double arrow

Дидактические взгляды И.Ф Гербарта. Роль интереса в процессе познания.

1. Гербарт одним из первых подошел к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению, в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Центральной педагогической проблемой является проблема о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия.

2. Гербарт различал педагогику как науку и педагогику как искусство. Содержание педагогики как науки определялось им как стройный порядок, как система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с требованиями науки.

Свойства научной педагогики должны концентрироваться в цели воспитания.

3. Целью же воспитания должен быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида. В вопросе нравственного воспитания Гербарт отрицал кантовский принцип категорического императива, т.е. безусловного правила поведения: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом всеобщего поведения. Гербарт понимал, что в жизни индивид вынужден учитывать моральные требования, предъявляемые обществом. Надо, чтобы всеобщность нравственного закона «во вне» стала внутренним законом для самого индивида. Гербарт связывал волю с нравственным суждением, в котором соединяются, по его мнению, прекрасное и целесообразное. Над обеими сферами царит идея прекрасного, совершенства идеальной личности. Опираясь на эстетические представления ребенка о мире, воспитатель может развить у него «свободную твердость духа», способствуя тому, чтобы тот сам выработал себе нравственный закон и следовал ему, потому что не может поступить иначе.

4. Помимо общей цели воспитания Гербарт выделил 2 группы целей – возможные и необходимые. Возможные цели ориентировали на перспективу, на то, что воспитанник будет представлять из себя в будущем. Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых для занятий всяким делом – выработки активной восприимчивости, многостороннего интереса. Главным средством развития многостороннего интереса Гербарт считал обучение. Обучение, как и воспитание, невозможно без поддержки порядка, дисциплины. Это должно предварять и воспитание, и обучение.

5. Таким образом, Гербарт выделил три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.

а) Управление имеет своей целью поддержание порядка непосредственно в данное время, оно предваряет воспитание.

б) Центральным вопросом обучения Гербарт считал вопрос о роли интереса в процессе познания. Функция интереса, по Гербарту, состоит в том, чтобы возбуждать желание к дальнейшим занятиям, к дальнейшему обучению. По содержанию интересы Гербарт делил на 2 группы, включавшие 6 разновидностей. 1 группа – интересы, направленные на внешнюю природу. Это познавательно-опытные интересы. Их разновидности: эмпирический, умозрительный, эстетический интерес. 2 группа – интересы, ориентированные на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение. Их разновидности – симпатический, социальный и религиозный интерес. Кроме того, Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение» Он считал, что преподавание должно вести в 2-х направлениях: «ввысь», открывал воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, направлении действительности – с ее недостатками и нуждами, чтобы подготовить ребенка к встрече с ними.

в) Основная задача воспитания – нравственное воспитание. Но оно невозможно без дисциплинирования воспитанника. Дисциплина – это своего рода пролог к нравственному воспитанию. Средства дисциплинирования: принципиальные – угроза, надзор, принуждения. Но все это должно смягчаться любовью и снисходительностью к детям. Центр тяжести воспитания составляет выработка характера. Рассматривая характер как облик воли, он объяснял этим побуждение к действию, осуществляемому в соответствии с приятным решением. Воспитание должно создавать необходимые предпосылки для становления нравственного характера, который впоследствии обнаружится в нравственной решительности, в устойчивой нравственной деятельности. В нравственном развитии ребенка Гербарт выделял 4 ступени:

1 – «память воли» (выработка твердого характера по отношению к внешним условиям);

2 – «выбор» (осмысление положительных и отрицательных сторон, к чему стремится ребенок, учет условий, необходимых для достижения желаемого);

3 – «принцип» (связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения).

4 – «борьба» (складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании).

6. В организации процесса обучения Гербарт выделял несколько ступеней: «Ясность», «ассоциация», «Система», «метод». Эти ступени должны строго следовать одна за другой.

7. В числе основных форм преподавания Гербарт называл описательные, аналитические, синтетические.

Аналитическое преподавание имеет своей целью выделение из изучаемого отдельных частей, признаков, а также нахождение общего.

Синтетическое преподавание дает элементы нового знания: учитель сам определяет сочетание элементов нового, синтез заключается в сознательном составлении целого из элементов новых, незнакомых.

Описательное (изобразительное) преподавание. Его цель расширить кругозор ребенка, полноту его опыта, сферу общения с людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: