Тема: «Русская культура во второй половине XIII – XV в.в.»

На положении культуры Руси во второй половине XIII – XV в. сказывалось несколько факторов:

  • Разрушение многих культурных центров в ходе монгольского нашествия;
  • Замедление темпа развития в результате золотоордынского ига;
  • Преемственная связь с традициями предшествовавшего периода;
  • Сохранение национальной самобытности русской культуры, хотя в ней появились элементы чужеземного присутствия (слова татарского происхождения, антиордынские сюжеты в устных и письменных произведениях).

Устное народное творчество восприняло былинное наследие Киевской Руси, воспевавшее подвиги древних богатырей. Былины киевского цикла обрели вторую жизнь, вдохновляя народ на сопротивление завоевателям.

Идея защиты родной земли пронизывала и новые произведения устного народного творчества: «Сказание о невидимом граде Китеже» - городе, ушедшем на дно озера и не сдавшемся врагу; историческая «Песнь о Щелкане Дудентьевиче» о расправе народа с ордынским баскаком Чолханом во время восстания в Твери 1327 г.

Для литературы рассматриваемого периода характерны пять жанров:

  • Историческая повесть – сочинения о реальных исторических деятелях и событиях: о князе Александре Невском; «О битве на Калке»;«Повесть о разорении Рязани Батыем» о подвиге богатыря Евпатия Коловрата; «О побоище на Дону»,«Сказание о Мамаевомпобоище». В поэме Софония Рязанца «Задонщина» победа в Куликовской битве 1380 г. рассматривалась как реванш за поражение русских на р. Каяла в 1185 г. и р. Калка в 1223 г.;
  • Житие – жизнеописания князей, митрополитов, епископов, общерусских и местночтимых святых. Авторы – Епифаний Премудрый иПахомий Логофет – серб, специально приглашенный на Русь для составления агиографических произведений. В Житии основателя Троице Сергиева монастыря Сергия Радонежского отразились подробности жизни и быта выдающегося подвижника РПЦ, благословившего князя Дмитрия Донского на борьбу с Золотой Ордой;
  • Хождение – жанр, временно угасший и возродившийся после возобновления путешествий русских людей с сер. 14 в. Церковные деятели рассказывали о Царьграде, Иерусалиме, Афоне и других местах Святой земли. Светский характер имело «Хождение за триморя» (конец 15 в.) тверского купца Афанасия Никитина, повествовавшее о природе заморских стран, внешнем виде и обычаях чужеземцев, их хозяйстве и религии;
  • Летописи, традиция составления которых не была утрачена. В Новгороде она не прерывалась с 11 вплоть до 16 в. С конца 13 в. образовалось несколько новых летописных центров – Тверь, Москва, Ростов, Псков, Рязань и др. Первоначально центр общерусского великокняжеского летописания переместился из Киева в Тверь. В первой трети 14 в. было создано несколько сводов, включавших не только местные сведения, но и новгородские, рязанские, смоленские и южнорусские известия. В этом проявлялось стремление Тверского княжества встать во главе всех русских земель. С сер. 14 в. центр общерусского летописания переместился в Москву. В 1408 г. при митрополичьей кафедре был составлен свод – Троицкая летопись (предположительный автор – Епифаний Премудрый. Подлинник сгорел во время пожара Москвы 1812 г., но текст летописи восстановил историк М.Д. Приселков). Великокняжеский Московский летописныйсвод 1479 г., как и митрополичий свод, пронизывали идеи общерусского единства и права Москвы стать центром объединения русских земель. В 15 в. летописи превратились в острое идейно – политическое оружие. В новых сводах информация первоисточников подвергалась переработке, отражавшей борьбу за главенство Москвы в русских землях. Исторические события получали официальную оценку и оправдание действий московского князя.
  • Жанр хронографа появился в связи с усилением интереса к всемирной истории и стремлением понять место Московского государства в мире. Хронограф 1442 г. (автор – Пахомий Логофет) впервые излагал русскую историю на фоне мировой.

Таким образом, для литературы второй половины 13 – 15 в. характерны патриотизм, воспевание героической борьбы с Золотой Ордой, защита объединительной тенденции и обоснование политики московских князей, направленной на создание общерусского государства.

Архитектура Руси после монгольского нашествия переживала период упадка – деревянные строения сожжены, каменные – разрушены, опытные мастера убиты или уведены в плен. Традиции каменного строительства были утрачены. Однако постепенное восстановление хозяйства привело к их возрождению. Первое после монгольского нашествия сооружение из камня – храм Спасо – Преображения в Твери (конец 12 в.). Однако разгром Твери при подавлении восстания 1327 г. экономически ослабил ее, и пальма первенства в каменном строительстве перешла к менее пострадавшим землям.

Сложились три архитектурные школы:

  • Для новгородской характерно одноглавие церквей и пышный декор. В начале 14 в. в Новгороде заложили каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивали. В 1433 г. новгородские и немецкие мастера построили Грановитую палату для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Во второй половине 14 в. на средства новгородских бояр и купцов возводились небольшие одноглавые церкви – Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Обилие декоративных украшений придавали им праздничность и нарядность.
  • Псковская архитектура композиционно (одноглавие церквей) была близка к новгородской, но отличалась более скромным декором. Каменный Кремль в Пскове возник в 15 в. Культовые сооружения (одно из ранних – церковь Василия на Горке 1410 г.) выполнены в суровом, лаконичном стиле и почти лишены внешних украшений. Архитектурный облик Пскова, стоявшего на западных рубежах русской земли, долго сохранял вид крепости.
  • Для московской, сложившейся в 14 – 15 вв., были характерны многоглавие церквей, нарядный декор и использование белого камня в качестве строительного материала. При Дмитрии Донском в 1367 г.дубовые стены Московского Кремля, построенные Иваном Калитой, заменили белокаменными. Однако они были сильно повреждены в 1382 г. во время нападения Тохтамыша. В конце 15 – 16 в. завершилось создание грандиозного ансамбля Московского Кремля. Его стены из красного кирпича включали 18 башен. Возведенный по всем правилам тогдашней фортификационной науки, Кремль стал одной из крупнейших в мире крепостей.

В Кремле сохранились:

v Пятиглавый Успенский собор(1475 – 1479 – архитектор Аристотель Фиорованти);

v Благовещенский собор – домовая церковь московских государей (1489 г. – псковские мастера);

v Пятиглавый Архангельский собор – усыпальница московских великих князей (1505 1508 гг. – архитектор Алевиз Новый);

v Грановитая палата (1487 – 1491 гг.) – огромный (500 кв. м) тронный зал;

v В центре Соборной площади 81 – метровая колокольня Ивана Великого, достроенная при Борисе Годунове.

Величественный ансамбль Московского Кремля стал символом могущества и достоинства столицы России. В окрестностях Москвы возводились одноглавые храмы в традициях Владимиро – суздальского зодчества: Успенский (1400 г.) и Рождественский соборы(1405 – 1429 гг.) Саввино Сторожевского монастыря в Звенигороде; Троицкий собор (1422 г.) Троице – Сергиева монастыря; Спасский собор (1427 г.) Андронникова монастыря в Москве. Размах каменного строительства в 15 в. свидетельствовал об экономическом подъеме и культурном возрождении, обусловленном объединением русских земель и их освобождением от золотоордынского ига.

Живописьиконы и фрески использовались для украшения построенных соборов. На творчество художников в этот период влияли традиции местных живописных школ домонгольского периода и в то же время образовавшаяся общерусская живописная школа. Это ярко проявилось в творчестве Феофана Грека, приехавшего из Византии, и Андрея Рублева.

В Новгороде Феофан Грек создал ряд выдающихся произведений, в том числе фрески в церкви Спаса на Ильине улице, для которых характерны необычайная выразительность, аскетизм и суровость ликов святых, четкость рисунка, смелость длинных мазков кисти и чистота красок. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор, а также вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором Благовещенский собор в Кремле. Московская школа живописи сформировалась благодаря творчеству выдающегося художника Средневековья Андрея Рублева. Его иконам и фрескам присущи смелость и новизна композиций, утонченность рисунка, мягкость колорита и, главное, высокий философский смысл, человечность, лиризм и одухотворенность. Лучший образец – икона Троица для иконостаса Троицкого собора Троице – Сергиевой Лавры (ныне хранится в Третьяковской галерее). Сохранились также иконы Звенигородского чина (находятся в Третьяковской галерее) и фрески Успенского собора во Владимире. Традиции живописи Андрея Рублева легли в основу деятельности многих поколений русских иконописцев.

Выводы. Несмотря на монгольское нашествие и золотоордынское иго, русская культура возродилась на своей традиционной основе и сохранила свой самобытный характер. Образование единого государства и освобождение от ордынцев создали благоприятные условия для дальнейшего культурного возрождения и складывания единой национальной общерусской культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: