А Вселенная давно существует?

Профессор ГЕЛИХ Олег Яковлевич

Учебный курс:

КОНЦЕПЦИИ управления ПЕРСОНАЛОМ

 

Тема:

КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ В УПРАВЛЕНИИ

Лекция: 4 часа

 

"Жесткие условия времени -

Одна из самых характерных особенностей

работы практического ума".

Б.М. Теплов.

"Время – старая бельгийская резина,

Которую можно растянуть на все,

хватило бы сил".

Юлиан Семенов

 

 

Ключевые проблемы:

Космос и время.

Историческое и социальное время.

«Время – деньги», карьера и календарь.

Космология: «стрела времени» и различие между прошлым и будущим.

Космология: время и «чёрные дыры».

Прогноз, предвидение, предсказание.

Время и социальный смысл.

Время как параметр, фактор и ресурс в управлении персоналом.

Управленческий успех с «отсроченным результатом».

Проблема справедливости времени.

 

Литература:

Основная:

Гелих О.Я. Феномен времени в управлении // Гелих О.Я. Философия и теория управления: учебное пособие для вузов / О.Я. Гелих А.В. Нестеров / 2-е изд.. – СПб.: Книжный Дом, 2014. – Гл. 8. – С. 2018-236.

Гелих О.Я. Время и управление // Абчук В.А. Гелих О.Я. Философия и теория управления: учебное пособие. – СПб.: Книжный Дом, 2008. – Гл. 7. – С. 191-208.

Гелих О.Я. Фактор времени в менеджменте // Менеджмент и маркетинг в социальной сфере / под ред. В.А. Абчука. – СПб.: Книжный Дом, 2003. – Гл. 3. § 5. – С. 81-94.

Дополнительная:

Абчук В.А. Управление временем (сетевое планирование) // Абчук В.А. Путь к успеху, или Курс бизнеса. – СПб.: Мир и Семья, Интерлайн, 1998. – Глава 7. Параграф 7.6. – С. 176-183.

Библия. Исаия, 21, 11-12.

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. – С. 35.

Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. – 2000. – № 6. – С. 110-136.

Гелих О.Я. Время // Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): Учебное пособие / под ред. В.А. Абчука. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 320-332.

Гелих О.Я. Время и бизнес // Мост. Ежемесячный информационно-аналитический журнал для промышленников. – 1999. – № 3 (23). Март. – С. 29-31.

Гелих О.Я. Творчество и свобода: в поисках смысла образования и времени. // Философия детства и творчество. Материалы VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». – СПб., 2000. – С. 58-68.

Лакейн А. Искусство успевать. – М.: Фаир, 1996.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? / В 2 кн. – М.: Олимп, 1999.

Пигров К.С. Послесловие // Очерки социальной философии. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1998. – С. 288-289.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант (К решению парадокса времени). – М.: Прогресс, 1994. – 266 с.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – С. 40.

Теплов Б.М. Ум полководца. – М.: Педагогика, 1990. – С. 140, 147-152.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М.: Наука, 1987. – 255 с.

Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени / пер. с англ. – М.: Мир, 1990. – 168 с.

Хокинг С., Эллис Дж. Крупномасштабная структура пространства-времени. – М.: Мир, 1977. – 356 с.

Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1990. – С. 45, 46, 75, 87, 93.

Borges J.L. A New Refutation of Time. – In: Borges J.L. Labyrinths. Penguin Modern Classics. – Penguin Books, 1970. - P. 269.

1. Космос и Время. (Космология времени).

Сколько лет живем на свете?

Тыщу?.. Больше!

То-то, брат!

пишет Александр Твардовский.

Больше, но сколько?

По данным нынешней науки Вселенная наша возникла около 15 миллиардов лет назад. Удалось это установить физикам, прослеживая расширение Вселенной вспять во времени по наблюдаемой сегодня скорости разбегания галактик после Большого взрыва 1. Через секунду после Большого взрыва температура упала примерно до 10 тысяч миллионов градусов, что примерно в тысячу раз больше температуры, имеющейся сегодня в центре Солнца, но температуры такие достигаются при взрыве водородной, или, как говорят иначе, термоядерной бомбы.

1 См., напр., популярную книгу выдающегося английского физика и математика Стивена Хокинга: Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 168 с.

“Эта книга – о границах физики, астрономии, космологии и мужества ”, – отмечает в предисловии к ней не менее известный английский физик Карл Саган. Эта книга о мужестве еще и потому, что написал ее человек, почти полностью скованный параличем и лишенный возможности говорить. Еще достаточно молодым человеком Хокинг был принят в члены Британского Королевского общества – одного из старейших на планете объединений ученых. Человек в инвалидном кресле во время ритуала приема очень медленно выводил свое имя в книге, предыдущие страницы которой хранили подпись Исаака Ньютона. После этого разразился шквал аплодисментов.

Книга начинается изложением истории научных представлений о строении Вселенной, а завершается рассмотрением проблемы “стрелы времени” и создания объединенной теории взаимодействий.

Более трудное изложение: Хокинг С., Эллис Дж. Крупномасштабная структура пространства - времени. - М.: Мир, 1977.- 356 с.

Всего через несколько часов (по нашему земному измерению) после Большого взрыва образование гелия и других элементов прекратилось, после чего примерно в течении миллиона лет Вселенная просто продолжала расширяться и с ней не происходило ничего особенного. Наконец, когда температура упала до нескольких тысяч градусов и энергии электронов и ядер стало недостаточно для преодоления действующего между ними электромагнитного притяжения, они начали объединяться друг с другом, образуя атомы. Так в последствии сформировались вращающиеся дискообразные галактики.

Первые признаки жизни на Земле по данным ученых появились около 3,8 миллиардов лет назад.

Жизнь на любимой нашей планете как особый способ существования материи, способной в виде клеток не только к переработке солнечной энергии - фотосинтезу, но и к самовоспроизведению и саморегуляции, возникла примерно 2 миллиарда лет назад. Настоящий, массовый ее, жизни, всплеск начался только 500 миллионов лет назад в водах моря-океана.

Первые млекопитающие как наиболее высокоорганизованные живые существа появились на планете примерно 200 миллионов лет назад.

Первые предки человека, то есть наши с вами предки (Homo habilis - человек способный, или умелый; Homo erectus - человек прямоходящий), берут свой отсчет примерно от 3-2,5 миллионнолетней давности.

Наш биологический вид- современного Человека Разумного – Homo Sapiens (как социального животного, наделенного разумом, как способного думать о будущем) - появляется, по мнению ученых, много позже – примерно 50 тысяч лет назад (45-40 тыс. лет по другим оценкам).

 

Социальное время.

Это можно считать началом социального времени.

Писанная и сравнительно познанная история человечества составляет не более 10 тысяч лет. И то, пожалуй, слишком сильно сказано. 6 тысяч лет более-менее нормально прописаны. Это уже "Историческое время". Здесь начинается история человеческого календаря. 2

2 См.: Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М.: Наука, 1987. - 255 с.

 

Социальное время – время существования человека как социального животного, наделенного разумом и способного думать о будущем.

Историческое время – время памяти человеческого социума о своем прошлом. (Появляется феномен календаря.)

Социально-историческое время – синтез социального и исторического во времени космических процессов.

 

 

В настоящее время появилась не лишенная оснований математическая теория исторической хронологии, основанная в ряде научных работ академика А.Т. Фоменко и его коллег.

См., напр.: Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? В 2 кн. – М.: Олимп, 1999.

Доказывается, что история человечества в силу раннего невежества и возникшей в исторических записях путанице искусственно удлинена как минимум на тысячу лет. Русский математик Н.А. Морозов, герой-народоволец, стоял у истоков этой гипотезы на рубеже веков, XIX-го и XX-го.

«Провалы» Средневековья лично меня всегда действительно настораживали – одна-две приличные личности примерно на сто-полтораста лет. Для появления выдающейся личности, наверное, нужны как минимум массовые исторические персонажи «средней величины», а их обнаружить в ту пору весьма затруднительно. Следовательно, тут что-то не так.

Но историки яростно возражают, и лично Фоменко, и его соратникам. Трудно понять, есть ли это защита «мундира» или научно подлинный спор. Во всяком случае, к сегодняшнему дню теория «новой хронологии» пока не приобрела ощутимого числа сторонников. Быть может, здесь так же сказывается сила привычки и не желание менять хоть что-то «на рубеже двух тысячелетий»?

 

Как же начиналось историческое время?

Люди не могли заглянуть в готовый календарь природы, чтобы узнать число, месяц и год. Надо еще было научиться считать до 30 и до 365. Этому людей учило небо. 1 и 2 – одно и другое светило. Ночное небо: 7 - число подвижных светил на нем, и 12 - число периодически появляющихся в своем созвездии месяцев. 10 - число пальцев на человеческих руках - это уже счет земным числам. Гесиод, греческий мыслитель и писатель, живший в IX-VIII веках до н.э., в своей поэме "Труды и дни" - энциклопедии своего времени - говоря о земледелии и мореплавании учит внимательно смотреть на небо.

 

Таковы истоки исторического времени, спрессованного в одно мгновение.

Менеджмент, как хозяственное управление организацией в условиях экономической свободы, начинает он свою предысторию только в эпоху Нового времени (в том самом историческом измерении). Лет 400-500 можно насчитать, пожалуй. И то, если на многое глаза закрыть.

История менеджмента начинается с конца XVIII века, с появлением крупных корпораций, в которых управление организацией отделяется от управления капиталом.

Научный менеджмент как направление исследовательской мысли берет свой отсчет в первом десятилетии XX века с известной работы Ф. Тейлора.

 

Так, сколько лет живем на свете? Годы, месяцы, дни? Может быть, секунды с точки зрения временных масштабов Вселенной.

А Вселенная давно существует?

 

Выражая ее возраст в земных годах, мы используем в качестве часов обращение Земли вокруг Солнца. Пятнадцать миллиардов оборотов вокруг Солнца – число, которое действительно представляется большим. Но оно же может предстать и не столь впечатляющим, если вспомнить, что в атоме водорода электрон совершает в секунду около десяти тысяч миллиардов оборотов вокруг ядра!

 

При этом, для более "объемного" сравнения, вполне допустимо рассматривать возможность существования других Вселенных, предшествовавших нашей, равно как и появление новых Вселенных в будущем. 3

3 См.: Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1994. - С. 238.

Время – деньги».

Что мы знаем о времени, когда с пафосом повторяем известную фразу: "Время - деньги"?И еще одну знаменитую: "Куй железо, не отходя от кассы"?

Вряд ли возможно достичь настоящих успехов только с таким его пониманием. Соперники и конкуренты могут иметь более качественные представления. Здесь следует знать хотя бы то, что сам афоризм: «Время - деньги» не случаен - имеет он полноценное историческое происхождение, потому как связан с переходом человеческой истории от традиционного общества к индустриальному, которое в конечном итоге сформировало и нового человека, новый человеческий тип, а именно – буржуа.

Социальное имя «буржуа» происходит от слова «бург» - город. 4 Бюргеры, или буржуа – городские жители, которые в отличие от сословий традиционного общества уже никак не связаны с землей.

 

 

В русской культуре есть слово похожее - мещанин, также обозначающее городское сословие, но нормальное слово то приобрело в нашей росс-истории некий ёрнический смысл и отрицательные коннотации, означающие людей, обожающих рутину повседневного труда плюс повседневной лени и боящихся, якобы, не только всяких революционных перемен, но и любых реформ-преобразований. И потому в переводной литературе слово «бюргерский» у нас не переводится как «мещанский».

4 См.: Козлова Н.Н. Социальная философия // Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Смирнова, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 1996.- Часть III.- Гл. 2.- С. 199-200.

Между тем именно в той бюргерской, буржуазной среде впервые возникла мысль о возможности пересчитывать время на деньги, что было совершенно немыслимым в предшествующем, традиционном обществе. Именно буржуа, по существу создавшие бизнес-этику Нового времени, впервые сформировали и представления о связи богатства и праведности (пуританскую этику, речь о которой шла еще в первой главе нашей книги), о том, что кредит есть мерило добродетели, именно они вывели фундаментальную истину, что не разбой, а мирное приобретательство способно принести богатство. Так родился феномен профессионального долга, связанного с неустанным повседневным трудом, лежащим в основе всякой деятельности.

Макс Вебер приводит в своей книге, в разделе «Дух» капитализма», обширную проповедь-наставление Бенджамина Франклина, касающуюся именно этой «денежно-временной» стороны дела. 5 «Помни, что время - деньги, - говорит Франклин согражданам; - тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет и лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов».

5 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.- С. 71.

«Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги, - продолжает Франклин чуть ниже. - Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее».

«Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов»,- резюмирует Франклин, ставя восклицательный знак и выделяя шрифтом это страшно-грустное слово.

 

Он же:

«Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством».

«Поскольку ты не уверен даже в одной минуте, не трать попусту ни одного часа».

Б. Франклин.

См.: Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. – М.: «Изд-во АСТ», 2001. – С. 97.

 

Среди характерных черт возникавшего индустриального общества появился также и феномен будущности. Становление его как раз и связано с изменением прежних представлений о времени. Родившееся в буржуазных кругах понятие «время – деньги» становится всеобщим достоянием. Циклическое представление прежнего общества: «время – круг» превращается во «время – стрелу» (хотя научное обоснование «стрелы времени» возникло несколько позже).

 

Итак, восприятие времени как неостановимого потока есть продукт исторического развития. Индустриальная эпоха – период, когда такое представление становится массово распространенным. В городах начинают использовать часы для его измерения, которые воспринимаются как само воплощение времени. Часы показывают время. «Когда мы это сделаем?» - такой вопрос не являлся актуальным для предшествующих обществ. В доиндустриальных обществах время носит прерывный, точечный характер. В каждой местности было тогда свое время. Индустриальная эпоха как бы заново образует этот феномен. Ощущение единого времени обретает массовый смысл с развитием железных дорог и достраивается до полных контуров с вхождением в повседневный быт, как считают специалисты, массовой прессы.

 

С тех пор у человека возникает представление о своей жизни как о биографии. Индивидуальность начинает планироваться и воплощаться в терминах карьеры.

 

Жизненный цикл личности представляется теперь в последовательной смене этапов, которые отныне лишаются или почти лишаются прежних ритуальных отметок (например, многочисленных праздников, которые до сих пор так неустанно любят в православной Руси, что и говорят у нас не иначе, как: «вот после праздников и решим ваш вопрос», не зависимо от того, что праздник тот есть один единственный день в ближайшем квартале).

Путеводной звездой с тех пор становится сама жизнь. Жизненный стиль равен жизненному плану, конкретизацией которого выступает календарь. Именно в нем мы находим отголоски внешнего мира: родился в год смерти Хрущева, закурил, когда попал в армию, запил с началом перестройки, воспрял к жизни, когда получил ваучер...

 

На уровне общества возникает представление о проекте, долгосрочной программе, о будущности как черте современности. Время-круг меняется на время-стрелу. А «время - деньги» из исторического понятия превращается в знамя буржуазной современности, затирающей данный феномен до повседневного афоризма, ставящего его вровень с «железом», которое надо «ковать, не отходя от кассы», до афористичной метафоры, в которой забываются исторические корни.

Время становится фактором повседневности и анализируется ныне большинством учебников и облегченных пособий именно как таковое.

Алан Лакейн в своей работе "Искусство успевать", ставшей одной из настольных книг современного бизнесмена, говорит лишь о возможности практического преломления обыденного чувства времени в деятельности предпринимателя и менеджера.

Согласно проведенным исследованиям американец проводит свои 75,6 (среднестатистических) года жизни следующим образом:

- Пребывание в вертикальном положении и ходьба – 33 года;

- Сон – 25 лет и 180 дней;

- Пребывание в сидячем положении – 17 лет;

- Прием пищи – 6-7 лет;

- Пребывание за рулем автомобиля – 5 лет;

- Смех – 1 год и 258 дней;

- Раздевание – 1 год и 170 дней;

- Приготовление пищи – 1 год и 195 дней;

- Стояние в очередях – 500 дней;

- Простуда – 1 год и 135 дней;

- Празднование различных событий – 1 год и 10 дней;

- Телефонные разговоры – 180 дней;

- Посещение туалета – 159 дней;

- Секс – 110 дней;

- Чистка зубов 92 дня;

- Плач – 50 дней.

 

Домашнее задание: Как, по вашему мнению, выглядят эти цифры у россиянина XXI века?

 

Но какова сущность времени? Кончится ли оно когда-нибудь? Ведь и такие встают вопросы.

Быть может, широкая постановка откроет нам и более значительные горизонты-возможности действий?

 

Кому не известно, сколь мучительно долго тянутся две минуты между станциями в переполненном вагоне метро, когда возвращаетесь вы домой в часы пик. А для тех кто спешит, сидя за рулем автомобиля, секунды красного светофорного цвета на перекрестке кажутся вечностью. Вы произвели банковские платежи и ждете результата - долго идет время. Но почему часы, вдохновенно проведенные с девушкой в прогулке по летнему парку, пролетают, словно мгновение? Почему так же короток медовый месяц? Почему Ли Якокка из года в год, как в дурной бесконечности ждет просвета в делах своей корпорации "Крайслер"? И почему он же, как о счастливом мгновении вспоминает свою многомесячную напряженную работу молодым, но уже главным менеджером в отделении легковых автомобилей "Форд" корпорации "Форд Мотор" над известной и наделавшей много шума в 60-х годах маркой "Мустанг"?

Сплошь и рядом временные измерения бизнеса присутствуют на страницах этой книги. "Преждевременный выход на рынок с новой моделью столь же губителен, как и запоздание", - говорит Якокка в одном случае. В другом же отмечает, что "после двух недель круглосуточной работы уже было семь макетов, из которых в день показа можно было сделать выбор". Это - в той самой главе о "Мустанге". "Различные масштабы времени", - вводит он термин в третьем варианте. 6

6 См.: Якокка Л. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1990. – С. 87, 93, 46 соответственно.

 

Итак, мы должны знать, что, кроме космического и онтологического, то есть собственно бытия времени,

кроме исторического и социального времени,

существует и психологическое время, то есть время или скорость протекания психических процессов в мозге.

 

Проблема идеальности времени, столь шокирующая материалистически мыслящий ум, впервые поставлена Иммануилом Кантом по очень важной причине: в поисках ответа на вопрос о том, что есть наша свобода. Свобода требует проявления самовластия человека, говорит Кант. Поэтому, если время присуще вещам самим по себе, утверждает он, свобода невозможна. (Спорно ставит проблему Кант, в лекции «Свобода» касались мы ее уже).

А еще, можно сказать, что есть герменевтика, то есть понимание времени, и еще гносеологияпознание его, этого самого загадочного для человека феномена.

 

4. Мифология времени.

Мы почти не говорим о мифологии времени. Следует лишь вскользь упомянуть, что в греческих мифах время не вдруг и не сразу воцарилось над миром. Первоначально в представлениях греков существовал лишь Хаос, из которого позднее выделилась Земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана - титаны. Уран же, боясь, чтобы дети не отняли у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Однако вскоре удалось им освободиться и свергнуть отца. Вот тогда-то один из них, Кронос, и воцарился над миром. От того божественного имени и пошло наше современное слово - хронометрия - как наука и практика измерения времени.

 

5. Антропология и социокультурное понимание времени.

Из антропологии намизвестно, сколь сильно отличаются между собой представления различных культур о времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: