Модификации пальцевой посредственной перкуссии

Метод исследования: перкуссия легких.

Условия перкуссии: общепринятые:

 

Используют три модификации пальцевой непосредственной перкуссии и два метода посредственной перкуссии.

Положение больного:

– ребенок стоит или сидит;

– в случаях тяжелого состояния ребенка возможно горизонтальное положение;

– при перкуссии детей первого года жизни они лежат на спине, животе или находятся на руках у матери;

– новорожденных при перкуссии врач держит на ладони левой руки.

 

Модификации пальцевой непосредственной перкуссии

1. Постукивание по поверхности тела мякотью конечной фаланги указательного или среднего пальца правой руки (способ Ф.Г. Яновского).

2. Постукивание по поверхности тела мякотью конечной фаланги указательного пальца правой руки, которая соскальзывает с поверхности третьего пальца, к которому он прижимается с небольшим усилием, (способ В.П. Образцова).

Этот способ разрешает несколько усилить удар в сравнении с предыдущим способом и в то же время лучше дозировать силу удара, который имеет большое значение для точности диагностики.

3. Тактильная перкуссия (способ В. Эбштейна) основана не на восприятии звука, а на ощущении прикосновения. Перкуссия выполняется мякотью конечной фаланги среднего (или указательного) пальца руки. Но удар не должен быть коротким и отрывистым, как при обычной перкуссии, а медленным, нажимающим и скользящим.

 

Модификации пальцевой посредственной перкуссии

1. Перкуторный удар наносят средним пальцем правой руки, который согнут под прямым углом, двигая при этом кистью руки в лучезапястном суставе. Этот способ перкуссии позволяет получить громкий перкуторный звук.

2. Перкуторный удар осуществляют, двигая слегка согнутый палец-плессиметр только в запястно фаланговом суставе. Перкуторный звук в результате такой перкуссии будет довольно тихим.

Положение студента: стоя или сидя перед больным.

Положение больного ребенка: стоя, потом лежа; дети раннего возраста лежат в кровати или сидят на руках у матери.

Перечень характеристик (4):

1. Сравнительная перкуссия.

2. Топографическая перкуссия.

3. Определение экскурсии нижнего края легких.

4. Определение полей Кренига.

 

Сравнительная перкуссия (рис. 31)

1 этап. Начать перкуссию у детей до 10 лет от ключицы, а у детей старше 10 лет – над ключицей по среднеключичной линии.

Рис. 31. Сравнительная перкуссия легких (стрелки указывают направление движения пальца при перкуссии, пунктир– уровень VI ребра): а – спереди; б – сзади.

 

2 этап. Перкуторные удары нанести по межреберным промежуткам параллельно ребрам с правой и левой стороны в симметричных областях грудной клетки до уровня ІІІ-ІV ребра.

3 этап. С правой стороны продолжать перкуссию к нижнему краю правого легкого, сравнивая перкуторный звук средней части спереди с легочным звуком в верхней части правого или левого легкого.

4 этап. Сравнительную перкуссию на боковых поверхностях грудной клетки провести по средней подмышечной линии последовательно сверху вниз. Перкуторный звук правого и левого легких сравнивать в симметричных областях.

5 этап. Перед проведением перкуссии задней поверхности грудной клетки ребенка попросить наклонить туловище немного вперед, голову опустить вниз, а руками обхватить себя спереди.

6 этап. Сравнительную перкуссию задней поверхности грудной клетки провести сначала над лопатками, потом в межлопаточном пространстве и под лопатками.

7 этап. При перкуссии над лопатками и под ними палец-плессиметр должен располагаться параллельно ребрам, при

перкуссии между лопатками – перпендикулярно ребрам, то есть параллельно позвоночнику.

 

NB! У здоровых детей при сравнительной перкуссии образуется ясный легочный звук (громкий, продолжительный,

низкий, нетимпанический) (рис. 32).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: