Эссе по теме «Общество»

Тесты для подготовки к ЕГЭ. Раздел 1 «Общество»

Задание 1.

К характеристике общества как системы относится

1) неизменность во времени

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть природы

4) материальный мир в целом

 

Задание 2.

В самом широком смысле общество — это

1) весь материальный мир в целом

2) часть материального мира

3) страна, государство

4) часть природно-географической среды, окружающей человека

 

Задание 3.

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.

Б. Понятие «общество» применяется, в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание 4.

Общество — это

1) материальный мир в целом

2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним

3) часть природы

4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней

 

Задание 5.

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество — это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание 6.

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно негативное воздействие на природу.

Б. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

Задание 7.

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.

Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание 8.

Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий человека материальный мир

4) не подверженную изменениям систему

 

Задание 9.

К характеристике как общества, так и природы относится понятие

1) динамичная система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития человечества

 

Задание 10.

Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

 

Задание 11.

Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

 

Задание 12.

Понятия «форма правления», «форма государственного устройства», «авторитаризм» характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

 

13. К характеристике и общества, и природы относится понятие

1) этап исторического развития человечества

2) неизменность во времени

3) часть материального мира

4) формы взаимодействия людей

 

14. К характеристике как общества, так и природы относится понятие

1) социальное взаимодействие

2) динамичная система

3) политическая революция

4) сознательная деятельность

 

15. И представлениям об истории человечества как о прогрессе, и представлениям об истории человечества как о регрессе свойственно мнение о

1) развитии общества по восходящей спирали

2) направленном развитии

3) развитии в направлении от лучшего к худшему

4) неизменности общественных отношений

 

16. О противоречивости прогресса свидетельствует факт

1) в период промышленного переворота изобретен паровой двигатель

2) в годы массового внедрения компьютеров увеличилось число заболеваний органов зрения

3) внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда

4) в эпоху Великих географических открытий начал формироваться мировой рынок

 

17. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.

Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

18. Понятия «банки», «кредит», «кривая спроса и предложения» относятся к характеристике сферы общества

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

 

19. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) революционными изменениями в средствах информации и коммуникации

2) промышленным переворотом

3) рождением теории общественного договора

4) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг

 

20. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Характеризуя общество как динамичную систему, необходимо показать, как взаимодействуют и развиваются его подсистемы и элементы.

Б. Понятие «общество» шире понятия «материальный мир».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

21. Понятия «образование», «наука», «элитарная культура» относятся к характеристике сферы общества

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

 

22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. Общество состоит из подсистем (сфер), каждая из которых обладает качественной спецификой.

Б. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, не связаны с процессами, происходящими в других ее сферах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

23. Понятия «страта», «отклоняющееся поведение», «маргиналы» относятся к характеристике сферы общества

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

 

24. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.

Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

25. К экологическим проблемам относится

1) предотвращение распространения наркомании

2) проблема охраны здоровья

3) предотвращение угрозы новой мировой войны

4) исчезновение многих видов животных и растений

 

26. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. С возникновением общества природа подчиняется воле человека и развивается по законам общества.

Б. Общество как систему характеризует неизменность и постоянство образующих ее элементов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

27. Примером влияния природных факторов на развитие общества является(ются)

1) строительство пирамид в Древнем Египте

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем

4) загрязнение вод Мирового океана

 

 

28. Завершите фразу: «Направленное развитие, развитие, в основе которого лежит движение от менее совершенного общественного состояния к более совершенному, называется ____________________________________».

 

29. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) взаимосвязь элементов

2) неизменность элементов

3) взаимодействие элементов

4) развитие

5) обособленность элементов и сфер

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

 

30. Назовите три исторических типа общества.

 

31. Назовите любые четыре глобальные проблемы современности.

 

Задание 32.

Установите соответствие между явлениями:

А)Традиционное общество Б) Индустриальное общество

1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков

2. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов

3. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития

4. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев

5. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею

6. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее

7. Основа экономической системы — общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности

8. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое

9. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы

10. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны

11. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует

12. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество

13. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней

14. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности

15. Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений

16. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

 

Задание 33.

Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. Процессы, происходящие в политической сфере жизни общества, могут влиять на процессы, происходящие в других ее сферах.

Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание 34.

Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественной жизни.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание 35.

Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.

Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание 36.

При переходе от традиционного общества к индустриальному

1) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

2) снизилось значение таких ценностей, как личная инициатива, готовность к изменениям

3) усилились сословные различия

4) возросло значение науки и образования

 

Задание 37.

При переходе от традиционного общества к индустриальному

1) главными регуляторами общественных отношений стали обычаи и религиозные нормы

2) в противовес ценностям индивидуальной свободы возросло значение коллективистских ценностей

3) разрушились сословные границы

4) снизилась социальная мобильность

 

Задание 38.

Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

1) заменой ручного труда машинным

2) развитием информационно-интенсивных технологий

3) разрушением сословных привилегий

4) формированием научной картины мира

 

Задание 39.

Что из перечисленного относится к характеристике традиционного общества

1) высокая социальная мобильность

2) преимущественно экстенсивное развитие производства

3) сословная структура общества

4) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей

5) преобладание коллективистских взглядов

6) вера в общественный прогресс

 

Задание 40.

Прочитайте текст и выполните задания.

Информационное общество

Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.

Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10–15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).

Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.

Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.

Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <…>

Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»… Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <…>

Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизационного развития.

Н.В. Загладин

1. Какие четыре признака информационного общества названы автором?

2. Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения современного общества? Укажите два таких термина.

3. Автор полагает, что информационное общество является глобальным. Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «глобализация» и укажите любые два фактора, ведущие к глобализации.

4. Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях становления информационного общества, называет автор? Назовите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания.

 

Задание 41.

Общей чертой глобальных проблем современности является

1) отсутствие взаимосвязи между ними

2) их связь только с наиболее развитыми странами

3) их связь преимущественно с правовыми вопросами

4) взаимосвязанность всех глобальных проблем

 

Задание 42.

К экологическим проблемам относится

1) опасность распространения ядерного оружия

2) постепенное истощение природных ресурсов

3) борьба с международным терроризмом

4) возрождение нравственных ценностей

 

Задание 43.

Верны ли следующие суждения о целостности мира?

А. Целостным мир станет при условии разрешения всех существующих глобальных проблем.

Б. Возникновение глобальных проблем доказывает, что современный мир является целостным.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание 44.

Что из нижеприведенного является проявлением глобальных проблем? Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания.

1) истощение плодородного слоя почвы

2) истощение запасов пресной воды

3) спад производства

4) увеличение задолженности развивающихся стран развитым

5) кризис национальной финансовой системы

6) проблемы войны и мира

 

Задание 45.

Обратимся к познавательной задаче по данной проблематике.

Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывала в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения ведет к радиоактивному загрязнению значительной акватории Мирового океана. В рамках каких глобальных проблем можно рассмотреть эти события? Свой ответ аргументируйте.

 

Задание 46.

Сторонники теории прогресса в общественном развитии считают, что

1) «золотой век» человечества остался в прошлом

2) общество не имеет определенного направления развития

3) человечество развивается от менее совершенного состояния к более совершенному

4) общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

 

Задание 47.

И представлениям об истории человечества как о прогрессе, и представлениям об истории человечества как о регрессе свойственно мнение о

1) развитии общества по восходящей спирали

2) направленном развитии

3) развитии в направлении от лучшего к худшему

4) неизменности общественных отношений

 

Задание 48.

В выступлении ученого на научной конференции прозвучали такие слова: «Конечно, мир развивается, совершенствуется, становится лучше. Очевидно и то, что жизнь человека становится все напряженнее, темп его существования убыстряется. Современные люди подвержены стрессам, сердечным заболеваниям, сосудистым недомоганиям».

Назовите понятие, которое характеризует представления ученого о направлении общественного развития. Он отмечает противоречивость этого процесса. Укажите любые два проявления этих противоречий, не названные ученым

 

Задание 49.

О противоречивости прогресса свидетельствует факт

1) переход к постиндустриальному обществу сопровождается ростом числа людей, имеющих высшее образование

2) в период промышленного переворота возросло число лиц, страдающих хроническими заболеваниями

3) внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда

4) в эпоху Великих географических открытий начал формироваться мировой рынок

 

Задание 50.

Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость.

Б. Противоречивость прогресса состоит, в частности, в том, что положительные изменения в одних сферах могут сочетаться с застоем или регрессом в других сферах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

51. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.

 

52. Прочитайте текст и выполните задания.

Последствия глобализации

Сегодня многие авторы… все чаще обращают внимание на то, что глобализация не обязательно предполагает принятие единых, универсальных норм и правил поведения… Отнюдь не всегда распространяются западные цивилизационно-культурные образцы. Налицо и обратный процесс. Симптоматичен интерес индустриально развитых сообществ к восточным религиям, африканской культуре и т.п.

Глобализация — гораздо более многосторонний процесс, не сводимый к чисто экономическим составляющим. Так, информационный обмен в планетарной сети Интернет… сам по себе ценен и значим… Проникновение информации сквозь границы способствует демократизации мира, снижению вероятностей авторитарного управления и изоляционизма, ускорению темпов экономического развития… [Новые технологи и биотехнологии] открывают перспективы при борьбе с голодом либо выравнивании продовольственной ситуации между Севером и Югом, а также для прогресса фармакологии и медицины…

Глобализация — это отнюдь не линейный, развивающийся равномерно и позитивно процесс…. Многие страны по разным причинам (политическая изоляция или самоизоляция, технологические возможности и т.п.) оказались на периферии глобальных тенденций. Более того… разрыв между странами, отдельными регионами, вовлеченными в этот процесс, и остальными с каждым годом становится все ощутимее… Относительно бедные страны скатываются на еще более низкий уровень; из них идет массовая миграция в благополучные регионы; в обделенный странах возникают плохо управляемые конфликты. В итоге появляются «новые недовольные», «новые изгои», с одной стороны, по размежеванию Север — Юг, а с другой — по линии расслоения населения в развитых странах, где формируется, преимущественно из иммигрантов… современный «низший класс».

Политология / Рук. авт. колл. проф. А.Ю. Мельвиль

 

1. Какие положительные последствия глобализации указывают авторы? Назовите любые четыре.

2. О каких противоречиях глобализации говорится в тексте? Укажите любые четыре.

3. Какие научные позиции по вопросу о роли глобализации в сохранении культурного многообразия современного мира представлены авторами? Выскажите свое мнение по этому вопросу и обоснуйте его двумя аргументами

4. В тексте неоднократно говорится о проблеме «Север — Юг». Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните, в чем она состоит. Какие решения этой проблемы предлагают современные политики? Назовите любые два.

3. Какие научные позиции по вопросу о роли глобализации в сохранении культурного многообразия современного мира представлены авторами? Выскажите свое мнение по этому вопросу и обоснуйте его двумя аргументами.

4. В тексте неоднократно говорится о проблеме «Север — Юг». Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните, в чем она состоит. Какие решения этой проблемы предлагают современные политики? Назовите любые два.

Эссе по теме «Общество»

Последнее задание в экзаменационной работе предполагает, что выпускник напишет эссе, краткое сочинение-размышление, в котором он должен высказать и обосновать свое отношение к вынесенной в заголовок формулировке.

Обдумывая тему, обязательно определите:

1. Согласны ли вы с автором высказывания или нет?

2. Будет ли ваше эссе посвящено обоснованию или критике его позиции?

3. Какую логику размышлений вы изберете?

4. Какие обществоведческие понятия используете? (Этот аспект особенно важен, ибо эссе по обществоведению предполагает обязательное использование научных понятий и терминов.)

5. Знание каких проблем общества поможет вам при работе над эссе?

6. К каким выводам вы планируете прийти?

7. Какие аргументы вам понадобятся для их обоснования?

Это общие рекомендации, которые относятся к эссе по всем содержательным линиям.

 

Приведем примеры тем, которые могут быть предложены в экзаменационной работе.

1. «Цивилизация — это прежде всего воля к сосуществованию» (Х. Ортега-и-Гасет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: