Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Еще в первобытном обществе оформилась система индивидуального обучения и воспитания как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. Эта форма использовалась также в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах применялась вплоть до начала ХУШ столетия. Суть ее заключалась в том, что учащиеся индивидуально занимались в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, когда ученик самостоятельно изучал материал учебника. В разные исторические периоды развития цивилизации индивидуальная форма обучения доминировала в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества.
Достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следить за каждым его действием при решении конкретных учебных задач; вносить вовремя необходимые коррективы в деятельность обучающегося. К числу недостатков индивидуальной системы обучения следует отнести ее неэкономичность, некоторую ограниченность влияния учителя, вызванную тем, что, как правило, функция учителя сводилась к даче задания ученику и проверке его выполнения, ограниченность сотрудничества с другими учениками.
Начиная с XVI века значение индивидуальной формы обучения неуклонно снижается и она постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал 10-15 детей разного возраста, уровень подготовки которых был различным. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, также в отдельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло учащимся приходить в школу в разное время года и в любое время дня. Крайне редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед.
Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая форма организации обучения уже в конце XVI- начале XVII веков не удовлетворяла потребности общества в образовании подрастающих поколений. Более совершенное организационное оформление учебного процесса нашло свое отражение в концепции классно-урочной системы обучения, научно обоснованной в ХVΙΙ веке Я. А. Коменским в книге «Великая дидактика». Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось практическим упражнениям.
Впервые эта система обучения была применена в братских школах Украины и Белоруссии в XVI в. После Коменского его классическое учение о классно-урочной системе развивалось К. Д. Ушинским, Ф. А. Дистервегом и другими педагогами. К.Д.Ушинский впервые обосновал типологию уроков. А.Дистервег разработал целостную систему принципов и правил обучения, а также доказал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
В настоящее время эта система обучения является преобладающей в школах мира. Тем не менее, в дальнейшем предпринимались неоднократные попытки модернизировать классно-урочную систему. К достоинствам классно-урочной системы следует отнести четкую организационную структуру учебного процесса, простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения. В то же время классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных. Учитель испытывает трудности в учете индивидуальных особенностей учеников, не всегда может обеспечить организованное целенаправленное общение между учащимися.
В конце XVIII - начале ХΙХ вв. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер применили новую систему обучения, получившую название белл-ланкастерской. Эта система охватывала одновременно 600 и еще более учащихся. Сущность ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в итоге позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Но само качество обучения оставалось крайне низким и поэтому белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
В конце XIX века появились т. н. формы избирательного обучения - батавская система в США и маннгеймская в Западной Европе. Сущность первой из них состояла в том, что время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, а вторая - на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые в таких занятиях нуждались. С успевающими учениками работал сам учитель, а с отстающими - его помощник.
Маннгеймская система, названная так по названию города, где она была впервые применена, характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы обучения, учащиеся в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по классам на сильных, средних и слабых.
В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная учительницей Еленой Паркхерст в городе Дальтон (штат Массачусетс). Эту систему нередко именуют еще лабораторной или системой мастерских. Традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Для успешной работы учащиеся снабжались всеми необходимыми учебными пособиями, инструкциями, в которых содержались методические указания. Единого для всех расписания занятий не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время учащиеся проводили в предметных мастерских и лабораториях, где занимались индивидуально.
В 1920-е гг. в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы, которая вытеснила урок. Задания по изучению курса или темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителя, отчитывались коллективно. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные присутствовали при этом. Отметки выставлялись одинаковые всем членам бригады. В 1932 г. обучение по этой системе в СССР прекратилось.
В 50-60-е гг. нашего столетия был разработан и получил большую известность педагогический проект американского профессора Ллойда Трампа (план Трампа). Эта форма организации предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств обучения отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материал и углубленную проработку отдельных разделов курса в малых группах - 20%, на индивидуальную работу - 40%. Классы при этой системе отменялись, состав малых групп был непостоянный.
Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни. Однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены. Учебная лекция позволяет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. Учебная лекция предназначена для учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени. Целью учебной лекции является восприятие информации, ее осмысление, переработка и самостоятельное усвоение учебного материала. Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дискуссию учащихся.
Все формы обучения можно свести в четыре основные группы: индивидуальные, парные, групповые и коллективные.
Таблица 6. Сравнение основных форм организации обучения
Основные группы | Достоинства | Недостатки | ||||
Индивидуальные | Самостоятельное усвоение знаний, формирование учебных умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. | Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников. | ||||
Групповые | Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. | Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать. | ||||
Парные | Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. | Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности. | ||||
Коллективные | Каждый ученик попеременно выступает то в роли учителя, то в роли ученика, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. | Неумение начинающими учителями профессиональноиспользовать данную форму, недостаточность времени на уроках. | ||||