Выделение воспитания в самостоятельную общественную функцию.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Цель ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных действий. Воспитание строится:наказание (кнут),/поощрение (пряник),/личный пример воспитателя. виды воспитания человека: По содержанию воспитания: умственное/трудовое/физическое/нравственное/эстетическое/ Правовое/половое и полоролевое/экономическое/экологическое По институциональному признаку: семейное/религиозное/социальное (в узком смысле)/дизсоциальное (асоциальное)/коррекционное По доминирующим принципам и стилю отношений (эта разделение не является ни общепринятым, ни чётким): авторитарное/свободное/демократическое. социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека... воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией ), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений. Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определённые адаптивные нормы.. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:расстройства здоровья индивида (особи)/особенности среды, /в том числе социальной/наследование дефектов воспитания/дефицит ресурсов/издержки технологии и методологии воспитания/и т. д..
|
|
Возникновение педагогики
Первые школы открывали служители культа при храмах, монастырях, поскольку религия была носительницей идеалов воспитания. Затем создаются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием и методикой обучения. Содержание обучения в древних школах было представлено широко: грамота, математика, музыка, этика, физические упражнения, поэтика, логика и др. В историю педагогики вошли две воспитательные системы,: спартанская и афинская. Спарта в течение трех столетий была военным государством. Поэтому в основе спартанской системы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось. В Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела.
|
|
Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561-1626). Я.А.Коменский. Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям. Английский философ и педагог Джон Локк. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена. Г.Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. Большую роль в развитии педагогической теории сыграл И.Гербарт. Он впервые обосновал необходимость воспитывающего обучения, важное значение придавал нравственному воспитанию.
2/ Педагогика как наука и педагогическая деятельность как искусство
Педагогика как наука
название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. предмет исследования - ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Педагогика как искусство Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".Говоря о педагогике как области искусства, речь идёт об умении, мастерстве педагога.В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
|
|
Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой. Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания. Педагог - мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески.т Ппедагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. " Мастерствовключает в себя комплекс свойств личности:1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной. Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
|
|