Итак, время – феномен крайне сложный, во многом еще нераскрытй. Но многое известно науке, и лучше знать то, что на сегодня известно о времени.
Сколько жить еще на свете, -
Год, иль два, иль тыщу лет, -
Мы с тобой за все в ответе...
"То-то, брат, а ты - кисет", - повторим вслед за А. Твардовским.
Возможности же эффективного использования времени исходят прежде всего от адекватного понимания его. В размышлениях над тем мы и вели речь.
Увы «время ниспровергает все, что оно же и воздвигает», - гласит греческое изречение.
Сколь бы сильным ни было искушение вечностью в наших фантазиях, остановка во времени или путешествие назад означало бы отрицание реальности. Изумительную зарисовку этого находим мы в прекрасной новелле великого писателя Хорхе Луиса Борхеса. В рассказе "Новое опровержение времени" Борхес описывает теории, объявляющие время иллюзией, и замечает в заключение: "И все же, и все же... Отрицание временной последовательности, отрицание себя, отрицание астрономической Вселенной - все это акты отчаяния и тайного сожаления... Время - это субстанция, из которой я состою. Время - это река, уносящая меня, но я сам река; это тигр, пожирающий меня, но я сам тигр; это огонь, поглощающий меня, но я сам огонь. Мир, к сожалению, реален; я, к сожалению, Борхес". 33
|
|
33 См.: Borges J.L. A New Refutation of Time.- In: Borges J.L. Labyrinths. Penguin Modern Classics.- Penguin Books, 1970, p. 269.
Время и управление в нем, управление самим временем как реальности жизни нерасторжимо связаны. Отрицание времени может быть актом отчаяния, но это всегда отрицание реальности. Всю свою жизнь следует нам разгадывать эту загадку и учиться использовать время максимально и плодотворно.
Главное, чему научает человека обстановка несправедливости времени, его не развернутости для дела, главное, чем противостоит человек этому обстоятельству – это мужество. Мужество жить, основой которого выступает терпение. Терпение есть добродетель и способ видения мира, особая жизненная позиция, связанная с преодолением самих себя, своей собственной вспыльчивости, поспешности возбудимости34. Терпение есть интенсивный творческий поиск свободы. Это способ борьбы со всепожирающим временем, внутреннее спокойствие перед ним. Терпение – единственный способ выиграть время, мужественная не боязнь потерять его.
34 См.: Пигров К.С. Послесловие // Очерки социальной философии. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1998. – С. 288-289.
Но, чтобы выдержать, вытерпеть, выстоять, человек должен быть не один. Стойкости, стоицизму гордого одиночества можно и нужно не только завидовать – это достойно подлинного преклонения, ибо именно это показатель мужества личности. Но в окружении друзей, единомышленников выдержать легче. Способность дружить, умение окружить себя единоборцами, верными парнями, не предающими ни в каких обстоятельствах – это также показатель мудрого мужества, собственной подлинности, истинности бытия.
|
|
Вспомним, как у А.С. Пушкина:
Я погибал… Святой хранитель
Первоначальных, бурных дней,
О, дружба, нежный утешитель
Болезненной души моей!
Ты умолила непогоду;
Ты сердцу возвратила мир;
Ты сохранила мне свободу
Кипящей младости кумир!
Терпеливо идти вперед в окружении единомышленников и верных друзей, в победе идти – это и есть счастье!
И потому вспомним древнюю истину:
"Живи так, словно живешь последний день, работай так, словно собираешься жить вечно", - говорили древние инки.
И наша методология подтверждает ту истину.
Сторож! Сколько ночи?
Спрашивает библейский персонаж.
Сторож отвечает:
Приближается утро, но еще ночь.
Если вы настоятельно спрашиваете,
то обратитесь и приходите. 35
35 Исаия, 21, 11-12.
[1] Соловьев В.С. Идея сверхчеловека. // Соловьев В.С. Соч в двух томах. Т.2. - М., 1988, С. 632.
[2] Там же. - С. 632-633. См. также Соловьев В.С. Лермонтов // Собр. соч. Т.8 - СПб, 1908. - С. 388. (Соловьев В.С. Лермонтов // Соловьев В.С. Литературная критика. - М., 1990. - С.276-277.)
[3] Соловьев В.С. Идея сверхчеловека. – С. 633. См. также Соловьев В.С. Лермонтов. - С.277.
[4] Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Собр. соч. в двух томах. Т.1. - М.. 1988. - С. 277.
[5] Там же. - С. 276.
[6] Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. - С. 119.
[7] Там же. - С.120.
[8] Соловьев В.С. Оправдание добра. - С. 489.
[9] Там же.
[10] Там же. - С. 494.
[11] См. Соловьев В.С. Лермонтов. - С. 288.