И. Ф. Гербарт о нравственном развитии ребёнка

Гербарт разработал оригинальную систему нравственного воспитания. Цель нравственного воспитания – формирование воли и характера будущего члена общества. Нравственное воспитание, по мнению Гербарта, строится на пяти нравственных идеях: идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта нескольких позиций; идея справедливости, служащая руководством при наказании или поощрении. Человек, который впитал эти идеи и руководствуется ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром и самим собой. Определяющая роль в нравственном воспитании принадлежит религии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный интерес с самого раннего детства. Он считал, что религия может являться неким сдерживающим началом и внушать индивиду чувство зависимости и подчиненности от «высших» сил. Воспитатель должен найти у воспитанника даже запущенного положительные черты и культивировать их так как, «даже одна искра может зажечь другую».

Основная задача воспитания – нравственное воспитание. Но оно невозможно без дисциплинирования воспитанника. Дисциплина – это своего рода пролог к нравственному воспитанию. Средства дисциплинирования: принципиальные – угроза, надзор, принуждения. Но все это должно смягчаться любовью и снисходительностью к детям. Центр тяжести воспитания составляет выработка характера. Рассматривая характер как облик воли, он объяснял этим побуждение к действию, осуществляемому в соответствии с приятным решением. Воспитание должно создавать необходимые предпосылки для становления нравственного характера, который впоследствии обнаружится в нравственной решительности, в устойчивой нравственной деятельности. В нравственном развитии ребенка Гербарт выделял 4 ступени:

1 – «память воли» – выработка твердого характера по отношению к внешним условиям;

2 – «выбор» – осмысление положительных и отрицательных сторон, к чему стремится ребенок, учет условий, необходимых для достижения желаемого;

3 – «принцип» – связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения.

4 – «борьба» – складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: