим образованием". Так утверждает человек, нам уже хорошо знакомый и с чувством времени тонко развитым.

 

(Неизвестно, может ли образование быть "слишком большим", как формулирует он, напомним лишь, что сам Якокка имел на тот момент за плечами не только один из лучших университетов, но и степень магистра. Лихайский университет в Бетлехеме, штат Пенсильвания, по его словам, в 40-е годы представлял собой что-то вроде вуза-спутника при компании "Бетлехем стил". "Его металлургический и химико-технологический факультеты числились среди лучших в мире", - подчеркивал всемирно известный менеджер и автор знаменитой книги. "Но учиться там на первых курсах,- отмечал он, - было равнозначно пребыванию в армейском лагере для новобранцев. Любого студента, не сумевшего соответствовать довольно высоким требованиям в учебе к концу второго курса, вежливо просили покинуть стены университета. Занятия в нем шли шесть дней в неделю, а с восьми утра каждую субботу читался еще курс статистики".)

Но вернемся к фактам и особенностям принятия решения менеджерами "со слишком большим образованием". "Однажды я сказал Филипу Колдуэллу, возглавившему компанию "Форд" после моего ухода: - вспоминает Якокка, - "Ваша беда в том, Фил, что вы окончили Гарвард, где вас учили не переходить к действиям, пока не станут известны все факты. В вашем распоряжении имеется 95 процентов фактов, но вы затрачиваете еще шесть месяцев на то, чтобы добыть последние 5 процентов. К моменту, когда вы их, наконец, добыли, оказывается, что они уже устарели, так как рыночная ситуация претерпела изменения". 13

13 См.: Якокка Л. Карьера менеджера. - С. 75, 45.

 

Алан Лакейн отмечает тот факт, что в нашей жизни есть множество людей с ложным чувством времени. 14

14 Лакейн А. Искусство успевать. - М.: Фаир, 1996.- С. 8-9.

Он разделяет таких людей на три большие группы, определяя их как человеческие типы:

1/ Сверхорганизованный человек, который постоянно составляет списки, проверяет списки, теряет списки. Он больше заинтересован в том, чтобы чувствовать себя организованным, чем на самом деле что-либо совершить. Он настолько стремится стать сверхорганизованным, что не замечает происходящих перемен, открывающихся новых возможностей и потребностей.

2/ Сверхактивный человек. Его стремление к рациональным решениям исключает эмоциональность и чувственность в восприятии мира. А отсюда, он не может рассматривать свою деятельность как искусство. А это, как мы видели, совершенно исключает творчество в его жизни. Лакейн так и отмечает: он лишен гибкости и способности к творческим решениям. А что за деловой человек вне творчества?

3/ Человек, помешанный на постоянном хронометраже времени. Внимание такого постоянно поглощено циферблатом часов. Он несется на всех порах, стараясь соблюсти невыносимо напряженное расписание. Он знает, как сэкономит 11 секунд во время утреннего завтрака, но теряет годы, а может быть и жизнь, не имея возможности расслабиться, подумать, одуматься, осмотреться и окинуть мудрым оком всю жизнь, ее приоритеты и ценности. Секунды те сэкономлены - смысл жизнь остался непонятым.

Слишком большая организованность также вредна, как и отсутствие таковой, замечает Лакейн. Помните наши рассуждения о порядке и хаосе, о соотношении их? Но верно и противоположное, подмеченное Паркинсоном: «Чрезмерный запас времени часто говорит о несобранности человека»,- подчеркивал он. Например, «слишком ранний приход может оказаться слишком поздним»,- давно доказал Паркинсон ниже. 15

15 Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона.- Минск: Попурри, 1997.- С. 118, 119.

 

Здесь самый момент поговорить о чувстве времени у выдающихся полководцев и поучиться у них для достижения успехов в практическом управлении.

Если некоторые полководцы, как Фемистокл или Кутузов (что отмечает Б.М.Теплов) поражают главным образом мудростью предвидения, то характерной чертой других является прежде всего быстрота - быстрота ориентировки, решения, действия. 16 Таковы в древности - Цезарь, в XVIII веке - Суворов. Недаром Цезарь был любимым героем Суворова: в нем больше всего импонировала Суворову быстрота. "Юлий Цезарь побеждал поспешностью", - говорил он. Или произносил другое: "Властвуй счастьем - быстротою Цезаря".

16 См.: Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1990. - С. 147-152.

Сам же Суворов в этом свойстве, пожалуй, превзошел того, кого ставил себе в качестве образца. Быстрота, стремительность, подвижность (во всех решительно проявлениях) - органическое свойство Суворова. " Его взгляды, движения отличались необыкновенной живостью. Он как будто не знал покоя и производил на наблюдателя впечатление человека, снедаемого жаждой - делать разом сотню дел", - отмечал А.Ф.Петрушевский. 17

17 Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов: В 3 т. - СПб, 1884.- Т. 1.- С. 282.

"Стремительность характеризовала все его поступки", - подчеркивал другой исследователь деятельности полководца - К.Н. Осипов. 18 "Даже в старости он не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, не обходил стоящий на пути стул, а перепрыгивал через него", - вновь говорит Петрушевский. 19 Быстрота входила в известную суворовскую триаду, единство с которой, как известно, составляли глазомер и натиск. "Время драгоценнее всего", - говорил Суворов. "Мгновенье дает победу", - неоднократно подчеркивал он. 20 Я действую не часами, а минутами», - утверждал полководец. Ибо, по его словам, "одна минута решает исход баталии, один час - успех кампании, один день - судьбы империи".

18 Осипов К.Н. Суворов. - М.: Госвоениздат, 1938.- С. 306.

19 Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов: В 3 т. - СПб, 1884.- Т. 1.- С. 749.

20 См.: Михневич Н.П. Суворов-стратег // Суворов в сообщениях профессоров Академии Генерального штаба. - СПб, 1900.- С. 7, 19.

Предписание одному из генералов, назначенных под его начальство, Суворов закончил словами: "Спешите, ваше сиятельство, деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего". 21

21 Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов. - СПб, 1900.- С. 531, 578.

 

Известно, что Суворов испытывал своего рода ужас и отвращение к ленивой медлительной мысли. Быстрота его действий (не только передвижений!) не имела себе равных в истории военного искусства, она доходила до того маловероятного развития, когда он буквально побеждал неподвижность движением.

Например, победа при Фокшанах в Восточной Румынии в 1789 году, где русско-австрийские войска нанесли поражение турецкой армии, полностью обязана суворовской способности ориентироваться и принимать решение при непредвиденном обороте дела. 22

22 Суворов главными силами совершил форсированный переход (60 км за 28 часов) и 17 (28) июля вечером прибыл в Аджуд. В итоге сражения корпус Осман-паши потерял около 1600 человек убитыми и 12 орудий, русско-австрийские войска 400 человек.

См.: Фокшани // Советская военная энциклопедия. - Т. 8.- М.: Воениздат, 1980.- С. 298-299.

 

Вершина суворовской стремительности - битва при Треббии, возле этой северо-итальянской реки, 29 мая (9 июня), где произошло встречное сражение между русско-австрийскими войсками (30 тысяч человек) и французской армией генерала Ж. Макдональда (33-35 тысяч человек) во время знаменитого итальянского похода Суворова 1799 года. Прежде всего знаменитый марш к Треббии (80 верст за 36 часов, как утверждает Б.М.Теплов, 23 или 85 км за 48 часов, как говорится в более поздних исследованиях 24). Некоторые полки последний отрезок пути не шли, а бежали и тотчас же вступали в бой. Сам Суворов с четырьмя казачьими полками умчался вперед и прибыл на поле сражения в тот момент, когда положение австрийцев М. Меласа становилось безнадежным.

23 См.: Теплов Б.М. Ум полководца. - С. 151.

24 См.: Треббия // Советская военная энциклопедия. - Т. 8.- М.: Воениздат, 1980.- С. 100-101.

Треббия, этот приток реки Падус (По) знаменит, как известно, и другим сражением - победой Ганнибала, предводителя карфагенской армии, в декабре 218 года до н.э. на римлянами в ходе Пунических войн. Здесь все также решил фактор времени: внезапные атаки Ганнибала с флангов и тыла, буквально сокрушили римские легионы, форсировавшие Треббию и оказавшиеся на равнине. Спастись удалось лишь 10 тысячам римлян из 36-ти.

Несколько дней спустя Мелас со слезами на глазах говорил Милорадовичу, что спасением своим он обязан быстрому прибытию русских. Собственно, и не русских, а Суворова: русских прибыло так мало, что на стороне французов оставался большой численный перевес, но эта разница пополнилась присутствием непобедимого полководца. Явился в нем гений войны, как отмечает Петрушевский, и прилетел дух победы. Вскакав на возвышение, Суворов окинул долгим внимательным взглядом поле сражения.

"Именно в подобные моменты, когда дело касалось его неподражаемого глазомера, - говорит Петрушевский, - он бывал истинно велик".

Два казачьи полка, не успев перевести дух, полетели вправо, во фланг Домбровскому с поляками, а против фронта его посланы драгуны; другие два казачьи полка понеслись под начальством суворовского племянника, Горчакова, грозить правому флангу французов.

 

Наступление французов задержалось, а поляки были приведены в совершенное замешательство. Успех, конечно, был минутный, но в подобных случаях каждая минута дорога. Показалась на дороге голова русского авангарда... 25

25 Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов: В 3 т. - СПб, 1884.- Т. 1.- С. 581-582.

 

Результат известен: разгромленный и преследуемый Суворовым бежал сначала генерал Ж. Макдональд, а затем и его французский "коллега" генерал Ж. Моро, оставив на поле сражения 16 тысяч человек. Потери русско-австрийских войск - 6 тысяч.

 

Не менее, чем Суворов, понимал значение быстроты в работе полководца и Наполеон. "Мое превосходство в сражениях, - говорил он без ложной скромности, - зависит от того, что я думаю быстрее, чем другие". "Полководец должен обладать способностью мгновенно решаться", - подчеркивал французский император. "Идите, бегите, - говорил он обыкновенно, давая важное поручение или наметив план какой-нибудь большой работы, - и не забывайте, что мир сотворен в шесть дней". 26

26 См.: Las-Cases E. Memorial de Sainte-Helena.- P., 1824.Запись от 18-19 ноября 1816 г.

Действительно, Наполеон думал "быстрее, чем другие", и проявлял не раз замечательную "способность мгновенно решаться", способность, чрезвычайно поучительную для современного руководителя.

«Пожалуйста, запомните: дефицита времени нет, - подчеркивает Алан Лакейн. - У нас много времени, чтобы сделать все, что мы по-настоящему хотим. Если вы, как многие люди, "слишком заняты", чтобы успешно работать, то имейте ввиду, что есть множество людей, которые гораздо более заняты, чем вы, но успевают сделать больше, чем вы. У них не больше времени, чем у вас. Они просто гораздо лучше используют время!» 27

27 Лакейн А. Искусство успевать. - М.: Фаир, 1996.- С. 6.

 

В ироничной главе «Пунктуальство» С.Н. Паркинсон предлагает для борьбы с дефицитом времени заменять в своей повседневной практике «грубое сложение искусным вычитанием». 28 «Что еще за чертовщина?» - возмущенно кричит приходящий в ярость читатель. «П онавыдумывали тут разных приемов, чтобы стричь бабки за свою писанину!» - патетически заключает он.

28 Паркинсон С.Н. Пунктуальство // Законы Паркинсона.- Минск: Попурри, 1997. - С. 115.

«Важное заседание назначено на 11.45, - терпеливо разъясняет Паркинсон. - Пунктуалистый Питер делает этот момент точкой отсчета и потом движется по оси времени назад Это и есть «вычитание» по Паркинсону.

«Ему надо выйти из конторы в 11.40,- продолжает автор, - проверить портфель в 11.30, дать указания заместителю в 11.25 и переключить на него телефон в 11.23. Значит, он еще может встретиться с Милном (десятиминутная беседа) в 11.10 и Макмилланом (шотландцы болтливы, кладем пятнадцать минут) в 10.55. Что еще? Два важных телефонных разговора - трех- и шестиминутный, - надо начать звонить в 10.45. Пятнадцать минут уйдет на чтение инженерной сметы и доклада архитектора (IV пункт повестки) - следует сказать секретарше, чтобы принесла их в 10.30.

Таким образом, производственное совещание следует начать в 10.15 - предупредить об этом Бриджит. Часы показывают 8.55, следовательно, остается час двадцать на корреспонденцию. Есть там что-нибудь важное? Докладная Болдуина - наложить резолюцию. Письмо от Старперла - подождет. На этот вопрос, Мэри, ответьте «нет, вежливо, но решительно. На этот - «да». Этим напишите, что мы согласны, но не раньше 28-го. Здесь - возможны переговоры. Здесь - откажитесь и дайте какие-нибудь вежливые объяснения: обстоятельства перед деловыми партнерами, например. Эти три письма просто подшейте к делу - отвечать не надо. С этими двумя я разберусь сам. Все остальное - в корзину». 29

29 Там же. - С. 115-116.

 

Таков обратный отсчет, или «вычитание» по Паркинсону 60-х годов в их благочестивой Англии. Устарело? Кажется нет. Применимо у нас? Пожалуй, да и, как говорится, «на все сто». Только действуй и применяй - проверено практикой! «Так и только так надо подходить к делу», - итожит Паркинсон.

 

А что же тогда - «сложение»?

«Недотепа Стивен поступает иначе, - пишет он. - Принявшись в 9.00 разбирать папку с входящими документами - столько-то времени ушло на эту, столько-то на ту, - он, запыхавшись, подбегает к залу заседаний в 11.48». «А всему виной дезорганизующее и грубое сложение», - резюмирует Паркинсон.

 

Но организованность личная, «пунктуальство» по Паркинсону, может подрываться неорганизованностью, непунктуальностью подчиненных. Как быть тогда? Как приучить коллектив к деловой точности?

Ничего трудного в этом нет, отвечает тот же Паркинсон. «Нужно только не пользоваться банальными временными категориями», - подчеркивает он. 30 «Назначьте кому-нибудь встречу на 10.30, и он явится к 10.36», - цепко подмечает автор. «Для него - как и для большинства людей - это будет указанием, что надо прийти чуть раньше перерыва на ленч, то есть до 10.45, - объясняет Паркинсон. - Объявите, что совещание начинается в 14.00, и оно начнется не раньше 14.10. Для многих служащих 14.00 звучит как «после обеда». Да и вообще любой «ровно» всегда воспринимается как «примерно», с точностью до двадцати минут», - умозаключает автор. «А вот предложите подчиненному явиться к 9.29, - рекомендует автор, - и он придет минута в минуту. Назначьте заседание на 10.13, и служащие поймут вас буквально. Скажите секретарше, что вы подпишите бумаги в 15.03, и они окажутся на вашем столе в 15.03. Почему? Да потому, что подобная точность указывает на фантастически плотный, расписанный по минутам рабочий день. А еще из-за любопытства служащих. Почему это мы должны собраться в 10.13? Что будет происходить в 10.12? Неужели у него на учете каждая минута?

Ваши подчиненные обязательно захотят это выяснить. И надо им показать, что в 10.09 у вас начинается международный телефонный разговор, который кончается в 10.13... а следующий, между прочим, назначен на 10.29. Шестнадцати минут вполне достаточно для производственного совещания - без пустых споров. Ведь к 10.32 к вам придет деловой партнер. Ясно, что вашим служащим придется отныне поворачиваться весьма проворно».

30 Там же. - С. 121.

Таково резюме автора книги «Законы Паркинсона».

«Прекратится ли со временем благое действие сверхточного расписания? - спрашивает он. - Вырвутся ли ваши подчиненные из-под гипноза всех этих 11.16 и 16.11? Утратится ли пунктуальство вместе с новизной? Возможно; однако вы легко можете исправить положение, - подсказывает Паркинсон .- Доведите график до секундной точности. Перенесите ежедневное совещание с 10.13 на 10.12,5, объяснив, что серьезность сегодняшних вопросов позволяет вам истратить на них дополнительно тридцать секунд, - рекомендует он. «Не скажут ли служащие, что это абсурд?» - задается автор резонным вопросом. «Когда-нибудь, пожалуй, скажут. И сверхпунктуальство придется сдать в архив», - отвечает он. «Но сейчас ваши подчиненные будут считать секунды полноправным мерилом времени, - тем не менее итожит Паркинсон. - Тому, кто знает, что такое граната, - резонно добавляет он, - даже четыре секунды могут показаться вечностью». 31

31 Там же. - С. 121-122.

«Подобные уроки долго не забываются», - наставительно итожит автор. «Впрочем, конторская служба не столь опасна, - снисходительно добавляет он тут же, - поэтому смело внушайте служащим, что время - деньги, а секунда день бережет», - заключает он акцентирующе-подчеркивающе.

И это нам уже знакомо.

12. Управленческий успех с отсроченным результатом!

Но не всё и не всегда решается в мнеджменте стремительно и мгновенно. В мудрости и силе кутузовского прозрения мы находим тот важный смысл времени, который можно назвать "победой с отсроченным результатом", о чем говорили в лекции «Победа», приводя в пример,как после битвы при Бородино и отступления русских войск Кутузова не смутило отсутствие формальных признаков победоносного окончания сражения. Сквозь внешний ход событий, представлявшийся абсолютному большинству неблагоприятным и угрожающим, он увидел их внутренний смысл, заключающийся в том, что под Бородином он одержал полную и решительную победу над Наполеоном. Что было дальше, всем известно: пожар Москвы и тяжелейшее отступление практически разбитой французской армии. Но понадобилось еще два года, чтобы факт разгрома стал политической очевидностью, фиксирующей крах Франции как империи.

32 См.: Теплов Б.М. Ум полководца. - С. 140.

 

Победа с отсроченным результатом! Поучительно для руководителя: не все и не сразу ведет к успеху, не каждое действие очевидно как победоносное. Но коль убеждены вы в собственной правоте, коль ощущаете тот самый внутренний ход плюс имманентный смысл событий – победа будет за вами!

Ибо «у времени могут быть трудные роды, но никогда не бывает выкидышей», - как говорил Ф. Ламенне.

(См.: Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. – М.: «Изд-во АСТ», 2001. – С. 97.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: