И.Ф. Гербарт о целях воспитания

Целью же воспитания должен быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида. В вопросе нравственного воспитания Гербарт отрицал кантовский принцип категорического императива, т.е. безусловного правила поведения: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом всеобщего поведения. Гербарт понимал, что в жизни индивид вынужден учитывать моральные требования, предъявляемые обществом. Надо, чтобы всеобщность нравственного закона «во вне» стала внутренним законом для самого индивида. Гербарт связывал волю с нравственным суждением, в котором соединяются, по его мнению, прекрасное и целесообразное. Над обеими сферами царит идея прекрасного, совершенства идеальной личности. Опираясь на эстетические представления ребенка о мире, воспитатель может развить у него «свободную твердость духа», способствуя тому, чтобы тот сам выработал себе нравственный закон и следовал ему, потому что не может поступить иначе.

Помимо общей цели воспитания Гербарт выделил 2 группы целей – возможные и необходимые. Возможные цели ориентировали на перспективу, на то, что воспитанник будет представлять из себя в будущем. Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых для занятий всяким делом – выработки активной восприимчивости, многостороннего интереса. Главным средством развития многостороннего интереса Гербарт считал обучение. Обучение, как и воспитание, невозможно без поддержки порядка, дисциплины. Это должно предварять и воспитание, и обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: